Санта-мария-маджоре

Внутреннее убранство

Интерьер базилики — Санта-Мария-Маджоре во всей красе!

Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре максимально сохранен в традициях ранних христиан. Широкий центральный неф отделен от боковых нефов 40 мраморными колоннами, которые прерываются в апсиде двумя арками.

Апсиду украшает фреска с изображением Иисуса Христа, коронующего Матерь Божью. Ее относят к XIII веку. Золотом горит кессонный потолок. Каждая его плита изготовлена из дерева и покрыта золотом, привезенным из Америки и подаренным королем Испании Филиппом IV. При входе в базилику, справа, установлена его статуя.

Обращает на себя внимание мозаичный пол. Выложенный из мрамора мастером Космой, он напоминает огромный красочный ковер

В одном из боковых алтарей можно увидеть простое надгробие. Здесь захоронен один из талантливейших архитекторов и скульпторов Италии — мастер Бернини.

Базилика Санта Мария Маджоре одна из самых посещаемых туристами. Но не удивляйтесь, что не найдете места, где бы могли приобрести церковные восковые свечи. Здесь их нет. Сюда вместе с цивилизацией пришла автоматизация.

У скульптуры Мадонна с младенцем стоит автомат, на котором расположился ряд светильников в виде оплавленных свечей. Бросив в него монету, лампочка зажжется. В зависимости от номинала монеты и будет зависеть время ее горения.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Интерьер

Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт

О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.

Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.

Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.

Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.

Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.

Внутреннее убранство базилики Санта Мария Маджоре

Сегодня, несмотря на многочисленные вмешательства, внутреннее пространство базилики Санта Мария Маджоре соответствует структуре базилик поздней античности: прямоугольный зал, разделенный двумя рядами древних колонн на высокий и широкий центральный неф и два боковых прохода с его обеих сторон. По некоторым свидетельствам, афинские мраморные колонны являлись элементами древнего языческого храма Юноны.

Мозаики

Особую известность базилика Санта Мария Маджоре приобрела благодаря сохранившемуся огромному ансамблю уникальных мозаик. При Папе Сиксте III (432-440) центральный неф украсили 42 мозаичных панно с изображением Библейских сцен из Ветхого завета, расположенных над античными колоннами вдоль всего прохода.

К этому же периоду относятся мозаики триумфальной арки, обрамляющей главный алтарь.

В связи с намечавшимся на 1300 год проведением первого Юбилея, во время папства Николая IV (1288-1292) был добавлен трансепт церкви и создана новая апсида. В 1295 году францисканский монах Джакопо Торрити украсил ее богатой мозаикой, на которой были представлены сцены коронации Девы Марии (Incoronazione di Maria) и сцены из ее жизни (Storie di Maria). Его уникальная работа, являясь синтезом восточного и римского художественного мастерства, завершает тысячелетнюю эпоху христианского византийско-римского мозаичного искусства.

Пол и потолок

Тротуар из инкрустированных камней, как великолепный ковер, простирается перед каждым входящим в базилику. Сделанный мастерами семьи Космати, он был предложен Папе Евгению III (Пьетро Паганелли, 1080-1153) двумя римскими дворянами – Скотто Папароне и его сыном Джованни как пожертвование в пользу Церкви.

Золотой потолок центрального нефа базилики Санта Мария Маджоре по заказу кардинала Родриго Борджиа был спроектирован итальянским архитектором Джулиано да Сангалло (1445-1516), однако реализацией проекта занимался его младший брат Антонио.

Пол и потолок Санта Мария Маджоре

Принято считать, что первое золото, привезенное из недавно открытого Нового Света, было отдано арагонским королем Фердинандом II (1452-1516) Папе Александру VI Борджиа, который использовал его для позолоты потолка

39rim.ru обращает ваше внимание на то, что над окнами базилики проходит деревянный фриз, изысканно инкрустированный золотыми фигурами быков – символом семьи Борджиа, который также украшает центр золотого потолка базилики

Главный алтарь

На торжество Успения Пресвятой Богородицы, ежегодно отмечаемого католической Церковью 15 августа, базилика Санта Мария Маджоре является традиционным местом проведения Папской праздничной мессы. При этом алтарь может быть использован только понтификом или священником, получившим от Папы особое разрешение.

Над папским алтарем, порфировая урна которого содержит мощи Святого Матфея, архитектор Фердинандо Фуга (1699-1782) спроектировал изящный киворий. Под алтарем находится напоминающий Вифлеемскую пещеру Рождества реликварный склеп. Он был построен Вирджинио Веспиньяни по указу Папы Пия IX, понтификат которого длился почти четверть века – с 1846 по 1870гг и считается самым продолжительным в истории католической Церкви. Коленопреклоненный образ Пия IX в виде скульптурной композиции «Исповедь», предваряющий вход в склеп, в 1880 году по просьбе папы Льва III изваял скульптор Игнацио Джакометти.

В склепе под главным алтарем базилики Санта Мария Маджоре хранится драгоценная реликвия – несколько щепок от деревянных яслей новорожденного Иисуса, привезенных из Иеруслима Святой Еленой. Они помещены в инкрустированный серебром хрустальный реликварий, работы ювелира Джузеппе Валадье, напоминающий по своей форме Священную колыбель.

Статуя стоящего перед ним на коленях Папы Пия IX служит примером для верующих, которые приходят посмотреть на первое смиренное ложе Спасителя.

Справа от главного алтаря находится скромное надгробие Джованни Лоренцо Бернини – величайшего скульптора эпохи Возрождения, украсившего Рим своими произведениями.

Отели в Риме

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от базилики Санта Мария Маджоре — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Капеллы

Большой интерес представляют три капеллы.

Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.

Пройдя из этой капеллы в левый неф, можно попасть в Капеллу Паолина — капеллу папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе, отсюда второе название: Капелла Боргезе. Строительство было поручено Павлом V архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы Мадонны «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani) и с расчётом на захоронение самого папы. Икона — один из наиболее почитаемых в Риме образов Девы Марии — написана в XII веке (с последующими прописями XIII века) римским мастером по византийскому оригиналу VIII века, одному из «списков» иконы, написанным, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икону в пышной барочной раме «поддерживают» золочёные фигуры ангелов работы скульптора Стефано Мадерно. Росписи в 1612 году осуществил Чиголи (Лодовико Карди). В капелле похоронены римские папы Климент VIII и Павел V.

Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.

Церковь внутри

Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело «Христос около Креста».

Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли такой натурализм чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.

В церкви также находятся работы:

  • Сангалло
  • Романо
  • гробницы нескольких пап
  • гробница св. Екатерины Сиенской (1347–1380), которая являлась пророчицей и духовидицей покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения.

Особо стоит отметить капеллу Карафы, расположенную справа от алтаря.

Она названа в честь папы-инквизитора Павла IV Карафы – автора «Индекса запрещенных книг».

Капелла украшена гармоничной балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо.

Также здесь находятся шедевры Ф. Липпи: «Вознесение Богоматери» и «Апофеоз Фомы Аквинского».

Интерьер

При всех произошедших переменах и перестройках, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сберегла свой аутентичный облик.

Наибольший интерес у посетителей вызывают элементы мозаики Santa Maria Maggiore, сохранившиеся до современности из 5-го столетия нашей эры. Основной неф церкви и триумфальная арка были декорированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Вход в базилику декорирован мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отправляет посетителей к легендарному былому храма. В XIII веке на апсиде базилики была еще выложена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Поразительная картина была исполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Геометрические узоры пола перекликаются с замысловатым потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). На деревянные потолочные панели нанесено золото, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Не имеющая цены реликвия базилики – Святая колыбель, располагающаяся под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX – символ веры и уважения к древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, с росписью из серебра, прячет в себе элементы деревянных яслей, в которых в свое время лежал младенец Иисус.

Развивает тему Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

История базилики

Базилика Санта-Мария-Маджоре названа так в честь Мадонны, ей и посвящен этот храм. Нынешняя приставка «маджоре» – «великая», скорее всего, досталась базилике, поскольку она является самой большой и старшей среди всех храмов Богоматери.

Но базилика известна и под другими именами. Называли ее и Либерианской , и Санта-Мария-ад-Прайсепем , и Санта-Мария-делла-Неве – Богоматерь Снежная.

Главный фасад базилики был перестроен в конце XVIII в.

Последнее название возникло благодаря легенде, связанной с основанием базилики. Одной августовской ночью 352 г. тогдашнему епископу Либерию приснился сон. Явилась ему Дева Мария с поручением построить храм там, где на следующий день  выпадет снег.

Представьте себе, что утром 5 августа римляне и правда увидели заснеженный холм Эсквилин. Это даже для наших широт явление удивительное, а уж для южных берегов и вовсе чудо.

Оказалось, что не только Либерий увидел в ту ночь Богородицу. Тот же сон посетил и одного зажиточного патриция по имени Джованни. К слову, детей у него не было, и нажитое имущество сеньор давно завещал Деве Марии.

Ну а теперь, благодаря провидению, он уже точно знал, как распорядиться своим состоянием. Епископ поспешил вместе с Джованни на Циспий – ту самую вершину Эсквилина – и собственной рукой нарисовал на снегу очертания будущего храма.

Здание базилики, дошедшее до наших дней, было заложено несколько позже событий, описанных в легенде, в V в. при папе Сиксте III. Считается, что новый храм возвели на месте уже построенного ранее Либерием, но на деле это не совсем так.

Кoлокoльня, пoстpoeнная в 1378 гoду, cчитaeтся самой выcoкой в Риме

Археологи выяснили, что под базиликой предположительно находятся руины виллы Нерациев, датированной I в. А вот ничего похожего на церковные постройки так и не обнаружили. Возможно, первая Санта-Мария-Маджоре находилась где-то поблизости.

Сейчас внешний вид храма очень далек от первоначального. Подобно тому, как ствол дерева обрастает годовыми кольцами, базилика обрастала все новыми и новыми пристроями, ведь каждый священнослужитель высокого ранга, будь то папа, кардинал или епископ, хотел привнести свой вклад в ее историю.

С течением времени она расширялась, достраивалась и реставрировалась. Однако, несмотря на это, конструктивные особенности все-таки сохранились, что дает представление о той простоте и гармонии, которая была присуща раннехристианским святилищам.

Скульптура папы Пия IX перед Святыми яслями

Папой Иоанном Павлом II в 2001 г. был открыт музей, посвященный истории базилики и христианской религии в целом. Здесь собраны произведения искусства, церковная утварь, книги, документы, папские одежды и прочие сокровища. Находится музей в цокольном помещении храма.

Интерьер базилики

Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.

Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.

С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.

Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью

Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.

Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.

Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.

Резной деревянный потолок базилики украшен золотом

А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.

Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.

Чем знаменита Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре — место, которое обязательно стоит посетить в Риме

Прежде всего, Санта-Мария-Маджоре — самая большая и главная базилика из 26, посвященных Божьей матери, находящихся в Риме. По красоте фасада и интерьера Санта-Мария-Маджоре уступает только Собору Святого Петра.

Ее семидесяти пяти метровая колокольня, построенная в конце XIV века по распоряжению папы Григория XI, самая высокая в Риме. Поэтому те, кто прибывает в Рим на железнодорожный вокзал Термини, выйдя на привокзальную площадь, издалека видят ее пирамидальный венец с крестом. На колокольне установлено пять колоколов.

Полезная информация

2.1. Где находится и как добраться

Адрес: Piazza della Stazione, 1

Расположение на карте:

Как можно добраться?

на городском автобусе. Остановка Stazione Scalette – автобусы 6, 11, 12, 17, 22, 23, С2, С4.

Очень удобно добираться из любой точки города! Автобусы останавливаются прямо перед станцией.

на трамвае. Остановка Alamanni – трамваи T1.3, T2.

Остановка прямо около вокзала:

И еще удобно — через дорогу от вокзала остановка трамвая до вокзала Villa Costanza:

на такси

Главное – не перепутать с одноименной церковью. Вам нужно на Stazione Santa Maria Novella. Вообще такси во Флоренции особой популярностью не пользуются.

пешком

От центра города, площади Дуомо можно дойти по прямой — Via de’Carritani до Via dei Banchi, продолжайте идти по ней еще минут 5-7 – попадете на станцию.

на туристическом автобусе hop-on / hop-off

Остановка Stazione FS SMN – это первая остановка обоих маршрутов автобусов hop-on /hop-off по городу.

Купить билеты на автобус можно заранее онлайн или здесь, в туристическом офисе не станции:

Вместе с экскурсией

Мне понравилась вот эта обзорная экскурсия по Флоренции. Каждый день она стартует от церкви Санта Мария Новелла в 15:15. Прогулка продлится 2 часа, стоит 20 евро. Церковь находится в шаговой доступности от станции – с левой стороны, на площади Piazza Santa Maria Novella. Классно использовать время рационально, совмещая экскурсию с днем приезда (я так и сделала).

После приезда во Флоренцию первым делом я сдала чемодан в камеру хранения (о ней ниже в статье), купила туристическую карту Firenze card, перекусила и как раз подошло время экскурсии. После экскурсии (она заканчивается около дворца Питти) я вернулась на вокзал за чемоданом и уже поехала заселяться в квартиру.

Или еще вариант  – интересная прогулка с местным гидом. Проводится на английском языке, а стоит 29 евро. Гид покажет вам город и научит ориентироваться в центре. Обязательно увидите площадь Санта Мария Новелла и вокзал.

2.2. Куда можно уехать

2.2.1. Направления и маршруты /с примерами цен

Поезда идут по всей Италии, останавливаются во всех значимых городах:

  • Рим;
  • Венеция;
  • Сиена;
  • Милан;
  • Турин;
  • Неаполь;
  • Генуя.

Стоит обратить внимание – со всеми остановками маршруты дешевле, но идет поезд дольше. Так, от Флоренции до Рима можно доехать всего за 1 час 20 минут на экспрессе, а на обычном поезде будете более 2 часов ехать

Например, до Милана можно доехать за 1 час 45 минут, билет будет стоить 45-50 евро.

транспортные компании:

TrenItalia, Italo.

2.2.2. Как добраться до аэропорта

Как от жд вокзала добраться до аэропортов?

До Америго Веспуччи: автобусом ATAF „Vola in Bus“, отходят от вокзала каждые 30 минут.

До Галилео Галилей в Пизе: поезд ездит шесть раз в рабочие дни и субботу, и три раза в воскресенье.

От аэропорта до станции можно доехать на такси, либо заказать трансфер онлайн на сайте kiwitaxi, просто закажите автомобиль на то время, которое вас устраивает. Стоит от 4700 до 5500 рублей, зависит от комфорта авто.

2.3. Камера хранения

Хранение багажа — 6 евро за первые 5 часов, далее 1 евро каждый час. Работает с 6.00 до 23.00.

В конце этой дорожки слева — камера хранения:

Камера хранения:

Здесь можно оставить багаж, а можно купить чемодан:

Приготовьте документы:

Оставьте багаж на станции – он будет под надежным присмотром:

Когда багаж сдаете, у вас берут данные паспорта и выдают чек на багаж, оплачивать пока ничего не надо. А вот когда возвращаетесь за багажом, сразу идите на кассу и оплачивайте (стоимость зависит от времени хранения):

2.4. Парковка

Парковка работает каждый день, 24 часа в сутки. Первые 15 минут бесплатно, а потом по 3 евро в час для автомобиля, 0,5 евро в час для мотоциклов.

Оплата парковки через автомат:

2.5 Общественная прачечная

Да, на вокзале можно постирать вещи. И сразу высушить. Интернет там бесплатный — закидываете грязную одежду и сидите ждете, пока постирается. Платите за количество килограмм белья – за 9 килограмм 3 евро. Полностью самообслуживание.

Вот и она:

Удобно и быстро, подходит для путешественников:

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).

На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Экстерьер Санта-Мария-Маджоре

Значительные изменения в облик Санта-Мария-Маджоре начали вносить в IX в., и их было столь много, что перечислить все нет никакой возможности.

Кстати, почти всегда перечень проделанных работ увековечивали на стенах самой церкви. Если присмотреться, то на фасадах можно увидеть щиты с описанием реконструкции. Такие есть, например, на апсиде и прилегающих к ней стенах.

Главный фасад в том виде, который мы видим сегодня, спроектирован и отстроен архитектором Фердинандо Фугой в конце XVIII в. по заказу папы Бенедикта XIV.

Новый фасад скрыл более древний, украшенный прекрасной мозаикой XIII в. с изображением Христа Пантократора (правителя всего сущего) и сюжетами из легенды об основании базилики. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь.

Восточный фасад был создан архитектором Райнальди в 1673 году

Фуга решил переделать портик и надстроить над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, поскольку именно с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.

Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап (возможно, это Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I).

Каждого входящего над порталами встречают херувимы, восседающие по бокам на треугольных фронтонах, и две статуи в центре – аллегорические воплощения целомудрия и смирения.

Справа находится кирпичная колокольня в романском стиле, являющаяся самой высокой в городе – она поднимается на целых 75 м, что примерно соответствует высоте 25-этажного дома! Колокольню построили к 1378 г. на месте старой, сильно пострадавшей от землетрясения.

Однако на этом ее страдания не закончились: из-за своей высоты башня во время гроз частенько притягивала электрические разряды, а потому ее приходилось постоянно реставрировать, пока в начале XIX в. папа Пий VII не распорядился установить наконец молниеотвод.

Мозаичная фреска Коронация Девы Марии (XIII в.) на полукуполе апсиды

Кстати, вплоть до XX в. на этой кампаниле висел отлитый еще в XIII в. колокол, который называли La Sperduta (потерянная). С этим связана еще одна легенда.

Когда-то давно на Эсквилинском холме жила слепая пастушка. И вот однажды вечером она потерялась. Тогда, чтобы помочь найти ей дорогу домой, горожане решили звонить с колокольни. Но женщина так и не вернулась.

По второй версии легенды потерялась слепая паломница, и в ответ на ее молитвы Мадонна подала сигнал колоколом. Возвратившись домой, благодарная паломница пожертвовала храму деньги и попросила, чтобы и впредь колокол звонил в то же самое время.

С тех пор ежедневно в 9 часов вечера с кампанилы раздается колокольный звон. А тот старый колокол находится сейчас в Музеях Ватикана.

Противоположный главному восточный фасад создал архитектор Райнальди в 1673 г., и он, быть может, производит даже более сильное впечатление. В центре – полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Два поднимающихся над крышей купола по правую и левую сторону венчают самые большие капеллы собора.

Капеллы

Завершают убранство храма множество капелл, посвященные кардинала и папам, а еще старинный баптистерий. Все 3-и капеллы потрясают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

В 15-м столетии папа Сикст V наказал своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) сделать капеллу Самого Благословенного Таинства. В ней обязательно должны были иметь место сцены Рождества Христова. Увековечиванием триумфа Девы Марии, ее божественной миссии на стенах Сикстинской капеллы занялись 2-а художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Еще перед мастерами была заявлена задача увязать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, находящейся на апсиде с росписью капеллы.

Немало усилий пришлось приложить скульпторам и художникам для воплощение цельного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был изображен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы находится алтарь, укращшенный 4-я золотыми ангелами. В этой капелле обрели свой покой папа Сикст V и Пий V. Невдалеке от входа в капеллу располагается скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в данном месте в 1680 году нашел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

В начале 17-го века папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), стал понтификом. Как раз благодаря ему появилась капелла Боргезе либо же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, раполагающейся в противоположной стороне храма. Общие контуры помещения – латинский крест, над которым на массивных пилястрах высится купол.

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) имел внушительные средства рода на то, чтоб воплотить в жизнь грандиозное культурно-религиозное гениальное творение. Основное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы выполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего данного неистовства роскоши – алтарь глубокого голубого цвета. Средь утонченного богатства и церковного великолепия покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца отчасти теряется на фоне 2-х роскошнейших церковных усыпальниц. Но, бытует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), воплотивший ее в жизнь для влиятельного итальянского рода, в своей работе отталкивался от эскизов самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

История

Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных.

Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.

75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI

Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839). На алтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610)

Баптистерий и барельеф работы Пьетро Бернини на алтарной стене

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)

Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

Пол

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector