Башня сююмбике (казань)
Содержание:
- Легенды башни Сююмбике
- Царица Сююмбике
- История Казанского кремля
- Преображенская башня
- Третье замужество
- История строительства башни
- «Любимая владычица»
- Легенды башни
- С какой целью была выстроена башня?
- История строительства
- Легенда о башне Сююмбике
- Дважды вдова
- Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
- Кто такая царица Сююмбике?
- История
Легенды башни Сююмбике
Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному – построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город — она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете.
По другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.
Царица Сююмбике
За всю историю существования ханского государства во главе княжества стояла женщина лишь единожды. Царица Сююмбике выходила замуж три раза за достойных мужчин, однако всегда ее мужья умирали при загадочных обстоятельствах. Дед девушки Касим был основателем Ногайской орды, поэтому за красавицу боролись многие знатные мужья. Тем не менее царица Сююмбике долгое время правила княжеством в гордом одиночестве.
Однако не стоит думать о красавице как о девушке с косым взглядом или о женщине, которая убивала своих мужей. Ведь народ запомнил ее как справедливую царицу, которая ввела целый ряд налогов для торговцев и освободила от них обычных жителей — ремесленников и крестьян. В благодарность за это народ начал называть ее «любимой госпожой», а Господь подарил ей царевича по имени Рушан, который стал достойным наследником ханства.
История Казанского кремля
Историко-архитектурный комплекс возводился на протяжении нескольких столетий. Первые постройки датированы 12 веком, когда он превратился в форпост Волжской Булгарии. В 13 столетии здесь восседала Золотая Орда, которая сделала это место резиденцией всего Казанского княжества.
Иван Грозный вместе со своим войском взял Казань, в результате чего повредилась большая часть сооружений, а мечети полностью разрушились. Грозный призвал в город псковских зодчих, которые доказали свою умелость в Москве, спроектировав собор Василия Блаженного. Перед ними была поставлена задача разработки и строения белокаменного кремля.
В 17 веке был полностью заменен материал оборонительных сооружений – дерево сменили камнем. Уже через сто лет кремль перестал выполнять роль военного объекта и превратился в крупный административный центр региона. В следующие два столетия на территории активно строились новые сооружения: был реконструирован Благовещенский собор, возведено юнкерское училище, консистория и Губернаторский дворец.
Революция семнадцатого года привела к новым разрушениям, на сей раз им подвергся Спасский монастырь. В девяностые годы двадцатого столетия президент Татарстана сделал кремль резиденцией для президентов. 1995 год стал началом возведения одной из самых больших мечетей Европы – Кул-Шариф.
Описание главных сооружений
Казанский кремль простирается на 150 тысяч квадратных метров, а его общая длина стен составляет более двух километров. Ширина стен – три метра, а в высоту – 6 метров. Отличительной чертой комплекса является уникальное сочетание православных и мусульманских символов.
Благовещенский собор возведен в 16 веке и изначально был намного меньше действующего храма, потому что он часто подвергался расширениям. В 1922 году из храма пропало навсегда много старинных вещей: иконы, рукописи, книги.
Президентский дворец построен в сороковых годах девятнадцатого века в стиле, который называют псевдовизантийским. Он находится в северной части комплекса. Здесь в 13-14 столетиях стоял дворец казанских ханов.
Кул-Шариф – самая известная и большая мечеть Республики, возведенная в честь тысячелетия Казани. Целью было воссоздать внешним видом древнюю мечеть ханства, находящуюся здесь много веков назад. Особенно красиво Кул-Шариф смотрится в вечернее время, когда подсветка придает ей сказочный вид.
Кремль также славится своими известными аутентичными башнями. Изначально их насчитывалось 13 штук, к нашему времени сохранилось лишь 8. Самыми известными среди туристов являются Спасская и Тайницкая, построенные в 16 веке и выступающие в качестве ворот. Лицевая часть Спасской башни направлена на главную улицу комплекса. Она несколько раз горела и восстанавливалась, ее надстраивали и реконструировали, пока она не приобрела нынешний вид.
Тайницкая башня имеет такое название по причине наличия тайного хода, который вел к водному источнику и был полезен во время осад и военных действий. Именно через нее русский царь Иван Грозный въехал в кремль после своей победы.
Еще одна знаменитая башня, Сююмбике, в народе часто сравнивается со своей итальянской «сестрой» – Пизанской башней. Причиной тому служит почти двухметровый наклон от основной оси, который произошел из-за проседания фундамента. Ходят слухи, что башню проектировали те же строители, которые возводили Московский Кремль, поэтому она так схожа с Боровицкой башней. Она построена из кирпича и состоит из семи ярусов, составляя в длину 58 метров. Существует традиция загадывать желание, прикасаясь к ее стенам.
Неподалеку на территории кремля находится Мавзолей, в котором захоронены два казанских хана. Он был открыт совершенно случайно, когда здесь пытались провести канализацию. Через некоторое время он был накрыт сверху стеклянным куполом.
Комплекс пушечного двора – это одно из самых крупных мест, изготавливающих и ремонтирующих артиллерийское орудие. Производство пошло на спад в 1815 году, когда случился пожар, а спустя 35 лет комплекс вовсе прекратил свое существование.
Юнкерское училище – еще один интересный кремлевский объект, который в 18 веке служил арсеналом, в 19 пушечным заводом, а в наше время служит для проведения выставок. Тут находится филиал петербургского «Эрмитажа» и галерея «Хазине».
Ценность представляет памятник зодчим, который находится в окруженном цветами сквере.
Это интересно: Самые тёплые пляжи на южном берегу Крыма — рассмотрим вопрос
Преображенская башня
За Братским корпусом бывшего монастыря высится Преображенская башня. Она очень мощная.
Первый ярус из белого камня прямоугольный. Отсюда можно попасть на крепостную стену и пройтись по ней. В самой стене разместились сувенирные лавки.
Второй ярус — усечённая пирамида. Внутри него крутая лестница, она ведёт на 3-ий ярус.
Венчает башню деревянный шатёр, на котором закреплён металлический флажок с изображением символа Казани — крылатого змея зиланта.
Верх каждого яруса обрамляют деревянные скаты. Они словно складчатая оборка на нарядном сарафане.
Преображенская башня.
На 3-ем ярусе располагается смотровая площадка. Вход платный, билет стоит 50 руб. Туристы любуются панорамой из прямоугольных бойниц. Виды отсюда великолепные!
Вид с Преображенской башни.
Открываются взору площадь Тысячелетия, купол казанского цирка, центральный стадион, развлекательный центр «Пирамида». И, конечно же, объекты самого кремля.
Третье замужество
С пленением Сююк началась самая трагическая страница в её жизни. По решению Ивана Грозного сына Сююк – Утямыша забрали для воспитания при царском дворе в Москве, крестили и дали новое имя — Александр. А Сююк выдали третий раз замуж. Никто не спрашивал её мнения: хочет или нет быть женой московского ставленника Шах Али. За своим новым мужем Сююк была вынуждена последовать в Касимов (Рязанская область), где он правил. О последующей жизни Сююк известно немного. Её муж Шах Али был жестоким человеком.
Современники оставили о нём самые негативные воспоминания. Отец Сююк несколько раз писал письма Ивану Грозному с просьбой вмешаться в дела супругов: «Муж издевается над Сююк и замучил её до смерти». Сююк ушла из жизни, когда ей исполнилось сорок лет. Где находится её могила достоверно не известно. Несколько лет назад во время раскопок мавзолея Шах Али в Касимове нашли безымянный камень. Учёные предполагают, что это и есть могила знаменитой царицы.
НравитсяНе нравится
История строительства башни
По данным большинства специалистов, возведение башни Сююмбике происходило в середине 16-го века, то есть как раз в период завоевания современной столицы Татарстана Иваном Грозным. В связи с этим бытует 2 основные версии, связанные с причинами ее постройки.
Согласно первой из них, башня была возведена еще до подхода московских стрельцов. Она строилась в качестве дозорной и смотровой площадки – гигантская по тем временам высота (свыше 58 метров) позволяла татарским воинам увидеть врага задолго до его появления под городскими стенами.
Вторая версия гораздо более поэтичная. Согласно ей, Иван Грозный после покорения Казани влюбился в Сююмбике – жену последнего хана. Женщина горевала после гибели мужа и для того, чтобы отвергнуть московского самодержца поставила перед ним невыполнимую задачу – в знак подтверждения своей любви он должен был за одну неделю построить башню, которая стала бы самой высокой в городе. В случае, если ему это не удастся сделать, ни о какой свадьбе не могло быть и речи.
По легенде, Ивану Грозному удалось совершить невозможное – через семь дней строительство башни было закончено. Увидев это, Сююмбике поднялась на нее и прыгнула вниз, дабы не достаться врагу и воссоединиться со своим любимым мужем.
Архитектура
Башня находится ближе к центру кремлевского комплекса, на значительном удалении от крепостных стен. Благодаря этому фактору, а также своей немалой высоте, она успешно справлялась с функцией дозорного пункта – с ее вершины отлично просматриваются берега Волги и Казанки, а также другие окрестности.
Основание строения располагается на дубовых сваях, которые с течением времени не утратили своих качеств и до сих пор могут похвастаться прочностью и надежностью. Для кладки стен использовался обожженный кирпич, который укреплялся специальным известковым раствором.
Башня насчитывает 7 ярусов:
- Нижние три имеют форму квадрата.
- Два средние – восьмиугольные.
- Два верхние имеют коническую форму и представляют собой своеобразный шатер. Он венчается зеленым шпилем, который украшен полумесяцем (до Октябрьской революции навершием башни был двуглавый орел).
Современное состояние
Сейчас башня Сююмбике стала для казанцев сакральным местом. Начиная с 1991 года, она выполняет обязанности одного из главных минаретов города, с вершины которого зачитывается призыв к обязательной молитве по всем погибшим при обороне Казани от войск Московского царства. Спустя 3 года, башня была объявлена республиканскими властями объектом историко-культурного наследия и взята под охрану.
Посетить башню Сююмбике Вам предлагает Туроператор Казань, который является лидером на рынке туристических услуг в регионе. Мы организовываем насыщенные и увлекательные для всех категорий путешественников экскурсии по Казани и Татарстану, во время которых Вы наверняка получите море незабываемых эмоций и впечатлений.
Туроператор Казань рад Вам всегда!
«Любимая владычица»
Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике – вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого – «сююм» – в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая – «бике» – переводится как «владычица».
Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» – Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.
Легенды башни
Сююмбике в Казани также известна многим туристам за счет своих необычных легенд. Многие путешественники, приезжая в этот славный город, первым делом хотят посетить Сююмбике, чтобы проверить достоверность всех высказываний. Вот лишь некоторые легенды, которые заслуживают пристального внимания:
- Недалеко от города расположено озеро Шамсутдин, в котором, если верить легенде, утонул второй муж принцессы Сююмбике Камил. Горе девушки было настолько сильным, что она приказала возвести в его честь сооружение, достойное царского чина. Некоторые местные жители полагают, что это привязало дух мужчины к башне и с тех пор он обитает на верхних этажах сооружения, откуда все время раздаются странные звуки.
- Если верить второй легенде, то красота царицы была столь великой, что сам Иван Грозный предложил ей руку и сердце. Однако сперва девушка отказала ему, после чего царь пригрозил сровнять все татарское ханство с землей. После этого девушке ничего не осталось, как покончить жизнь самоубийством, бросившись с башни, которая служила для оборонительных целей государства. С тех пор дух Сююмбике обитает в башне и не дает никому покоя.
- Художник Камиль Муллашевнын также выдвинул свою теорию о том, как именно была построена башня. По словам известного деятеля искусства, сооружение было построено специально в честь Ивана Грозного, который должен был посетить Казань. Однако во время постройки по строительным лесам гулял сын Сююмбике Утямыш-Гирей, который случайно сорвался и разбился насмерть. Кровь молодого мальчика навсегда осталась на камнях, поэтому его призрак обитает в башне.
Однако верить этим легендам или нет — отдельный выбор каждого путешественника. Некоторые журналы, в которых есть упоминания о странных случаях, якобы произошедших на территории Сююмбике, также имеют контакты достопримечательности: название улицы и проспекта, номер дома и короткий рассказ о том, что ждет туристов. Поэтому можно предположить, что как минимум некоторые из легенд были придуманы специально для того, чтобы привлечь путешественников. Что уж говорить о тех изданиях, которые указывают не только адрес достопримечательности, но и проезд (кратко) к башне.
С какой целью была выстроена башня?
Следует сказать, что для появления в раннюю петровскую эпоху столь значительного сооружения в Казанском Кремле как башня Сююмбике, должны были иметься достаточно веские причины. Для чего нужно было ее возведение, когда Казани, казалось бы, уже ничто не угрожало?
Появилась гипотеза: возведение столь монументального въезда в оберкомендантский двор — это как бы декларирование значимости Казанской губернии, учрежденной в 1708 году, что отвечало амбициям обер-коменданта. Но в этом случае оплачивать такое строительство следовало бы только из чьих-то личных средств, иначе ответственный за подобную растрату из государственной казны в те суровые времена рисковал собственной шеей. Кроме того, столь монументальное строительство в центре административного управления краем едва ли могло вестись без «высочайшего» утверждения и финансирования. Для возведения такой башни должны были найтись веские основания внутриполитического, а может, и внешнеполитического характера. Существовали они?
Обратимся к истории Российского государства: на момент преобразования его административной структуры в начале 18 века, состояние империи нельзя было назвать ни стабильным, ни безопасным. Россия постоянно воевала, причем далеко не всегда успешно. Именно на это время приходятся военный союз Карла XII с поляками и литовцами (1706), рискованная военная кампания в Молдавии, едва не закончившаяся поражением России, казачье восстание в Астрахани (1705), восстание Булавина на Дону (1705-1708г.г.), всесокрушающий башкирский бунт 1704-1709 гг. (повстанцы тогда взяли Елабугу и Заинск, подошли к Казани на 30 км.) при полной нелояльности татар. Все это создавало угрозу потери Казани как важнейшего стратегического пункта на Волге, за которым могло произойти отпадение всего юга России.
Казань спешно укреплялась: вокруг городских стен и стен крепости копались дополнительные рвы и бастионы, возводились эскарпы, ремонтировался периметр Кремля. В ряду этих мероприятий стояло, вероятно, и возведение дозорной башни на самой высокой точке Казани, издревле служившей наблюдательным пунктом: отсюда визуально можно было контролировать Волгу на протяжении почти 50 километров — от Свияжска и до Ташевки. (Именно здесь, на этом месте, как считают некоторые археологи, уже в 12 веке стояла высокая дозорная башня, а в более поздние времена — минарет Хан-джами).
Появление высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры было, таким образом, вполне правомерным: по всей видимости, башня была элементом внутреннего оборонительного рубежа, либо не законченного в силу изменившихся обстоятельств, либо не сохранившегося. Об этом говорит стена, соединяющая ее и близстоящую церковь, а также, возможно, свайное основание подобной же стены, примыкавшей к башне с юга (ее обнаружила в 1977 г. археологическая экспедиция проф. А.Х.Халикова).
Башня Сююмбике закладывалась, видимо, в большой спешке: глубина заложения фундамента ее — всего 1,4 м; он не пересек даже толщу насыпных грунтов и частично опирается на напластования культурного слоя, что впоследствии и послужило причиной ее наклона в северо-восточном направлении.
Все эти факты говорят о правомерности появления высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры.
История строительства
Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.
Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта
Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.
Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.
Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора
Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.
Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.
Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви
Легенда о башне Сююмбике
Редко можно встретить жителя Казани, который не знал бы грустной легенды о башне Сююмбике. Названа она в честь единственной в истории женщины, которая правила Казанским Ханством. Звали правительницу Сююк, и народ очень любил ее за доброту и честность, потому и прозвали красавицу Сююмбике – «любимая госпожа».
По легенде, после завоевания Казани Иван Грозный, очарованный красотой Сююк, прислал к ней сватов с предложением уехать с ним в Москву и занять трон царицы. Получив отказ, царь рассердился. Он явился к стенам Казани с огромным войском и пригрозил уничтожить город, если не услышит согласия. Сююмбике никак не могла допустить такого исхода, и вынуждена была дать положительный ответ. Попросила она в подарок на свадьбу высокую башню, и чтобы построили ее за неделю. Семь ярусов за семь дней возвели строители, и начался великий пир.
Все вокруг веселились и праздновали, но ни сама Сююк, ни жители Казани не были рады. Поднялась правительница на башню, чтобы взглянуть на родной край в последний раз. Сердце ее сжалось от горя, и в слезах Сююмбике кинулась вниз. В память о «любимой госпоже» и назвали самую высокую башню Казани.
Несколько слов об архитектуре
Башня Сююмбике выполнена из красного кирпича, и ее строгий стиль напоминает московское барокко. Она действительно состоит из семи ярусов, последним из которых является зеленый шпиль. Он увенчан золоченым «яблоком» с изображением полумесяца.
Высота башни составляет 58 метров. Благодаря этому факту и своему расположению в отдалении от крепостных стен Кремля башня Сююмбике играла роль дозорной башни.
До сих пор никто не знает, почему башня «падает». Одна из версий – строительная ошибка, а именно недостаточно глубокий фундамент. Существует также гипотеза, что он остался от другого здания, когда-то располагавшегося на этом месте, и почва просто не выдерживает вес башни. Тем не менее, когда наклон составил более полутора метров, башню Сююмбике укрепили.
Загадки истории
Споры о том, когда же все-таки была построена башня Сююмбике, и какому народу – татарскому или русскому – она принадлежала изначально, ведутся до сих пор.
По первой версии, строение возведено во времена правления Казанского Ханства в период с XII по XV век. Если это так, то башня Сююмбике – единственный в столице сохранившийся памятник татарской архитектуры. Согласно второй версии, построили башню уже после завоевания Казани Иваном Грозным, а значит в XVII веке. Если вы отправитесь на экскурсию в Казанский кремль, то, вероятнее всего, услышите именно эту цифру.
Дважды вдова
Сююк – так звали царицу раньше – была правнучкой основателя Ногинского ханства Едыгея и дочерью хана Юсуфа. Девочка выросла в ногайских степях. Привыкла жить в единении с природой, среди воинов и пастухов. Её совсем не прельщала жизнь в городе, и Сююк была расстроена, узнав о решении отца выдать её замуж за казанского хана Джан-Али.
Когда Сююк стала женой – ей было всего 12 лет. Супруг Джан-Али был значительно старше, но достаточно молод для правителя. Женой он пренебрегал, любил охоту и войны. Брак у них не сложился, детей не было. И это удивительно – Сююк расцветала с каждым годом, становилась всё милее и краше. Летописцы сравнивали красоту Сююк с солнцем, писали, «что луна стыдливо скрывается за тучами, когда на балкон выходит Сююк».
Во время дворцового переворота молодой хан был убит, и на трон взошел крымский царевич Сафа-Гирей. Он сделал Сююк своей пятой женой. Молодая девушка пленила его своей красотой, обаянием и умом. Вскоре на старших жён он и не смотрел. В его сердце жила только Сююк. Наконец-то красавице повезло: она чувствовала себя любимой, её уважали, к ней прислушивались… А когда Сююк родила сына Утямыша, он был назвал наследником престола. Но счастье длилось недолго. Любимый муж умер.
Одни историки говорят, кто он поскользнулся в бане и сильно ударился головой. Другие утверждают, что Сафа-Гирей был убит в бою. А Карамзин утверждал, что хан «пьяный убился во дворце». Сююк горевала по любимому, велела построить в его честь мечеть. Поскольку наследник был совсем мал, она стала регентом и управляла от его имени Татарским ханством. Управляла мудро и дальновидно.
Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.
Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.
Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.
Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.
Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.
Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.
Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.
Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
Кто такая царица Сююмбике?
Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?
Царица Сююмбике
Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.
Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.
Башня Сююмбике в Казани
Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».
Редкий турист уходит от башни без фото
Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.
История
Строительство
Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).
Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.
Предположения о существовании башни в ханский период
К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.
Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.
Версии о возведении башни в русский период
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.
При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:
Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.
Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).
Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.
В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.
Навершие
Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.
Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.
В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.
В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.
В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.
Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.