Главная башня кремля
Содержание:
- Спасские ворота — святое место для каждого москвича
- Башни Кремля
- Дворцы и площади Московского Кремля
- Описание строения
- Как добраться
- История Спасской башни Московского Кремля
- Звезды
- История Спасской башни
- О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского
- Часы
- Как выглядит Спасская башня
- Часы на Спасской башне
- История башни
- Надвратные иконы
Спасские ворота — святое место для каждого москвича
Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.
Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.
Вид на башню с Красной площади
Башни Кремля
1. Спасская башня
Архитектор – Пьетро Антонио Солари
Башня является аутентичной (кроме пристроенного в 17 веке навершия).
Высота строения – 71 м;
Долгое время её называли Фроловской из-за стоящего рядом одноимённого монастыря. Спасской башня называться стала в 17 столетии, так как у неё появилась икона Спаса Нерукотворного;
2. Сенатская
Архитектор – неизвестен
Является аутентичной
До 18 века была Безымянной башней, а в 18 веке за ней было построено здание сената.
Рядом с постройкой находится мавзолей
Высота – 34 м;
3. Никольская
Архитектор – Пьетро Антонио Солари
Неаутентична, так как в 1812 году была взорвана и заново отстроена архитектором Осипом Бове, который не воссоздавал её, а спроектировал свою.
Высота строения – 70 м;
4. Угловая Арсенальная
Архитектор – Пьетро Антонио Солари
Аутентична
До 18 века – Собакина башня, так как рядом жили бояре Собакины. Была переименована после строительства поблизости от неё здания арсенала (оно видно на фото- жёлтое строение)
Высота – 60 м
Круглая по форме
5. Средняя Арсенальная
Высота – 39 м
Долгое время называлась Гранёной
В 19 столетии был построен грот в дорическом стиле, который является визитной карточкой и яркой отличительной особенностью этого строения. Своим названием башня обязана также близостью к кремлёвскому арсеналу.
6. Троицкая
Архитектор – Алевис Фрязин
Аутентична
Высота – 80 м;
Находится напротив здания Манежа, соединена мостом с Кутафьей башней
7. Кутафья
С 17 века имеет машикули (подобие бойниц, отверстия для вертикального обстрела)
Была отводной башней (т.е. её основной функцией являлась защита)
8. Комендантская
Аутентична
Высота – 41 м
До 19 века – Колымажная (раньше рядом находился двор с колымагами).
*На фото видно, что внутренняя часть как бы встроена в стену здания потешного дворца.
9. Оружейная
Высота – 32 м
До середины 19 века – Конюшенная башня (в ней имелись ворота, через которые можно было проехать к Конюшенному приказу. Оружейной названа после постройки Оружейного приказа на месте бывшего Конюшенного.
10. Боровицкая
Архитектор – Пьетро Антонио Солари
Название дано по месту, так как раньше там был сосновый бор;
В настоящее время через неё осуществляется въезд — выезд автотранспорта.
11. Водовзводная
Круглая по форме
Высота – 61 м
Неаутентична
Связана с появлением первого московского водопровода
Ранее – Свиблова башня (из-за бояр Свибловых)
В 19 веке заново отстроена Осипом Бове;
Аутентичная
Высота – 30 м;
13. Тайницкая
Архитектор – Алевис Фрязин
Высота – 38 м
В 18 столетии взорвана при Екатерине II, чтобы сделать ходы для постройки Кремлёвского дворца (который так и не был построен)
В ней располагался тайный ход — колодец (отсюда и название: тайный- тайницкая)
Неаутентична;
14. 1-я Безымянная
Высота – 34 м
Неаутентична
Её можно назвать самой «многострадальной». Раньше там был пороховой склад, который потом взорвался. В 18 веке башню взорвали для строительства Кремлёвского дворца. В 19 веке была снова взорвана при отходе Наполеона;
Аутентичная
Высота – 30 м
Когда-то в ней располагалась кузница;
16. Петровская
Высота – 27 м
Ранее – Угрешская (рядом был Угрешский монастырь)
В 17 веке разрушена во время польской интервенции, в 18 веке взорвана при строительстве дворца, а в 18 – при Наполеоне.
Неаутентична
Отстроил О. Бове;
Высота – 46 м
Было много бойниц, которые заложили кирпичом в 19 веке
Имеет машикули;
Высота – 37 м
Аутентична
В ней располагалась пыточная;
19. Набатная
Высота – 38 м
Раньше там была звонница
В 18 столетии во время московского чумного бунта с неё раздавался звон для восстания против чумы. После Екатерина II распорядилась «прилюдно» убрать колокола;
20. Царская
Высота – 16 м (вместе со стеной)
Построена в 17 веке
Использовалась как смотровая площадка для царей.
Некоторые башни Московского Кремля сохранились с самого начала их постройки, некоторые неоднократно разрушались и восстанавливались. Имеющиеся у всех построек навершия (в виде своеобразной надстройки с крышей) были поставлены в 17 веке. До этого момента они выглядели так:
Дворцы и площади Московского Кремля
-
Большой Кремлевский дворец – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.
- Теремной дворец – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.
- Патриарший дворец – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.
- Сенатский дворец – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.
Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:
Красную. Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина находятся на Красной площади, которая в 16 веке называлась Троицкой. Здесь проводятся военные парады и самые важные мероприятия страны, а каждый турист не упустит шанса сделать на площади фото.
Ивановскую. Названа в честь некогда стоявшей церкви Св
Иоанна, с 14 по 17 век это было самое большое и важное место в Москве для собраний и народных праздников; здесь, между прочим, провозглашались народу царские указы.
Соборную. Площадь известна своим самодостаточным архитектурным ансамблем: здесь находятся три великих собора, а также Колокольня Ивана Великого.
Описание строения
В наши дни Спасская башня является изюминкой экскурсий по Москве. У основания башни находятся парадные ворота, ведущие в московский кремль. Ворота закрываются массивной решёткой, которая поднимается при помощи огромного механизма. Сама башня имеет высоту 71 метр, где находятся десять этажей. На трех из десяти этажах располагается механизм всеми известных кремлевских курантов, на фоне которых, в новогоднюю ночь, президент России говорит свое послание гражданам России. Эти часы стали одни из самых известных символов России. Не забываем посмотреть увлекательную статью фото Павловский Посад.
внешний вид
спасские куранты ночью
реконструкция башни
Как добраться
Спасская башня расположена на Красной площади. К ней удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
- автобус – № 158 (ост. «Красная площадь»);
- линии метро – Сокольническая ( ст. “Охотный ряд”,«Библиотека им. Ленина» ), Арбатско-Покровская (ст. “Площадь Революции”), Замоскворецкая (ст. “Театральная”),Филёвская (ст. «Александровский сад»), Серпуховско-Тимирязевская (ст. «Боровицкая»), Арбатско-Покровская (ст. «Арбатская»), Калужско-Рижская (ст. «Китай-город») .
Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями
Координаты: 55°45’09.2″N 37°37’17.0″E
История Спасской башни Московского Кремля
В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже — в 1624–1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.
Спасские ворота — самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.
Спасская Башня — квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота — 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла — герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.
Звезды
Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.
Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.
Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.
Однако звезда имела недостатки:
- быстро тускнела от непогоды
- размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни
В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:
- рубиновый – внешний
- молочный – внутренний
В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.
История Спасской башни
Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.
Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.
В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.
Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.
Переименование башни в Спасскую
В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.
О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского
В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.
Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.
Вид на башню от собора Василия Блаженного
Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.
После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.
Часы
Первые куранты появились на башне после реконструкции в XVIII веке. Массивный часовой механизм с боем весил 3 тонны имел необычную конструкцию. Стрелки часов стояли неподвижно, а циферблат вращался вокруг своей оси. В 1780-е годы на башне установили более легкие часы с традиционной конструкцией циферблата.
Сегодня на здании красуются современные электронно-механические часы с классическим дизайном. Три часовых механизма весят по 20 кг. Стрелки с серой окантовкой выполнены из легкого алюминия. Часовая стрелка имеет длину 1,68 м, а минутная – 2,2 м. Раньше отладкой курантов занимался часовщик-смотритель, но в век высоких технологий с этой работой легко справляется компьютер.
Куранты Спасской башни Казанского кремля
Когда кремлевские куранты начинают свой бой, включается светомузыкальное шоу «Малиновый звон». Одновременно со звуками медленно вспыхивают и гаснут красные прожекторы, которые окрашивают белые стены башни в яркий малиновый цвет. Оригинальная иллюминация очень красива днем, но еще более впечатляет в темное время суток.
Как выглядит Спасская башня
В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.
До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.
После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.
Часы на Спасской башне
Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового
Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.
И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.
В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.
Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.
В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.
История башни
В 1552 году, после того как русские войска покорили город, царь Иоанн IV Грозный осмотрел старую булгарскую крепость и повелел построить новые укрепления – больше и лучше разрушенных. Государь выбрал три места, и за один день на них появились деревянные храмы. По сохранившейся легенде, церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя возвели на том месте, куда русский царь воткнул свой боевой стяг.
Общий вид Спасской башни Казанского кремля
Когда наступили мирные времена, каменное строительство Казанского кремля шло медленно. Иоанн IV Грозный был очень недоволен проволочками. Чтобы ускорить дело, он послал в Казань известных псковских зодчих – Постника Яковлева по прозвищу «Барма» и Ивана Ширяева. Вместе в ними в город прибыли 200 строителей – «ломцы» и «стенщики».
Псковские мастера отодвинули границы укреплений на 100 м от старой булгарской крепости, поэтому Спасская церковь оказалась внутри постройки. В XVI веке новая башня из белого известняка имела два яруса. Ее венчала деревянная шатровая крыша с вышкой для караула, а по боках находились галереи – «стрельницы».
Вначале проезд через башню имел Т-образную форму. Потом одну арку заложили, и он стал коленчатым. Это было нужно для того, чтобы неприятелю было сложнее попасть в крепость. Г-образный проход не позволял нападавшим сходу развернуть таран. Враги оказывались боком к защитникам кремля, и те могли обстреливать из луков не прикрытых щитами солдат. На ночь проход в кремль закрывали массивные дубовые ворота, рядом с которыми опускалась железная решетка – «герса».
Если бы мы попали в Казанский кремль в XVI веке, то после темных сводов Спасских ворот оказались бы в Государевом дворе. Место, где жил казанский воевода, располагалось в юго-восточном углу крепости. В XIX веке его перестроили в гауптвахту военного гарнизона Казани.
Площадь перед башней тоже носила название «Спасской». Просторная территория была отделена от остальной части Казани глубоким рвом, и попасть сюда можно было только по деревянному мосту. С конца XVIII века посад и Казанский кремль стал соединять прочный белокаменный мост.
Спасская площадь играла особую роль в жизни горожан. На ней оглашали важные царские указы, проводили публичные казни и торжественные церемонии. Здесь располагался торговый центр Казани. Вдоль площади стояли торговые ряды и лавки, куда свозили товары со всей России. В конце XIX века каменный мост разобрали, а кремлевский ров засыпали землей.
Почти с самого основания на Спасской башне висел большой набатный колокол. Если дозорный замечал пожар, он извещал об этом жителей Казани, и те спешили на помощь погорельцам.
В середине XIX столетия проезд в башне сделали сквозным, но потом решение изменили. С востока от постройки, в крепостной стене был прорублен большой арочный проход. Этот въезд и стал основным для входа на территорию Казанского кремля.
Надвратные иконы
Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.
Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.
В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:
- на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
- на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа
Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:
- Спаса Смоленского
- Спаса Нерукотворного
Спас Смоленский
Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).
На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.
Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного
Икона Спаса Нерукотворного, по преданию, оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.
Живописцы сняли с иконы 2 копии:
- одну – в Хлынов
- вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля
В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.
У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.