Храм христа спасителя

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя

— 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности

(10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади

— 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Правила посещения

Церковь является особым местом где следует правильно себя вести.

Рассмотрим основные правила посещения:

Необходимо заранее узнать о предстоящей службе и прийти раньше на 15 – 20 минут до её начала. При опоздании следует проявлять осторожность и не мешать молитве других прихожан.
Мужчины перед входом в православный храм должны снять головной убор.
Женщины должны входить в церковь с покрытой головой. Все святые женщины и даже дева Мария на всех иконах изображены с покрытыми головами.
Перед тем как войти в собор следует отключить средства сотовой связи.
Женщины не должны иметь яркой косметики на лице. Накрашенные губы являются недопустимым поступком.
Одежда прихожан должна быть скромной. Не стоит приходит в церковь в шортах, а также с глубокими декольте.
Нельзя держать руки за спиной или в карманах.
При выходе из церкви необходимо повернуться к алтарю и перекреститься.

Храм Христа Спасителя является для русского народа символом веры, спасения и защиты от внешних врагов. Мы во что бы то ни стало должны уберечь его для потомков.

Восстановление главного кафедрального собора России

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

На территории кафедрального собора есть столовая, конференц-зал и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего «панк-молебна» они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.

  • В каких богов верили на Русидо принятия православия?
  • Александра Коллонтай — секс-символ революции
  • Почему англичане 30 лет не могли раскрыть советского шпиона Кима Филби?
  • Соображать на троих начали как минимум 60 лет назад
  • Гопник в русской истории

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Наши дни

С началом 2000-х годов Российская Православная Церковь постановила канонизировать некоторые святыни, и возобновить отношения с Русской Православной Церковью за рубежом, о чем вышло постановление. Через 4 года здесь отпевали скончавшегося Патриарха Алексия. За чем последовало избрание нового Патриарха — Кирилла.

В дни нашей современности многострадальный Храм является главной церковью, в которой отпеваются все великие люди современности. Многие известные писатели, артисты, певцы и правители государства приняли упокоение души в этом соборе.

В 2012 году в Храме являющимся воинской церковью, состоялись празднования в 200 лет со дня победы над Наполеоном.

Именно здесь был совершен печально известный факт вандализма 2012 года, когда панк-группа Pussy Riot, попрала все святыни православной веры, совершив непристойное выступление в главном храме столицы. Действия скандальной группы встретили негативную реакцию общества, и были пресечены полицейскими нарядами. В дальнейшем состоялся суд, в результате которого скандальные музыкантши отбывали тюремный срок.

И весной того же года Храм стал местом молебнов о защите веры, попранных святынях, славного имени Российской Православной церкви, и о наставлении на путь истинный ее врагов. Молебен собрал более 60 тысяч человек.

На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является главной церковью Москвы, и привлекает к себе как верующих, так и обычных посетителей, желающих увидеть собор с такой не простой и неоднозначной судьбой.

Стиль и отделка Храма

Новое строение

Церковь, на момент окончания возведения наикрупнейшая в России, вмещает в себя 10 тысяч человек. С высоты видно, что здание выглядит как крест с равными сторонами, ширится на 80 метров. По высоте до самой макушки собор насчитывает 103 м. Стилем выбран старо-русский, в лучших традициях. Государство оказало немалую помощь в процессе возведения церкви. Вся церковь изнутри покрыта изумительной росписью.

Вновь отстроенный ансамбль церковного комплекса Христа Спасителя включает в себя 3 церкви.

Храм «Верхний»— главный в комплексе. В нем находится 3 престола: средний во славу Рождества Христова, 2 по бокам — во славу Николая Чудотворца с одной стороны, и пресвятого Александра Невского — с другой стороны. Святили Храм в 2000 году в мае.

Храм «Нижний» —собор Преображения, возведенный во славу бывшем здесь Алексеевском монастыре для женщин.

У него 3 алтаря: основной во славу Преображения Господа, 2 меньших придела во славу Алексия Божьего и изображение Пресвятой Матери Божьей из Тихвина. Церковь освятили в 1996 году XX века, в августе.

Цокольное пространство было единым, в нем расположилась соборная музейная экспозиция, помещение Церковных собраний, помещение Высшего собрания Церкви, трапезарии, и еще комнаты для хозяйственных целей.

Разрушенная церковь

Архитектор составил эскиз, в котором церковь Христа Спасителя становилась уникальным строением, сочетающим в своем облике традиции классики и элементы древней архитектуры Суздаля и Владимира.

Облик был выполнен с 5-ю главами, симметричные друг другу фасадные стороны, и величественными входами.

Собор был покрыт белейшим штукатурным полотном, поверх украшенным мраморной резью. Сама постройка и прилегающие территории оказались внушительны.

Из истории

В период памятной войны 1812 года стал необходим монументальный собор, олицетворяющий мощь и силу духа России, и генерал российской армии Кикин предложил такой собор.

За основу были взяты древние обычаи возведения церквей для обетов Господу, во хвалу за победы, и памяти сложившим жизни на защите Отечества.

Так, известно, что подобные соборы уже возводились во времена боев на Куликовом поле — храм Рождества Пресвятой Богоматери. Также московский храм Покрова, и церковь Казанской Богоматери у Кремля.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Первый храм на Воробьевых горах

Указ о возведении собора Москвы был издан Александром Первым в декабре 12-го года XIX столетия.

За 2-х летний промежуток времени проект усовершенствовали и уточнили — планировалось возвести церковь за десятилетие. Состоялся конкурс на лучший эскиз здания, в котором приняли участие все видные архитекторы того времени.

Чтобы его проект был осуществлен, Витбергу пришлось пойти на жертвы — он принял православие.

Устанавливали новую церковь на Воробьевых горах, рядом с загородным дворцом царя.

Казна щедро спонсировала ожидаемый храм — многомилионные средства из бюджета, и многочисленные народные вклады. Закладка первого камня была совершена 12 октября, в 5-ти летие победы над Наполеоном, царь почтил церемонию своим присутствием.

Начальный этап возведения был достаточно быстрым, но под руководством самого Витберга, не умевшего руководить, стройку быстро разворовали.

Прошло 7 лет с начала стройки, а процесс не шел. Средства исчезали, и архитектора с директором судили за растрату.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Блгв. вел. кн. Александра Невского

Обсуждение: 14 комментариев

  1. * * *: 05.12.2008 в 00:00

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС — Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили «Интерфаксу» источники в Русской православной церкви.

  2. р/Б Кирилл:

    05.12.2008 в 00:00

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

  3. Геннадий :

    05.12.2008 в 00:00

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

  4. сергей:

    06.12.2008 в 00:00

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам …В любом случае добро победит зло ,которое они несут уже более 2000 лет

  5. Константин:

    07.12.2008 в 00:00

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран «временно исполняющим обязанности», а мы с вами помним, что это означает…

  6. Serzh:

    18.04.2010 в 00:00

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли — мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся…И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано «Кто в доме хозяин» Делайте выводы Господа!

  7. Радомир:

    11.12.2010 в 00:00

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО. ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ — ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ — ТОРЫ. ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО. МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

  8. Виктор:

    05.12.2011 в 00:00

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили. Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

  9. Торопов Анатолий:

    05.12.2011 в 00:00

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

  10. Роман:

    21.11.2012 в 00:00

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ? Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

  11. Владимир:

    06.04.2014 в 00:00

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

  12. Николай :

    07.09.2015 в 00:00

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

  13. Иван:

    08.01.2016 в 00:00

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

  14. Сергей Байкалов:

    05.07.2016 в 00:00

    с 1917 года в России — антирусская власть. Отсюда все беды.

История возведения храма

После разгрома Наполеоновской армии в 1812 году император стал задумываться о строительстве церкви во имя Христа Спасителя. Этим он хотел поблагодарить Всевышнего за победу в войне и спасение русского народа от гибели и мучений. Далее царь подписал манифест о начале строительства церкви и даже издал указ о праздновании 25 декабря дня избавления от врагов.

После этого идея постройки церкви была воплощена в жизнь генералом царской армии Кириным. Архитектором выбрали Витберга. Среди многим проектов чертежи Витберга больше всего понравились государю.

Торжественная закладка первого камня была произведена в 1817 году. Провели её на Воробьёвых горах, но вскоре выяснилось, что грунты в данном месте не могут служить естественным основание для такой массивной постройки, и после этого строительные работы были приостановлены.

Позже уже в 1832 году император Николай 1 утвердил новый проект собора. В этот раз архитектором выбрали Константина Гота. Места для церкви определили на берегу Москвы – реки. Закладка нового храма произошла в 1839 году.

Процесс возведения храма был очень труден и тернист. Происходили обвалы грунта, затопления стройки и даже несколько пожаров. Строительные работы затянулись на 40 лет. Окончание строительства приходится га 1881 год.

Разрушение старого

После революции начались сильнейшие гонения церкви и церковь передали большевикам. В итоге в 1931году собор был закрыт.

Русский народ видел в данном строении символ веры. Именно этот факт не устраивал большевистское руководство. В 1918 году был принят документ согласно которому все памятники царям, которые по мнению нового руководства страны не имеют исторической ценности, должны быть демонтированы и уничтожены. Далее массово началось уничтожение памятников по всей Стране.

В 1931 году правительство большевиков объявило о начала проектных работ и создание Дворца Советов. Это здание предполагалось возвести именно на месте храма Христа Спасителя. Все именитые советские учётные наперебой твердили, что строение собора не несёт архитектурной и исторической ценности.

Здание собора грабили несколько месяцев, после чего 5 декабря 1931 года храм был взорван. Не удалось сразу разрушить строение, после первого взрыва стены устояли. Большевикам пришлось заложить второй более мощный заряд.

Дворец Советов в итоге так и не был построен.

Возведение нового

В конце сентября 1994 года правительство города Москвы приняло решение о восстановлении Храма Христа Спасителя. Причем сделать это следовало в прежних архитектурных формах и размерах. На восстановление собора понадобилось всего 5,5 лет.

Главным архитектором при восстановлении стал академик М. Посохин. Чтобы полностью воссоздать все художественное убранство храма потребовались усилия 23 артелей художников и реставраторов.

19 августа 2000 года патриарх Алексий 2 совершил в восстановленном храме первое богослужение. Это событие имеет историческую важность

Как добраться?

На метро. Это самый простой и быстрый способ доехать до церкви. Необходимо спуститься в метро и сесть на зелёную линию. Следует ехать до станции Театральная.  Далее нужно перейти на охотный ряд и пересесть на красную линию и следовать до станции Кропоткинская. Потом выходим из метро и перед нами откроется здание храма.

При движении с помощью наземного транспорта можно доехать на троллейбусе или пройтись пешком по Москве. Также можно воспользоваться услугами столичного такси, хотя это удовольствие довольно дорогое.

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Уничтожение

В 30-х годах прошлого века постановлением Центрального исполнительного комитета Советского союза, собор снесли.

Это было сделано в связи с перестройкой города, и на месте бывшего собора был возведен Дворец Советов.

В спешном порядке собор разобрали, но основание пришлось взорвать, и в течении полутора лет еще проводились работы по разбору завалов, а отделка с собора применилась к облицовке фасада Совета труда и на станции метро.

Но возведение Дворца Советов не закончилось — пришла Вторая мировая война. И металлоконструкции пошли на изготовление заградительных установок. После войны, Дворец Советов не стали возводить, а в 60-ых годах здесь открылся бассейн «Москва», стоявший там до середины 90-ых годов.

Возведение

Августом 1837 года, положили начало возведению будущего храма, в присутствии всех важных лиц государства во главе с царем Николаем Первым.

Но лишь к сентябрю начались полноценные работы, которые длились в течении 44-х лет, использовалось около 15 миллионов царских денег, а чтобы транспортировка стройматериалов была удобнее, выстроили Екатерининский канал.

Самый верх куполов закончили уже через 12 лет, а вот леса разобрали лишь 11 лет спустя. Долгие 2 десятилетия прорабатывалась обработка внутри постройки, ее занимались все знаменитые художники и скульпторы тех лет.

1880 год ознаменовался тем, что в этом году законодательно закрепили имя церкви, назначены духовные лица и причетники, бюджет на годовое обслуживание церкви из бюджета государства.

Следующим годом завершилось обустройство прилегающих территорий и выхода на реку.

Праздничное открытие и освящение Храма произошло в 1883 году в мае, 26 числа. Присутствовали Митрополит Московский Иоанник, в окружении духовных особ и с участием императорствующего Александра Третьего, недавно взошедшего на власть. Были все царственные особы, торжественная процессия прошла из церкви Христа Спасителя до собора Успенского, и назад, со звоном церковных колоколов и фейерверками.

Сразу же отслужили первую службу.

Воскрешение

В 90-ые годы прошлого столетия появилось ассоциация возрождения Храма Христа Спасители, и начались разрабатываться планы, эскизы, и собираться денежные пожертвования на воскрешение исторически значимого и православного культурного центра.

Деньги были собраны, можно сказать, всем миром.

И в 1994 году были заложены первые работы по возведению из пепла старинной святыни.

Вид будущего Храма планировалось воссоздать таким же каким он был до снесения — в стиле собора для обетов Господу во славу победы над Наполеоном. Правда многие элементы были заменены или изменены современными художниками и скульпторами, и ценители считают, что новый Храм много уступает в красоте и великолепии своему оригиналу.

Внутренняя отделка осталась в духе памяти сложившим головы в боях за Отчизну 1812 года.

Новое здание собора освятили в середине1996 года, и отслужили первую службу. В канун нового 2000 года, завершенный собор официально открыли для посещений. Торжественные Рождественские службы 2000 года также проводились в новом соборе Москвы.

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector