Антонио гауди
Содержание:
- Забвение Гауди
- Дом Висенс – Casa Vicens
- Древнеримский стиль
- Дом Мила (1906–1912)
- Биография Антонио Гауди
- Дом Бальо (Casa Batlló)
- Колледж Ордена Святой Терезы (Collegi De Las Teresianes)
- Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)
- Павильоны усадьбы Гуэль
- Эль Каприччо
- Дом Кальвет — Casa Calvet
- «Каменная пещера» или Дом Мила Гауди
- Архитектура Антонио Гауди: Дом Кальвет
- Философия Гауди
- Развитие современной архитектуры
- Краткая биография Антонио Гауди:
- Романская архитектура
- Краткое описание
- Друг, меценат и покровитель… Гуэль
- Готическая архитектура Гауди: La Sagrada Familia
Забвение Гауди
Стиль Гауди восхищал художников и скульпторов-сюрреалистов, абстрактных экспрессионистов на протяжении всей его жизни. Но после смерти архитектора его работами стали пренебрегать. Они потеряли интерес и популярность.
Как в своё время люди устали от барокко, так в 1930 годах стали игнорировать и слишком выразительный стиль Гауди. На его родине, в Каталонии, участники нового культурного движения Ноусентисм, пришедшего на смену испанскому Модернисму (Modernisme), смотрели на стиль Гауди свысока.
Во время гражданской войны в Испании в 1936 году его великая работа, Sagrada Familia, подверглась разграблению. Огромное количество документов, моделей и планов по её завершению были утеряны для истории.
В 1950-м году Сальвадор Дали высказал своё восхищение работами Гауди и его стилем. Его поддержал архитектор Жозеп Луис Серт. К столетию рождения каталонского зодчего была основана Ассоциация друзей Гауди (Asociación de Amigos de Gaudí) с целью распространения и сохранения его наследия.
Четыре года спустя, в 1956 году, в Сало-дель-Тинелл в Барселоне организовали ретроспективу. В Политехническом университете Каталонии с целью углублённого изучения его работ и их сохранения создали кафедру Гауди.
Дом Висенс – Casa Vicens
Эта работа была первой в творческой карьере художника. Строительство этого дома продолжалось с 1883 – 1888, а заказал его владелец завода керамической плитки Мануэль Висенс Мунтанера.
Приехав в первый раз на место, где должен был впоследствии быть построен дом, Гауди увидел пальму, окруженные желтыми цветами – бархатцами.
Эти растительные мотивы и легли в основу идеи художника.
Забор состоит из рисунка листьев пальмы, а желтые цветы украсили керамическую плитку, облицовывающую дом.
Уникальным является то, что Антонио Гауди оформил дом как внутри, так и снаружи. Витражи и росписи стен дома – это все его работа.
Попасть в это уникальное творение крайне сложно, так как это частный дом.
Древнеримский стиль
Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.
Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.
Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне — например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.
Дом Мила (1906–1912)
В проекте дома Мила Гауди вновь становится первооткрывателем: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен – дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения.
Из-за волнистого каменного фасада здание получило «кличку» Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила – терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада.
Крыша дома Мила — это отдельный мир: там можно увидеть объединенные дымоходы, вентиляционные башни, искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами.
Биография Антонио Гауди
Знаменитый каталонский архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в семье кузнеца в небольшом городке Реусе, Каталония. Продолжая семейное дело, отец будущего архитектора промышлял ковкой и чеканкой по меди и с малых лет прививал сыну чувство прекрасного, занимаясь с ним рисованием и изображением зданий.
Антонио рос смышленым мальчиком, которому без особых усилий давались успехи в школе. Самым любимым его предметом была геометрия. Еще в школьные годы молодой человек начал задумываться о своем предназначении и чувствовал, что его жизнь будет так или иначе связана с искусством. Однажды, во время школьного спектакля, Антонио попробовал себя в роли театрального художника и именно тогда понял, чему хочет посвятить свою жизнь – «живописи по камню», которая в последующих поколениях будет описываться как архитектура Гауди.
Архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – создатель самых значимых достопримечательностей, которыми гордится Каталония
Поступив здесь в архитектурное бюро на начальную позицию, молодой человек не оставляет мечты когда-нибудь начать работу над собственным проектом и построить свое здание.
После четырех лет жизни и работы в столице Каталонии, Гауди наконец поступает в Провинциальную школу архитектуры, где с отчаянным рвением берется за учебу. Уже с первого курса преподаватели отмечают Антонио, замечая как его талант, так и поразительное упрямство, нестандартное видение и дерзость. Об этих качествах говорит даже ректор учебного заведения, вручая 26-летнему Гауди диплом архитектора.
Уже на последних курсах амбициозный каталонец работал над серьезными проектами и до конца жизни не оставлял свое дело. Летом 1926 года в Барселоне знаменитый арзитектор был сбит трамваем по пути в церковь. Приняв художника за бездомного, свидетели происшествия отправили его в больницу для нищих. Только через день в измученном старике признали знаменитого зодчего, однако состояние его на тот момент ухудшилось, и вскоре он умер.
Дом Бальо (Casa Batlló)
«Дом из костей», «зевающий дом», «дом-дракон»— все это имена, под которыми знаменит дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательная архитектура Антонио Гауди располагается непосредственно в центре Барселоны, и при всем желании невозможно прошагать мимо, не увидев ее. Горбатая крыша, напоминающая хребет дракона, мозаичный фасад, изменяющий свой цвет исходя из освещения, балконы, похожие на мордашки пучеглазых мух либо черепа – все это оказывает неповторимое ощущение.
Заказ на восстановление дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал целиком избавиться от старой постройки. Оставив прежнюю структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выступает на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.
Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди соединил световые шахты в единый внутренний двор. Тут архитектор устроил особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет оттенок керамической облицовки от белого до голубого и синего.
Часть фасада выложена мозаика из ломаной керамической плитки, которая в начале – золотистых оттенков, после – оранжевых и в завершении – зелено-голубых.
Крыша дома, по обычаю, украшена авторскими башнями-дымоходами.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Дом Бальо, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Колледж Ордена Святой Терезы (Collegi De Las Teresianes)
«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — тоже явилась одним из шедевров архитектуры Антонио Гауди. Здание колледжа было возведено меж 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо – священника, образовавшего орден терезианок.
Архитектура Антонио Гауди: Колледж Ордена Святой Терезы
Вначале разработка плана была поручена архитектору Хуану Б. Понсому. Он трудился над проектом весь год, и даже сумел построить здание до второго этажа, когда возведение передали Гауди. У молодого гениального архитектора получилось добавить ощутимые изменения в начальный проект и завершить строительство менее, чем за год.
Для Гауди это был нетипичный проект. Первое – он вынужден был творить в условиях урезанного бюджета, потому при возведении применялся обычный кирпич и имитация камня. Второе, его фантазию поместили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные замыслы Антонио вначале согласовывал со священником, и лишь после того мог реализовывать их в жизнь. Логично, что большинство задуманного было отклонено.
Архитектор все же украсил школу, насколько это было в его силах. Для того он задействовал множество аккуратных арок и декоративных элементах на зубцах здания, которые напоминают профессорские шапочки.
Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)
Собор Саграда Фамилия в Барселоне
Собор Саграда Фамилия в Барселоне
Церковь Саграда Фамилия явилась делом все жизни великого архитектора Гауди, которому он посвятил весь остаток своих дней. История данного строения началась еще в 1883 году, когда по задумке властей Барселоны собор начал возводить и проектировать Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал данную церковь в стиле неоготики. Правда ему удалось построить одну лишь крипту под аспидой и далее проект был передан Гауди в 91 году того же 19 века.
Гауди посвятил собору 43 года своей жизни и сотворил строение в своем собственном стиле, не похожем ни на одно из придуманных великими мастерами направлений. Антонио Гауди во всей истории архитектуры находится в стороне от всех, так как ему не было, и нет равных и даже сегодня, когда храм так и не был достроен до конца. Не нашелся еще тот, кто смог понять идею художника и его цель и закончить дело его жизни.
Кафедральный собор святому семейству был задуман архитектором, как воплощение нового Завета в жизнь и вся лепнина фасада должна была передать жизнь и дела Христа на Земле. Гауди и тут не отошел от своих принципов и ни чего не придумывал заранее, а воплощал свои идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках, и полностью контролировал весь процесс.
Чтобы находиться ближе к своему детище, Антонио переселился в одну из комнат будущего Собора, и порой, его задумки шли на перекос с его же прошлыми идеями. После чего строителям приходилось ломать одно и возводить что-то новое, что Гауди только что придумал. Именно так и начал над всеми домами Барселоны медленно расти и возвышаться удивительный Собор, который поражал своими формами и архитектурными изваяниями всех жителей в те времена и продолжает поражать взгляды посетителей со всего мира и сегодня.
По задумке Гауди церковь должна была иметь вид в форме трех фасадов с одинаковым оформлением, которые должны украсить четыре криволинейные башни. В результате должно быть 12 башен, каждая из которых символизирует одного из апостолов, а фасады должны были олицетворить жизнь Христа – «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение».
Но, как это ни печально, даже после стольких лет строительства, Гауди успел воплотить в жизнь только часть своих идей, и ему удалось представить взору граждан один лишь «рождественский» фасад – восточная часть Собора. А так же четыре его башни, которые, правда, были достроены уже после смерти мастера в 1950 году. Остальные фасады, лепнина и башни так и остались в незавершенном своем состоянии.
Павильоны усадьбы Гуэль
К первым проектам Антонио Гауди относятся и павильоны усадьбы Гуэль. Расположен этот объект далековато от центра Барселоны на маршруте синей линии экскурсионных автобусов. Далеко не все туристы выходят из автобуса, чтобы посетить павильоны. Я также всего лишь сфотографировала их с борта автобуса:
Но, хотя Гауди строил данные павильоны в начале своей творческой карьеры, в 1880-е годы, мастер уже в то время применил много интересных идей. Во-первых, первое применение в отделке поверхностей битой керамики произошло именно при строительстве павильонов. Во-вторых, Гауди спроектировал такие кованые ворота с драконом, ради которых посетители приходят в усадьбу Гуэль и сейчас.К сожалению, на фото детали ворот практически не просматриваются. Придется вам ехать в Барселону, чтобы заглянуть в пасть дракону, где спряталась задвижка ворот)) А если серьезно, то в этом районе Барселоны неплохо бы задержаться. Павильон примыкает к роскошному парку Педральбес, в центре которого стоит королевский дворец. И эти достопримечательности Барселоны интересно осмотреть, а если перейти проспект Диагональ, то и до знаменитого стадиона Камп Ноу просто добраться.
Друзья, возможно, мое краткое представление главных работ Антонио Гауди поможет вам определиться, какие из объектов вы хотели бы посетить в Барселоне. Если информации в этой статье недостаточно, пройдите по приведенным в тексте ссылкам, и вы сможете узнать о большинстве объектов подробнее. Думаю, что вы составите увлекательную программу для своей поездки в Барселону.
Ваш euro-проводник Татьяна
Эль Каприччо
В 1883-85 гг. по проекту Гауди был создан Эль Каприччо. Это здание является летним особняком, расположенным в селении Комильяс на Кантабрийском побережье. Для его сооружения использован принцип горизонтального распределения пространства, окна комнат выведены в долину, которая спускается к морю. Кухня, а также хозяйственные помещения находятся на цокольном этаже. Первый этаж содержит большие залы, жилые комнаты, гостевые спальни и ванные комнаты. Пройдя через галерею, можно из каждой спальни прийти в центральное помещение всего здания – салон-гостиную.
С внешней стороны здание отделано кирпичом и керамической плиткой. Основной фасад выделен покрашенной в серый и охряной цвета рустикой, отличающейся грубым рельефом. Облицовка первого этажа выполнена с использованием разноцветных кирпичей, которые выложены широкими рядами. Кирпичные ряды чередуются с узкими полосками плит из майолики и рельефными слепками подсолнуховых соцветий.
Дом Кальвет — Casa Calvet
Построенный по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, этот дом кажется не особенно впечатляющим. В то время хозяйка жила на втором этаже. Первый этаж занимали магазины, а третий – квартиросъемщики.
В 1990 году власти Каталонии присвоили этому сооружению статус лучшего здания Барселоны. Вот такое необъяснимое явление, при том, что у художника за плечами уже было несколько серьезных проектов, отличавшихся оригинальностью и утонченностью.
Художник также потрудился над внутренним видом дома. Любопытные природные мотивы нашли свое отражение и здесь. Глазок в двери напоминает пчелиные соты. Известно, что художник погружал свои пальцы в глину, а затем в получившуюся форму, заливал метал.
Сами двери украшают металлические элементы. Чтобы постучать в дверь, вы будете ударять по клопу. Неизвестно что именно побудила художника выполнить именно это изображение, толи обычаи Каталонии, толи его неприязнь к этим насекомым.
В наши дни дом Кальвет является жилым. На первом этаже располагаются офисы, а на других этажах жилые квартиры.
«Каменная пещера» или Дом Мила Гауди
Не успев закончить свой шедевр для Бальо, Гауди получает заказ на строительство доходного дома от еще одного каталонского дельца Пере Мила. Увидев, какое великолепие сотворил Гауди для Бальо, удачливый бизнесмен тоже захотел визуального подтверждения собственной значимости и богатства. Задача, которую поставил заказчик перед Гауди, была весьма тривиальна для того времени: на одном этаже планировал жить Пере с женой, а остальные этажи отдавались под съем. Но Гауди не был бы Гауди, если бы все, что он создавал, находилось в архитектурных рамках. Великий каталонец опередил время на несколько десятилетий, отказавшись от несущих стен, чтобы дать возможность менять конфигурацию комнат. В современном строительстве это называется свободной планировкой. А во времена Гауди такие эксперименты казались настоящим архитектурным вызовом.
Фасад дома Мила тоже не оставил никого равнодушным. Недоумение, негодование, неприятие внешнего вида строения – таковой была «благодарность» современников Гауди. Они не ценили уникальную технику обработки камней и металла, из которых был сделан фасад, не воспринимали его как объект искусства. Им виделась каменоломня или угрюмая пещера.
Возведение этого дома сопровождалось громкими скандалами и даже судебными тяжбами. Хозяин, как и большинство современников, не понял творческих экспериментов Гауди, К тому же, власти обязали заказчика выплатить штраф за нарушение действовавших тогда строительных норм. Последняя из размолвок хозяев с архитектором произошла, когда Гауди предъявил счет за сверхурочные работы. Супруги Мила наотрез отказались заплатить итоговую сумму, она показалась им чересчур высокой. Гауди обратился в суд, и решение было вынесено в его пользу. Хозяева вынуждены были взять ипотеку под вновь построенный дом, чтобы заплатить архитектору. А Гауди, чрезвычайно обрадованный своей победой, отдал деньги одному из женских монастырей.
Дому Мила, как и Дому Бальо, посвящены отдельные интересные рассказы в нашей аудиоэкскурсии “Шедевры модернизма и секреты Барселоны“.
Как добраться до Дома Мила в Барселоне
Достопримечательность находится на улице Paseo de Gracia, 92. До дома-музея Каса Мила можно добраться на общественном транспорте.Автобусы: V15, V17, H10, H8, 7, 22, 24, 6, 33, 34 до остановки «Passeig de Gràcia – La Pedrera».Метро: зеленая линия L3 и синяя линии L5 до станции метро Diagonal.Поезд: FGC, станция Provença.
Режим работы Каса Мила
C 1 марта по 3 ноября, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 20:30.
Ночное посещение: с 9:00 до 11:00.
С 4 ноября по 28 февраля, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 18:30.
Ночное посещение: с 7:00 до 21:00.
Рождественское расписание Каса Мила: с 26 декабря по 3 января, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 20:30.
Ночное посещение: с 9:00 до 11:00.
Стоимость посещения — от 22 евро и выше.
Билеты в Casa Mila
Билеты можно купить на официальном сайте. Бронирование на русском языке (посещение с русским аудиогидом) доступно здесь. А любители необычных экскурсий могут взять экскурсию “Дом Мила ночью”
Архитектура Антонио Гауди: Дом Кальвет
Еще одно творение архитектуры Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда представляется типичным и незаметным, но стоит присмотреться поближе…
Дом Кальвет Гауди возвел по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, согласно всем критериями «доходного» дома. На первом этаже тут находились магазины, на втором этаже проживала непосредственно владелица, а прочие уровни были сданы квартиросъемщикам.
Архитектура Антонио Гауди: Дом Кальвет
Удивительно, но самая «обычная» работа по архитектуре Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, признали лучшим строением Барселоны. Для многих это стало неожиданностью, потому как к этому времени Антонио закончил ряд проектов, смотрящихся более изысканно и элегантно. Но властям каталонской столицы как раз этот образец архитектуры Антонио Гауди показался самым достойным.
В оформлении фасада Гауди просчитал любую мелочь. Например, форму дверного глазка архитектору навеяли медовые соты. При его воплощении в жизнь гений неоднократно погружал пальцы в глиняную массу, а после заливал полученную форму металлом.
А молотки на парадных дверях бьют по изображению клопа. Может быть, в соответствии с древней каталонской традицией, убийство данного насекомого приводило удачу и материальное благополучие в дом. А, возможно, Антонио Гауди попросту не любил паразитов.
Молоток на парадных дверях
В настоящее время дом Кальвет все так же задействован по назначению: подвал используется под склады, первый этаж – под офис, а на прочих этажах находятся жилые квартиры.
Философия Гауди
Пока в Европе функционалисты культивировали до неприличия прямые линии и упрощенные формы в архитектуре, Гауди задумал создать «стиль Средиземноморья». Он окутал свои фантазии мавританским стилем архитектуры, готикой, щепоткой барокко, модернизмом. Вся эта колоритная смесь родила собственный, неповторимый почерк художника.
Творения Гауди – это живой организм. Архитектор обращается к природе, но не для воспроизведения ее точной копии. Нет, это слишком просто для него. Вплетая природу в здания, он пытался воспроизвести жизнь. Настоящую. Возможно, даже более интенсивную чем в реальности. И именно формы природы давали ему идеи для визуализации «органического целого», формировали в его воображении сложную систему индивидуальных образов.
Крыши-драконы, балконы-черепа, фасад как вибрирующая мембрана, колонны-стволы, помещения-пещеры, оконные импосты, напоминающие кости, цветы, застывшие в рельефной керамике. И никаких, никаких прямых линий. Почему? Ответ Гауди прост: «Природа не знает прямых линий».
Природа не знает прямых линий
Смотря на некоторые здания Гауди, такие как Каса Мила, кажется, что это дело не человеческих рук. А будто бы природа вытолкнула из-под земли одно из своих лиц. Будто выросло здесь сооружение вполне естественным способом, как, например, вырастает дерево.
Роскошная фантазия художника, его слабость к символизму и аллегоричности сделали сооружения чрезвычайно динамичными. Казалось бы, что этот вихрь иррациональности и является столпом, на котором держится творчество Гауди. А вот и нет. Воображение превращалось в иррациональные архитектурные образы только благодаря вполне рациональным расчетам. Для того, чтобы обеспечить «жизнеспособность» колонн под наклоном, изгибы драконьих спин, волнообразность фасада, надо было разработать чрезвычайно сложный «хладнокровный» проект. Так, Гауди заставил рациональность обслуживать иррациональное.
Его методы проектирования превзошли методы современности. Знаменитый архитектор придумал собственную безопорную систему перекрытий
А теперь внимание – такие расчеты в XXI веке может выполнять только специальная программа NASA, созданная для расчета траектории космических полетов
Вместе с тем, не все замыслы Гауди вносил в проект. Он относился к своим зданиям как к действительно живым существам, которым требуется свободное, «нерассчитанное» место для роста.
Гауди – это целая эпоха в архитектуре
Также художник разработал собственную теорию цветов. Он говорил, что природа (которая в понимании Гауди тождественна жизни) не бывает одноцветной, смерть не имеет цвета. Поэтому его здания изобилуют оттенками – они делают их живыми.
Развитие современной архитектуры
Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.
В период с 2006 по 2021 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.
В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.
Краткая биография Антонио Гауди:
Антонио Гауди родился в Таррагоне в 1852 году, в портовом городе на северо-востоке Испании. Гауди — каталонский архитектор и величайший представитель каталонского модернизма. В отличие от других архитекторов своего поколения, Антонио — создатель одних из самых красивых сооружений Барселоны, которые привели его к мировой известности.
Революционные идеи Антонио Гауди изменили мир модернизма и архитектуру в целом. Он проектировал яркие, оригинальные и инновационные здания, вдохновляясь в основном природой.
Антонио Гауди встретил Эусеби Гуэля, который впоследствии стал его главным спонсором и хорошим другом, во время участия в Парижской всемирной выставке 1878 года.
Благодаря Гуэлю Антонио Гауди получил заказ на реализацию важных проектов в Барселоне, включая Sagrada Família и Park Güell, которые считаются его великими работами. Он также разработал La Pedrera, Casa Batlló, Casa Vicens, Casa Calvet или уличные фонари в Plaça Reial.
Чтобы увидеть в Барселоне самые крутые места и сделать лучшие фотографии, почитайте нашу статью про ТОП-16 мест в Барселоне. Если вы ищите жилье, то выберите отель со скидкой до 60% тут. Бесплатная страховка на год — здесь.
Романская архитектура
Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.
Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.
Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.
Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.
Краткое описание
Один из самых величественных и роскошных парков на нашей планете, который может составить «конкуренцию» даже великим императорским садам из Поднебесной, находится в Барселоне и носит название Парк Гуэля.
Вид парадной лестницы из домика привратника
Это удивительное место, площадью чуть более 17 гектар, постоянно привлекает к себе внимание не только туристов, посетивших столицу Каталонии, но и коренных жителей Барселоны. Где еще как не в Парке Гуэля можно отдохнуть от суеты мегаполиса и насладиться пением тысяч птиц, скрывающихся в густых рощах пиний и пальмовых аллеях? Парк Гуэля, в котором постоянно можно встретить поклонников таланта великого Антонио Гауди и влюбленные парочки, раскинулся в северо-западной части прекрасного города
Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что эта огромная территория, являющаяся в настоящий момент частью Барселоны, изначально приобреталась промышленником Эусеби Гуэлем совершенно для иных целей. Однако судьба распорядилась иначе, и в результате этого Барселона получила не только один из самых прекрасных парков Европы, но и всего мира.
Иначе и быть не могло, ведь над обустройством парка, с его причудливыми аллеями, сказочного вида зданиями, водными источниками и скульптурами работал величайший архитектор, гений двадцатого века – легендарный Антонио Гауди. Парк Гуэля относится к самым знаменитым шедеврам Гауди, и в 1984 году был занесен во всем хорошо известный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, в этом же году ЮНЕСКО взяла под свою защиту все без исключения творения Гауди, ведь мир прекрасного, который создавал архитектор, должен был непременно остаться для потомков.
Слева направо: домик привратника, здание администрации
На такой шаг всемирно известную организацию подтолкнула ситуация, связанная с парком Гуэля и его усадьбой. Дело все в том, что с середины двадцатого века, властям Барселоны было довольно трудно самостоятельно поддерживать в надлежащем виде и охранять от разрушения шедевры Антонио Гауди. Увы, до 1984 года многие творения архитектора и дизайнера были безвозвратно утеряны. К огромному счастью туристов и каталонцев, Парк Гуэля – один из немногих шедевров, сохранившийся и дошедший до наших дней практически в первоначальном виде. В том своем совершенстве и практичности, который мог создать только Гауди.
Друг, меценат и покровитель… Гуэль
Не было у Гауди и близких друзей. Исключением можно считать Эусеби Гуэля, первого и самого главного заказчика Гауди, который помог таланту великого мастера стать достоянием многих поколений.
Это сегодня величие архитектора Антонио Гауди ни у кого не вызывает сомнения. А для своих современников он был просто талантливым, немного чудаковатым и весьма расточительным в своих строительных фантазиях архитектором. Мастер мог запросто забраковать уже готовый дом, снести его и начать все сначала. Но эстет и меценат Эусебио Гуэль был настолько очарован стилем молодого архитектора, что, нисколько не задумываясь, затевал с ним самые сумасбродные и дорогостоящие проекты.
Одним из таких амбициозных начинаний стал город-сад, который сейчас известен туристам как парк Гуэль. На самом деле граф Гуэль не собирался вкладываться в очередную площадку для променада горожан. У него были куда более амбициозные коммерческие планы – создать на холме удивительный город в стиле древнегреческой Дельфы, соединить природу и урбанистическое пространство, сформировать новую среду обитания для богатых и знаменитых.
Казалось, затея превосходная, особенно учитывая то, что воплотить в жизнь идею было поручено, конечно же, великолепному Гауди. Но, увы, Гуэль ошибся в своих прогнозах. Меценат сумел продать лишь три особняка, один из которых приобрел он сам, второй выкупил друг Гуэля известный адвокат Триаса, а третий достался самому Гауди – в нем художник прожил с отцом и племянницей 20 лет. К сожалению, богачи не оценили оригинальную идею. В своем творческом порыве созидатели не уделили должного внимания транспортному сообщению города-сада с центром Барселоны. Да и, говорят, условия продажи и эксплуатации были не самыми привлекательными. А что же сегодня?
Готическая архитектура Гауди: La Sagrada Familia
Церковь Святого Семейства стала уже настолько известна своей историей и своим долгостроем и своей амбициозной архитектурой, что будь даже она единственным творением Гауди — его бы помнили еще много веков.
Эта церковь — строительство которой продолжается уже более столетия, является как бы обобщением всех предыдущих работ Гауди. Модерн, готическое возрождение, натуралистические формы, богатство цвета, искусства и ремесла Каталонии — все в одном фасаде.
Например, наклонные колонны (идея, взятая из парка Гуэлья) образуют структуру La Sagrada Familia. А волнистые контуры каменного фасада создают впечатление, будто церковь тает на солнце…
Ее витражи — великолепны, если смотреть на них изнутри. Внутренний неф, высота которого 60 метров, просто поражает своим великолепным готическим стилем.
Башни (которых по завершении строительства будет не менее 18) увенчаны яркой мозаикой, похожей на вазы с фруктами. Может быть, поэтому стиль, в котором строится эта удивительная церковь, прозван стилем «извращенной готики».