Строительство великокняжеского дворца в кремле с 1487 по 1514 годы
Содержание:
Дворец сегодня
Последняя масштабная реставрация старинного здания была проведена в 2000-2004 годах. Во время работ по очистке старой штукатурки специалисты обнаружили на наличниках третьего этажа уникальную белокаменную резьбу XVII века.
Работавшие при постройке дворца искусные мастера изобразили рыцарские турниры, цветы, реальных и фантастических зверей и птиц. Примечательно, что найденные сюжеты не имеют аналогов в декоре зданий XVII века.
Реставраторы постарались восстановить изначальный цвет Потешного дворца. Во времена Милославского нависающий объем домовой церкви красили дорогим суриком, имеющим насыщенный красно-оранжевый цвет. Остальные части дворца окрашивали другими, более дешевыми красками. Сегодня основной объем храма, как и в старину, покрашен суриком, а детали затейливой каменной резьбы выделены белым цветом, отчего здание смотрится очень нарядно.
Сегодня во дворце размещаются службы Комендатуры Московского Кремля, поэтому внутрь него не пускают.
Посещающие Кремль туристы вынуждены любоваться историческим зданием только на расстоянии. Восточный фасад можно рассмотреть со стороны Государственного Кремлевского дворца. А всем, кто прогуливается по Александровскому саду между Троицкой и Комендантской башнями, хорошо видна западная часть дворца.
Дворец сегодня
Последняя масштабная реставрация старинного здания была проведена в 2000-2004 годах. Во время работ по очистке старой штукатурки специалисты обнаружили на наличниках третьего этажа уникальную белокаменную резьбу XVII века. Работавшие при постройке дворца искусные мастера изобразили рыцарские турниры, цветы, реальных и фантастических зверей и птиц. Примечательно, что найденные сюжеты не имеют аналогов в декоре зданий XVII века.
Реставраторы постарались восстановить изначальный цвет Потешного дворца. Во времена Милославского нависающий объем домовой церкви красили дорогим суриком, имеющим насыщенный красно-оранжевый цвет. Остальные части дворца окрашивали другими, более дешевыми красками. Сегодня основной объем храма, как и в старину, покрашен суриком, а детали затейливой каменной резьбы выделены белым цветом, отчего здание смотрится очень нарядно.
Сегодня во дворце размещаются службы Комендатуры Московского Кремля, поэтому внутрь него не пускают. Посещающие Кремль туристы вынуждены любоваться историческим зданием только на расстоянии. Восточный фасад можно рассмотреть со стороны Государственного Кремлевского дворца. А всем, кто прогуливается по Александровскому саду между Троицкой и Комендантской башнями, хорошо видна западная часть дворца.
Теремок
И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!
Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.
Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.
Интерьеры резиденции Президента
Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.
Деловая часть:
- рабочие кабинеты
- зал заседаний Президентского совета
- библиотека
- помещения Совета Безопасности
Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.
Рабочий кабинет Президента
Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.
Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.
В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.
В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.
Библиотека президента
Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.
Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.
Зал заседаний Совета безопасности
Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.
Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.
Представительский кабинет президента
За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).
Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.
Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.
Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.
Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.
Архитектура и планировка
Стилевые черты
Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.
Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.
Внутренняя организация
Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие
Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.
В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.
Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.
Екатерининский
Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.
Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.
А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.
В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…
Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль
Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э
Блехшмидта!
Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.
Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.
Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.
Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.
А преамбула такова…
В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.
Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.
Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.
Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.
А первой награжденной стала Екатерина I.
Архитектурные особенности Теремного дворца
Особую прелесть придаёт Теремному дворцу способ его постройки — ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками. Интересно, что многие архитектурные решения, которые были использованы при создании Теремного дворца, в дальнейшем часто использовались для возведения и других зданий в истории российского зодчества. Например, широко известное Верхнее Золотое крыльцо со спаренными арками и как бы увенчанное шатром стало прообразом исконно русского интерьера.
Снаружи Теремного дворца также есть на что посмотреть! Фасад Теремов заслуживает самого пристального внимания — чего стоят белокаменные наличники с искусной резьбой и подвесными гирьками, или карнизы, в оформлении которых были использованы красивейшие многоцветные изразцы. На изразцах отчетливо видны изображения, включающие в себя растительные орнаменты и элементы геральдики (разные звери и птицы).
Отлично сработана и декоративная резьба, украшающая порталы входов. В простенки между окнами для большей красоты русскими архитекторами были введены декоративные пилястры — правда, служат они только для украшения и не являются несущими элементами конструкции Теремного дворца.
Золотое (Красное) крыльцо
Церкви и иконы Теремного дворца
В архитектурный ансамбль Теремного дворца вошли и другие строения, делающие его по праву одним из важнейших исторических памятников русской архитектуры ХVII века. Например, в западной части Теремного дворца расположен храм Рождества Богоматери «на Сенях». Храм неоднократно перестраивался. Из примечательных особенностей — практически полностью сохранившаяся белокаменная четырехстолпная церковь.
Гостиная (Думная) комната
Постройка этой церкви была осуществлена в конце XIV века по приказу княгини Евдокии, вдовы небезызвестного князя Дмитрий Донского. Эта церковь относится к одним из самых древних сооружений, входящих в Московский Кремль и хорошо сохранившихся до наших дней.
На территории Теремного дворца имеется ещё ряд церквей: церковь Екатерины (построенная Дж.Талером в 1627 году), сооруженная над ней церковь Воскресения Словущего и так называемая Распятская церковь. Кровля с майоликой и расписанными крестами, под которой объединены 3 церкви — Распятия, Спаса и Воскресения Словущего были выполнены монашествующим старцем Ипполитом, знаменитым резчиком того времени. Кстати, древнее деревянное распятие, установленное в молельне Распятской церкви, тоже является работой Ипполита.
Престольная комната
Домовая церковь на мужской половине Теремного дворца была построена в 1636 году, когда постройка всего комплекса была практически завершена. Церковь осветили в честь «Нерукотворного Спаса» (считается, что изображение Спаса появилось само, без участия человека), а чуть позднее церковь стала называться по-новому — Верхоспасским собором. Над храмом работали те же самые 4 архитектора, которые строили весь комплекс Теремного дворца. Стенопись, которую можно увидеть в соборе, была создана на 30 лет позже, начиная с 1660 года. Иногда собор называют «Спасом за золотой решеткой» и вот почему. Дело в том, что Верхоспасский собор и Теремной дворец решили разделить решёткой — не золотой, конечно, а из железа. Однако позолота, которой покрыта решетка, нанесена столь аккуратно и тщательно, что многие думают, что она действительно из золота! В церкви Распятия Теремного дворца есть очень красивый и монументальный иконостас.
Опочивальня
Его иконы выполнены на шелковой ткани в технике аппликации. Автором икон является известный мастер Оружейной палаты Василий Познанский. В Верхоспасском соборе также есть иконостас, выполненный в XVIII веке в барочных формах. Однако в нижнем ряду иконостаса Верхоспасского собора находятся иконы ещё более древние, работы мастеров XVII века: это и «Сотник Лонгин», «Федор Стратилат» и «Спас Нерукотворный» с 20-ю клеймами на тему жития святых. Иконостас церкви Воскресения Славущего выполнен из дерева и украшен резьбой с позолотой. А часы, которые украшают храм, это подарок шведского короля Карла 9.
Краткая история
Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.
К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году)
4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.
Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.
История
После прихода к власти новой династии — Романовых, в кремле начинается строительство дворцовых помещений, которые отражали представления о том, как должна выглядеть царская резиденция. Сначала на территории крепости появился царский дворец с каменными жилыми покоями, позднее его стали называть Теремным дворцом. Затем был возведен Патриарший дворец для патриарха Никона. В 1651 году были выстроены боярские хоромы для Ильи Дмитриевича Милославского, который приходился царю Алексею Михайловичу тестем. Позднее их стали называть Потешным дворцом.
Для строительства была выбрана территория рядом с царской резиденцией, однако стоит отметить, что место было не самым удачным — участок был сильно вытянут, с одной его стороны находилась крепостная стена, а с другой узкая улица, что повлияло на архитектуру здания. Оно состояло из парадного и хозяйственного дворов, соединенных проездной аркой. Сооружение украшал белокаменный резной декор, который отделял этажи друг от друга, расположение жилых помещений было схоже с анфиладной планировкой.
Интересной архитектурной особенностью стала домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная над средней частью восточного фасада дворца. По канонам алтарь церкви не должен был находиться над жилыми помещениями нижнего этажа, поэтому его вынесли наружу. Для этого было придумано интересное решение — архитектор спроектировал наклонные машикули, поддерживающие алтарь церковного сооружения. В основе этой опоры находятся прочные белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку. Такое решение нетипично для русской архитектуры, возможно, его увидел сам Милославский во время поездок в Германию или Голландию, есть предположения, что там он мог нанять мастеров, которые занимались постройкой дворца.
pavlov-kld
В одной из частей сооружения имелась плоская крыша с висячими садами, ее использовали как церковную паперть. После смерти Милославского хоромы отошли в казну, позднее к ним пристроили каменный переход, соединяющий их с дворцом царя. Во дворце жили члены царской семьи, со временем здесь стали проводиться потехи — театральные представления, которые с удовольствием посещали представители правящей династии и придворные. В силу этого дворец стали называть Потешным. Известно, что выступала на сцене и царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.
С приходом к власти Петра I во дворце стало размещаться полицейское управление, после переноса столицы в Санкт-Петербург и отъезда царского двора в здании проживал комендант крепости, и размещались службы канцелярии. В 1806 году сооружение было перестроено — завершение церкви разобрали, а фасады приобрели характерные особенности неоготики. Во второй половине XIX века архитектор Шохин провел работы по возвращению зданию исконной архитектуры, однако это не было полноценной реставрацией, имела место лишь стилизация.
После прихода большевиков к власти в самом Потешном дворце и его пристройках жили со своими семьями члены Совета народных комиссаров. Известно, что несколько лет во дворце находилась квартира Иосифа Сталина и его семьи. С этим связана и трагическая история — в одной из комнат сооружения совершила самоубийство его жена Надежда Аллилуева.
В 1970-е годы проводились исследования дворца, реставраторы разработали проект воссоздания глав домовой церкви, который удалось реализовать только в начале 2000-х годов. В ходе реставрации фасадов на наличниках парадного этажа удалось обнаружить белокаменную резьбу, на которой можно увидеть изображения реальных и фантастических животных, цветы, сцены рыцарских турниров. Была отреставрирована часть фасадов, которым возвратили исторический цвет. Работы коснулись и некоторых интерьеров сооружения, в ходе которых специалисты обнаружили интересные детали — белокаменный кессонированный потолок и орнаментальные росписи на стенах.
В наши дни во дворце размещаются служебные помещения Комендатуры Кремля.
Татьяна Лискер
Дверь на красное крыльцо
В эту дверь выходит в наши дни президент после церемонии инаугурации к присягающему полку.
В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали «большую встречу», где ему «почести ради» кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу — в Святых сенях, когда гость «не дошед порога с сажень».
Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его.
Спальня.
В спальне императрицы — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.
Залы резиденции
Здесь несколько залов:
- Голубая гостиная с бело-золотой мебелью.
- Зал аудиенции выполнен в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров.
- Банкетный зал завершает анфиладу представительских залов. Выдержан в светло-желтых и голубых тонах. Мебель в зале создана по чертежам XVIII века.
- В Каминном зале проводятся совещания и подписываются государственные документы.
- В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, а также рабочие встречи президента России с руководителями государства.
В здании Сената «Старина» и казаковские интерьеры соседствуют с современными коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими эффективную работу руководителя государства. В ситуационный центр стекается информация из уголков России и всего мира.
Дневной сон по расписанию
Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.
О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.
В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.
Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.
Опочивальня
Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.
Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».
Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!
Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.