Как устроены кремлевские куранты на спасской башне

Спасские ворота

Во все времена главными в Кремле считались ворота Спасской башни. Белокаменные доски, установленные над ними, на русском и латинском языках извещают о дате строительства. Исстари ворота считались святыми и особо почитались в народе.

Они были главным парадным въездом в Кремль, без повелений и указов каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения скидывал шапку. Тех, кто нарушал это правило, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой.

Интересно, что эту традиции возвел в ранг закона своим указом царь Алексей Михайлович в 1648 году. Через ворота Спасской башни торжественно отправлялись полки в военные походы, через них въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы, выносили иконы и святые мощи.

Здесь же в Вербное воскресение проходило шествие «на осляти»: патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Затем патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею крепостные стены.

Все иностранные послы проходили возле святыни во время их торжественной встречи в Кремле.

Спасские ворота были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостках стояли орудийные батареи. Для защиты этого направления была изготовлена и поставлена при входе знаменитая Царь-пушка. Отлитая из бронзы, с весом ствола орудия 40 тонн и длиной ствола 5 метров, она своим видом приводила в смятение неприятеля.

Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.

Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел

, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

Звезды

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.

Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

Внешний вид

Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес — 25 тонн.

Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.

Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.

Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический.

Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.

Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).

Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.

Интересные факты

При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.

Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.

В государевых мастерских изготовляли:

  • оружие
  • знамена
  • броню
  • золотили кость и дерево
  • резали и ковали железо
  • писали иконы

Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.

Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.

К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.

Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.

В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.

В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.

Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.

Спасская башня интересные факты. 10 фактов о кремлевских курантах

Спасская башня построена по проекту Пьетро Антонио Солари в 1491 году. В 1625 году она была надстроена, и тогда же на ней появились куранты – гл

Кремлевская башня,

которую мы привыкли называть Спасской, построена по проекту

Пьетро Антонио Солари в 1491 году, а в 1625 году была надстроена.

Тогда же на ней появились куранты. И доныне кремлевские куранты –

главные часы нашего отечества.

 1. Первоначально детище итальянца Пьетро Антонио Солари получило

свое название благодаря расположенной неподалеку церкви Фрола и

Лавра. В 1658 году после того, как над воротами поместили икону

Спаса Нерукотворного, специальным царским указом башню

перекрестили в Спасскую. Так что первые куранты появились не на

Спасской,  а на Фроловской башне.

 2. Куранты в значении «салонные часы с боем и музыкой», как

утверждают знатоки науки этимологии, имеют в пращурах французский

танец «куранта», который плясали в салонах, естественно, под

музыку.    

 3.   Считают, часы

украшали Кремлевские башни и прежде – чуть ли не в XV веке. Но

точных дат нет.

 4. Зато о часах, установленных «аглицкой земли мастером часового и

водяного взвода» Христофором Галовеем на Спасской башне в 1624

-1625 годах, пишут много и охотно. Зодчий Бажен Огурцов надстроил

башню шатром, а Галовей установил на ней часы-куранты с

«перечасьем», то есть с боем. Механизм по заказу англичанина

изготовили русский кузнец из Великого Устюга Ждан с сыном и

внуком, а литейщик Кирилл Самойлов отлил для них тринадцать

колоколов.

 5. «Аглицкий мастер» получил за работу серебряный кубок и к нему в

придачу атласу, соболя, куницы и много других щедрых даров, но…

Уже в 1626 году часы сгорели. Щедро награжденный Галовей построил

вторые часы: тот же циферблат, изображающий небо со звездами,

солнцем и луной, разделенный на 17 частей – таким непривычным для

нас образом в ту пору меряли время. И другая диковина: стрелка в

виде луча солнца стояла на месте, зато крутился сам циферблат.

  6. 9 декабря 1706 года в девять часов утра впервые отбили время

новые часы – на этот раз голландской работы, привезенные из

дальних странствий Петром Первым. Но и эти часы не дожили до

наших дней – опять же пали жертвой пожара.

 7.   Куранты

привычного нам вида, использовав, правда, старые детали,

поставили на Спасской башне 150 лет назад братья Бутеноп. Датские

подданные Иоганн и Николай Бутенопы держали в Москве фабрику по

производству веялок и молотилок, но и часы оказались им по плечу.

 8. «По плечу» в данном случае только фигура речи: циферблат у

нынешних часов шести с лишним метров в диаметре и стрелки без

малого в два человеческих роста. После Бутенопов часы еще раз

восстанавливали – в 1917 году в них попал снаряд, – и пару раз

модернизировали.

 9. Секрет абсолютно точного времени сейчас кроется под землей:

куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского

астрономического института имени Штернберга.

 10. Чего только не играли главные часы государства: и немецкую

песенку про либер Августина (ее наладил на  английских

курантах немецкий мастер, да и царица тогда у нас была немка,

если помните), и гимн масонов «Коль славен наш Господь в Сионе»,

и марш отчего-то лейб-гвардии Преображенского полка. До 1932 года

часы в полдень играли «Интернационал», а в полночь – «Вы жертвою

пали». При Ельцине куранты исполняли Глинку, теперь исполняют

Александрова – гимн Российской Федерации.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в Грановитой палате. В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский – русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в истории часов, когда они играли иностранную мелодию.

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

Самая узнаваемая башня Московского Кремля и его символ

3 оценило

Спасская башня — это самая известная и узнаваемая из 20-ти башен Московского Кремля, его символ.

Спасская башня Московского Кремля

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.

Куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон, созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Кремлёвская звезда на башне

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды – 71 м.

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, Красная площадь

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года

. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Беклемишевская (Москворецкая)

Беклемишевская (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название – «Москворецкая» – взято от расположенного рядом Москворецкого моста. Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни: высокий цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа. В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году. В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась. Высота башни 62,2 метров.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в Грановитой палате. В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский – русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в истории часов, когда они играли иностранную мелодию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector