Колокольня «иван великий»: история, высота, колокола

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

1508

Протрите глаза, мы приближаемся к самому главному: итальянский архитектор Бон Фрязин заканчивает строительство Ивановского столпа, которое заняло 3 года. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины. Выше идут три восьмигранных яруса, однако в оригинальном исполнении Бона на этом вся красота и заканчивалась. Впрочем, главной задачей зодчего было не украшательство, а устойчивость беспрецедентно высокого сооружения. Вначале в землю вколотили впритык множество деревянных свай разной длины. Затем на это свайное поле поставили фундамент, на него — ступенчатый белокаменный стилобат. На картинке ниже вы можете увидеть, как примерно это выглядело. На таком прочном основании уже можно было смело строить 60-метровое сооружение из кирпича.

Высотой, силуэтом и декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, однако те имеют, как правило, четырехгранную форму. Более сложный восьмерик Бон выбрал, вероятно, следуя русской традиции. Первоначально колокольня обходилась без побелки, стены были окрашены под кирпич с белокаменными деталями. Интересный факт: в колокола звонили с земли при помощи длинных шестов.

Колокольня Ивана Великого: история создания

Ещё в далёком одна тысяча триста двадцать девятом году Иван Калита повелел на Боровицком холме воздвигнуть культовое сооружение, коим явилась небольшая церковь с колоколами,  построенная за очень короткий промежуток времени (строительство велось меньше года). Назвали церковь в честь Иоанна Лествичника, жившего в пятом веке в Византии.

Вышеуказанный храм в Москве был первым, исполненным из камня, да ещё и под звоном. Церковь была восьмигранной снаружи и крестообразной внутри, её украшали арки, в которых размещались колокола. Размер церкви был весьма скромными, примерно двадцать пять квадратных метров, не считая алтарной части. Толщине стен могли позавидовать, ведь местами она достигала порядка полутора метров. Именно это строение просуществовало около ста семидесяти лет. По мере того, как летели годы, первое культовое строение расписывалось и украшалось, в том числе на нём появились колокола.

С самом начале шестнадцатого века старую церковь разобрали, построив рядом с ней новую церковь в честь великого князя, которого, как вы уже и сами, наверное, догадались, звали Иван Великий (автор Б. Фрязин). Рядом с новым строением красовалась шестидесятиметровая колокольня.  Творение итальянца оказалось столь   прочным, что даже сегодняшние исследователи данному строительному феномену не перестают удивляться.

В середине века шестнадцатого с северной стороны строения была пристроена звонница, которую, впрочем, некоторые исследователи называют не звонницей, а самостоятельной церковью. Называется она церковь Воскресения Христова. Автором проекта также выступил архитектор, прибывший в Россию из Италии (П. Малой). Новая звонница (церковь), благодаря толщине стен (местами до трёх метров) позволила разметить на ней колокола более мощные и тяжёлые.

В году одна тысяча шестисотом (уже в период Б. Годунова) колокольня обзавелась ещё одним ярусом (третьим по счёту), таким образом, строение взметнулось ввысь на восемьдесят один метр. В тот период времени именно это культовое строение считалось самым высоким в городе Москве, и таковым оно продолжало быть ещё очень долго. Только в одна тысяча семьсот седьмом году появилась ещё одна «высотка», называвшаяся Меншикова башня, которая являлась таковой до тех самых пор, пока её не «укоротил» удар молнии (её высота была восемьдесят четыре метра и тридцать сантиметров).

В начале века семнадцатого (двадцатых годах) строится Филаретова пристройка, названная так в честь Филарета, тогдашнего патриарха. Своим появление она обязана архитектору Д. Таллеру, прибывшему в Россию из Англии. Кстати стоит сказать о том, что сам Филарет был отцом Михаила Романова (первого царя из вышеобозначенного рода).

Излишне говорить, что самое высокое строение довольно часто использовалось, как башня для обозрения, ведь с неё действительно открывался шикарный вид окрест на десятки километров.

Как только в государстве происходили значимые события, тут же об этом «сообщали» колокола. Красивый перезвон мог означать, например, рождение ребёнка в царской семье, победу над супостатом или же венчание на престол нового государя.

Солдаты Наполеона довольно сильно разорили Кремль, не пощадили они ни колокольню, ни храм, в котором находился генеральский штаб. Символом взятия Москвы наполеоновскими войсками явилось снятие позолоченного креста с колокольни. Когда же разразился пожар, отступающие войска постарались разрушить всё, что только смогли. Увы, но ни Филаретова пристройка, ни звонница не уцелели. Каким-то чудом – не иначе — смогла устоять  колокольня Иван Великий, хотя и она изрядно пострадала (через весь верхний ярус прошла трещина).

Обломки снятого креста были найдены чуть позже, здесь же на территории Кремля около Успенского собора. Как только снег сошёл, злодейство осквернителей было уже невозможно скрыть.  После войны с Наполеоном долгое время шли восстановительные работы, в результате которых сегодня мы имеем возможность видеть и звонницу и Филаретову пристройку.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

1817-19

Погрузимся еще глубже в прошлое, где кругами расходится эхо войны с Францией. Здесь огромный Успенский колокол переливают из старого, поврежденного при взрыве наполеоновскими саперами. Работу выполняют мастера Яков Завьялов (ему на тот момент 80 лет) и некто Русинов. Весьма примечательно, что творческий путь Завьялова начался в 1761 с отливки именно этого самого колокола. Тогда мастеру было 24 года. Что касается колокола, то корпус его украшают литые изображения царей Петра и Алексея, императора Александра I с семьей, московского архиепископа Августина, а также Деисуса и Успения Богородицы. Исключительная громадность Успенского колокола вызывала опасения при его установке: купец Богданов, владелец колокольного завода, еле получил разрешение на подъем своего изделия. Соорудили специальную каланчу рядом со Звонницей, но когда колокол достиг середины нужной высоты, в толпе началась паника: кто-то крикнул, что Иван Великий шатается. Никто не пострадал, но есть предположение, что неразбериху устроили карманники. Впоследствии купец Богданов любил по великим праздникам сидеть на ступенях Звонницы и слушать свой колокол, изливая слезы умиления.

Литература

  • Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

История

История колокольни началась в 1329 году, когда на этом месте построили церковь «Под Колокол». А в 1505 году итальянский архитектор Фрязин начал возведение новой церкви. В 1508 году храм был построен, а в 1600 году его дополнили еще одним ярусом.

Колокольня появилась в 1532 году, в ней располагался колокол весом более 1,5 тонн. Его назвали «Благовестником». В 30-х годах XVII века патриарх Филарет распорядился пристроить к колокольне здание с пирамидами из белого камня и черепичной крышей. Так появилась Филаретовская пристройка.

Во время войны 1812 года эта территория была захвачена войсками Наполеона. Они разрушили Филаретовскую пристройку и Успенскую звонницу, колокольня уцелела, но был похищен купольный крест. Восстановить ансамбль удалось только к 1819 году.

Фотографии Колокольни Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого: Фото Карта

Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательностиКолокольня Ивана Великого

В данной подборке находится 38 фотографий Колокольни Ивана Великого в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Москвы и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Колокольни Ивана Великого, наши посетители часто ищут фото Тюфелевой рощи, Царицынского дворца, Шуховской башни, Памятника Минину и Пожарскому и Воробьевых гор.

вконтакте facebook twitter

Фото Москвы и его достопримечательностей Фото Москвы Фото Красной площади Фото Московского Кремля Фото Храма Василия Блаженного Фото МГУ Фото Поклонной горы Фото Большого театра Фото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото парка «Зарядье» Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники


Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Царь-пушки Фото Коломенского дворца Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики «Красный Октябрь» Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Аптекарского огорода Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Зачатьевского монастыря Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Театра имени Пушкина Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Андреевского монастыря Фото Колокольни Ивана Великого Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Триумфальной арки в Москве Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Серебряного Бора Фото Живописного моста Фото Музея космонавтики в Москве Фото Северного речного вокзала Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Тюфелевой рощи Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве Фото Государственного исторического музея в Москве

Показать все альбомы

Колокольня Ивана Великого

Описание Фото Погода Карта

Интересные факты про колокольню

С момента строительства с колокольней связаны интересные легенды, ознакомиться с которыми можно во время экскурсии.

Но рассмотрим несколько интересных фактов, которые выделяют ее среди других сооружений Москвы:

  1. Колокольня имеет 500-летнюю историю и смогла выстоять несколько войн, пожар, бомбардировку и оккупацию войсками противниками, а также несколько раз реконструировалась разными архитекторами.
  2. Сооружение было полностью разрушено, чтобы архитектор Бон Фрязин спроектировал колокольню. Его архитекторский проект и сейчас используется последователями, и это влияет на архитектурные традиции в России.
  3. Благодаря строительству во времена Бориса Годунова, здание долгое время являлось самым высоким во всей столице Российской Империи.
  4. По образцу колокольни на территории России были построены похожие здания.
  5. В конце XVII века упал колокол «Ревун» и проломил 5 этажей, тогда погибло несколько граждан, но колокол повесили обратно.
  6. Дополнительные колокола также имеют отличительные названия и звучание.
  7. Долгое время среди жителей Москвы бытовало мнение, что царь дал указание не возводить сооружения, которые были бы выше колокольни Ивана Великого. Поэтому церковь, которая была построена позже с высотой больше, чем у колокольни, была поражена ударом молнии. Шпиль сгорел полностью, а также были задеты верхние ярусы. Но это только легенда, которая не подтверждена историческими фактами.
  8. Есть еще одна легенда, которая связана с взаимосвязью между прочностью колокольни и стабильности ситуации в Москве, но это также только легенда, которую можно услышать от коренных москвичей.

Интересные факты о колокольне Ивана Великого

  • Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
  • В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;
  • В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
  • Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
  • Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
  • Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Строительство колокольни Ивана Великого

Знаменитую колокольню строили в несколько этапов. Год основания церкви – 1329. Иван Калита начал её строительство в честь рождения своего сына. И в 1505 итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин решил создать проект восьмигранной колокольни, которую сегодня мы знаем как Колокольню Ивана Великого. Кстати, настоящее имя архитектора до сих пор остается загадкой.

Интересно, что колокольня должна была служить сразу трем соборам: Архангельскому, Успенскому и Благовещенскому. И именно колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника торжественно выделялась своей высотой из всего ансамбля. Хотя тогда она была на ярус ниже, чем в наше время. В том виде, в котором колокольня предстала перед нами, она появилась при Борисе Годунове. Тогда по верху колокольни создали надпись. В ней говорится, что этот храм построен и покрыт позолотой во второе лето царствования Бориса Федоровича. Кстати, позже Лжедмитрий I эту надпись с лёгкой руки уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.

При Михаиле Романове к колокольне добавили пристройку, названную в честь патриарха Филарета. До появления храма Христа Спасителя колокольня Ивана Великого гордо носила звание самого высокого здания столицы Руси. Ходили слухи, что в столице был запрет на возведение зданий выше колокольни Ивана Великого. Однажды молния ударила в шпиль церкви Архангела Гавриила и та загорелась. Москвичи прозвали пожар карой строителю – нечего строить храмы выше Ивановской колокольни.

Колокольный звон умолк надолго в 1918 году. Этот запрет нарушили лишь однажды – спустя три года, в честь Пасхи. Торжественный звон колоколов Москва услышала лишь в 1992 году.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

  Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector