Храм христа спасителя. история кафедрального собора

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Разрушение храма

После Русской революции 1917 года, которая включала в себя религиозные гонения, закрытие и снос храмов, в период прихода Сталина к власти, было приказано снести храм Христа Спасителя с помощью взрывчатки. Это событие произошло в 1931 году и остались наглядные свидетельства этого взрыва:

На этом же месте Сталиным был спроектирован во славу СССР  Дворец Советов, роскошное мега-здание, должно было стать самым высоким зданием в мире высотой 415 метров. Статуя Ленина высотой 100 метров должна была быть установлена на вершине этой сталинской высотки.

Позже, между 40-ми и 50-ми годами, в Москве были построены «Семь сестер», семь больших небоскребов, которые были частью сталинской архитектуры.

После разрушения собора в 1931 году потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать остатки после взрыва. Только в 1937 году начались работы по строительству Дворца Советов, прерванные немецким вторжением в 1941 году во время Второй мировой войны.

Колоссальное здание так и не увидело свет, в основном из-за нехватки средств. Часть мрамора собора впоследствии была использована для ближайших станций Московского метрополитена.

Уничтожение

В 30-х годах прошлого века постановлением Центрального исполнительного комитета Советского союза, собор снесли.

Это было сделано в связи с перестройкой города, и на месте бывшего собора был возведен Дворец Советов.

В спешном порядке собор разобрали, но основание пришлось взорвать, и в течении полутора лет еще проводились работы по разбору завалов, а отделка с собора применилась к облицовке фасада Совета труда и на станции метро.

Но возведение Дворца Советов не закончилось — пришла Вторая мировая война. И металлоконструкции пошли на изготовление заградительных установок. После войны, Дворец Советов не стали возводить, а в 60-ых годах здесь открылся бассейн «Москва», стоявший там до середины 90-ых годов.

Первый храм на Воробьевых горах

Указ о возведении собора Москвы был издан Александром Первым в декабре 12-го года XIX столетия.

За 2-х летний промежуток времени проект усовершенствовали и уточнили — планировалось возвести церковь за десятилетие. Состоялся конкурс на лучший эскиз здания, в котором приняли участие все видные архитекторы того времени.

Чтобы его проект был осуществлен, Витбергу пришлось пойти на жертвы — он принял православие.

Устанавливали новую церковь на Воробьевых горах, рядом с загородным дворцом царя.

Казна щедро спонсировала ожидаемый храм — многомилионные средства из бюджета, и многочисленные народные вклады. Закладка первого камня была совершена 12 октября, в 5-ти летие победы над Наполеоном, царь почтил церемонию своим присутствием.

Начальный этап возведения был достаточно быстрым, но под руководством самого Витберга, не умевшего руководить, стройку быстро разворовали.

Прошло 7 лет с начала стройки, а процесс не шел. Средства исчезали, и архитектора с директором судили за растрату.

Стиль и отделка Храма

Новое строение

Церковь, на момент окончания возведения наикрупнейшая в России, вмещает в себя 10 тысяч человек. С высоты видно, что здание выглядит как крест с равными сторонами, ширится на 80 метров. По высоте до самой макушки собор насчитывает 103 м. Стилем выбран старо-русский, в лучших традициях. Государство оказало немалую помощь в процессе возведения церкви. Вся церковь изнутри покрыта изумительной росписью.

Вновь отстроенный ансамбль церковного комплекса Христа Спасителя включает в себя 3 церкви.

Храм «Верхний»— главный в комплексе. В нем находится 3 престола: средний во славу Рождества Христова, 2 по бокам — во славу Николая Чудотворца с одной стороны, и пресвятого Александра Невского — с другой стороны. Святили Храм в 2000 году в мае.

Храм «Нижний» —собор Преображения, возведенный во славу бывшем здесь Алексеевском монастыре для женщин.

У него 3 алтаря: основной во славу Преображения Господа, 2 меньших придела во славу Алексия Божьего и изображение Пресвятой Матери Божьей из Тихвина. Церковь освятили в 1996 году XX века, в августе.

Цокольное пространство было единым, в нем расположилась соборная музейная экспозиция, помещение Церковных собраний, помещение Высшего собрания Церкви, трапезарии, и еще комнаты для хозяйственных целей.

Разрушенная церковь

Архитектор составил эскиз, в котором церковь Христа Спасителя становилась уникальным строением, сочетающим в своем облике традиции классики и элементы древней архитектуры Суздаля и Владимира.

Облик был выполнен с 5-ю главами, симметричные друг другу фасадные стороны, и величественными входами.

Собор был покрыт белейшим штукатурным полотном, поверх украшенным мраморной резью. Сама постройка и прилегающие территории оказались внушительны.

Из истории

В период памятной войны 1812 года стал необходим монументальный собор, олицетворяющий мощь и силу духа России, и генерал российской армии Кикин предложил такой собор.

За основу были взяты древние обычаи возведения церквей для обетов Господу, во хвалу за победы, и памяти сложившим жизни на защите Отечества.

Так, известно, что подобные соборы уже возводились во времена боев на Куликовом поле — храм Рождества Пресвятой Богоматери. Также московский храм Покрова, и церковь Казанской Богоматери у Кремля.

Правила посещения храма

Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

  • Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
  • Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
  • Фотографирование внутри не допускается.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 408 times, 1 visits today)

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве является самым главным собором в Москве, даже по сравнению с собором Василия Блаженного, с его уникальной и причудливой историей, которая восходит к девятнадцатому веку. Кроме того, это самый высокий православный храм в мире.

Храм расположен в центре Москвы рядом с Кремлем и Москвой-рекой. Это место обязательно нужно посетить, если вы находитесь в Москве, как снаружи, так и внутри. Его стиль — это так называемая Неорусская и Византийская архитектура.

Многие более поздние церкви были построены под влиянием архитектуры этого Собора, как своего рода главного храма среди храмов.

Наши дни

С началом 2000-х годов Российская Православная Церковь постановила канонизировать некоторые святыни, и возобновить отношения с Русской Православной Церковью за рубежом, о чем вышло постановление. Через 4 года здесь отпевали скончавшегося Патриарха Алексия. За чем последовало избрание нового Патриарха — Кирилла.

В дни нашей современности многострадальный Храм является главной церковью, в которой отпеваются все великие люди современности. Многие известные писатели, артисты, певцы и правители государства приняли упокоение души в этом соборе.

В 2012 году в Храме являющимся воинской церковью, состоялись празднования в 200 лет со дня победы над Наполеоном.

Именно здесь был совершен печально известный факт вандализма 2012 года, когда панк-группа Pussy Riot, попрала все святыни православной веры, совершив непристойное выступление в главном храме столицы. Действия скандальной группы встретили негативную реакцию общества, и были пресечены полицейскими нарядами. В дальнейшем состоялся суд, в результате которого скандальные музыкантши отбывали тюремный срок.

И весной того же года Храм стал местом молебнов о защите веры, попранных святынях, славного имени Российской Православной церкви, и о наставлении на путь истинный ее врагов. Молебен собрал более 60 тысяч человек.

На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является главной церковью Москвы, и привлекает к себе как верующих, так и обычных посетителей, желающих увидеть собор с такой не простой и неоднозначной судьбой.

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Возведение храма Христа Спасителя

Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, провозглашенную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов, члены общества и Русской Православной Церкви Московской столицы встретились, чтобы обговорить план реконструкции храма.

Инициатива получила поддержку первого президента России Бориса Ельцина, а также Мэра Москвы Юрия Лужкова, и в начале 90-х годов, с полного благословения Русской Православной Церкви, были собраны государственные средства, а также помогли взносы частных фондов и пожертвования.

Однако в разгар экономического кризиса возникли разногласия по поводу бюджета стройки. Подсчитано, что почти 200 миллионов долларов поступили из государственных фондов для реконструкции здания.

Новый собор построен по оригинальному проекту Константина Тона, и по возможности адаптирован к самым передовым технологиям конца двадцатого века, соответственно он был построен гораздо быстрее, чем в девятнадцатом веке.

Работы начались в 1995 году, и Храм Христа Спасителя был вновь освящен в 2000 году в торжественной церемонии, проведенной 19 августа Патриархом Алексием II. День освящения совпал с днем Преображения Господня.

Похороны Бориса Ельцина в 2007 году проходили именно в этом храме, и стали первыми государственными похоронами в церкви со времен царя Александра III в 1894 году.

Кроме того, это еще и место паломничества. Подсчитано, что ежегодно более миллиона человек посещают собор, чтобы поклониться мощам святого Николая, покровителя России.

Воскрешение

В 90-ые годы прошлого столетия появилось ассоциация возрождения Храма Христа Спасители, и начались разрабатываться планы, эскизы, и собираться денежные пожертвования на воскрешение исторически значимого и православного культурного центра.

Деньги были собраны, можно сказать, всем миром.

И в 1994 году были заложены первые работы по возведению из пепла старинной святыни.

Вид будущего Храма планировалось воссоздать таким же каким он был до снесения — в стиле собора для обетов Господу во славу победы над Наполеоном. Правда многие элементы были заменены или изменены современными художниками и скульпторами, и ценители считают, что новый Храм много уступает в красоте и великолепии своему оригиналу.

Внутренняя отделка осталась в духе памяти сложившим головы в боях за Отчизну 1812 года.

Новое здание собора освятили в середине1996 года, и отслужили первую службу. В канун нового 2000 года, завершенный собор официально открыли для посещений. Торжественные Рождественские службы 2000 года также проводились в новом соборе Москвы.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

История храма Христа Спасителя

История собора начинается в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона.

Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года, как дань уважения и как знак благодарности за самопожертвование русского народа. Он также был возведен как исторический памятник.

Однако после некоторых исторических обстоятельств, только в 1839 году, уже во времена царя Николая I, был заложен первый камень.

Храм был заказан у престижного и подготовленного архитектора, уроженца Санкт-Петербурга. Он попытался в больших масштабах увековечить русскую национальную традиционную церковную архитектуру. Храм строился в течение почти 44 лет, между 1839 и 1883 годами. В 1883 году строительство было завершено и храм открылся для богослужения.

26 мая 1883 года, накануне коронации царя Александра III, храм был впервые освящен. Самый большой купол собора был позолочен новой техникой того времени — золотым гальваническим покрытием.

На этой фотографии можно увидеть внешний вид собора летом 1931 года перед тем как его снесли:

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Возведение

Августом 1837 года, положили начало возведению будущего храма, в присутствии всех важных лиц государства во главе с царем Николаем Первым.

Но лишь к сентябрю начались полноценные работы, которые длились в течении 44-х лет, использовалось около 15 миллионов царских денег, а чтобы транспортировка стройматериалов была удобнее, выстроили Екатерининский канал.

Самый верх куполов закончили уже через 12 лет, а вот леса разобрали лишь 11 лет спустя. Долгие 2 десятилетия прорабатывалась обработка внутри постройки, ее занимались все знаменитые художники и скульпторы тех лет.

1880 год ознаменовался тем, что в этом году законодательно закрепили имя церкви, назначены духовные лица и причетники, бюджет на годовое обслуживание церкви из бюджета государства.

Следующим годом завершилось обустройство прилегающих территорий и выхода на реку.

Праздничное открытие и освящение Храма произошло в 1883 году в мае, 26 числа. Присутствовали Митрополит Московский Иоанник, в окружении духовных особ и с участием императорствующего Александра Третьего, недавно взошедшего на власть. Были все царственные особы, торжественная процессия прошла из церкви Христа Спасителя до собора Успенского, и назад, со звоном церковных колоколов и фейерверками.

Сразу же отслужили первую службу.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Внешний вид храма Христа Спасителя

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector