Башня сююмбике в казани: подлинная история казанской царицы

Архитектура башни Сююмбике

После того как было закончено строительство башни, она начала падать на восток, однако это не было так задумано архитекторами, а просто были ошибки при её строительстве. И увидели это не сразу, а только в начале XX века. И в 1930 году наклон башни равнялся уже один метр 28 сантиметров.

В архитектуре башни Сююмбике совмещены традиции татарского, и русского зодчества. Некоторые называют ее копией Боровицкой башни Московского Кремля, кто-то и видит в ней очертания башни Казанского вокзала. Архитектор Щусев, когда проектировал вокзал, позаимствовал силуэт башни Сююмбике как прототип, и в Казани башню замерили и зарисовали во всех подробностях.

Башня Сююмбике это семиярусное сооружение, которые сделано из красного кирпича и имеет широкие арки и ворота у основания. На вершине находится золотой полумесяц, наверх его водрузили туда только в 1993 году. До 1918 года на шпиле был двуглавый орёл, и только потом его заменили на полумесяц.

А кто же такая эта Сююмбике, и почему башню стали так называть. Сююмбике узнаваемая и известная личность в истории Казанского ханства. Она является праправнучкой Едыгея, который был основателем династии, которая возглавляла знаменитую орду, и она приходится дочерью бию Юсуфу. Это уже делает ее знаменитой принцессой, однако Сююмбике также была женой трех казанских Ханов. Сначала мужем был Джан Али, за которого её отдали, когда ей было 12 лет.

В дальнейшем отец нашёл ей второго мужа Софа-Гирея. Он возглавил Казанское ханство и женился на Сююмбике, она была его пятой супругой. После того, как он умер, именно царевна стала править ханством, потому что в это время их сын и наследник был еще маленьким. В третий раз ее выдали замуж против её воли в 1553 году за Касимского правителя Шах Али.

Как видим, башня Сююмбике находится на территории Казани, ее невозможно не заметить, она очень красивая высокая и выделяется на фоне сооружений. Разные легенды и тайны, которые окружают её строительство, выделяют башню Сююмбике и делают одной из самых популярных достопримечательностей Казани и своеобразным символом города.

Почему башня наклонилась?

Башня Сююмбике относится к «падающим» башням – так называют строения, которые отклонены от своей основной оси. Самой известной падающей башней является Пизанская. Но она не одна! В мире насчитывается более полусотни подобных строений. Среди самых популярных: церковь в Восточной Фрисландии (Германия), Часовая башня британского парламента (Англия), башня в Невьянске (Россия), пагода в Сучжоу (Китай) и другие.

Почему наклонилась башня Сююмбике? Обследование историков и строителей показало, что она построена на месте старой деревянной дозорной башни и фундамент глубоко ушел в землю. Башня наклонена именно в ту сторону, где деревянный фундамент ушел глубже. У падающей башни Сююмбике отклонение от основной оси достигает двух метров. Сейчас фундамент укреплен и падение башни остановлено, хотя наклон остался и является своеобразной туристической «фишкой» этой башни.

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Архитектура

Это сооружение напоминает Эйфелеву башню в Париже: оно тоже является эмблемой столицы, Казани. Одновременно постройка относится к типу падающих башен, как и Пизанская. А однозначно определить архитектурный стиль достаточно сложно: традиции русского зодчества тесно оплетены татарскими мотивами. Основные элементы конструкции подробно описаны исследователями:

  1. В качестве фундамента строители применили столбы из дуба. Со временем, под тяжестью сооружения они погрузились на 2 метра.
  2. Цемента тогда не знали: его роль в скреплении кирпичей исполнил известковый раствор.
  3. Грани ярусов смягчены валиками из красного кирпича. Эти элементы конструкции препятствуют ветровой эрозии.
  4. Нижние 3 яруса имеют кубическую форму. В них устроены гульбища с бойницами: это особенность русских дозорных башен. Следующие 4 в сечении имеют восьмиугольники. Последний ярус – дозорная вышка.
  5. Оканчивается конструкция шпилем с полумесяцем, эмблемой мусульман. Вряд ли он был в момент постройки.
  6. Впечатляет размер строения: от уровня земли до шпиля 58 метров. Для предполагаемого времени возведения высота значительная.

Татарские элементы прослеживаются в орнаментах, плетениях решетки, декоративных вставках. Они выгодно разбавляют строгий московский стиль.

История строительства

Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.

Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта

Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.

Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.

Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора

Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.

Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.

Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви

Архитектурные особенности

В старинной башне можно увидеть уникальный сплав традиционной татарской архитектуры и средневекового зодчества Московии. Влияние московских мастеров заметно в формах постройки. Внешне Сююмбике напоминает Боровицкую и Спасскую башню в Московском Кремле. Татарские элементы декора угадываются в полуовалах окон, полуколоннах на фасаде, вытянутом тонком шпиле и декоративном оформлении кованых ворот.

Кованные ворота в башне Сююмбике

Чтобы новая башня простояла века, строители забили в фундамент крепкие сваи из дуба. Стройное многоярусное здание поднимается на высоту 58 м, и поэтому видно издалека. Мощные стены выложены из кирпичей, скрепленных известковым раствором, а грани отделаны изящными кирпичными валиками. Это придает башне мягкие очертания.

Достопримечательность Казанского кремля состоит из семи ярусов. Три нижних – квадратные, а четыре верхних – восьмиугольные. Кубы имеют разный размер, поэтому в пространствах между ними устроены гульбища для охраны. Через глазницы в гульбище дозорные могли днем и ночью наблюдать за городом.

Четвертый и пятый ярусы построены восьмериками. При такой геометрии здание менее страдает от ветров, и кладку можно делать на 20% выше. Шестой ярус башни занимает дозорная вышка. Отсюда прекрасно просматривались окрестности Казани, были видны очаги пожаров и приближающиеся враги. На самом верху башни красуется зеленый шпиль и золоченый мусульманский полумесяц.

В 1910 году акционерное общество Московско-Казанской железной дороги решило построить новое здание Казанского вокзала в Москве. Был объявлен конкурс проектов, и участникам поставили задачу – возвести здание, которое бы стало символом крепкой связи Европы и Азии. Жюри выбрало работу Алексея Викторовича Щусева. Талантливый архитектор удачно совместил элементы московского барокко и украсил фасад нового здания вокзала ступенчатой башней, которая очень похожа на Сююмбике.

Откуда взялось необычное название башни

В истории Казанского ханства было много славных правителей-мужчин и всего лишь одна царица-регентша, которую звали Сююк. Она происходила из знатного и богатого рода основателей Ногайской орды. Два раза Сююк была замужем, и оба ее мужа правили Казанским ханством.

В 1549 году любимый супруг Сююк – хан Сафа-Гирей умер, а ее трехлетний сын Утямыш-Гирей не мог стать царем из-за того, что был еще несмышленым ребенком. Женщине пришлось нарушить устоявшуюся традицию и принять на себя нелегкие бразды правления ханством.

Вид на башня Сююмбике от Благовещенского собора

Царствование Сююк длилось недолго – всего два года, но было очень достойным. Во время него были отменены некоторые налоги для купцов, ремесленников и крестьян. Хорошо образованная правительница принимала иностранных послов и вела дела с Арменией, Персией и Турцией. По ее указу была построена большая библиотека, книги в которую доставляли из разных стран Азии и Европы.

Народ любил свою царицу и называл ее Сююмбике, что в переводе с татарского значит «любимая госпожа». Этим именем была названа не только башня в Казани, но и улицы в некоторых татарских городах и поселениях.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Местонахождение и особенности сооружения

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них. Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.


В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра. Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами. Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно – гербом царской России и полумесяцем.

Название

Однозначно сказать, почему так назвали строение, невозможно. Но, чтобы приблизиться к истине, достаточно исследовать известные факты. За падением Казани в 1552 году и гибелью ханства последовали печальные события:

  • запрет на исповедание ислама: все мечети разрушили, муллам запретили служить, а верующим – молиться;
  • насаждение православия и требование крещения мусульман: крещеный татарин получал значительные льготы при реализации произведенных товаров;
  • это привело к тому, что исповедовать ислам стали тайно: православие принималось лишь для вида;
  • заселение земель православными: Иван Васильевич приказывал своим вельможам переселять на новые место целые деревни и села;
  • запрещение татарским ремесленникам напрямую продавать товары: продукцию отличного качества татары вынуждены были продавать за бесценок русским купцам;
  • выселение уцелевших после штурма татар на берег озера Кабан (определение черты оседлости);
  • удаление татарских сел от оживленных дорог и замена их русскими селениями: последствие этой меры заметны до сих пор, вблизи некогда оживленных трактов нет татарских поселений.

Но просто так уничтожить народную память об исторических событиях невозможно: из уст в уста передавалась сказание о героической обороне Казани и ее защитниках. Вероятно, в последующие годы, когда в Кремле поселился воевода с подчиненными ему войсками и отстроили сооружение, и была придумана сказочная история о последней царице Сююмбике и дозорной башне.

Когда появилась башня?

Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.

Таблица 1

Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1)

При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.

Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).

Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!


Фото №18522. Башня Сююмбике

История башни Сююмбике: три легенды о строительстве

Общая высота башни Сююмбике в Казани составляет 58 метров. Для XVII века постройка довольно внушительная. Историки считают, что башня возводилась для охраны территории и размещения дозорных. Самая распространённая легенда башни Сююмбике посвящена ханской царице Сююм. Будучи регентом, она правила от имени своего сына долгие годы. Во время царствования Сююм отменила ряд налоговых сборов для ремесленников и крестьян. За добрый нрав и разумное владычество местные прозвали царицу Сююмбике — «любимая госпожа». В её честь и возвели башню из красного кирпича.

Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX векаЦарица Сююм

Другая легенда звучит романтичнее. Считается, что именно царица Сююмбике стала причиной похода Ивана Грозного на Казань. Однажды увидев царицу, Иван IV влюбился в неё и решил завоевать вместе с городом. Понимая, что война с Россией сильно ударит по Казани, Сююм решила схитрить. Девушка поставила Ивану Грозному условие: она выйдет за него замуж, если он за семь дней построит башню. Да не простую башню, а такую же стройную и красивую, как сама Сююм. Царь своё слово сдержал. Согласно легенде, каждый день возводился новый ярус башни. В итоге здание было закончено в срок. И тогда царица поднялась на самую высокую точку башни и бросилась вниз.

Про башню Сююмбике ходит много слухов. Некоторые убеждены, что здание представляет собой мавзолей и было построено по приказу царицы Сююм. Женщина возвела башню в память о любимом муже Сафа-Гирее. Его останки до сих пор замурованы в одном из подвалов Сююмбике, но где находится этот склеп — никто не знает.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector