Спас на крови
Содержание:
Загадки Спаса на Крови
Загадка первая.
Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.
Загадка вторая.
Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.
Загадка третья.
Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.
Загадка четвёртая.
Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как: «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).
Загадка пятая.
Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять же, это совпадение?
Загадка шестая.
Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один. Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.
Загадка седьмая.
Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь отца оказалось внутри строения. Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.
Стоимость билетов 2021
Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:
Льготные билеты
- Владельцам карт ISIC – 50 руб.
- Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
- Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.
Бесплатное посещение
- Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
- Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
- Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
- Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
- Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
- Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
- Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
- Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
- Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
- Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
- Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
- Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
- Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
- Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
- Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
- Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.
Архитектура
Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.
Фасад
Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.
Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.
Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.
Внутреннее оформление
Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.
Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.
Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.
Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.
История создания Храма на Крови
На краю канала Грибоедова, который ранее имел название Екатерининского, невдалеке от Михайловского сада возвышается красивейший храм Воскресения Христова.1 марта 1881 г. был совершен террористический акт в результате которого погиб император Российской Империи Александр II. Отменив крепостное право и одержав победу над турками, он был назван народом освободителем. Ответственность за убийство взяли народовольцы, ратующие за демократию в России.Заметно, что в настоящее время с западной стороны церкви, непосредственно под колокольней с крупным позолоченным куполом, возможно заметить оставленную частичку мостовой и ограду набережной канала, на которые попала кровь императора.Убийство императора породило мощнейший отзыв и сочувствие в душах всех кругов Российской Империи. Временная часовня неизменно принимала множество людей, и проводила службы за упокой Александра II. Были произведены конкурсные состязания на лучший проект поминального собора. В 1887 г. император Александр III принял вариант, исполненный архитектором Альфредом Парландом совместно с архимандритом Игнатием из Троице-Сергиевой пустыни. Образцом создателям. послужили строительные каноны Русского Царства, по каковым созидались церкви в Москве и Ярославле в XVI – XVII веках. Начало постройки храма Воскресения Господня осуществили в 1883 г. и вплоть до исходного принятия плана строительства на протяжении 3 лет проводилась деятельность по упрочению хлипких в данном месте земель и конструкции мощного плитного основания. В 1888 г., немедленно следом за императорским утверждением плана стал подниматься цоколь из гранита, на нем в декоративных нишах укрепили гранитные памятные таблички с рассказом о важнейших событиях во время правления Александра II и его указы. Воздвигнутые стены отделали клинкерным кирпичом разнообразных оттенков, доставленным из Германии. Все всевозможные фасадные декоративные компоненты были сделаны из белого мрамора, добытого в Эстляндии. Строение является традиционным старорусским четвериком, который венчает пятиглавие, основные маковки образованы по образцу куполов храма Василия Блаженного. Тем не менее отделка маковок плиткой, покрашенной цветной эмалью, стала особой характерной чертой данного храма.
История
Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.
Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине
Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно
Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма
Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)
К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.
data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>
Изображение храма на открытке начала 20 века
Редкое фото строительства собора
Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.
В 1935 году святыню закрыли
Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.
Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас
В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.
На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок
Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.
Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881
Описание и внутреннее убранство храма
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге увенчан девятью главами, его высота более 80 метров. Пять куполов собора покрыты разноцветной эмалью, аналогов которой в русской архитектуре нет, у остальных глав позолоченное покрытие. При возведении храма использовалась специальная техника. Чтобы избежать проникновения влаги, вместо обычных свай под фундамент применили бетонное основание. Это стало прочной основой для здания церкви. Для строительства двухъярусной колокольни, возвышающейся в западной части храма, был создан специальный выступ шириной в несколько метров. Помещение храма освещали более 1680 электрических лампочек.
Внутреннее убранство собора потрясает красотой и оригинальностью отделки. В храме не разрешено зажигать свечки, чтобы их пламя не испортило великолепные мозаичные картины, покрывающие стены, своды и купола собора, общей площадью в семь тысяч квадратных метров. Это самая большая коллекция мозаики в Европе. Храм декорирован прекраснейшими самоцветами и полудрагоценными камнями. Его отделкой занимались знаменитые русские и немецкие зодчие, которые отошли от общепринятой традиции росписи внутренней части храма живописными картинами. Выбор такого необычного оформления внутреннего пространства объяснялся влажным климатом Петербурга.
Есть в храме одно особенно значимое место, располагающееся под колокольней с золотым куполом, где и произошло покушение на Александра II. Над местом гибели царя сооружена роскошная сень (покров), поддерживаемая четырьмя колоннами из яшмы. Под ней можно увидеть фрагменты мостовой и ограждений, на которые упал смертельно раненый император.
В соборе проводятся регулярные богослужения. Для всех гостей предлагаются интереснейшие экскурсии на различные темы.
Нравится +6 Не нравится -0Вы уже голосовали
Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году
Входной билет включает в себя небольшую экскурсию. Чтобы воспользоваться этой возможностью при входе в храм необходимо немного подождать пока соберется небольшая группа посетителей.
- Полная стоимость — 350 рублей;
- Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
- Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
- Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
- Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
- Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
- Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
- Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.
Экскурсионное обслуживание на русском языке:
- Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
- Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
- Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
- Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.
Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:
- Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
- Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
- Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.
Экскурсии по храму Спас на Крови Купить на
Елена Яхонтова
Мастера-умельцы
Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову. Но из-за занятости он создал лишь эскизы — “Спасителя” и “Богоматери с Младенцем” и к 5-ти фасадным мозаикам.
К данной работе был привлечен художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат семнадцать мозаик внутреннего убранства и семь наружного. Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: “Нагорная проповедь”, “Вход в Иерусалим”, “Благословение детей”, “Сошествие Святого Духа”.
На плечи этого мастера легла самая серьезная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра Второго. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса-на-Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались по творениям великих художников — Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.
В начале 20 века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе-на-Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.
Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.
Внутреннее убранство
Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.
На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.
Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.
В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. Наверху она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.
Своды собора
Архитектура и внутреннее убранство
Внешние видеофайлы |
---|
Купола
Вид на южный фасад храма (2011 год)
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Внешний вид собора
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции русского стиля. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутреннее убранство собора
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.