Экскурсия в кадакес: дом-музей сальвадора дали и мыс кап де креус

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.


Картина Дали «Слоны»

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.


Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.


Сальвадор Дали с муравьедом

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.


Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Завещание…

Смерть любимой жены сильно потрясла художника, и Сальвадор впал в глубочайшую депрессию, отразившуюся и на творчестве последних лет жизни. К тому же прогрессировала болезнь, и писать картины становилось всё трудней.

Начинался 1989 год, и Дали, после пожара в замке Пуболь переехал в Фигерас, и жил в доме-театре до конца своих дней. Сальвадор Дали покинул этот мир 23 января 1989 года.

По завещанию он хотел, чтобы его захоронили в доме-театре, а по его могиле ходили люди. Так и сделали, тело забальзамировали и поместили в склеп, сооружённый под полом одной из комнат музея.

Все свои картины, как получается и собственное тело, Сальвадор Дали завещал Испании.

Кадакес

Мы поднялись на вершину. Открылось море и в глубокой бухте — Кадакес со своими кукольными домиками. Ни одного большого современного здания. Начался спуск. Несколько поворотов, и мы на главной площади.

Кадакес — самое любимое место в мире Сальвадора Дали. Только здесь он был счастлив, и только здесь был настоящий. Семья Дали, чтобы добраться сюда до летнего дома, тратила целый день на дорогу из Фигейраса в Кадакес. Аманда Лир час тряслась на автобусе. Мы доехали за 35 минут. Прогресс цивилизации налицо.

Аманда Лир — юная знаменитая модель. Дали уже за 60, он с брюшком, начинает лысеть. Они совершенно разные. Он любит все, что не любит она, и наоборот. Однако она подпадает под обаяние и гипноз этого человека. Он оказался в сто раз больше хиппи, чем все они вместе взятые.

Как когда-то Дали заявил: «Сюрреализм — это я!» — так он спокойно мог бы продекларировать: «Главный хиппи — это я!» Задолго до «детей цветов» он решил, что надо «заниматься любовью, а не войной».

Сидя на знаменитой террасе, богема попивали кафэ кортадо (кофе и чуть- чуть молока) и поругивала Дали за его буржуазность… Такую атмосферу здесь застала Аманда Лир — певица, художница и модель. Она родилась «сфинксом».

Выше пояса — женские формы, а ниже — мужские. Определившись, Лир сделала операцию и стала совершенной женщиной. Однако, переняв лукавство от Дали, утверждала, что он сам распустил слух о ее двуполости.

Дождь усилился. Мы пошли искать гостиницу, пробежали мимо магазинчика, по стенам которого ползли нарисованные далианские муравьи, мимо статуи Свободы в миниатюре с двумя факелами в руках — в смысле, свободы она несет в два раза больше (Оле! Дали!).

Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.Сальвадор Дали

Уже упомянутый знаменитый отель «Осталь» сейчас принадлежит капитану Питеру Муру, здесь он устроил импровизированный музей Дали. Фотографии, письма, гравюры (помните, однако, что все сделанные после 74-го года литографии и гравюры считаются подделками).

В отеле мест уже не было, хотя еще не сезон (был май). Мы вернулись в машину. Аманде повезло больше — она сняла квартиру в «жилом секторе» и пошла на местный рынок покупать эспадрильос — местные тапочки на веревочной подошве, очень удобные для походов по здешним козьим тропам.

Их носили и Сальвадор Дали, и Гала. Заодно девушка прикупила корзинку и шляпку от солнца. Корзинка потом стала знаменитой. Аманда не расставалась с ней и в самых фешенебельных ресторанах. Галу корзинка раздражала, как и сама Аманда, впрочем, и она подарила ей в конце концов сумку от Шанель. А с такой же корзинкой стала появляться везде актриса Джейн Биркин, даже в компании Алена Делона в фильме «Бассейн».

Итак, Аманда Лир приехала сюда в 65-м году, уже очарованная в Париже отнюдь не молодым Сальвадором Дали. С тех пор она почти десять лет приезжала сюда из респектабельного Лондона, или с модного Лазурного берега, или из Парижа, чтобы поплакаться Дали в жилетку о своей нелегкой женской доле, когда у нее был очередной разрыв с бой-френдом.

Дали называл Аманду Меланхолией и своей малышкой (рост 174 сантиметра) и «лечил» разговорами «про это». Они часто сидели в рыбном ресторанчике «Эль Пескадор» на набережной Кадакеса, около скалы, спускающейся к морю, смотрели на закат, пили розовое шампанское, и он часами рассказывал о смешении полов, о том, что в каждом мужчине есть что-то гомосексуальное, а в каждой женщине — лесбийское, о своей боязни женской груди, а в детстве — боязни женского органа.

Поэтому Дали до 25 лет оставался распутным девственником, шлялся по публичным домам Мадрида и Барселоны и, пока его друг Пикассо занимался любовью, удовлетворял себя сам (см. картину «Великий мастурбатор»).

Работы художника

Искушение святого Антония

Картина появилась благодаря конкурсу, объявленному кинопродюсером Альбертом Левиным. Для фильма требовался образ искушаемого святого. Святой Антоний жил в XV веке и был отшельником. Он видел страшные образы, которыми испытывалась его вера. В конкурсе участвовало одиннадцать художников. Дали не стал победителем. Но Дали не был бы Дали, если бы классическая история не породила на его полотне странный мир с загадочными символами.

Постоянство памяти

Это одна из самых известных работ Дали. Художник, рассказав об истории её создания, не дал ключей к пониманию смысла картины. Интерпретируют эту работу по-разному. Одни считают, что в ней выражена мысль о безжалостной природе времени. Другие полагают, что картина воплотила страхи Дали перед импотенцией. Как бы то ни было, художник добился главного: сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.

Метаморфозы Нарцисса

Этот сюрреалистический шедевр является великолепным примером «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины о Нарциссе, юноше, завороженном своим собственным отражением, который отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.

Мягкая конструкция с варёными бобами или Предчувствие гражданской войны

После поражения республиканцев в гражданской войне в Испании (1936-1939) в стране была установлена фашистская диктатура. Большинство сюрреалистов симпатизировали республиканцам. Дали оставался сторонником Франко. Независимо от этого, он создаёт мощное антивоенное полотно. Квадратная фигура напоминает очертания Испании — тут мы имеем дело с очевидной аллюзией.

Вокруг музея Дали

У входа в музей стоит своеобразный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу, с которым дружили Сальвадор и Гала. Бюст Пужольса установлен на голове Гомера, которого Дали чтил, как первопроходца в мир подсознания. Большая фигура с яйцом вместо головы, вероятно, это сам Сальвадор Дали.

Памятник Ньютону работы Дали

На спуске на улицу Carrer de la Jonquera расположен памятник Исааку Ньютону и открытому им закону притяжения. Сальвадор Дали изобразил великого физика с яблоком, падение которого натолкнуло на открытие. Но скульптор аллегорически соединил его с плодом познания Адама и Евы и поместил внутрь сквозного тела скульптуры. Отверстие в теле символизирует открытость и чистосердечность, а в голове – восприимчивость и объективность.

Напротив главного входа в музей находится церковь Сант-Пере, в которой крестили Сальвадора Дали.

От Башни Гала начинается улица Pujada del Castell, которая приводит к самой большой бастионной крепости в Европе — Замку Сант-Ферран. В нем проходил воинскую службу юный Сальвадор Дали.

1962−1963 года — ДНК

Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.


Getty Images

Северо Очуа

Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.

Двор и сад дома-музея Дали

Сначала мы попали в компактный внутренний дворик, довольно уютный, весь беленый (для средиземноморских городков Испании характерны такие беленые дома). На приступочках расставлены горшки с цветами. Посреди двора растут оливы.

Ступеньки ведут на нижнюю террасу с длинным, узким бассейном.

Братья тоже заглядывают во внутренний двор

Бассейн упирается в небольшой павильончик с пуфами и чучелами. Дали любил чучела.

Из первого двора можно выйти на склон, засаженный оливковыми деревьями. Тропа переходит с террасы на террасу и поднимается все выше над бухтой. Я бы не сказала, что пейзажи чаруют.

Во время мирной прогулки среди олив пытливого туриста подстерегают разные неожиданности. Например, вот такая:

Инсталляция называется «Христос из мусора»: Дали собрал ее из мусора, выносимого морем на берег.

А вот нечто более эстетичное: башня с яйцом.

В бывшей голубятне крутятся ролики. Что-то рассказывает Дали.

Тропинка возвращается к дому. Через дворик с бассейном мы покидаем музей.

Бухта Порт-Льигат заполнена лодками. Некоторые люди здесь же и купаются.

Мы перевалили через небольшой гребешок и оказались на маленьком пляже, окруженном скалами.

Искупались и отправились в еще одно замечательное место – а именно на мыс Креус.

Порт-Льигат предвечерний. Дом Дали — самый левый

История театра-музея Дали в Фигерасе

В мире, в т.ч. в Испании, существует множество музеев Дали, но с музеем в Фигерасе, родине художника, не сможет конкурировать ни один. Ведь этот музей задуман, спроектирован и построен лично Сальвадором Дали.

Здание будущего музея Дали было построено в середине XIX века, первоначально здесь размещался городской театр. И в этом театре были впервые выставлены работы юного Дали, которому только стукнуло 14 лет.

В конце 30-х годов прошлого века в ходе гражданской войны в Испании театр был разрушен, а потом и сожжен испанскими гвардейцами. В начале 60-х годов Дали предложил мэру Фигераса восстановить театр и организовать в нем музей своих картин.

Наконец, к 70-летию Сальвадора Дали музей открылся…

Столовая

С левой стороны от прихожей можно попасть в столовую, которую хозяева дома называли «малой трапезной». Для соединения комнат художник придумал маленькие переходы- коридорчики. Если по ним долго ходить, то дом становится похожим на муравейник.

Столовая оформлена русской печью, которая имеет полукруглое горнило. В Испании – это «камин». Для его создания была продолблена скала рядом с хижиной. Убранство комнаты довольно простое по типу выбеленного сельского домика, оформленного деревянной мебелью, ликерными бутылками и декоративными вещами на морскую тематику. В 30-х годах здесь находилась мастерская Дали, где он создавал свои первые шедевры.

Также комната украшена большим плакатом, который является рекламой корриды в честь испанского гения. Бык должен был спущен на арену с помощью вертолета, но плохая погода помешала этой затее, от которой остался только плакат на стене.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке — в родном Фигерасе.

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного — в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссёр, и Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили — на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: «Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу». К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) — в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пёс»

Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению

Прихожая

Прихожая оформлена чучелом медведя, который распростер лапы. Ранее оно находилось в квартире художника в Париже. Чучело выполняло функцию подставки. На нем висели зонты и трости. Полки заставлены совами и бабочками в виде чучел, которыми переполнен дом испанского гения. Он любил говорить, что дети и звери не входят в круг его интересов из-за своего постоянного беспокойства, а вот их чучела – это идеальный вариант украшения дома. Стоит отметить, что пол в прихожей покрыт ковром, похожим на шкуру тигра. Также дом украшен сюрреалистическим диваном в форме губ, над макетом которого работал сам художник.

Постепенно картины мастера стали хуже продаваться и его жена предложила Сальвадору делать украшения и дизайнерскую мебель. Это стало новым витком в творчестве Дали.

Замок Гала Дали в Пуболи

Дали в Барселоне оставил большой след.

https://youtube.com/watch?v=e_bGOi2Y5R8

  1. Музеи Сальвадора Дали разместились в различных каталонских городах – Замок Гала Дали расположен в Пуболи.
  2. Дали преподнес замок, выстоявший с 12-го века, своей обожаемой музе Гала.
  3. Все интерьеры были проработаны и презентованы с большой любовью.
  4. Замок окружает необыкновенный сад, вызывающий иллюзию невообразимости его величины.
  5. В реальности сад не такой большой, но фигурка незначительных габаритов, располагающаяся в завершение аллеи, берущей свое начало от стен здания, визуально делает аллею удлиненнее и, сообразно, границы сада.

Зрительный обман дал возможность Дали увеличить параметры и добавить особенную гармоничность обступающему замок природному ландшафту. Помимо этого, не вносят дисгармонию и пауконогие слоны, помещенные в разных углах сада. Посмотреть на таких же уменьшенных возможно в зале музея Фигераса.

Часы работы Замка Гала Дали в Пуболе здесь

Детали того, как доехать до Замка Гала Дали Пуболе из Барселоны есть ЗДЕСЬ

Творчество

Когда Дали исполнилось 17 лет он поступил в Королевскую академию изящных искусств, расположенную в Мадриде. Тогда же умирает его мать, смерть которой он пережил крайне тяжело. Женщина скончалась от рака груди.

Спустя год он переехал в студенческое общежитие, предназначенное для талантливых учеников. В это время биографии Дали знакомится с разными представителями богемной жизни.

Сальвадор создает много картин и одновременно с этим увлеченно читает труды Зигмунда Фрейда. Ознакомившись с современными течениями в живописи он начинает творить в жанрах кубизма и дадаизма. В 1926 г. причудливого парня отчисляют из академии.

Это было связано с пренебрежительным отношением Дали к преподавателям учебного заведения. Однако это не сильно расстроило художника, который решает отправиться в Париж. Именно здесь он познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него большое влияние.

В последующие годы биографии Сальвадор написал множество работ, в которых прослеживалось влияние Пикассо и Жоана Миро. Его картины находят положительные отзывы у коллег, которые пророчат ему хорошее будущее.

Полотна Дали участвуют в крупных выставках, которые проходят в разных странах, включая США. Он начинает писать картины в стиле сюрреализма, достигнув больших высот в этой области искусства.

Первой известной работой Сальвадора Дали считается «Постоянство памяти», на которой можно увидеть стекающие со стола жидкие часы. Автор старается разрушить устоявшийся стереотип восприятия человеком времени и показать, что оно далеко от линейности.

В скором времени на Сальвадора обращает внимание меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который начинает скупать его работы. В результате, сюрреалист заметно улучшает свое материальное положение, продолжая экспериментировать с разными жанрами

После прихода к власти Каудильо Фрнко в 1936 г. Дали рассорился с сюрреалистами, которые придерживались левых позиций, вследствие чего он был исключен из общества. Однако это нисколько не смутило высокомерного и уверенного в себе Сальвадора.

В ответ Сальвадор сказал свою знаменитую фразу: «Сюрреализм – это я!». К тому времени он уже стал автором своего известного полотна «Загадка Вильгельма Телля», где был показан швейцарский народный персонаж в образе Ленина с большой ягодицей. На картине было «зашифровано» немало скрытых образов, которые остались непонятыми его коллегами.

В 1937 г. Дали побывал в Италии, придя в восторг от работ эпохи Ренессанса. Это привело к тому, что в его творчестве начинает преобладать правильная анатомия человека. Не смотря на отход от сюрреализма, его рисунки по-прежнему насыщенны сюрреалистическими сюжетами.

В последующие годы биографии Сальвадор написал ряд выдающихся полотен, среди которых «Мягкая конструкция с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны», «Жираф в огне», «Лебеди, отраженные в слонах» и «Очарованный берез с тремя жидкими границами».

С началом Второй мировой войны (1939-1945) Дали вместе со своей музой и женой Галой отправляется в США. Здесь они проживут до 1948 г. За это время он успел издать автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали», которая пользовалась большой популярностью.

В этот период Сальвадор написал такие известные работы, как «Сон, вызванный полетом пчелы…», «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело…», «Расщепленный атом» и др. Кроме этого, он сотрудничал с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, создавал рекламные плакаты и оформлял магазины.

Возвратившись в Испанию художник продолжил заниматься живописью, а также увлекся фотографией и съемкой короткометражек, выполненных в стиле арт-хауса. Одновременно с этим он снимается в рекламных роликах. К слову, именно Дали является автором знаменитой эмблемы «Чупа-Чупса».

Порт-Льигат

Уже темнеет, и мы возвращаемся в Порт-Льигат. Это маленькая бухта на окраине Кадакеса. Сюда переселились Дали с Галой, когда отец выгнал его из дома за связь «с этой женщиной». Здесь стояли рыбацкие хибары, и рыбачка Лидия, добрая душа, уступила парочке свой сарай за 500 песет.

По мере того, как растет благосостояние Галы и Дали, они скупают близстоящие рыбацкие домики, превращая их в один карабкающийся вверх по скалам дом. На крыше две головки мифологических героев и фирменный знак Дали — два яйца. Эстет вам объяснит, что яйцо для Дали — символ совершенства, Вселенной.

Хотя наверняка Маэстро намекал на силу своей творческой потенции. Взял и водрузил их. Смотрите, в чем моя сила — в яйцах! Об этом Дали прямо сказал Аманде Лир, когда та заикнулась, что хочет стать художником. «Женщина-художник? Нет ничего ужаснее! У вас, женщин, нет яиц, нет творческой силы. Вся сила — в яйцах!»

В этом доме нет ни одной вещи, сделанной просто так, без значения. Двери похожи на мольберт художника. Он просил рыбаков, красящих лодки, вымазывать остатки красок на его двери.

К сожалению, нет желтой лодки Галы — она в Музее Дали в Фигейрасе. Рядом стоит построенная еще во времена Аманды Лир единственная гостиница «Порт-Льигат». Бетонное чудовище — так называла отель Аманда, а у Дали гостиница вызывала ярость.

Еще сохранился столетний кипарис, растущий из настоящей лодки. Кстати, он нарисован на многих картинах Дали. Сейчас в этом доме музей…

К берегу причалили лодки, из них вышли шесть рыбаков, сели, заговорили о своем, о рыбацком. Рыбаки оказались профессиональными рассказчиками баек про дом, самого Сальвадора Дали и его несносную жену Галу. Сами они из Кадакеса, приезжают сюда каждый день ловить рыбу, а больше — пообщаться.

Такой мужской клуб «У Дали». Представляем, сколько журналистов до нас их расспрашивали. Дали был бы в восторге от их рассказов. Чем больше люди сочиняли, тем больше он их ценил. Они тут же рассказали, что совсем недавно было похищено третье яйцо с крыши дома. Хотя третьего яйца никогда и не было. «Капулья, пута и каброна», — так они отзываются о Гале.

Лучше не переводить эти общеизвестные слова, которыми во всем мире характеризуют плохих женщин. Видно, старые обиды еще не забылись. Чем не угодила рыбакам наша соотечественница? Она вела себя с простым народом грубо и высокомерно.

Для рыбаков Антонио, Луиса и Жорди Сальвадор и Гала были соседями, а не музейными экспонатами. На их глазах однажды разразился скандал: Гала требовала, чтобы Дали перегородил цепью въезд в бухту.

Ей надоели странные люди — хиппи и другие бродяги, которые курили марихуану и загорали голыми на пляже. Дали наотрез отказался. Он любил окружать себя странными людьми, ценил как красоту, так и уродство. («Посмотри, Аманда, какой у этого официанта замечательный фурункул на лице.

Если бы их было много, это было бы еще красивее. Ты не заметила, что уродство тоже может быть очень красивым…») Дали и Гала ушли в дом, откуда раздались крики, начался добротный семейный скандал. Дали часто приглашал рыбаков в дом посмотреть картины и объяснял, что непонятно.

Рыбаки считали, что Дали был совершенно нормальным человеком, но, как только появлялись журналисты, он преображался. «Сколько у вас волос на груди?» — мог он спросить.

Дело близилось к ночи. Антонио пригласил нас на ужин. Его жена приготовила фирменное рыбацкое блюдо — дентос. Удивительно вкусная рыба, одно из любимых блюд Сальвадора Дали. Эту рыбу называют еще «морской свинкой».

Ее готовят с луковым соусом в бульоне, приправленном ароматными травами и маленькими луковицами.

Дом-музей Сальвадора Дали в Фигейросе, Испания

Молодой каталонский архитектор Перес Пиньеро разработал проект реконструкции здания театра. Дали просил сохранить фасад, но переделать интерьер. Потолок заменили куполообразным витражом, на изготовление которого ушло 2160 разноцветных треугольных стекол.

Жители Фигераса с любопытством наблюдали, как росло необычное сооружение, которое специалисты потом назовут «памятником сюрреалистической архитектуры». Музей-театр – внушительное здание с многочисленными переходами и внутренними двориками. Изнутри он похож на лабиринт темных, разных по размеру комнат, по которым можно кружить до бесконечности. В центре его поселилась «Леда с лебедем» – портрет Галы, жены Сальвадора Дали.

Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы.

Шофер — часть композиции «Такси дождя»

В специальных залах размещены некоторые «сокровища» маэстро: биде из борделя «Ле Шабанэ», который якобы посещал английский король Эдуард VII; софа конфетно-розового цвета в форме губ американской актрисы Мэй Уэст; «дождливое такси» – один из кадиллаков художника. Возле него постоянно толпятся посетители, развлекаясь, как дети: если бросить в специальное отверстие монету в пять песет, из такси брызнет вода. С внешней стороны стены музея украшены фигурами обнаженных женщин и гигантскими муляжами куриных яиц высотой 2,8 метра и диаметром 1,8 метра каждое. Над крышей развевается черно-белый флаг Страны Сальвадора Дали. Но самое ценное в музее, открытом 23 сентября 1974 года, – собрание произведений художника: коллекции картин, гравюр, рисунков, скульп тур, включая знаменитые , «Автопортрет с ветчиной«, «Тристан и Изольда«, «Портрет Пикассо«, «Призрак сексапильности«, «Корзинка с хлебом«, «Девушка у окна«, «Портрет отца«.

Смотрящему вверх зрителю кажется, что он видит облака,

небо и две поднимающиеся в воздух фигуры

Инсталляция Дали — гигантская голова с телевизором во лбу

Там, среди прочего, были результаты экспериментов Дали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерные образы.

Собственноручно разработанная Дали кровать.

Лицо Мэй Уэст, сложенное из различных предметов в отдельном зале.

Собрать его в единую картину можно, заглянув в специальную линзу.

Мэри Уэст со стороны губ.

После смерти Дали к этому собранию добавились полотна, которые он завещал родной Каталонии. А последние четыре года художник жил в этом же доме, в башне «Галатея«.Сальвадор также был экскурсоводом в собственном музее. С моей точки зрения,этот памятник мирового искусства является самым ярким,многообразным,богатым и прекрасным творением эпохи сюрреалзма.

Покупка дома

Умная женщина рассмотрела в молодом человеке будущего гения. Спустя год после этой встречи художник занялся поисками дома в Кадакесе, в котором он собирался жить с Галой. На достойное жилье у Дали денег не было. В результате он остановил свой выбор на полуразвалившейся лачуге общей площадью 4 м2. Крыша дома прогнила. Художник потратил все свои средства, а оплату ремонта лачуги взял на себя меценат. Шло время, Дали стал известным мастером. Вместе с Галой он скупал расположенные рядом с домом здания, которые соединял с помощью переходов.

Когда о Дали в художественных кругах еще было мало кому известно, его жена постоянно ходила по галереям и обращалась к знакомым за помощью по продаже картин мужа и организации его выставок. Первая победа Галы была ознаменована чеком на 29 тысяч франков, который выписали до того, как картина была готова. Жена Дали по своей сути была хищницей. Конкурентки ее прозвали Гала-чума. Она вдохновляла Дали на новые произведения. В итоге миллионеры со всего мира хотели иметь у себя в доме хоть одно полотно знаменитого испанского художника.

В 1934 году пара отправилась в США. Именно в этой стране Дали заработал свой первый миллион. Признанный мастер никогда не забывал о Кадакасе и своей «рыбацкой лачуге», где находился его настоящий дом, который он обустраивал в течение 40 лет. В результате в нем художник воплотил свои самые заветные мечты.

Театр-музей в Фигерасе: архитектуру можно создавать из хлеба и яиц

Театр-музей Сальвадора Дали в его родном Фигерасе

…Как-то летним вечером Дали обратил внимание на выразительную кирпичную кладку старого театра Принсипаль в Фигерасе. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел живописные руины и  предложил использовать это место  для музыкальных спектаклей

Но тогда его предложение не встретило одобрения: о каких спектаклях может идти речь на сущих развалинах, в которые превратился к тому моменту театр!

Тем не менее, Дали вернулся к идее в 1961 году, когда рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Место для художника было знаковым: ведь именно здесь, в здании старого театра, в 1918 году проходила первая выставка 14-летнего Дали. Несмотря на рвение, гениальному художнику пришлось целое десятилетие ждать осуществления своей мечты.

Изначально Дали не хотел выставлять здесь свои оригинальные работы – только фотографии. Тем не менее, мэрии удалось уговорить художника передать в музей оригиналы картин. И в октябре 1970 года после того, как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.

 Во внутреннем дворе Театра-музея

Заметим, идея театра-музея, как и концепция его наполнения, безраздельно принадлежат самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а также части средневековых городских стен и башни «Галатея» – по воле судьбы впоследствии ставшей последней резиденцией художника. Строился музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.

-…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…» – писал о музее Сальвадор Дали.

Для работ над куполом необычного театра Сальвадор Дали привлек своего друга, архитектора Эмилио Переса Пиньейро. Созданная им выпуклая крыша из стекла и стали стала символом международного поп-арта. Создавая эту конструкцию, автор вдохновлялся работами американского дизайнера Ричарда Фуллера.

 Купол Театра-музея Дали хорошо виден чуть ли не ото всюду в Фигерасе

…Постройка с ярко-алыми стенами видна еще издалека. Театр-музей поражает, в первую очередь, гигантскими яйцами, водруженными на мощную кирпичную кладку стен. Почему яйца? Выбор, считают исследователи творчества Дали, совсем неслучаен: художник использовал этот образ во многих своих картинах, художественных акциях и скульптурах. Помимо того, что яйцо – это во многих культурах  символ жизни, — ампурданские яйца, особенно желтые, — это еще и пищевой бренд, они славятся своим качеством и ценятся на рынке гораздо дороже остальных.

Главный принцип сюрреализма — сочетай несочетаемое – используется здесь на каждом шагу. Пока строился музей, жители окрестных домов с удивлением наблюдали, как фасад постепенно покрывается булками крестьянского хлеба. Рисунок из булок на стене напоминал старинные мавританские дворцы, где часто использовался орнамент «в крапинку». Дело в том, что Дали преклонялся перед хлебом и тоже часто использовал его в картинах. Сам Дали не раз признавался:-…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…

 «Пищевая» архитектура Сальвадора Дали

Другой характерный образ — женская фигура с батоном хлеба и костылем,  ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женской фигуры иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

12 октября 1983 года к театру был присоединен еще и соседний дом Горгот. Согласно распоряжению художника, он был погребен в Фигерасе, в своем Театре-музее, как раз под модернистским куполом, который сооружал Эмилио Пиньейро. Произошло это 25 января 1989 года. Гениальному художнику были отданы все полагающиеся почести. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector