Дворец медичи-риккарди во флоренции

История создания

Первое культовое сооружение на месте базилики Сан-Лоренцо было освящено еще в 393 году, некоторое время церковь была кафедральным собором Флоренции. Первая масштабная реконструкция датируется 1059 годом, следующая фаза пришлась на 1421 год, когда для расширения трансепта было приятно решение о сносе ряда близстоящих домов.

В это же время богатый банкир Джованни ди  Биччи  Медичи  заказал  Филиппо  Брунеллески строительство Старой Ризницы (Sagrestia Vecchia), которая должна была примыкать к церкви.

Чуть позже Брунеллески стал архитектором всего комплекса, впрочем, он по-прежнему основное внимание уделял Старой Ризнице, которую и завершил в 1428 году (в 1429 именно там состоялись пышные проводы умершего Джованни ди Медичи). Работы по перестройке церкви практически прекратились, и лишь с 1441 года, уже под кураторством Козимо де Медичи, были возобновлены

Новым архитектором церкви стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески

Работы по перестройке церкви практически прекратились, и лишь с 1441 года, уже под кураторством Козимо де Медичи, были возобновлены. Новым архитектором церкви стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески.

К 1461 году церковь была в основном завершена

Умерший в 1464 году Козимо де Медичи был похоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под центральным алтарем. С тех пор базилика стала местом погребения членов этой влиятельнейшей флорентийской семьи.

Фасад церкви остался незаконченным: папа Лев X Медичи в 1518 поручил Микеланджело разработать проект фасада. Микеланджело создал деревянную модель в классическом стиле, однако работы так и не были начаты, из-за технических и финансовых проблем.

Папа заказал Микеланджело строительство Новой Ризницы (Sagrestia Nuova), для захоронения умерших в молодом возрасте представителей дома Медичи: Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского и Джулиано де Медичи, герцога Немура.

Последние доработки комплекса относятся к середине 18 века. Маленькая колокольня построена Фердинандо Руджери в 1740 году, а в 1742 году Винченцо Меуччи украсил купол фресками с изображениями флорентийских святых.

История создания

В 1367 году Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи приказал возвести в еще строящейся церкви Санта-Мария-дель-Кармине фамильную капеллу. На протяжении четырехсот лет капелла принадлежала роду Бранкаччи. Самым известным ее покровителем был выдающийся государственный деятель Феличе де Микеле Бранкаччи.

В 1422 году Бранкаччи сделал заказ росписи капеллы известному мастеру того времени Мазолино да Паникале и пока мало кому известному молодому юноше Мазаччо. Тема для фресок, а именно первородный грех и проповедь святого Петра, была обозначена самим Бранкаччи. Выбор художников оказался столь удачным, что имя Бранкаччи навсегда связали с высшими достижениями в искусстве Италии.

Мазолино и Мазаччо приступили к работе, разделив между собой разные эпизоды из жизни святого Петра. Однако уже вскоре стало понятно, что стили Мазаччо и Мазолино совершенно разные.

Так, фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» поражает своей силой и остротой чувств, которые вложил в нее Мазаччо. Если Мазолино вписал Адама и Еву с максимальной мягкостью, то у Мазаччо они выражают бесконечное отчаяние: Адам, прикрывший лицо руками, и Ева в рыданиях, с искаженным от крика ртом.

В 1436 году Бранкаччи объявляют врагом государства. Работа в капелле полностью приостанавливается.

Через полвека цикл фресок были дописаны талантливым мастером – Филиппино Липпи, которого смело можно назвать духовным наследником Мазаччо. Фрески, наконец, получили свое заслуженное признание.

В 1171 году в церкви Санта-Мария-дель-Кармине случился серьезный пожар, который уничтожил практически все ее убранство. Но, к счастью, капелла не пострадала.

Капелла Медичи

Cappella Medici

Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце на Via Larga (теперь via Cavour). Сама часовня стала их мавзолеем. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de’ Bicci de’ Medici, умер в 1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Проект по семейному мавзолей для Медичи был задуман в 1520 году, когда Микеланджело начал работу над Новой сакристией, расположенной напротив Старой Сакристии Брунелески на другой стороне церкви. В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516).

Строительство капеллы Медичи было завершено в 1524 году, с ее белыми стенами и pietra serena интерьером, основанном на дизайне Бруннелески. Вход в капеллу расположен с задней стороны Базилики Сан-Лоренцо. Капелла Медичи разделена на три части:

  • крипта
  • княжеская капелла (Cappella dei Principi)
  • новая сокровищница

Посетить капеллу Медичи

  • Капелла Медичи
  • Capelle Medicee
  • Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6, возле Базилики Сан-Лоренцо
  • вход в капеллу Медичи со стороны piazza. S. Lorenzo

Время работы:

  • ежедневно с 8:15 до 13:50
  • с 19 марта по 3 ноября и с 26 декабря по 5 января  с 8:15 до 17:00.
  • Закрыто : второе и четвертое воскресенье месяца; первый, третий, пятый понедельник месяца; Новый год, 1 мая, 25 декабря.

Входной билет:

  • Полная цена: 6,00 €
  • Льготный: 3,00 € (дети в возрасте от 18 до 25 лет, школьные учителя)

Что посмотреть в капелле Медичи

В пepвом зале капеллы Медичи — семейной усыпальницы Медичи, спроектированном Буонталенти, наxoдятся гробницы Козимо Старого, дoнателло, великих герцогов из пpaвившей пocле Медичи семьи герцогов Лотарингских. Из этого зала мoжно подняться в Капеллу-деи-Принчипи (CappelladeiPrincipi), или Княжескую капеллу, офopмление котopой пpoдoлжалось дo XVIII вeка и гдe погребены великие герцоги Тосканские: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанд I, Козимо II и Фердинанд II.

Из Княжеской капеллы коридор вeдeт в Новую сокровищницу (SagrestiaNuova), котopая распoлoжена симметрично Старой сокровищнице церкви Сан-Лоренцо. пo поручению папы Льва X, из рода Медичи, котopый захотел создать склеп для младших членов дoма, Микеланджело надстроил сокровищницу. Получившееся квaдpaтное в плане помeщeние (11 х 11 м) называют капеллой Медичи.

В офopмлении интepьера скульптор ориентировался нa отделку Старой сакристии, построенной пo проекту Брунеллески. Он разделил cтены вертикальными каннелированными коринфскими пилястрами и разрезал их горизонтальными карнизами. При этoм Микеланджело прибег к излюбленному Брунеллески декораторскому приему — сопоставлению белой cтены c членениями из темно-серого камня. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц.

В таком решении яснее всeгo виден новый, yже нe ренеccансный, принцип офopмления интepьера, ocнованный нa сочетании контрастов. Простейшими приемами Микеланджело дoбивается небывалого динамизма, рождающего иной художественный язык. И из эпохи Ренеccанса мы внезапно попадаем в эпоху барокко.

Гробницы капеллы Медичи

В офopмлении гробниц Микеланджело решительно нарушает гармонию и легкость ренеccансного apxитектурного обрамления. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Невозмoжно точнее пepeдать ощущение тесноты склепов, тяжести могильных плит и напряженного желания жить. Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День».

Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства и, возмoжно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. Драматический пафос этиx обpaзов Микеланджело выразил в чeтвepостишии, написанном им кaк бы oт имени Ночи:

Помимо этиx аллегорий Микеланджело принадлежит автopство статуи Мадонны, стоящей нaпpoтив алтаря.

Главная >  Италия >  Тоскана >  Флоренция >  Достопримечательности Флоренции  >   Музеи Флоренции 

Архитектура

Первоначальный архитектурный стиль постройки – готический, но отдельные части храма перестраивались или достраивались на протяжении нескольких веков, так что сегодняшний облик базилики хранит в себе мастерство архитекторов и художников сразу нескольких исторических и культурных эпох.

Построенный в 13-14 веках, храм до сих пор является самой большой и внушительной францисканской постройкой. Все его составные части – белоснежный фасад и облагороженные фресками внутренние своды, южный и северный нефы, шестнадцать именных капелл, главный алтарь, гробницы, кенотафы, мемориальные доски, – хранят в себе гордость и величие былых дней. Невозможно не восхититься красотой и богатством базилики Санта-Кроче.

Входной билет по времени для Давида Микеланджело – 16 €Входной билет в Галерею Уффици – 20 €Галерея Уффици: приоритетный вход – 40 €Кафедральный собор Флоренции: билет с посещением купола – 29 €Входной билет и аудиогид в Палаццо Веккьо – 19 €Тур Hop-on Hop-off. Билет на 24, 48 или 72 часа – от 23 €Музей Леонардо да Винчи: входной билет – 7 €Тур в Дуомо с гидом и подъемом на вершину купола – 40 €Входной билет в базилику Сан-Лоренцо – 8,50 €Полет на воздушном шаре над Тосканой: Флоренция – 250 €

Фасад

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Внутреннее убранство

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Флоренция. Вилла Медичи – вилла Петрайя

Род Медичи, правивший Флоренцией в течение нескольких столетий, как известно, повлиял на возникновение многих произведений искусства.

На Медичи работали Микеланджело, Ботичелли и другие великие художники и скульпторы. Помимо картин, фресок, скульптур они были владельцами многих парадных палаццо. На холме рядом с Флоренцией находится вилла Петрайя.

Вилла оказалась довольной скромной с внешней стороны. Мы посетили ее в конце апреля в рамках тура “Прекрасная Тоскана”. Посетить ее, конечно, стоит – увидеть как жили знаменитые отравители Медичи.

В июне 2013 года в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (world Heritage list dell’Unesco).были включены виллы, где жили Медичи, синьоры Флоренции эпохи Возрождения.

Точнее, частью Всемирного наследия стали 12 вилл и два сада: Сады Боболи во Флоренции (Firenze) и Пратолино (Pratolino) в городе Валья в провинции Флоренции, флорентинские виллы Кареджи (Careggi), Петрайя (La Petraia), Черрето-Гвиди (Cerreto Guidi), Кастелло (Castello) и Поджио-Империале (Poggio Imperiale); виллы Бельканто (Belcanto) во Фьезоле (также известная как Вилла Фьезоле (Villa Fiesole),

вилла в Поджио-а-Кайано (Прато Prato), Ла-Маджа (La Màgia) в Кваррате (провинция Пистойи), вилла в Артимино (Карминьяно, провинция Прато), Кафаджоло (Cafaggiolo) в Барберино-ди-Муджелло, вилла Треббио (Trebbio) в Сан-Пьеро-а-Сьеве (San Piero a Sieve) и дворец в Серавецце (Seravezza), в провинции Лукки (Lucca).

Виллы, как написано в решении ЮНЕСКО «свидетельствуют о влиянии, которое семья Медичи оказала на современную европейскую культуру, покровительствуя искусству.

Виллы и сады, сооруженные в период с XV по XVII века, демонстрируют новаторскую систему строительства загородных домов в гармонии с природой, посвященных досугу, искусствам и знаниям».

Собирались тучи. Вид на город.

Сегодня эти резиденции используются для различных целей. Некоторые, как Петрайя, одна из самых красивых вилл Медичи, благодаря особенно своему расположению на возвышенности, откуда открывается вид на Флоренцию (Firenze), входит во флорентинский музейный комплекс.

Виллы Медичи являются воплощением нового типа загородной резиденции, отличной и от сельских усадьб богатых флорентинцев того времени, и от древних замков, построенных как символы власти.

Эти здания являются одними из самых важных и выдающихся примеров архитектуры Возрождения и барокко, достигнутых в Тоскане (Toscana).

Их сады и их идеальное взаимодействие с окружающей средой способствовали возникновению эстетического интереса к пейзажу, характерного для гуманизма эпохи Возрождения.

Особенно виллу полюбил сын Козимо I (Великий герцог Тосканы), Фердинандо — будущий герцог тосканский. Фердинандо получил её в наследство от своего отца.

В конце XVI века была произведена реконструкция виллы и создан великолепный садово — парковый ансамбль. Была создана трёхъярусная терраса.

Находится вилла в Кастелло, недалеко от Флоренции. В 1394 году дворец принадлежал семье Брунеллески, в 1422 году вилла перешла семье Строцци, а в 1544 году ее покупает Козимо де Медичи для своего сына Фердинандо.

Позже, начиная с 1588 года, на вилле ведутся работы по расширению и озеленению прилегающей территории, которые растянулись почти на 10 лет. Земля была очень каменистой, а позади усадьбы находился каменный грот, отсюда и название виллы «петрайя», дословно означающее «карьер, где добывается камень».

В числе шедевров искусства, хранящихся сейчас на вилле – бронзовая скульптура Венеры работы Джамболоньи и фрески, работы Вольтеррано и Козимо Дадди.

Комната с изображениями других вилл. С этих пор дом стал приобретать роскошной вид загородной княжеской резиденции. Здесь гостили представители влиятельных семей той эпохи: Дон Лоренцо, Козимо III, Леопольд II, и наконец, Витторио Эмануэле II.

И кстати по специальному приглашению виллу посещал Галилео Галилей, к приглашению прилагались две бутылки лучшего вишневого вина «La Pietraia».

Библиотека Лауренциана

Помещение библиотеки Лауренциана выстроено в 1524 году с южной стороны Базилики Сан-Лоренцо по проекту Микеланджело.

Великий зодчий был также автором некоторых деталей интерьера библиотеки — монументальной лестницы, окон и скамеек в читальном зале.

Над оформлением библиотеки работали Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати. Библиотека Лауренциана открылась в 1571 году.

Основу ее коллекции составило собрание Козимо Медичи Старшего, которое изрядно обогатилось благодаря Лоренцо I Медичи.

Именно в честь Лоренцо библиотека и получила свое имя. Сегодня в коллекции библиотеки Лауренциана имеются около 150 тысяч томов, около 11 тысяч рукописей и 2,5 тысячи папирусов.

Sagrestia Nuova [ править ]

Могила Джулиано ди Лоренцо Медичи с днем и ночью

Могила Лоренцо ди Пьеро де Медичи с закатом и рассветом

Sagrestia Nuova было задумано кардиналом Джулио де Медичи и его двоюродный брат папа Лев X в качестве мавзолея или морг часовни для членов семьи Медичи. Он балансирует Брунеллески «s Sagrestia Vecchia ,„Старая ризница“ , расположенный между левой трансепт Сан — Лоренцо, с которым он сознательно соревнуется, и разделяет его формат кубического пространства , увенчанный куполом, серого пьетра Серене и побеленные стены. Это было первое эссе в архитектуре (1519-24) из Микеланджело, который также разработал свои памятники, посвященные некоторым членам семьи Медичи, со скульптурными фигурами четырех времен дня , которым суждено было повлиять на скульптурные фигуры, лежащие на архитравах, для многих будущих поколений. В Sagrestia Nuova входил незаметный вход в углу правого трансепта Сан-Лоренцо, который сейчас закрыт.

Несмотря на то, что к 1524 году он был построен под сводами, амбициозные проекты его скульптуры и вмешательство в такие события, как временное изгнание Медичи (1527 г.), смерть Джулио, ныне папы Климента VII, и постоянный отъезд Микеланджело в Рим в 1534 год означал, что Микеланджело так и не закончил его. Хотя большинство статуй были вырезаны к моменту отъезда Микеланджело, они не были поставлены на место, оставлены в беспорядке поперек часовни и позже установлены Никколо Триболо в 1545 году. По приказу Козимо I Джорджио Вазари и Бартоломео Амманнати закончили работу к 1555 году.

Предполагалось, что здесь будут четыре гробницы Медичи, но гробницы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано (скромно похороненные под алтарем у входной стены) так и не были начаты. В результате две величественные существующие гробницы принадлежат сравнительно незначительным Медичи: Лоренцо ди Пьеро, герцог Урбино, и Джулиано ди Лоренцо, герцог Немурский . Их архитектурные компоненты похожи; их скульптуры предлагают контраст. На незавершенной стене Мадонна с младенцем Микеланджело в окружении святых покровителей Медичи Космы и Дамиана, казненная Джованни Анджело Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.соответственно, к моделям Микеланджело, установлены над их простой прямоугольной гробницей.

В заявлении в биографии Микеланджело, опубликованном в 1553 году его учеником Асканио Кондиви и в значительной степени основанном на собственных воспоминаниях Микеланджело, Кондиви дает следующее описание: «Всего четыре статуи, помещенных в ризницу … помещены саркофаги. перед боковыми стенами и на крышках каждой лежат две большие фигуры, больше, чем жизнь, а именно мужчина и женщина; они означают День и Ночь и, вместе, Время, пожирающее все … И для того, чтобы означает Время, которое он планировал сделать мышь, оставив немного мрамора на работе (которую он впоследствии не выполнил, потому что ему помешали обстоятельства), потому что это маленькое животное беспрерывно грызет и поглощает, как время все пожирает ».
В 1976 году под Новой ризницей был обнаружен скрытый коридор с рисунками Микеланджело на стенах.

Фонарь править

Фонарь наверху Новой Ризницы сделан из мрамора и имеет «… необычный многогранник, установленный на вершине конической крыши». Сфера, которая находится наверху фонаря, имеет семьдесят две грани и около двух футов в диаметре. Сфера и крест, которые находятся на вершине шара, являются традиционными символами римской и христианской власти и напоминают аналогичные шары на центральных купольных церквях, таких как церковь Св. Марии дель Фьоре и Св. Петра . Но поскольку он находится в частном мавзолее, семья Медичи продвигает свою личную власть с помощью державы и креста, лаврового венка и львиных голов, которые являются символами статуса и власти.

Фонарь, который держит шар, помогает подчеркнуть высоту и размер часовни, которая довольно мала. Фонарь чуть меньше семи метров в высоту и «… равен высоте купола, который он преодолевает». Фонарь метафорически выражает темы смерти и воскресения. Фонарь — это то место, где душа может сбежать и уйти от «… смерти в загробную жизнь».

Архитектура Новой сакристии

По проекту Микеланджело на восточной стороне трансепта, симметрично к расположенной с западной стороны Старой Сакристии, была пристроена Новая Сакристия (итал.  Sagrestia Nuova ). Она представляет собой небольшое прямоугольное в плане помещение 12 на 28 метров и связано с церковью узким коридором. Имеет окна в верхней части и перекрыто куполом на невысоком барабане. Заканчивая проект купола сакристии, Микеланджело в письме папе Клименту VII (ноябрь 1524 г.) сообщал об идее шара, венчающего небольшую лантерну (фонарь): «Я задумал сделать его гранёным, в отличие от других». Декларация, отражающая полную свободу творчества: главное сделать так, как ещё никто не делал.

Интерьер этого выдающегося памятника отражает поздний стиль великого мастера

Она обращает на себя внимание прежде всего необычным цветовым решением: светлые стены с известковой побелкой и выделение ордерных элементов матово-серым камнем «пьетра-серена» (итал. pietra serena — светлый камень), разновидностью песчаника, любимым материалом архитекторов Тосканского Возрождения, всё это контрастирует с тёплым, тёмно-золотистым (телесным) цветом мрамора скульптур.. Композиция надгробных памятников к тому времени, когда к этой теме обратился Микеланджело, прошла длительную эволюцию: от античных мавзолеев и кенотафов к монументальным сооружениям эпохи эллинизма и к архитектурно-скульптурным табернаклям (обычно пристенным) в нефах и капеллах христианских церквей.

Композиция надгробных памятников к тому времени, когда к этой теме обратился Микеланджело, прошла длительную эволюцию: от античных мавзолеев и кенотафов к монументальным сооружениям эпохи эллинизма и к архитектурно-скульптурным табернаклям (обычно пристенным) в нефах и капеллах христианских церквей.

Капелла волхвов

Одним из самых известных мест во дворце стала небольшая семейная часовня, получившая название Капелла волхвов. Небольшое помещение стоит из двух комнат. Попадая внутрь, у вас захватывает дух. Появляется ощущение, что вы попали в сказочную шкатулку. Стены расписаны, но не циклом фресок, а скорее непрерывной единой декорацией. Украшением занимался Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420—1497). Именно им было создано знаменитое «Шествие волхвов в Вифлеем». А присмотревшись, можно легко заметить, что лица волхвов сильно напоминают лица семьи Медичи.

Неспешно движется процессия волхвов. Одни старики и юноши смотрят на вас со стен, другие занимаются своими делами и абсолютно не обращают на вас никакого внимания. Кажется, слышится стук копыт, негромко разрывая тишину. Чувствуется запах лавра. Находясь внутри, ненадолго выпадаешь из реальности. Лица изображенных людей кажутся одновременно и близкими и далекими. Появляется ощущение обычной флорентийской улочки. Лишь одежда немного другая.

Стены полностью опоясаны бесконечно многолюдным шествием, которое возглавляют три волхва. У каждого из них свой кортеж. Вифлеемская звезда, указывающая им путь, сияет прямо с потолка.

Центральное место капеллы – алтарь. С начала 20 века над ним поместили алтарную роспись «Рождество», на которой Мария поклоняется младенцу вместе Иоанном Крестителем. Изображение является копией работы Филиппо Липпи, выполненной его учеником. Оригинал можно увидеть в галерее Берлин-Далем.

Все старшие представители семьи Медичи на протяжении нескольких веков проживали в этом массивном сооружении. Пока однажды при правлении Пьетро Медичи «Неудачника» им не пришлось покинуть свой дом, спасаясь от разъяренной толпы. Все, что было возможно, они постарались увезти с собой. Однако большая часть сокровищ была разграблена. В 1659 году, после периода некоторого упадка, Медичи продали палаццо семье Риккарди.

Кроме самого дворца маркиз Габриелло Риккарди стал владельцем и трех близлежащих зданий, которые также принадлежали Медичи. Сразу после покупки была начата реконструкция. Дворец был расширен с северной стороны и частично обновлен интерьер внутреннего убранства. Во время перестройки Риккарди старался сохранить внешний вид в стиле Ренессанса. Изнутри же интерьер был пересмотрен в сторону барокко, как раз начинавшего входить в моду. Добавление нового стиля сделало сооружение более величественным и зрелищным.

Сегодня некоторые помещениях дворца также занимает Риккардианская библиотека. Ее основал еще Рикардо Риккарди в 1600 году. А с 1715 года библиотеку открыли для публики. Часть же незанятых помещений сохраняется в своем начальном образе и открыта для осмотра посетителей.

История строительства

Проект изначально задумывался как резиденция для Козимо Медичи и его многочисленной семьи. Автор этого проекта – Филиппо Брунеллески. Он даже изготовил специальный макет дворца, чтобы показать его Герцогу Тосканскому во всей красе.

План был грандиозный и превосходил по роскоши все известные на тот момент дворцы. Но правитель заставил архитектора переделать план и убрал половину украшений, лишних по его мнению

Он говорил, что роскошь будет лишь вызывать зависть и привлекать ненужное внимание

Проект Брунеллески был отвергнут. Архитектор настолько был уязвлен и разозлен, что даже разбил макет палаццо, чтобы никто не смог воспользоваться его идеями.

Следующий проект дворца Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции был представлен герцогу архитектором Микелоццо ди Бартоломео – любимцем герцога – в 1444 году. Памятуя о судьбе предыдущего проекта, Микелоццо составил лаконичный и органичный макет дворца, который сочетал в себе роскошь и сдержанность одновременно. Медичи безоговорочно принял проект, и строительство началось.

Строительство длилось без малого 20 лет.

Кстати, все дворцы, возводившиеся после Палаццо Медичи, не должны были превосходить его по красоте и отделке, иначе владельца здания могли обвинить в зазнайстве.

Вскоре Медичи с семьей переезжают в более просторный дом рядом с Палаццо Медичи – Палаццо Веккьо (1537 год), а еще спустя время – в более просторное Палаццо Питти. Во времена правления Пьетро Медичи семья была вынуждена оставить дворец Медичи, спасаясь от толпы.

С собой они смогли взять лишь малую часть вещей, остальное было разграблено. С тех пор наблюдается период упадка семейства, и дворец было решено продать. Судьба палаццо решилась довольно быстро – в 1655 году семейство Медичи продает дворец маркизу Габриэлло Риккарди.

После того, как дворец сменил владельца, он значительно изменился – здание было расширено почти в два раза, а внутри появилась отделка в стиле барокко.

Это дополнение лишь придало зданию дополнительное величие и зрелищность. Изменился и интерьер палаццо: в нем стали преобладать черты стиля барокко, набиравшего популярность. Мебель и архитектурные украшения также были выдержаны в этом стиле. Появилась Зеркальная галерея, добавились новые фрески и роскошные позолоченные барельефы.

В 1814 году Палаццо Медичи-Риккарди было продано его владельцем итальянскому государству, а с 1874 г. здание передано провинции, с этого же года в помещения дворца располагается префектура Флоренции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector