Старинные монастыри и храмы абхазии

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Leandr Khaliullov

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

Oleg N.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Золотой век монастыря

С самого начала своей деятельности монастырь в Новом Афоне представлял собой крупнейший религиозный центр на побережье Чёрного моря. Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Пицунда и многие другие города России имели на своей территории подворья. Небольшая пристань превратилась в грузопассажирский причал, а попасть на верхушки Афона и Иверской горы можно было по канатным трассам.

Самым удобным маршрутом для путешественников был морской путь. Их встречали на лодках монастырские жители. Дальнейшая дорога проходил пешим порядком с молитвой. Для этого была вымощена тропа в обрамлении кипарисов в виде пирамид. По одну сторону располагался сосновый бор и сад, засаженный растениями вечнозелёных сортов, по другую — стеклянные оранжереи. Неподалёку от храма Симона есть горный выступ, откуда низвергается рукотворный водопад.

Для размещения паломников построили постоялый двор недалеко от моря. Среди путешественников были как обычные люди, так и представители знатных фамилий. Встречали здесь и императора Николая Второго, наместника Кавказа Михаила Романова, писателей А. П. Чехова и Максима Горького.

Хозяйственная деятельность

Хорошо известно и о хозяйственной активности обители. На месте поросшей колючками низины вдоль реки Псырцхи появился парк с каналами и прудами, где разводилась рыба. Имелась у монастыря и собственная железная дорога, по которой поезд — подарок Александра Третьего, перевозил высокосортную древесину.

Одна из первых речных электростанций в России также появилась у афонских монахов. Источника мощностью в 120 л. с. было достаточно для освещения и снабжения током всего хозяйства. Кроме того, водопад, образованный при обустройстве, превратили в холодильник — лёд, образовавшийся в закрытом от солнца гроте, не таял даже летом.

Продукция разнообразных мастерских — токарной, столярной, литейной, слесарной, переплётной, часовой, кожевенной и пр. — отвечала потребностям монастыря и шла на продажу в окрестные города и сёла. Две пасеки снабжали мёдом, а поля выдавали хорошие урожаи картофеля, кукурузы, пшеницы.

Огороды засевались овощами, а разведённые на склонах сады плодоносили не только яблоками, грушами, абрикосами и персиками. В субтропическом климате монахи умудрялись выращивать апельсины и лимоны, мандарины и оливки, бывшие в этих краях в новинку. Местные жители обучили братию особым приёмам коневодства, и в обители появился свой конезавод.

Благотворительные дела

Известно и о благотворительной деятельности обители. На собственные средства содержались мужская и женская школы для сирот, организовывалась раздача беднякам продуктов и медикаментов. Часто приносились пожертвования в виде икон, книг и прочей утвари для менее богатых приходов. Каждому человеку, обратившемуся в монастырь, оказывалась необходимая помощь, а иногда даже выдавались деньги для покупки обратного билета.

Упадок и возрождение

После прихода советской власти монахи отстаивали своё право на жизнь и несение службы в обители. Однако под предлогом антисоветской агитации приход закрылся в 1924 году. Хозяйственные работы прекратились, остановилась электростанция и железнодорожное сообщение. Разрушена была и канатная дорога.

Позднее территория монастыря использовалась в качестве туристической базы, а собор — краеведческого музея. Там, где проживал игумен, построили сталинскую дачу, а рядом — дом Л. П. Берии. Существует легенда, что именно Иосиф Виссарионович запретил сносить постройки целиком. Он предостерегал, что может накалиться обстановка среди православного абхазского населения.

Далее события развивались таким образом:

  1. Серьёзные обвалы произошли в 1970-х годах. Нарушилась дренажная система и была подмыта одна из монастырских стен. Чтобы сохранить уникальный памятник архитектуры, потребовались огромные средства.
  2. В годы грузино-абхазской войны 1992−1993 находившийся в здании госпиталь подвергался обстрелам, от чего пострадали все постройки.
  3. С 1994 года в стране узнали новость — в Новоафонской обители начались службы, возродилось паломничество.
  4. 2001 г. — открытие духовного училища и школы регентов.
  5. 2008 г. — восстановлена дренажная система. Работы проводились на средства, перечисленные Россией.
  6. 2009 г. — установка на главном соборе новых куполов.
  7. 2010 г. — восстановление фасада, построек и реставрация внутренних покоев.
  8. 26 мая 2011 года клирики отец Андрей и Дорофей признаны раскольниками с запретом служения. Так как покаяния в расколе не последовало, эти братья отстранялись ещё на 3 года. В ответ обвиняемые отреклись от Русской православной церкви.

Анакопийская крепость

Тысячелетний архитектурно-исторический памятник высится на южном склоне Иверской горы, напоминая о древних временах этих мест. Даже по сохранившимся остаткам сооружения можно сделать вывод о необыкновенной мощи этой цитадели.

Судя по толщине стен, многочисленным аркам несложно представить, сколько тяжёлого труда вложили предки абхазов в возведение Анакопийской крепости. Исследователи древнего бастиона не имеют единого мнения о точном времени появления крепости на горе. Но преобладает версия, что цитадель возвели в 5 веке, когда на абхазские земли делали набеги мусульмане.

В летописях, связанных с укреплением, запечатлены события 736 –го и 788-го годов, когда арабы безуспешно пытались завладеть им. Защита Анакопии символизирует мужество и героизм кавказцев. В честь этого одно из внутренних помещений переоборудовали в церковь Пресвятой Богородицы. С 15-го по 19 век крепостью владели генуэзцы, итальянцы, турки.

Её стали восстанавливать с приходом сюда русских. Сегодня в археологическом комплексе, прошедшем реставрацию, сохранилось 13 внутренних объектов. Над руинами стен высится в первозданном виде восточная башня. Сейчас это самое посещаемое место в стране.

История

Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.

Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.


Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.

Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.

Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.

Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.

Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.

По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.

Строительство

История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.


Старое фото монастыря

В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.

Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи

Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами

Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.

В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».

Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.

Монастырь внутри:

С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.

Опустение и возрождение

Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.

В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.

Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.

РАСКОЛ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В 2011 году, когда в Новоафонский монастырь был назначен новый настоятель, произошло следующее событие. Действующих на тот момент игумен – в миру иеромонах Андрей, выказал полное неподчинение рекомендациям Московского патриархата и управляющего церковью Абхазии иерея Виссариона. Прежний Новоафонский игумен выразил недоверие последнему, обвинив его в сговоре с Вселенским патриархом Кириллом – дескать, Виссарион желает единолично решать судьбу церквей региона.
Таким образом, Новоафонский монастырь был вовлечен в скандал, повлекший за собой стихийное собрание, на которое были созваны уважаемые представители многих структур православия Абхазии. После этого ослушника Андрея предали наказанию за оказанное противление высшим иерархическим чинам. Но всё же патриарха попросили не накалять неоднозначную ситуацию, а прислать в Новоафонский монастырь свежего игумена, незапятнанного подозрениями. Как зовут настоятеля Новоафонского монастыря? На данный момент – это иеродиакон Давид, нареченный церковным именем Сарсания. Именно на него возложена миссия возрождать духовную жизнь православного скита и прихода.

Благовещенский собор

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря

Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Илорская церковь святого Георгия Победоносца[править]

Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.

Адрес:

Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.

Проезд:

1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).

2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).

3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.

Новоафонский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь – это самый большой и известный храмовый комплекс в Абхазии. Здесь находится сразу шесть храмов, образующих двор и центральные постройки. В самом центре располагается Пантелеимоновский собор – самый большой в Абхазии, очень просторный и светлый, и примечательный фресками на стенах и потолке.

Он был основан в 1875 году, но строительство завершилось лишь в 1900 году. Место для постройки выбрали недалеко от храма святого апостола Симона Кананита и его пещерной кельи, отчего он и получил свое основное название, которое на самом деле полностью звучит как монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Но поскольку инициаторами основания стали монахи русского монастыря святого Пантелеимона из Старого Афона в Греции, он также известен как Пантелеймоновский монастырь.

Просуществовал после постройки он недолго, и в советское время был разорен, в нем организовали краеведческий музей. А во время грузино-абхазского конфликта здесь функционировал госпиталь. Вернулся церкви он лишь в 1994 году, реставрация до сих пор не завершена.

Для туристов монастырь интересен как одна из самых важных архитектурных и культовых достопримечательностей Абхазии. Комплекс хоть и не древний, но выглядит очень привлекательно и необычно, поскольку окружен пальмами. Можно беспрепятственно гулять по территории, фотографировать, в том числе можно осмотреть внутри Пантелеймоновский собор, главное – не мешать верующим. Для входа в собор нужно быть одетым подобающе, для чего на входе бесплатно можно взять платок или накидку. Женщинам в брюках, коротких юбках, всем в шортах и с оголенными плечами в храм лучше не заходить, хотя строгого контроля на этот счет нет. При желании можно заказать молебен о здравии и за упокой сразу на 10 человек (не более), причем это бесплатно.

Время работы: в дневное время.

Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.

Как добраться: монастырь находится почти в самом центре Нового Афона, добраться из любого места города можно пешком (монастырь на карте ). С других курортов Абхазии сюда можно добраться с экскурсией или самостоятельно на маршрутных такси, курсирующих по главному шоссе страны E60 между всеми городами на побережье. От шоссе до него пешком 15 минут.

Если вы будете ехать на собственном транспорте, то есть два варианта подъехать к нему:

  • Можно подъехать непосредственно до парковки рядом с монастырем по ул. Курортная. Парковка бесплатная, под видеонаблюдением, но ограничение по нахождению на ней – 1 час.
  • Другой вариант – подъехать по ул. Эшба до пересечения с Водопадный переулок. Здесь удобно то, что рядом можно посмотреть и другие достопримечательности города: храм, водопад, музей, маршрут в грот Симона Кананита. Здесь можно запарковать машину вдоль дороги или возле одного из кафе или рынка, и дальше до монастыря идти пешком вверх по грунтовой дороге 10 минут. Здесь же предлагают проехать этот путь на джипе за 300 рублей в одну сторону, что явно завышенная цена.

Панорама монастыря

  • Присоединиться к найшей группе в VK, Facebook, ОК, или подписаться на канал Telegram и Viber
  • ☻ Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
  • Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
  • Забронировать отель среди более чем 1 000 000 предложений на Agoda.com или Booking.com
  • Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
  • Арендовать машину на Rentalcars.com или autoeurope.ru, чтобы быть свободным в своих планах
  • Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
  • Проверить наличие экскурcий, чтобы познакомиться самыми интересными местами, на tripster.ru

Лучшие цены на авиабилеты по популярным направлениям:

ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ ДАТА ВЫЛЕТА ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ НАЙТИ БИЛЕТ
Адлер 2020-03-11 2020-03-19 НАЙТИ ОТ 2 970 ₽
Нячанг 2020-04-10 2020-11-02 НАЙТИ ОТ 20 479 ₽
Бангкок 2020-02-28 2020-03-13 НАЙТИ ОТ 20 510 ₽
Пхукет 2020-04-17 2020-04-24 НАЙТИ ОТ 24 094 ₽
Симферополь 2020-02-27 2020-03-03 НАЙТИ ОТ 5 244 ₽
Бали 2020-05-16 2020-05-28 НАЙТИ ОТ 31 009 ₽
Казань 2020-04-20 2020-04-28 НАЙТИ ОТ 2 598 ₽

Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.

Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram

Святой источник и храм Св. Василиска

Бьющий из земли целительный источник располагается справа от проселочной дороги в село. Легенда гласит, что Святой Василиск за исповедание и преданность христианской вере был заперт в темнице, жесток избит и подвержен пыткам. Однако от веры он не отказался, и за приверженность Христу его отправили в ссылку. По дороге в Каманы его стражники остановились и бросили мученика возле сухого дерева под палящим солнцем. Римские солдаты отказали ему даже в глотке воды. Василиск стал молиться и внезапно задрожало дерево и ожило, а из-под земли забил источник. Все это привело стражников в ярость, и Василиска казнили. В 308 году на этом месте был построен храм, который не сохранился до наших дней, к сожалению.

Многие туры в Абхазию включают это место в свои программы. Тысячи паломников приезжают к старой часовне, чтобы поклониться святому и получить исцеление, испив воды из бьющего из скалы родника.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес:

Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон:

+7 940 772-69-42

Проезд:

Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.

На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе

Во 1874 году, император Александр II передал из государственной казны русским послушникам  Пантелеймоновского монастыря в Афоне (Греция), территорию и значительную сумму денег. Монахи воспользовались этим предложением и на месте, где, якобы, погиб в муках Симон Кананит, основали монастырь, один из крупнейших в Российской империи.

Через год началось строительство монастырского комплекса. Автором проекта Новоафонской обители стал известный в те годы архитектор Н.Н. Никонов, автор многих культовых сооружений. Стены монастыря были расписаны группой художников из русского села Палех. Фрески же трапезной – творение братьев Оловянниковых, которые также расписали небольшие церквушки монастырского комплекса.

Основу монастыря составляют культовые сооружения:

  • собор великомученика Пантелеймона;
  • надвратный храм Вознесения Господня;
  • храм в честь Афонских отцов;
  • храм апостола Андрея Первозванного;
  • церковь мученика Иерона;
  • храм, построенный в честь иконы Божьей матери;
  • колокольня (ее высота 50 метров);
  • трапезная, также расписанная фресками.

Лишь к началу нового столетия удалось полностью завершить работы, но главный престол храма освящали уже в 1888 году. Церемонию освящения посетил Александр III с супругой. Прибытие царя было увековечено так:

  • в честь приезда царской семьи отлили колокол;
  • по краям тропинки, по которой царь поднялся к монастырю, монахи посадили кипарисы, сейчас ее именуют «царской аллеей»;
  • на месте, где настоятель монастыря приветствовал императора, была возведена небольшая часовня.

Безусловно, царь не мог прийти без подарка монастырю, он преподнес монахам музыкальные куранты, которые и сейчас выполняют свою функцию на монастырской колокольне.

Новоафонский монастырь имел большую популярность. Это был самый крупный и значительный религиозный центр. По всему Кавказу и в Петербурге имелись подворья монастыря. Монахи учили детей письму и грамоте.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Активная хозяйственная деятельность монахов позволила им получать доходы от нескольких заводов (маслобойный, свечной, кирпичный), имелось коневодческое хозяйство. В садах монастыря созревали различные фрукты, как привычные, так и заморские (цитрусовые).

Новоафонский монастырь посещали известные писатели и деятели культуры,  а также император Николай II.

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.

В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.

Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.

Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.

Адрес:

Абхазия, с. Лыхны

Проезд:

Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

Абхазия в январе. Новый Афон

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ХРАМ ЛЫХНЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ

Что сейчас представляет собой Лыхненский храм? Самое интересное, что он действует и по сей день, причём работа собора не останавливалась даже в советское время. Это само по себе является уникальным явлением для церквей Абхазии и не только.
В 19-м веке Николай II распорядился сделать из церкви в деревне Лыхны мужской монастырь и обитель священников. В связи с этим чуть позже собору была подарена икона Богоматери Знамение. В храме Лыхны – она особенно почитаема.
А что до инфраструктуры – присутствует ли она здесь? Минимальная – да. Для гостей церкви рядом организована парковка, небольшое кафе, где можно поесть, а также сувенирная лавка.

Реставрация в Лыхны – еще одна знаковая веха в развитии храма, которую сопровождает определенная доля мистики. Например, многие задумываются, почему над храмом расположены своды, а сбоку его поддерживают опоры? Множество раз архитекторы пытались приступить к реставрации собора Лыхны, но различные причины, особенно природного характера, не позволяли провести ремонтные работы. То нагрянут затяжные дожди, то примчатся студеные ветра, а иногда на пути реставраторов становились болезни архитекторов и даже гибель рабочих.
В итоге было принято вынужденное решение о том, что храм «не желает» обновляться, поэтому архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления, соорудив опоры и крышу для защиты от неизбежных атмосферных воздействий. На данный момент – это единственный реальный способ спасения уникального Лыхненского храма, ведь даже без должного ремонта он не разрушился и вот уже более тысячелетия услаждает взоры пришедших в эти заповедные места своей нетронутой, старинной фактурой.

Гудаутский район

  1. Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
  2. Наскальный монастырь в с. Отхара (X век).
  3. Храм в с. Джирхуа.
  4. Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
  5. Храм Марии Магдалины в с. Бамбора (XIX век).
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута (XX век).
  7. Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны (VI век).
  8. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны (IX — X века).
  9. Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
  10. Храм в с. Дурипш.
  11. Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
  12. Храм Гудил-иху в с. Хуап.
  13. Второй храм Амбара в с. Хуап.
  14. Третий храм в с. Хуап.
  15. Храм в с. Куланурхуа.
  16. Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
  17. Храм в с. Кутидзра (Аацы).
  18. Храм св. ап. Симона Кананита в Н. Афон (IX — X века).
  19. Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне (VII — XI века).
  20. Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
  21. Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
  22. Храм св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
  23. Храм ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
  24. Храм Ачануа в с. Анухва.
  25. Храм Аквача в с. Анухва.
  26. Храм в с. Веселовка (Анухва).
  27. Храм св. Иоанна Крестителя в с. Анухва (XIX век).
  28. Монастырь св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон (1875 г ).
  29. Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
  30. Храм св. ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
  31. Храм Всех святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
  32. Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
  33. Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
  34. Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря.
  35. Часовня святого Александра Невского (XIX век).
  36. Грот св. ап. Симона Кананита.
  37. Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.

Бедийский Храм

Рекомендовать место

15

1

В честь Влахернской иконы Богоматери в Х веке возвели Бедийский православный храм, который сегодня является одной из важных достопримечательностей Абхазии.

Хотя свое название собор взял от одноименного села, найти его можно в соседнем поселке — Агубедия. Храм построили за абхазского царя Баграта ІІ, усыпальница которого размещена здесь. Бедийский собор много раз реставрировали, в ХІІІ веке были созданы заново фасад и купол. Стены из тёсанного камня даже сегодня хранят былое величие и завораживают взгляд, несмотря на то, что сам храм далеко не в хорошем состоянии.

Недалеко от собора можно увидеть руины каменной крепости, которая служила трапезной и жилым помещением для епископов, а также колокольню, через которую вел проход в церковь.

Желающие посмотреть на Бедийский храм могут в настоящее время увидеть только его внешнюю часть, ведь сейчас внутри активно ведутся реставрационные работы.

Координаты: 42.84265000,41.68444600

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector