Санта кроче во флоренции

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Ссылки

cúpula de la portico de la capilla de los Pazzi — cmramirezl @ Flickr

Cappella Bardi @ Basilica du Santa Croce, Firenze — Ceinwyn13 @ Flickr

Michelangelo’s Tomb — j. kunst @ Flickr

fachada de la capilla Pazzi — cmramirezl @ Flickr

Basilica Santa Croce — THEfunkyman @ Flickr

Piazza della Basilica Santa Croce — THEfunkyman @ Flickr

Basilica Santa Croce — THEfunkyman @ Flickr

DSC00912 — scalwa @ Flickr

Dante Alighieri’s Tomb @ Basilica du Santa Croce, Firenze — Ceinwyn13 @ Flickr

Door @ Basilica di Santa Croce, Firenze — Ceinwyn13 @ Flickr

Basilica di Santa Croce, Firenze — Ceinwyn13 @ Flickr

Michelangelo’s Tomb — j. kunst @ Flickr

Gioachino Rossini’s Tomb @ Basilica du Santa Croce, Firenze — Ceinwyn13 @ Flickr

Capilla de los Pazzi — cmramirezl @ Flickr

DSC_5934-1 — Marie-Caroline Passache @ Flickr

Left top facade of Santa Croce — rishao262 @ Flickr

Lion at Dante’s feet — Santa Croce — rishao262 @ Flickr

Северный неф

В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

  • картина «Сошествие Святого Духа» (Джорджо Вазари)
  • гробница Карло Марсуппини (итал.)русск. (Дезидерио да Сеттиньяно)
  • фреска «Вознесение Марии» (Аньоло Гадди)
  • картина «Оплакивание Христа» (Аньоло Бронзино)
  • картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569)
  • гробница Витторио Фоссомброни (англ.)русск. (Лоренцо Бартолини)
  • картина «Христос и апостол Фома» (Джорджо Вазари, 1572)
  • гробница Лоренцо и Витторио Гиберти (фото)
  • картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1574)
  • гробница Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини)
  • картина «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Нальдини)
  • фрески с изображениями святых (1-я половина XIV века)

Изобразительное искусство

Алтарь и распятие

Ворота в саду с буквами «OPA» для ora pro animis («молиться о душах»).

Художники, чьи работы присутствуют в церкви, включают:

  • Бенедетто да Майано (кафедра; двери Каппелла деи Пацци, со своим братом Джулиано )
  • Антонио Канова (памятник Альфьери)
  • Чимабуэ ( Распятие , сильно поврежденное наводнением 1966 года, сейчас находится в трапезной)
  • Андреа делла Роббиа (запрестольный образ в Капелле Медичи)
  • Лука делла Роббиа (украшение Cappella dei Pazzi)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Марсуппини; фриз Каппелла деи Пацци)
  • Донателло (рельеф Благовещения на южной стене; распятие в левой капелле Барди; Святой Людовик Тулузский в трапезной, первоначально созданный для Орсанмикеле )
  • Аньоло Гадди (фрески в капелле и алтаре Кастеллани; витраж в алтаре)
  • Таддео Гадди (фрески в капелле Барончелли ; Распятие в ризнице; Тайная вечеря в трапезной, считается его лучшим произведением)
  • Джотто (фрески Капеллы Перуцци и правой Капеллы Барди; возможно, Коронация Богородицы , алтарь в Капелле Барончелли , также приписываемый Таддео Гадди)
  • Джованни да Милано (фрески в капелле Ринуччини) со сценами жития Богородицы и Магдалины
  • Масо ди Банко (фрески в Капелле Барди ди Вернио), изображающие сцены из жизни святого Сильвестра (1335–1338).
  • Генри Мур (статуя воина в Primo Chiostro)
  • Андреа Орканья (фрески в значительной степени исчезли во время реконструкции Вазари, но некоторые фрагменты остались в трапезной)
  • Антонио Росселлино (рельеф Мадонны дель Латте (1478 г.) в южном проходе)
  • Бернардо Росселлино (гробница Бруни)
  • Санти ди Тито ( Ужин в Эммаусе и Воскресение , алтарь в северном проходе)
  • Джорджо Вазари (гробница Микеланджело) со скульптурами Валерио Чиоли, Иованни Бандини и Баттисты Лоренци. Дорога на Голгофу, нарисованная Вазари.
  • Доменико Венециано ( СС Иоанн и Франциск в трапезной)

После того, как настоящее время в Капелла Медичи церкви, но теперь разделены между флорентийской Галереи и Вальсеччи музея Багатти в Милане, является полиптиха от Лоренцо ди Никколо , в то время как послушник алтарем по Филиппо Липпи и пределле по Pesellino была написана для новициате часовни церкви .

Джотто Смерть Святого Франциска (начало 1320-х гг.) С удаленной наложением

В капелле Барди можно увидеть « Смерть Святого Франциска» Джотто , произведение, которое было серьезно отреставрировано в 19 веке; эти реставрации были позже удалены, чтобы изучить области, которые окончательно принадлежали Джотто, в результате чего части картины были потеряны.

Кафедра Санта-Кроче

С 1470 по 1474 год Бенедетто да Майано занят сооружением церковной кафедры в церкви Санта-Кроче. Здесь мастер удачно разрешает соотношения несущих и несомых частей и достигает четкости в общей тектонической схеме: переход от восьмигранной к круглой форме посредством введения системы консолей, поддерживающих изящные каннелированные колонки, расположенные по ребрам восьмигранника. Примененные в орнаментальной части барельефы лишены той угловатости и грубости, которая была присуща им в начальном периоде нового стиля. В фигурах много движения и мягкости.

Спустя два года Бенедетто приступает к декоративному оформлению палаццо Веккьо. Здесь он занят работами по лепке потолков, а также создает двери в аудиенц-зале. Теоретик раннего Ренессанса Геймюллер указывает, что если бы художник не создал в своей жизни ничего кроме этих дверей, то и в этом случае он мог бы считаться одним из сильнейших мастеров эпохи.

Двери палаццо Веккьо являются шедевром флорентийской традиции как в отношении пропорций, так и в отношении орнаментальных мотивов. Это совершенно цельное, композиционно законченное произведение искусства. Стилистически двери выполнены в манере Микелоццо — Донателло. При всем богатстве и изяществе деталей — полное спокойствие и уравновешенность, отсутствие внешнего блеска и вычурности. Здесь нет места римской торжественности и помпезности; формы приведены в состояние соподчиненности, и предельная ясность не затуманена формальной насыщенностью. Пилястры, скульптурные элементы, карниз, детали — все сливается в один аккорд. Каждая деталь продумана, прочувствована до тонкостей, до совершенства.

В то же самое время на первом плане материал: мрамор — одно из основных выразительных средств, которые использует художник.

Многообразие оттенков мрамора, его прозрачность, в сочетании с позолотой деталей, создают богатую гамму световых и цветовых нюансов.

Здесь почти нет гладкой поверхности, которую так любил применять Брунеллески. Каждая полочка, каждый валик трактуются по-своему, шифруются посредством орнаментального мотива.

Как и в капелле Санта-Аннунциата, орнамент не самодовлеет, он всецело подчинен архитектурной форме и слит с нею. Во всем — единство замысла и исполнения. Всюду видна совершенная техника мастера. Под влиянием этой работы Браманте создал свои двери в Ватикане.

Изучение дверей Бенедетто дает возможность понять творческий масштаб художника, столь широко проявленный в его капитальной работе, известной под названием палаццо Строцци.

Церковь всех святых (Chiesa di Ognissanti)

Барочный фасад церкви всех святых доминирует над одноименной площадью, располагающейся на правом берегу Арно, в 500 метрах на запад от Дуомо.

Строительство церкви было начато в 1251 году, она составляла часть монастырского комплекса монахов ордена гумилиатов.

Со временем могущество ордена росло, монастырь и церковь, благодаря меценатству знатных семей, проживавших неподалеку, обогащались произведениями искусства огромной значимости. Около 1310 года главный алтарь церкви был выполнен великим художником Джотто (сейчас находится в Галерее Уффици). В 14 веке около церкви была выстроена стройная колокольня.

В 15 веке в церкви всех святых трудились Сандро Боттичелли (он похоронен в церкви) и Доменико Гирландайо. Кисти Гирландайо принадлежит фреска «Мадонна Милосердная» (1470 – 1472) во втором алтаре правого нефа. В 1480 году Боттичелли и Гирландайо создали фрески в апсиде, ныне перенесенные в центральную часть нефа, тогда же Гирландайо создал великолепную «Тайную вечерю» в рефектории монастыря.

В 16 веке могущество ордена гумилиатов начало меркнуть, в 1571 году монастырь был передан ордену францисканцев-обсервантов.

В начале 17 века произошло радикальное обновление церкви в стиле барокко, результаты которого определяют нынешний внешний вид и интерьер церкви.

Комиссия

Оба сохранившихся распятия Чимабуэ были заказаны францисканским орденом . Их реформаторские, религиозные и социальные взгляды, основанные святым Франциском Ассизским , оказали глубокое влияние на изобразительное искусство в столетие после его смерти. Сын богатого торговца тканями, Фрэнсис отказался от своего наследства, чтобы заняться проповедью, когда ему было около двадцати лет. Он почитал бедность и глубоко ценил красоту природы. Византийские изображения имели тенденцию изображать Христа непобедимым даже в смерти. Образы, основанные на францисканских идеалах тринадцатого века, обычно усиливают его преклонение перед простотой и натурализмом, наполняя картины новыми ценностями гуманизма.

Церковь Санта-Кроче была третьей, построенной францисканцами на этом месте. Первый был начат в 1295 году, и именно там , учитывая его большие размеры, Распятие Чимабуэ, вероятно, висело над решеткой . Позже его разместили у северного трансепта , в ризнице и у входа на южном фланге.

Церковь Орсанмикеле

Между Дуомо и Понте-Веккьо, приблизительно на равном расстоянии от них (около 200 – 300 метров) расположена одна из самых необычных церквей Флоренции – церковь Орсанмикеле. На этом месте еще в 8 веке находился женский монастырь с обширными землями и небольшой церковью, посвященной святому архангелу Михаилу и находящейся поблизости от монастырского огорода. За это церквушка и получила свое странное название – «Святого Михаила у огорода» — San Michele in Orto, проще – Orsanmichele.

Среди особенностей внешнего облика Орсанмикеле – ажурная утонченная обработка камня, аркады первого этажа (церковь ранее была лоджией), замечательные готические окна, украшенные мрамором, на нижнем ярусе – уже упоминавшиеся табернакли с изображением святых и, чуть выше, медальоны с гербами флорентийской республики и гильдий (некоторые из них изготовлены знаменитым Лука делла Роббиа).

Стены, своды и пилястры расписаны фресками работы Лоренцо ди Биччи, Мариотто ди Нардо и Франко Сакетти. Периметр стен и пилястры украшены также многочисленными скульптурами святых.

Церковь Санто-Спирито и мост Санта-Тринити

Одна из самых поздних работ Брунеллески — флорентийская церковь Санто-Спирито, то есть Святого Духа. Это трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были закончены после смерти архитектора. В 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто-Спирито. Филиппо Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто-Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы строительство церкви финансировалось за счет продажи соли: по три сольди с каждой четвёрки проданной коммуной. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна, Брунеллески оставалось жить 12 дней. Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, и первая колонна была установлена только в 1454 году — спустя 18 лет после начала строительства. Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, по сути проект так и не был до конца осуществлен

В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов — пилястров, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство

Достраивали церковь Санто-Спирито уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов. Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад — три или четыре, как планировал сам Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами. Основная часть нашей прогулки по Флоренции. На этой стороне реки Арно вы найдете еще немало интересного. А возвратиться в центральную часть Вы можете по другому мосту — Санта-Тринита. В заключение мы расскажем о нем. —— Мост Санта-Тринита считается самым изящным мостом Флоренции. Он начинается в конце площади Санта-Тринита, что значит «Святая Троица». До 1557 года это был мост как мост. Но случилось наводнение, и переход через реку пришлось строить заново. Причем так, чтобы не стыдно было провести по нему торжественную процессию. Новый мост возводил в 1567 году Амманати, говорили даже, что по проекту Микеланджело. А в 1608 году, по случаю очередной августейшей свадьбы, добавили статуи четырех времен года. Во время последнего страшного наводнения 1966 года статуи чуть не потерялись, но их все же выудили и вернули на место. А еще Санта-Тринита — первый в истории мост, при проектировании которого в расчет принимались сооб¬ражения не только инженерно-стратегические, но и эстети¬ческие. Амманнати придумал соорудить на реке нечто вроде смотровой площадки: вид с нее открывается действительно стоящий. Очертания этого шестипролётного моста радуют глаз своими красивыми формами, овальными арками, мощными гранёными устоями, мраморными картушами и скульптурой. Переправу в 1944 г. взорвали нацисты, но горожане в 1957 г. бережно мост восстановили, причём из воды были подняты фрагменты старой конструкции. По краям моста установлены четыре статуи, одна из которых, «Весна» Франкавиллы, была обезглавлена взрывом. В 1961 г. мраморную голову нашли в водах Арно — её обретение флорентийцы восприняли как праздник.

Церковь святого Иакова Зеведеева на Арно (Chiesa di San Jacopo Soprarno)

На левом берегу Арно, в районе Сан-Джакопо (около 200 метров вверх по течению от моста Понте-Веккьо), находится церковь, названная в честь апостола Иакова Зеведеева (по-итальянски Giacomo il Maggiore, на флорентийском наречии San Jacopo).

Церковь, вероятно, построена около 10 – 11 веков, в романском стиле. Документально подтверждено существование церкви в 1078 году. В средние века церковь прославилась тем, что ее настоятель в середине 13 века организовал регату (Palio dei Navicelli), по полукилометровому маршруту от Понте-Веккьо до запруды святой Розы (Pescaia di Santa Rosa), проходящую до сих пор. В 14 веке церковь была резиденцией Общества святого Иакова, характеризовавшегося жесткой внутренней дисциплиной.

В 16 веке добавлен романский портик, в 1660 году к церкви пристроена колокольня (архитектор Герардо Сильвани). В начале 18 века церковь была перестроена в трех нефах.В интерьере церкви – фрески свода работы Пьера Дандини («Святой Иаков»), фресками Никколо Лапи («Моисей»), фрески купола Маттео Бонеки («Мадонна») и Агостино Верачини («Святой Франциск Ассизский»).

Сейчас церковь принадлежит греческой общине Флоренции. Жители Флоренции любовно называют эту церковь «церковью с задницей в Арно» (la chiesa col culo in Arno), так как апсида церкви выходит непосредственно на реку и часто затопляется во время наводнений.

Это интересно: Парк Кашине — разъясняем обстоятельно

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Архитектура базилики Сан-Лоренцо

Внешне здание выглядит довольно аскетично. Фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.

Кажется, что архитектор просто забыл украсить церковь различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.

Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com

Фасад

На самом деле фасад церкви действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?

Согласно историческим источникам, именно поэтому внешне здание имеет такой лаконичный, даже неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.

Интерьер

Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.

Пол украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.

Внутреннее убранство выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.

Cappella delle Reliquie

Несколько известных реликвий, подлинность которых оспаривается, размещены в Cappella delle Reliquie , построенной в 1930 году архитектором Флорестано ди Фаусто , включая часть Elogium или Titulus Crucis , то есть панели, которая была повешена на кресте Христа (как правило, либо игнорируется учеными, либо считается быть средневековой подделкой); два шипа Тернового венца ; часть ногтя; указательный палец святого Фомы; и три маленькие деревянные части Истинного Креста . Гораздо больший кусок Истинного Креста был доставлен из базилики по указанию Папы Урбана VIII в 1629 году в базилику Святого Петра , где он хранится рядом с колоссальной статуей Святой Императрицы Елены, созданной Андреа Болджи в 1639 году.

История

?егенда гласит, что церковь была основана самим святым
Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а
уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 г.
относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство
церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая
1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование
строительства происходило на средства состоятельных семей
Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением
IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер.
Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является
крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были
осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине
XVIвека было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа
Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. Стиль храма —
готический, по этой причине он выглядит менее массивным, чем Дуомо
(Санта-Мария-дель-Фьоре).
Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и
других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио
Канова, Таддео Гадди, Антонио и Бернардо Росселлино и многих
других. Выделяется кафедра, выполненная Бенедетто де Майано
(1472 г.) с барельефами, посвящёнными святому Франциску.

Basilica di Santa Croce — innusa @ Flickr

Архитектура базилики Санта-Кроче

На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.

Фасад

Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.

Фото: Alexander Mak / Shutterstock.com

Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.

Внутреннее убранство

Трехнефная базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.

Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.

К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.

Что посмотреть

Конечно, базилика является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.

В базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.

Здесь находятся знаменитые фрески и скульптуры, созданные Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.

Особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми

На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.

Не менее значимой является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.

Фото: D.Bond / Shutterstock.com

Капеллы

Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Наиболее известные из них:

Большая капелла, стены которой украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста».

Капеллы Барди и Перуцци, расписанные знаменитым Джотто. К сожалению, многие работы мастера не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены. В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.

Капелла Медичи, декорированная Микелоццо по заказу Козимо I

Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.

Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма. Оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.

Часовня Барди ди Вернио, в которой находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.

Фото: Eug Png / Shutterstock.com

Скульптура

XV век

  • Донателло (Благовещение Кавальканти (итал.)русск. в южном нефе, Распятие (итал.)русск. в капелле Барди ди Вернио, Св. Людовик Тулузский (итал.)русск. в музее)
  • Бернардо Росселлино (гробница Леонардо Бруни (итал.)русск.)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Карло Марсуппини (итал.)русск.)
  • Бенедетто да Майано (англ.)русск. (кафедра () с барельефами, посвящёнными Cвятому Франциску)
  • Антонио Росселлино (гробница Франческо Нори с рельефом кормящей Марии в южном нефе)

XIX век

  • Антонио Канова (гробница Витторио Альфьери (1810))
  • Джованни Дюпре (барельеф «Триумф креста» (1861) в люнете главного портала)

Скульптура

XV век

  • Донателло (Благовещение Кавальканти (итал.)русск. в южном нефе, Распятие (итал.)русск. в капелле Барди ди Вернио, Св. Людовик Тулузский (итал.)русск. в музее)
  • Бернардо Росселлино (гробница Леонардо Бруни (итал.)русск.)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Карло Марсуппини (итал.)русск.)
  • Бенедетто да Майано (англ.)русск. (кафедра () с барельефами, посвящёнными Cвятому Франциску)
  • Антонио Росселлино (гробница Франческо Нори с рельефом кормящей Марии в южном нефе)

XIX век

  • Антонио Канова (гробница Витторио Альфьери (1810))
  • Джованни Дюпре (барельеф «Триумф креста» (1861) в люнете главного портала)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector