Сан-лоренцо (флоренция)
Содержание:
Архитектура базилики Сан-Лоренцо
Внешне здание выглядит довольно аскетично. Фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.
Кажется, что архитектор просто забыл украсить церковь различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.
Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com
Фасад
На самом деле фасад церкви действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?
Согласно историческим источникам, именно поэтому внешне здание имеет такой лаконичный, даже неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.
Интерьер
Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.
Фото: Иванова Екатерина
Пол украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.
Внутреннее убранство выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.
Демография[]
В течение XX века население Сан-Лоренсо выросло с 230 тысяч до трех миллионов человек.
Большинство населения составляют ладино (лица смешанного испанско-индейского происхождения), в целом они составляют около 60% от общего числа жителей. Индейское население в основном принадлежит к двум этническим группам: майя и охос-вердес. Большинство индейцев майя принадлежит к народности кекчи (около 800 тысяч человек). Небольшая негритянская община потомков рабов из Африки существует в департаменте Петен. В результате притока рабочих из Европы на строительство железной дороги между Форталесой и Пуэрто-Гордо в 1900-х годах в Сан-Лоренсо появились небольшие английская, итальянская и немецкая диаспоры.
Гражданская война и нестабильность вынудили многих жителей Сан-Лоренсо покинуть родину. Порядка 100–200 тысяч лоренсанцев живут за границей, большинство из них в США, еще одна значительная диаспора существует в Мексике.
Особенности базилики Сан Лоренцо Маджоре
Комплекс имеет очень сложную планировку – он включает четыре апсиды и три часовни: Сант Аквилино (самая большая – слева), Сант Ипполито (справа) и Сан Систо, которые не предусматривались в изначальном проекте. Самая старая часть базилики состоит из центрального здания древней церкви Сан Лоренцо и небольшого жертвенного храма – сакеллума. Часовня Сант Аквилино, хотя и присутствовала образно в проекте, но была возведена позже, уже в VI веке. Сан Систо является самым поздним дополнением, она построена после шестого века. Все три часовни, расположенные вокруг центрального здания, расширяют внутреннее пространство храма, которое смотрится величественно и торжественно.
Главный алтарь хранит серебряную урну работы Карло Гаравалья с останками Сант Аквилино. Интерьер церкви украшен древним мрамором и впечатляющими мозаиками. Одна из главных достопримечательностей храма, которую нельзя пропустить – это примыкающая к главной церкви часовня Святого Аквилино, апсида которой украшена золотой византийской мозаикой четвертого века.
В склепе часовни Святого Аквилино можно рассмотреть оригинальные материалы, извлеченные из римского амфитеатра, существовавшего когда-то в этом районе. Из них и была построена церковь Сан Лоренцо Маджоре. Внушительную структуру базилики дополняют четыре квадратные колокольные башни, находящиеся по углам. Из них лишь северо-восточная кампанила сохранила свои раннехристианские формы.
Пьяцца Ветра, огибающая тыльную сторону базилики Сан Лоренцо Маджоре, в средневековье пользовалась плохой славой — на ней прилюдно казнили еретиков и ведьм. Сегодня на этом месте стоит скульптура святого Лазаря.
Интересный факт
В 1585 году на Пьяцца Ветра был выставлен образ Мадонны дель Латте (Богородицы, кормящей грудью Младенца Иисуса), перед которым случилось предсказанное когда-то архиепископом Карло Борромео чудесное исцеление больной женщины. После такого события число пожертвований значительно увеличилось, что позволило ускорить восстановительные работы. Сегодня Мадонна дель Латте находится в пространстве главного алтаря.
На постаменте перед главным входом в базилику установлена копия бронзовой статуи Константина Великого – первого римского императора, принявшего христианство. Предполагается, что на этом месте он объявил миланцам о свободном исповедании новой веры.
Тематические экскурсии:
Сикстинская капелла Милана + дворец императора Римской империи
Познакомиться с искусством эпохи Возрождения
€150 за экскурсию
Подробнее >>
Музеи
Флоренция — это город-музей. Здесь собраны подлинные сокровища искусства, науки и культуры. См. статью — музеи Флоренции
Галерея Уффици
Галерея Уффици — старейшая и самая известная галерея Флоренции, не уступающая парижскому Лувру. В ней выставлено более 2 000 произведений искусства, а число посетителей превышает 2 000 000 человек. Узнать стоимость билетов и купить их онлайн можно здесь — http://www.florence-tickets.com/it/biglietti-galleria-degli-uffizi-firenze.html
Галерея Уфицци
Уфицци — самый ранний музей живописи в современной Европе, в котором выставлены шедевры разных исторических эпох. В нем представлены классические скульптуры из коллекций семьи Медичи и большая коллекция итальянской и европейской живописи с XIII по XVIII века с акцентом на школу Тосканы, позднего Средневековья и эпохи Возрождения.
Галерея Уфицци расположена в историческом здании 16 века, построенном для семьи Медичи. Возникновение галереи было во многом обязано этой легендарной флорентийской династии. В 1581 году при Франческо Медичи здесь были выставлены первые коллекции, которые затем непрерывно пополнялись.
Шедевры галереи Уфицци
Шедевры:
Среди произведений флорентийской школы выделяются картины Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Среди произведений итальянской живописи выделяются картины Дуччо, Перуджино, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Каналетто.
Среди работ европейских живописцев обращают на себя внимание работы Гуго Ван дер Гуса, Ганса Мемлинга, Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Эль Греко, Рубенса, Рембрандта.
Главные шедевры:
- Боттичелли, Рождение Венеры, 1484 год.
- Боттичелли, Весна, 1482 год.
- Леонардо да Винчи, Благовещение, 1475 год.
- Микеланджело, Тондо Дони, 1506 год.
- Рафаэль, Портрет Льва X, 1518 год.
- Тициан, Венера Урбинская, 1538 год
- Караваджо, Вакх, 1597 год.
Копия самой известной скульптуры Микеланджело «Давид» возле входа в Уфицци
Галерея делла-Академия
Галерея делла-Академия — другой знаменитый музей Флоренции, главными шедеврами которого является статуя Давида и другие работы гениального Микеланджело. Также здесь представлены произведения флорентийской живописи, среди которых шедевры Ботичелли, Перуджино и многих других. Узнать стоимость билетов и купить их онлайн можно здесь — http://www.florence-tickets.com/it/biglietti-galleria-dell-accademia-firenze.html
Музей Барджелло
Музей Барджелло
Музей Барджелло — ещё один музей-галерея из категории ТОП. В нем находится самая крупная коллекция тосканских скульпторов эпохи Возрождения в мире, в том числе шедевры Донателло, Делла Роббиа, Верроккьо, Микеланджело. Музей расположен в старинном здании 13 века — Палаццо Дель Капитано Дель Пополо. Музей Барджелло был открыт в 1865 году. Узнать стоимость билетов и купить их онлайн можно здесь — http://www.florence-tickets.com/it/biglietti-museo-del-bargello-firenze.html
Галерея Палатина
Галерея Палатина — ещё один музей-галерея, расположенный в здании палаццо Питти. Здесь находится множество шедевров Рафаэля, Караваджо, богатейшая коллекция произведений венецианской школы, среди которых множество шедевров Тициана. Стоимость билетов здесь — http://www.florence-tickets.com/it/biglietti-galleria-palatina-firenze.html
Археологический музей
Археологический музей — для любителей истории и древностей. Является одним из самых знаменитых археологических музеев Италии с коллекцией древностей из этрусского периода и Древнего Египта. Купить билеты онлайн — http://www.florence-tickets.com/it/biglietti-museo-archeologico-firenze.html
Менеджеры
|
|
|
Архитектура базилики Санта-Кроче
На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.
Фасад
Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.
Фото: Alexander Mak / Shutterstock.com
Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.
Внутреннее убранство
Трехнефная базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.
Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.
К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.
Что посмотреть
Конечно, базилика является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.
В базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.
Здесь находятся знаменитые фрески и скульптуры, созданные Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.
Особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми
На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.
Не менее значимой является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Капеллы
Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Наиболее известные из них:
Большая капелла, стены которой украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста».
Капеллы Барди и Перуцци, расписанные знаменитым Джотто. К сожалению, многие работы мастера не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены. В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.
Капелла Медичи, декорированная Микелоццо по заказу Козимо I
Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.
Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма. Оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.
Часовня Барди ди Вернио, в которой находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.
Фото: Eug Png / Shutterstock.com
История
Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это Санта-Мария-дель-Фьоре.
В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.
Главным архитектором для работы над базиликой был Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.
Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.
После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо. Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.
В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора Микеланджело Буонаротти для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.
Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.
Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».
Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.
Cappelle Medicee [ править ]
Крестообразная базилика с огромной купольной апсидальной капеллой Медичи; в монастыре находится Лаврентьевская библиотека .
Слава флорентийских святых на внутренней части купола
Самая знаменитая и величественная часть Сан-Лоренцо — это Капелле Медичи ( Капеллы Медичи) в апсиде . Медичи все еще платили за это, когда последний член семьи, Анна Мария Луиза Медичи умерла в 1743 году. В 1742 году она поручила Винченцо Меуччи написать фреску « Слава флорентийских святых» внутри купола. Почти пятьдесят меньших членов семьи похоронены в склепе . Окончательный дизайн (1603–1604) был разработан Бернардо Буонталенти на основе моделей Алессандро Пьерони и Маттео Нигетти . Выше Cappella dei Principi.(Часовня князей), большой, но неуклюже куполообразный восьмиугольный зал, где похоронены сами великие князья. Стиль демонстрирует маньеристскую эксцентричность в своей необычной форме, сломанных карнизах и окнах асимметричного размера. В интерьере амбициозный декор из цветного мрамора подавляет попытки новаторского дизайна. В его центре должен был находиться сам Гроб Господень , хотя попытки купить, а затем украсть его из Иерусалима потерпели неудачу.
Внешний и внутренний фасады [ править ]
Папа Медичи Лев X поручил Микеланджело спроектировать фасад из белого каррарского мрамора в 1518 году. Микеланджело сделал деревянную модель, которая показывает, как он скорректировал классические пропорции фасада в масштабе по идеальным пропорциям человеческого тела. , на большую высоту ступицы. Работа осталась незавершенной. Однако Микеланджело спроектировал и построил внутренний фасад, если смотреть из нефа, обращенного назад к входам. Он состоит из трех дверей между двумя пилястрами с дубовыми и лавровыми гирляндами и балкона на двух коринфских колоннах.
Модель Микеланджело
В последние годы ассоциация «Друзья Элеттрис Палатина» и Флорентийская община повторно обратились к вопросу о завершении внешнего фасада по проекту Микеланджело. Чтобы способствовать общественному обсуждению, в феврале 2007 года на простой кирпичный фасад была спроектирована компьютеризированная реконструкция. Пока еще не принято никакого решения по проекту.
Кампанила датируется 1740.
Религия[]
Лишь сто лет назад практически все лоренсанцы, за исключением изолированных поселений в джунглях были католиками. Традиционно государство покровительствует Римской католической церкви; ее представителю предоставлено одно место в Палате депутатов. Однако в последние десятилетия заметную роль набрал Протестантизм, которые теперь исповедует до четверти населения. Большинство индейцев майя католики, но в христианский церемониал они включают элементы собственных оккультных обычаев. Охос-вердес остаются приверженцами местных верований. По утверждениям Церкови Иисуса Христа Святых последних дней (Мормонов) она имеет в Сан-Лоренсо свыше 50 тысяч членов.
Старая Ризница
«Старая Ризница» (проход через левый трансепт) – шедевр 15 века, построенный Филиппо Брунеллески в 1421 – 1428 годах в качестве мавзолея богатейшей семьи Медичи.«Старая Ризница» стала первой законченной частью нового Сан-Лоренцо.
Капелла, посвященная святому Иоанну Богослову, представляет собой центрическое квадратное помещение, покрытое полусферическим зонтичным куполом.
Украшения «Старой Ризницы» (медальоны, барельефы, люнеты, бронзовые двери) выполнены Донателло, а саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи - работа Верроккьо.
Впечатляет фреска купола в апсиде, выполненная Джулиано дАрриго в виде звездного неба, расположение Солнца и созвездий на нем соответствует космологической ситуации во Флоренции 4 июля 1442 года.
Сады Боболи
Сады Боболи находятся за дворцом Питти. У нас был всего один час на осмотр, зато к вечеру уже совсем нет очереди. Билет только в сады стоит всего 7 евро, но там можно приобрести комбинированные билеты дворец + сады + музеи в палаццо Питти.
К билетам ничего не дали, в прошлом году во Франции нам в каждом замке давали красочную брошюру на русском языке с планом осмотра и пояснениями, а со стороны итальянцев просто явные недоработки.
Палацо Питти
Дворец Питти просто огромен, это только его передний фасад. Дворец был построен в 1457 году для Луки Питти, пытавшегося одержать верх над Медичи. Первоначально планы дворца были предложенны Козимо Медичи, когда тот собирался строить свой дворец. Но Козимо отверг проект, как вызывающий.
По иронии судьбы, в 1549 году, когда богатство Питти иссякло, им пришлось продать дворец жене великого герцога Тосканского Козимо I Медичи. Козимо переехал в новый дворец, и вплоть до 1883 года в нем жили все правители Флоренции.
Внутренний дворик палацо Питти
Один час это конечно совсем мало, поэтому мы передвигались очень быстро. В течении осмотра садов придется все время идти в гору. Оттуда открываются просто фантастически живописные виды на Флоренцию и окрестности. Сады были заложены в 1549 году, но расширялись и украшались еще 60 лет.
Сады Боболи
Это единственная клумба в садах. Регулярные клумбы не главное там, в отличие от садов Вилландри во Франции.
Сады Боболи
Большая часть садов выглядит так – зеленые лужайки, стриженный кустарник, скульптурные формы.
Сады Боболи
Обязательные включения элементов современного искусства стали нормой для классических ренессансных садов. В прошлом году мы видели почти такие же деревья в парке Версаля.
Громадный купол Санта Мария дель Фьоре виден из садов, даже лучше чем вблизи. Великое видится на расстоянии.
Из садов Боболи вид на Санта-Мария-дель-Фьоре
Фонтан Нептун, местные жители в шутку называют Нептун с вилкой, не серьезный получился вид у Нептуна, не устрашающий.
Сады Боболи – Нептун с вилкой
Виды просто сногсшибательные, один лучше другого.
Сады Боболи
На самой вершине садов Боболи есть оказывается музей фарфора и наш билет включал его посещение. Музей не большой. Клумбы перед музеем просто явно засохли, не поливают их очевидно.
Вилла Casino del Cavaliere – там сейчас располагается музей фарфора
Коллекция музея фарфора в основном состоит из фарфоровой посуды, которая принадлежала королевской семье, правившей в Тоскане (Медичи, Лотарингия, Савойя), и таким образом, четко отражает вкусы королевской семьи.
В музее фарфора
Оказывается Наполеон во время своего пребывания во Флоренции выбрал своей резиденцией палаццо Питти. Правда жил он там совсем не долго, но портрет остался. Некоторые из объектов музея фарфора являются подарками от Наполеона его сестре Элизе Baciocchi, великой княгине Тосканы с 1809 по 1814 год.
В музее фарфора
Наше время пребывания в садах стремительно заканчивалось и пришлось очень быстрым шагом идти на выход, а потом таким же быстрым шагом возвращаться на парковку, поскольку оплаченное время уже закончилось.
Площадь Святейшего Благовещения, почему то знаки доллара на медальонах лоджии
Почти бегом прошли сквозь интересную площадь Святейшего Благовещения, там располагается воспитательный дом, построенный тем самым великим и прославленным Брунеллески в 1415-1427 годах.
Флоренция очень интересный итальянский город, но приезжать сюда надо на несколько дней, один день это ничто для Флоренции. Один только осмотр галереи Уффици займет день, ну и конечно хочется увидеть подлинную статую Давида и лично убедится, действительно ли контраст с копией так разителен, как пишут в интернете, а это еще один большой музей Академии.
Прогулка по пригородам Флоренции тоже однозначно хорошая идея, поэтому лучше поехать на неделю, в крайнем случае на три дня и не летом. Для посещения таких популярных туристических городов лучше выбирать межсезонье, когда народу поменьше. Будем мечтать о следующем визите во Флоренцию.
Новая ризница [ править ]
Напротив Старой Ризницы в южном трансепте находится Сагрестия Нуова (Новая Ризница), начатая в 1520 году Микеланджело, который также спроектировал гробницы Медичи внутри. Новая ризница состояла из трех регистров, верхняя часть которых увенчивалась кессонным подвесным куполом. Артикуляцию внутренних стен можно охарактеризовать как ранние примеры маньеризма эпохи Возрождения (см. «Рикетто» Микеланджело в Лаврентьевской библиотеке.). Комбинация пилястр pietra serena на нижнем регистре осуществляется во втором регистре; однако в моде маньеризма архитектурные элементы «кажутся невозможными», создавая напряжение и напряжение, которые очевидны в этом примере. Скульптурные элементы Микеланджело, которые будут использоваться на самих гробницах, остались необработанными. Микеланджело, с которым было сложно работать, отказался руководить завершением строительства новой ризницы.
В заявлении в биографии Микеланджело, опубликованном в 1553 году его учеником Асканио Кондиви и в значительной степени основанном на собственных воспоминаниях Микеланджело, Кондиви дает следующее описание:
Скрытый коридор с рисунками Микеланджело на стенах был обнаружен под Новой ризницей в 1976 году.
Церкви
Италия
- Церковь Сан-Лоренцо, Брешиа , стиль барокко, Римско-католическая церковь в Ломбардии
- Сан-Лоренцо, Будрио , римско-католическая приходская церковь в Болонье, Эмилия-Романья.
- Сан-Лоренцо, Карминьяно , римско-католическая сельская приходская церковь в романском стиле в Прато, Тоскана
- Сан-Лоренцо, Чивителла-дель-Тронто , римско-католическая приходская церковь в стиле ренессанс в Терамо, Абруццо.
- Сан-Лоренцо, Флоренция , одна из крупнейших церквей Флоренции.
- Сан-Лоренцо, Гизальба , римско-католическая приходская церковь в неоклассическом стиле в Бергамо, Ломбардия.
- Сан-Лоренцо, Лоди , римско-католическая церковь в романском стиле, расположенная в Лоди, область Ломбардия.
- Сан-Лоренцо, Мельфи , здание римско-католической церкви в стиле барокко в Потенце, Базиликата.
- Сан-Лоренцо, Мортара , готическая архитектура, Римско-католическая базилика в Павии, Ломбардия
- Сан-Лоренцо, Нирано , римско-католическая приходская церковь в Фьорано-Моденезе, Эмилия-Романья
- Сан-Лоренцо, Паццальо-эд-Унити , римско-католическая приходская церковь в Кремоне, Ломбардия.
- Сан-Лоренцо, Сан-Лоренцо-ин-Кампо , римско-католическая базилика в Пезаро-э-Урбино, Марке
- Сан-Лоренцо, Сансеполькро , римско-католическая церковь в стиле ренессанс в Ареццо, Тоскана
- Сан-Лоренцо, Турин , церковь в стиле барокко в Турине.
- Сан-Лоренцо, Венеция , церковное здание в сестерском замке Венеции
- Сан-Лоренцо-ин-Панисперна , базилика в Риме
- Сан-Лоренцо-ин-Лучина , церковь в Риме
- Сан-Лоренцо-ин-Миранда , церковь и бывший храм в Риме
- Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура , базилика в Риме.
- Генуэзский собор или Cattedrale di San Lorenzo, собор в Генуе
- Кафедральный собор Перуджи или Cattedrale di San Lorenzo, собор в Перудже.
- Базилика Сан-Лоренцо, Милан или Кьеза ди Сан-Лоренцо Маджоре, церковь в Милане