Храм спаса на крови

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.


Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.


Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.


Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

Архитектура и внутреннее убранство

Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.

В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.

Купола

Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.

С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.

Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.

Внешний вид

Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.

Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.

Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.

Внутреннее убранство

Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.

Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.

Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.

Информация для посещения

Адрес

набережная канала Грибоедова, 2Б

Метро

Ближайшие станции:

  • «Невский проспект»
  • «Гостиный двор»

От станции «Невский проспект» около 10 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2021 год

В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые — 350 рублей
  • студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет — 100 рублей
  • дети до 7 лет — бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Богослужения

В храме ежедневно проходят службы:

  • утренняя Божественная Литургия — 7:30
  • Всенощное Бдение — 18:00

Расписание служб на предстоящий месяц можно узнать на официальном сайте

История создания Храма Спаса на крови

01.03.1881 года на Александра II совершили покушение народовольцы. Ранение, полученное монархом, было смертельно. 2 марта на чрезвычайном собрании Гордумы поступило предложение поставить на месте покушения часовню, но Александр III решил, что его отец достоин того, чтобы его память увековечили строительством храма. Часовню все-таки поставили на время, пока строился собор.

Предыстория

XIX столетие, особенно его вторая половина, было не самое простое время для Российской империи. В стране было множество проблем. Страна была ослаблена Крымской войной и ухудшением экономического положения. Чтобы изменить ситуацию Александр II провел ряд реформ. Самая известная – отмена крепостного права. Свободу получили более 20 миллионов крестьян. Народ называл Александра II «царь-освободитель».

Остальные реформы должны были ускорить развитие страны, но из-за ряда ошибок видимого улучшения не наступило. В это время активизировались революционеры всех мастей, в том числе и радикально настроенные.

«Народная воля» — революционная организация, которая применяла террор для достижения своих целей. Члены организации вынесли смертельный приговор царю и другим руководителям государства. Народовольцы считали, что убийство российского руководства активизирует народ, который свергнет царизм и Россия станет свободной республикой.

Народовольцами было совершено несколько покушений на царя. Александр не пострадал, но эти теракты привели к гибели случайных людей, оказавшихся на месте покушения.

Очередной теракт 01.03.1881 года был тщательно подготовлен. Народоволец Русаков бросил в карету Александра бомбу. Были смертельно ранены несколько человек из свиты императора. Царь не пострадал, но покинуть место покушения отказался. Охранник с помощью прохожих задержал одного из нападавших и доложил, что преступник задержан. В этот момент другой террорист бросил под ноги Александру еще одну бомбу. Клубы дыма рассеялись, окровавленный император неподвижно лежал на мостовой. Царь был жив, но в этот же день в 16.35 Александр II умер.

Сын и преемник Александр III распорядился построить храм на месте, где пролилась кровь отца.

Убийство царя не привело к народным бунтам и свержению самодержавия, как рассчитывали народовольцы. Жестокий теракт вызвал обратную реакцию. Цареубийство потрясло Россию. На место убийства нескончаемым потоком шли люди, которые молились за Александра и других погибших. Православные считали, что царь принял смерть за грехи всего народа и усматривали в происшедшем схожесть с евангельскими событиями. Идея увековечить царя-мученика была поддержана всеми слоями населения.

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.


Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Ссыльный колокол

Разнося скорбную весть о гибели царевича, один из угличских колоколов собирал народ для расправы над убийцами, вина которых не была доказана. Ничем не примечательный до этого колокол ждала удивительная судьба. Расправляясь над участниками самосуда, Борис Годунов велел наказать и его: набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных людей, и сосланные вместе с ним жители Углича волокли неодушевленного «первоссыльного» на себе в далекий Тобольск. В 1677 году во время пожара ссыльный колокол расплавился, но в память о несправедливой каре в XVIII веке отлили такой же по весу. В конце XIX века он был передан Тобольскому музею, а к трехсотлетию высылки безвинно потерпевшего колокола возвращен в Углич и помещен в церковь Димитрия на Крови.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.

В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.

С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector