Барселона
Содержание:
- Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)
- Визитная карточка Барселоны
- Саграда Фамилиа
- Эусеби Гуэль – ценитель творчества Антонио Гауди
- Интересные сведения для туристов и гостей Барселоны
- Дворец Гуэль
- Дом Бальо глазами туриста
- Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)
- Внезапная гибель великого зодчего
- Начало великого пути
- Экспонаты, внутренняя обстановка
- История
- Исторические факты
- Начало карьерной дороги
- Искупительный храм Святого Семейства (1882-? гг.)
- Антони Гауди
- Уникальность Дома Бальо
- Любопытные сведения
- Каса-Батло
- История строительства дома для семьи Мила
Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)
Из большого числа выполненных работ для семьи своего товарища Э. Гуэля, можно выделить потрясающий Парк Гуэля. Изначально, территория, где сейчас расположен парк, была приобретена магнатом для продажи отдельными участками. Но далекое расположение не привлекало клиентов и поэтому распродана лишь малая доля земельных участков. Это послужило поводом для создания огромного города-сада, занимающего площадь в 17,18 га.
На одном из входов в парковую зону Гауди создал два сказочных домика. Один из них служил офисом для администрации, другой – хижиной сторожа. На обоих зданиях есть пятилучевые кресты, так как Гуэль и Гауди были людьми верующими. В сердце парка расположена знаменитая «змеиная» скамья, имеющая изогнутую форму и общую длину в несколько сотен метров. Автор добился эффекта человеческого силуэта на определенном участке скамьи, когда смотришь на нее со стороны. Для достижения максимальной правдивости, автор попросил одного из своих рабочих сесть на глину, которая еще не успела затвердеть. После чего архитектор зафиксировал полученный результат.
«Греческий храм» или «Зал ста колонн» – это еще одна достопримечательность парка Гуэля. Внутри когда-то располагался рынок, окруженный колоннами в количестве 86 штук. Из-за отличной акустики, свойственной помещениям античного стиля, сейчас на этом месте часто проводятся концерты и другие торжественные мероприятия.
Все постройки находятся в гармонии с озеленением парка и являются его продолжением. Дома, словно вырастают из земли, и гармонично вливаются в природное окружение, создавая органичный ансамбль.
Визитная карточка Барселоны
Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.
Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.
Самыми известными проектами гениального архитектора называют:
- Храм Саграда Фамилья. Эта постройка хорошо знакома даже тем, кто никогда не бывал в Барселоне. Строительство храма ведется уже более сотни лет. По мнению экспертов, возведение Саграда Фамилья завершится только в 2026 году. Гауди был глубоко верующим человеком, ярым сторонником католической веры. Необычный храм должен был стать своеобразным выражением любви и преданности Всевышнему. Архитектор понимал, что при его жизни храм вряд ли будет достроен. Именно поэтому он постарался оставить как можно более подробный проект, спланировав не только внешний облик строения, но и указав элементы внутренней отделки.
- Дворец Гуэля. Проект жилого дома, в котором планировала поселиться семья текстильного магната, сделал Гауди знаменитым и востребованным. В здании 4 этажа и подвал. На плоской крыше находится терраса. В вытянутых элементах постройки нетрудно разглядеть приверженность мастера неоготической архитектуре. У оказавшегося внутри человека может возникнуть впечатление, что он попал в средневековый замок или готический храм. Однако иллюзия рассеивается после того, как гость замечает элементы, не характерные для готики, например, параболические арки.
- Дом Мила. Это ещё один менее известный, но легко узнаваемый шедевр Гауди, то, что творил архитектор, и его волшебные дома зачастую кажутся непригодными для проживания. Однако первое впечатление обманчиво. Новаторство дома Мила заключено не только во внешнем облике постройки. Архитектор спланировал это здание таким образом, что установка искусственных кондиционеров ему не требуется благодаря системе естественной вентиляции. У дома есть 3 внутренних дворика и подземный гараж. Нелюбивший стены Гауди позаботился о том, чтобы перегородки в каждой квартире были мобильными, и жильцы могли бы передвигать их по своему усмотрению.
- Дом Висенс. Первая самостоятельная работа Гауди свидетельствует о том, что архитектор любил ни одну неоготику и морские пейзажи. Яркие разноцветные плитки на фасаде постройки ассоциируют её с пестрыми марокканскими домами. Мастер пошел на смелый эксперимент, соединив персидский, византийский и мавританский стили.
Испания – это не только фламенко и коррида. Незабываемое впечатление способна оказать, в первую очередь, и архитектура Гауди, архитектор и его дома избавили облик Барселоны от скуки и однообразия. Великий мастер первой половины ХХ века заставил своих поклонников поверить в то, что готика способна быть нежной, а не угрожающей.
Саграда Фамилиа
Его называют собором, но это не так. Территория, на которой расположен храм, не принадлежит Церкви, а значит, название «собор Святого Семейства» является ошибочным. Само здание способно вместить в себя хор из 1500 человек, не считая детского хора на 700 певчих. Со дня закладки первого кирпича строительство поддерживал Папа Леон XIII, в надежде, что в скором времени церковь превратится в главную католическую церковь Испании.
В ходе строительства план постоянно менялся, потому что зодчий додумывал проект «на ходу», составляя на бумаге лишь общие схемы. Изменялось расположение лестниц, увеличилась высота арок, добавилось количество башен. Гауди принял решение наполнить здание библейской символикой.
Храм состоит из трех фасадов:
– Восточный блок символизирует Рождество Христово;
– западная часть получила название Страсти Христовы;
– восточная сторона, самая большая, должна стать аллегорией Воскресения сына Божьего.
Готический стиль просматривается в богатой скульптуре башен и порталов. Сложные объемные рисунки, показывающие различные события Библии, отвлекают от мыслей о том, что в основе храма заложен привычный для средневекового собора план сооружения.
Вкладывая все свои знания и самого себя, Гауди на протяжении сорока трех лет пытался завершить строительство Саграда Фамилиа. Этого времени хватило лишь для того, чтобы начать и закончить возведение рождественского фасада. Зодчий выбрал именно этот блок, опасаясь, что фасад Страстей, содержащий откровенные и жестокие сцены распятия Христа, мог отпугнуть жителей Барселоны. В свою очередь, это могло негативно сказаться на сумме пожертвований, от которых зависела судьба всего Саграда Фамилиа.
Понимая, что закончить стройку при жизни Антонио Гауди не удастся, он начинает активно создавать другие проекты, которые смогут реализовать его ученики.
7 ноября 2010 года здание было освящено папой Бенедиктом XVI. Сейчас церковь принимает большое количество туристов и верующих. Приблизительной датой окончания стройки называют 2025 год.
Эусеби Гуэль – ценитель творчества Антонио Гауди
Этого человека в Испании знали все, ведь граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи был знаменитым политиком и промышленником Каталонии. Его богатства позволяли не скупиться на собственные желания. Но, помимо своих хотений, он помогал и своим друзьям, одним из которых являлся Гауди. Еще в 1878 году, познакомившись с работами модерниста и с ним лично, граф начал спонсировать творчество зодчего. Антонио Гауди выполнял множественные заказы мецената различного уровня сложности — от домашней мебели до коттеджей и парковых зон. А получал взамен щедрое вознаграждение и самое главное для любого творца ¬– полную свободу действий. Их дружба и партнерские отношения продлились до самой смерти Э. Гуэля (35 лет).
Интересные сведения для туристов и гостей Барселоны
Несмотря на полную реконструкцию здания, в доме есть заселённые квартиры. Их владельцами являются влиятельные люди Испании. Вход туристам на жилые этажи запрещён. Само сооружение состоит на учёте материальной базы сберкассы Барселоны.
Но туристические брошюры не перестают манить туристов и приезжих со всего мира к уникальному архитектурному детищу Антонио Гауди. Поэтому удовлетворить свой интерес все гости города могут при посещении отдельно предоставленного верхнего этажа. Из него сделали самый настоящий музей архитектуры Барселоны c возможностью выхода в мансарду и на крышу постройки. Многие элементы в этих помещениях остались без изменений, в авторском исполнении. Площадь музейного этажа составляет 1 тыс. м² и помещает достаточное количество туристов.
Сегодняшняя стоимость билета для посещения музейной площадки колеблется в пределах 15 евро. Сезонным периодом для посещения Дома Мила являются весенние, летние и осенние месяцы. С 9 утра и до 8 вечера музей принимает посетителей в тёплое время года, а в зимние месяцы осмотры проводятся до полседьмого вечера. В связи с ростом цен нужно уточнять окончательную стоимость билета.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль — одна из самых знаменитых построек Гауди, и первое его здание, внесенное в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.
Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии. Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).
Интерьер дворца Гуэля
Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план большой мечети (Мескиты) в Кордове; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля — еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.
В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля, юго-восточная сторона улицы Ла Рамбла считалась малопригодной для фешенебельной жизни — этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» — летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально — множество дешевых ресторанов вокруг, до Ла Рамбла рукой подать…
Посетить дворец Гуэля в Барселоне
- Palau Güell
- Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
- Тел: +34 934 72 57 75
- palauguell.cat
- Время работы:
- Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
- Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
- Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
- Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
-
Вход:
- взрослые: 12€
- другие варианты: смотреть
- Аудиогид входит в стоимость билета.
-
Купить билет во вдорец Гуэля:
Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.
Дом Бальо глазами туриста
Наибольшая индивидуальность Дома Бальо – это почти полное исключение прямых линий в оформлении здания. Во всех декоративных элементах присутствуют расплывчатые гибкие линии, а передний фасад здания вообще лишен какой-либо симметрии.
Впервые взглянув на дом, создается впечатление, что он построен из останков костей гигантов. Именно поэтому ему дали название «Дом Костей». На его фоне незначительны даже дом Амалье и дом Лео Морера, которые вместе с ним образуют «Квартал несогласия», получивший свое название из-за стилистической разрозненности и модернистского стиля зданий. Превзойти талант Гауди просто невозможно, потому что он имел свое видение на окружающий мир, а не только был одаренным архитектором.
Окна первого этажа, словно из сказочного дома. Они кажутся невесомыми и будто сделаны из пластилина, но это просто обман, ведь все элементы состоят из тесанных камней, которые добывались на холме Монжуик и являются трудами лучших мастеров.
Когда у туриста проходит шок от увиденного мастерства построения первого этажа и он поднимает свой взгляд вверх, ему кажется, что Дом Бальо «небоскреб», хотя на самом деле его размеры совсем невелики. Этот зрительный обман достигнут благодаря цветовой мозаике и особой светотеневой игре. Для этого Гауди использует разные оттенки керамической облицовки: от белого и нежно-золотистого внизу и до индиго и синего вверху, прибавляя интенсивность цвета по мере поднятия взгляда вверх, и завершает глубоко лазурным при обработке вентиляционных труб.
Для светотеневой игры архитектор использует разные размеры выходящих во двор окон – они немного уменьшаются с возвышением здания. Кровля дома Бальо будто из другого здания: это словно позвоночник доисторического чудовища с серебристой чешуей, однако, самым правильным толкованием является стать гигантского дракона – любимый персонаж Гауди, который присутствует во многих строениях великого архитектора, например, в Усадьбе Гуэль есть «ворота дракона».
В «хребет дракона» словно вонзен меч в виде башни с Георгиевским крестом. Сама же башня специально размещена по левой стороне, дабы подчеркнуть несимметричность шедевра Антонио Гауди. Каждый испанский гид, проводящий экскурсии в Барселоне, расскажет вам о символичности Антонио Гауди при перестройке Дома Бальо.
Кровля здания – беспощадный дракон, сам дом – это останки жертв, а верхушка крыши, та самая башня – меч Святого Георгия, победившего монстра. Испанский архитектор всегда символичен в своих творениях и не раз касался культуры и фольклора своей страны. Глядя на фотографии Дома Бальо, именно символичность выделяется, однако, только человек хорошо знающий историю Испании по-настоящему прочувствует руку великого архитектора.
Фасады, кровля, световые шахты, создающие внутренний двор и декорации помещений – все это и не только дело рук Гауди. Официально Дом Бальо относят к стилю модерн, но многие комнаты, помещения и лестницы исполнены в индивидуальном стиле, который можно величать «стилем Гауди». Настолько неповторим и бесподобен этот испанский архитектор и дизайнер, как бы сказали современники.
Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)
Проект этой постройки был создан еще в 1878 году, уже дипломированным специалистом архитектурного мастерства. Но лишь в 1883 году началась стройка под руководством Гауди. Этот дом продумывался автором, как место для отдыха летом. Заказчиком выступил хозяин фабрики по производству кирпича и плитки Мануэл Висенс, в честь которого и назван дом. Первая крупная самостоятельная работа поглотила архитектора с головой. Антонио Гауди решил использовать для строительства материалы, которые изготавливает владелец здания. Необработанный камень и керамическая плитка стали основой для облицовки прямоугольного строения. Для того, чтобы здание выглядело не только ярко, но и пышно, автор добавил балконы, различные башни и другие объемные детали. Это решение привело к тому, что постройка кардинально выделялась на фоне соседних домов, выполненных в духе Романтизма. Шахматное построение плитки с их оловянной эмалью подчеркивало восточные мотивы, которым А
Гауди уделил особое внимание. Не забыл Гауди и про природу, которая дарила силы автору
С этим связана небольшая история, касающаяся сооружения именно этого «дворца». Когда художник-модернист прибыл на то место, где должен стоять дом, то его взору открылась незабываемая картина – поляна из желтых цветов и пальмовых деревьев. Чтобы отдать дань этой красоте, он увековечил их в своем творении. Желтые цветы изображены на лицевой стороне резиденции, а ветки пальм, по просьбе Антонио, выковали на решетках вокруг сада. Также внутри комнат можно повсюду увидеть ветви деревьев, вьющихся по стенам, картины известных художников, где изображены дары земли.
Внезапная гибель великого зодчего
7 июня 1926 года в Барселоне состоялось открытие первой трамвайной ветви и запущен первый трамвай. Уже через несколько часов произошло ДТП, в результате которого трамвай сбил человека. Это был Гауди. По описанию, сбитый мужчина был больше похож на бездомного – старая одежда, небрежный внешний вид и отсутствие каких-либо документов. Его определили в больницу для бедных, но спасти так и не смогли – гений ушел из жизни, так и не придя в сознание. Похоронен архитектор в крипте церкви Святого Семейства.
Несмотря на то, что при жизни не все разделяли его взглядов на архитектуру, сейчас каталонцы требуют возвести зодчего к лику святых. Благодаря своему единению с природой и вере в Бога, которую Антонио Гауди пронес через всю свою жизнь, автор представленных творений смог поделиться своими мыслями через извилистую архитектуру своих построек.
Начало великого пути
Появившись на свет в семье потомственных котельщиков, Гауди имел удовольствие с малых лет наблюдать за созданием материального в пространстве. Он помогал отцу в мастерской и, тем самым, неосознанно, но уверенно учился работать с различными материалами, познавая их структуру и свойства. А благодаря тому, что их домик находился за чертами города, маленький Антонио рос в гармонии с окружающим его сельским ландшафтом. Из-за своей болезненности Гауди имел не много друзей, что давало ему повод часто оставаться наедине с собой.
С 1868 г. их семья переезжает в Барселону. Здесь с 1873 г. по 1878 г. художник-строитель получает свое образование в Высшей технической школе архитектуры. В этом городе Гауди познакомился с Э. Пунти, в мастерской которого молодой архитектор постигал азы столярного дела, ковки стали и других ремесел.
В это время он знакомится с человеком по имени Франциско Вильяр. У него юный Гауди работал чертежником до 1882 года, параллельно участвуя в различных конкурсах и создавая массу своих проектов. Антонио практиковался в «архитектуре» своей домашней мебели – создавал эскизы и сам реализовывал их в жизнь. Это позволило тридцатилетнему зодчему развить воображение и сделать первые шаги по переносу фантазий в реальный мир.
Экспонаты, внутренняя обстановка
В музее представлены предметы быта, принадлежавшие Гауди:
- коллекция полотен Миро и Пикассо;
- мебель;
- предметы мебели, созданные мастером, но для других людей;
- разработки и макеты;
- документы и записи;
- личные вещи.
В зале стоит обновленный бюст архитектора, выполненный из бронзы. Остальная часть помещения сохранена в том же виде, как и когда дом был выкуплен Обществом друзей архитектора.
На втором этаже есть комната, которая называется зал Гуэля-Жужоля-Беренгера. Свое название она получила в честь трех фигур, ставших ключевыми в жизни Антонио Гауди. Посетители могут осмотреть здесь экспонаты, которые связаны с этими людьми.
На третьем этаже расположена библиотека Энрике Касанеллес, которая специализируется не только на изучении жизни и творчества Антонио Гауди, но и эпохи, в которую жил великий архитектор. В библиотеке содержится коллекция из более 30 000 художественных каталогов и более 6 000 публикаций большого формата. Документация доступна для просмотра только по предварительной записи.
Из столовой «Бальо» ведет небольшая лестница в полуподвальное помещение. Там можно увидеть кладовку, которая является предшественником холодильника, в ней хранились продукты и напитки.
На последнем лестничном пролете есть маленькое помещение, служившее выгребной ямой. В нем была необходимость, потому что канализация появилась только к концу строительства. Сегодня в этой комнате находится архив, где собраны различные документы.
Некоторые экспонаты можно увидеть на временных выставках, которые организовываются в Национальном музее искусств Каталонии. В специальном магазине рядом с домом-музеем Гауди можно приобрести памятные сувениры, эксклюзивные изделия, открытки, подарки и книги, которые связаны с произведениями великого архитектора.
Примечательно, что в 2021 году музею исполняется 55 лет, но эти полвека нисколько не отразились на экспонатах: такое ощущение, что в стенах музея время остановилось.
История
В начале XX века в Великобритании в моде была архитектурная идея «Город-сад», сочетающая в себе зоны особняков и зоны садов. Под этот проект, автором которого стал Гауди, была приобретена земля на окраине Барселоны.
Земельный участок был разделен на несколько десятков частей, каждая часть предназначалась для строительства особняка. Но жителям города не понравилась окраина Барселоны, поэтому продано было только два участка.
Работы по обустройству парка Гуэля начались с укрепления возвышенности под названием Лысая гора, потом были проложены необходимые по проекту дороги, установлены по периметру стены и возведены павильоны.
Позже в центре был построен рынок и три жилых дома на продажу. Один особняк купил Гуэль, другой – Гауди, проживший в этом доме до своей смерти. А третий дом приобрел его друг, известный в Барселоне юрист Триас-и-Доменек.
Все три особняка сохранились в целости и первоначальном виде. Дом Гауди стал музеем этого великого человека, в доме Гуэля (его еще называют дворец Гуэля) сегодня работает средняя школа, а дом юриста принадлежит его потомкам.
Парк позже был продан Гуэлем муниципальным властям Барселоны, сделавшим из него городской парк. Сегодня это место поклонения и паломничества туристов со всего света и архитекторов, почитателей творчества Антонио Гауди.
Исторические факты
В конце XIX столетия промышленник Эусеби Гуэль из Каталонии приехал из Англии в Барселону. Он хотел на территории Мунтанер де Дальт построить город-сад для представителей буржуазного класса Каталонии. Проект Гуэль заказал архитектору Гауди. Всего планировалось возвести 60 зданий, окруженных зеленью и обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Однако из всех замыслов реализовать удалось только два дома: особняк доктора Триас и Доменека и четырехэтажный дом-музей Гауди.
Дизайн архитектора Франсеска Беренгера, который был одобрен маэстро, воплотил в жизнь подрядчик Хосеп Казановас в период с 1903 по 1905 годы.
Объявление о продаже дома долгое время не давало результатов. В 1906 году здание приобретает Гауди. Легендарный архитектор жил в этом доме около 20 лет – с 1906 до 1925 годы.
В 1926 году дом был продан итальянскому купцу Френсису Ариетти и его супруге. Экспозиция, состоящая из коллекции мебели и других предметов авторства Антонио Гауди, была открыта в сентябре 1963 года. Возможным это стало благодаря Обществу друзей Гауди, которые организовали кампанию по приобретению дома у наследников итальянской четы.
Начало карьерной дороги
Находившись долгое время на службе у других градостроителей и выполняя мелкую работу, архитектор ждал того часа, когда ему разрешат создать творение более масштабное, чем мебель, декор витрин и тому подобное. Такая возможность предстала перед Гауди в 1877 году. Ему выпал шанс создать фонтан на центральной площади Каталонии.
В 1878 году архитектор был замечен. Он получает свой первый государственный заказ – фонарь на улице Барселоны. В следующем году проект был завершен. Начинается период, когда дозревает почерк автора. Увлеченный своей родиной, он с головой погружается в архитектуру неоготического стиля, который расцветает и набирает огромную популярность по всей Европе.
В 1882 году Гауди пересекается с Жоаном Марторелом, испанским архитектором, чьи работы уже давно и сильно запали в душу Антонио. Их дружба приводит к тому, что Ж. Марторел рекомендует своего друга на назначение главным архитектором Храма Святого Семейства в Барселоне. Но изначально проект уже был запущен, поэтому зодчему пришлось лишь вносить коррективы в работу его предшественника Франсиско дель Вильяра.
Искупительный храм Святого Семейства (1882-? гг.)
Проект этой церкви получил еще Франсиск дель Вильяр – главный архитектор Барселоны. В 1883 году он ушел со своего поста, который занял Антонио Гауди. Особенностью заказа был тот факт, что строительство храма должно было осуществляться исключительно за средства пожертвования. Этим обосновывается столь длительное возведение постройки. До 1889 года была завершена крипта – подземное помещение, служащее для погребения и для хранения мощей святых. Изменения, которые внес Гауди, были невелики. Он окружил «нижнюю» церковь рвом, который позволял избежать появления сырости в подвальных помещениях и открывал доступ к солнечному свету, делая комнаты светлее. После получения большого пожертвования, архитектор принял решение кардинально поменять исходный проект и уйти от предложенного Вильяром конечного варианта.
С 1910 года А. Гауди перевел все свои силы и мысли на храм Саграда Фамилиа.
Антони Гауди
Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в городке Реусе, в 100 км от Барселоны, в Каталонии.
В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.
В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.
В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.
Архитектура Гауди
В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).
Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.
Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Смерть Гауди
Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.
Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.
Уникальность Дома Бальо
Турист, изъездивший всю Испанию и отправившийся в Барселону, чтобы получить множество памятных фото, однозначно приедет посмотреть на Дом Бальо. Информация о нем есть во всех туристических путеводителях по испанской столице.
Это строение главное достоинство «Квартала несогласия» и горожане гордятся им. Сам же «Квартал несогласия» уникален своими разнородными зданиями и уникальным подходам к их постройке или перестройке, поэтому именно здесь туристы делают самые яркие фотографии. Исследователи архитектурных воздвижений Антонио Гауди считают, что работа над Домом Бальо это новый шаг в жизни архитектора, потому что с этого момента весь архитектурный стиль будет диктоваться пластикой.
Жители Испании считают, что текстильному монополисту Жозепе Бальо-и-Касановаса однозначно повезло не в том, что он магнат, а что доверил перестройку своего жилища Антонио Гауди. Ведь благодаря именно этому величайшему архитектору имя Бальо надолго останется в испанской истории и в памяти испанцев, а также ценителей искусства всей планеты.
Любопытные сведения
Создававший красивые и комфортные дома Антонио Гауди был непритязательным человеком
Мастер мыслил слишком масштабно, чтобы обращать внимание на быт и другие земные вещи. Ему все равно было, где он живет и во что одет
Гауди годами носил одну и ту же одежду, при этом выглядел всегда опрятно. За порядком в доме и его личными вещами следила пожилая экономка. Всё свое архитектор уделял стройке, а домой приходил только ночевать.
Дом был достаточно большим, но хозяин занимал одну комнату. Гауди был одинок, у него никогда не было домашних питомцев, женщины его тоже не интересовали.
Они утверждали, что его работы лишены всякого смысла.
Однако необычное искусство полюбили купцы и богатая знать. Эти люди заказывали у мастера строительство домов, не жалея средств. Главным условием было, чтобы архитектура не повторялась.
По этой причине все творения Гауди – настоящие шедевры, в каждом из которых автор раскрывал себя по-новому. Сегодня эти дома стали главными достопримечательностями Барселоны.
Гениальные здания Антонио Гауди очень функциональны. В причудливых домах жизненное пространство было гармонизировано. Великий мастер умел создавать красоту, где каждая волна на крыше, каждый пузатый балкон незаметно улучшали качество бытия. Однако его творчество всегда было поводом для споров о вкусах, стилях и направлениях.
Каса-Батло
Если в прежних работах художника преобладают лесные мотивы, то в этом проекте за основу оформления фасада была выбрана морская тематика. Поэтому фактура стены напоминает чешую морского чудища, а первые этажи похожи на кости дракона. Внутренний дворик имеет неравномерное освещение, поэтому Гауди исправил эту проблему путем изменения цвета керамических плиток от белого до синего снизу вверх. Окна, выходящие во двор, тоже подверглись доработке. Самые верхние окошки были меньше всех, а те, что располагались внизу, были увеличены для достаточного поступления солнечного света.
Как и в других проектах, автор лично разработал интерьер внутренних помещений и даже спроектировал мебель, которая в наше время является достоянием музеев Барселоны.
История строительства дома для семьи Мила
Проект «Каменоломни» был запущен в строительство ещё в 1906 году. На тот момент Гауди Антонио уже был известен своим нестандартным видением формы и устройства жилых домов, церквей и других городских построек.
У архитектора были плотные дружеские отношения с влиятельным светским бизнесменом Эусеби Гуэлем. Частное владение последнего вместе с парковой зоной было спроектировано и построено самим маэстро. Эусеби с гордостью демонстрировал гостям свои владения или сделанные на частной территории фото.
Фото: Vasile Cotovanu / Flickr.comЗнаменитая терраса
С необычным заказом обратилась к проектировщику известная светская семья. Пара славилась в городе как любители кутежа, дорогого шопинга и недвижимого имущества. Люди совершенно не считали денег и не ограничивали своих желаний.
Будущий хозяин дома Пере Мила сам был задействован в сфере строительства. Его жена, Росарио Сегимона, слыла очень состоятельной женщиной, получившей немалое наследство после усопшего ранее мужа. Мила обожал баловать жену и исполнять все её капризы. Супруги пожелали стать владельцами настоящего шедевра, который будет заметно отличаться от уже построенных в Барселоне домов под авторством Гауди.
Заказчик выкупил 1 тыс. квадратов городского участка и снёс все здания, возведённые на нём ранее. Таким образом, архитектору была предоставлена полная свобода для воплощения фантазии.
Автору нужно было разработать уникальный по своей архитектуре и внутреннему дизайну проект. Застройщики вставляли самые высокие требования. Фото чертежей можно найти в архивах современного города.
Благодаря способности полностью абстрагироваться от реальной жизни и форм, Антонио в краткие сроки предоставил чертежи для будущего дома Мила. Гениальность мастера позволила выполнить проект, в котором отсутствовала всякая симметрия.
Роль несущей конструкции была отведена только колоннам. Согласно задумке, стационарные стены в здании просто отсутствовали. Разработка предусматривала наличие железных конструкций, которые станут основанием для каменных декоративных стен.
Поскольку устройства со стенами могли двигаться, то такие перегородки назвали «плывущими». Это было сделано для того, чтобы Мила смог сдавать в аренду квартиры будущего дома. Ставку сделали на максимально комфортную планировку, которую можно устроить индивидуально для каждой квартиры. Стены можно было двигать, чем создавался оригинальный дизайн каждой комнаты.
Архитектор вложил много сил в разработку проекта. С каждым строительным этапом он добавлял всё новые элементы в чертежи с целью максимально усовершенствовать заказ. Для дома Мила были отброшены в сторону все существующие шаблоны.
Целью было приблизить человека к сути самой природы. Но семейная пара Мила постоянно торопила мастера со сроками сдачи объекта. Это нарушало все планы расчётливого мастера. Поэтому возникало много спорных ситуаций между Гауди и бизнесменом Каталонии.