История строительства
Содержание:
- Что посмотреть и куда пойти рядом
- Строительство собора Казанского собора
- Интересные факты
- Фото и описание
- История происхождения Казанский кафедральный собор
- Внутренний облик и интерьер
- Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
- Первый Казанский собор
- Масонский знак
- Настоятели
- Казанский собор в Санкт Петербурге – Особенности архитектуры
- История Казанского собора в Санкт-Петербурге
- Строительство ансамбля Казанского собора.
- Живопись
- Конкурс проектов нового собора.
Что посмотреть и куда пойти рядом
Недалеко от Казанского собора находится еще один знаменитый храм Санкт-Петербурга — Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спаса на Крови. Этот удивительной красоты православный храм напоминает по своей архитектуре собор Василия Блаженного на Красной площади. Храм Спаса на Крови был сооружён на месте, где в 1881 году было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был смертельно ранен. От Казанского собора до Спаса на Крови можно дойти за 10 минут по набережной канала Грибоедова.
Пройдя по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства и повернув на Малую Морскую улицу можно за 15 минут дойти до крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга – Исаакиевского собора. Собор освящён во имя небесного покровителя императора Петра I — преподобного Исаакия Далматского.
В пешей доступности от Казанского собора находится множество других достопримечательностей города – комплекс зданий Русского музея, старейшие в городе торговые сооружения Гостиного двора и Пассажа, Строгановский дворец и другие исторические здания.
Рядом с собором располагается множество кафе и ресторанов на любой вкус и бюджет – кофейни Буше и Starbucks, сетевые рестораны City Grill, B&B Burgers, Marketplace.
Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге
Особого внимания заслуживают кафе Зингер, располагающееся в Доме Книги на Невском проспекте прямо напротив собора, а также ресторан L Terrasa на последнем этаже дома №3 по Казанской улице: из окон этих заведений открывается великолепный вид на Казанский собор и Невский проспект.
Читайте далее:
Пасха 2020 онлайн в Санкт-Петербурге
Пасха 2019 года в Санкт-Петербурге
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга
Строительство собора Казанского собора
Само же возведение Казанского собора началось после гибели императора в 1801 году. 21 августа 1801 года при непосредственном участии Александра I в присутствии императрицы Марии Федоровны был торжественно заложен в фундамент будущего величественного храма первый камень. Памятник истории и русского зодчества был построен за поразительно короткий срок – 10 лет. В строительстве были задействованы тысячи крепостных крестьян. Росписями стен собора занимались именитые мастера-живописцы – В.Шибуев, В.Боровиковский, К.Брюллов, Ф.Брунни. В строительстве был задействован строительный материал, привезенный из Карелии. Известковым туфом, добытым в Гатчинском районе, облицовывали наружные стены собора. Он же использовался и в изготовлении наличников, капителей и фризов. Основным декоративным материалом был выбран пудостский камень, имеющий большое сходство с итальянским травертино, который использовался в строительстве собора Св.Петра. Добывали камень в окрестностях Санкт-Петербурга. Внутренняя отделка была из порфира, яшмы и мрамора. Строительство Казанского собора было закончено в 1811 году. Спустя два года после завершения строительства была разобрана старая церковь, которая стояла рядом со строящимся Казанским собором.
примечательности Санкт-Петербурга
Интересные факты
Во второй половине XIX века было распространено достаточно критическое отношение к архитектуре знаменитого собора, так как в то время интерес к классицизму был утрачен, а копирование — пусть даже частичное — западных образцов считалось неприемлемым. Но в начале XX века вкусы изменились, интерес к классицизму вернулся и собор вновь стал вызывать всеобщее восхищение.
В XXI столетии была выпущена особая монета с изображением знаменитого петербургского храма. Эта монета достоинством двадцать пять рублей была изготовлена из серебра девятьсот двадцать пятой пробы. Тираж монеты составил полторы тысячи экземпляров. Ее вес — сто пятьдесят пять с половиной граммов.
Фото и описание
Одна из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга — величественный Казанский кафедральный собор (другое название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери). Он был построен в начале XIX столетия. Храм освящен в честь высоко почитаемого образа, ради хранения которого великолепное здание и было возведено. Святыня находится в храме по сей день: это список одной из самых знаменитых икон — образа Казанской Божией Матери.
Вскоре после завершения строительства началась война между Французской и Российской империями, после окончания которой храм стал восприниматься как памятник славы русского воинства. Здесь можно увидеть воинские трофеи того периода. На территории храма находится могила прославленного полководца Михаила Кутузова.
История происхождения Казанский кафедральный собор
Корни происхождения Казанского собора Санкт Петербурга уходят в далекие 70-е годы восемнадцатого столетия и начало свое берут с Храма Рождества Пресвятой Богородицы, спроектированной русским архитектором М.Земцовым. Строительство церкви началось в 1733 году. Освящался храм богослужения под покровом святой иконы в 1737 году при участии императрицы Анны Иоанновны. Храм была местом, где русская армия торжествовала свои победы. В 1799 году, воодушевленный увиденным великолепием собора Св. Петра в Риме, император Павел I дал распоряжение создать подобие рядом с храмом. Великий царь не успел осуществить свой замысел. Им только был утвержден проект бывшего крепостного Андрея Воронихина, который за свои труды был назначен Павлом I главным архитектором.
Внутренний облик и интерьер
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.
Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.
Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.
Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.
В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».
Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.
Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.
В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.
Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.
И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.
Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.
Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.
При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.
Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.
Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.
В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.
25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.
С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.
Первый Казанский собор
Новая каменная церковь была освящена 3 июля 1737 года на торжественной церемонии в присутствии императрицы и высшего духовенства. По присутствию в ней чудодейственной иконы она стала именоваться Казанской.
В дальнейшем, императрица Елизавета Петровна даровала ей статус собора, и церковь получила официальное имя — Казанский собор. Это было строение в стиле русского барокко, своей многоярусной колокольней и остроконечным шпилем напоминающее обитель в Петропавловской крепости.
Храм играл значительную роль в жизни государства и царской семьи. Он являлся придворной церковью династии Романовых, а Казанская икона считалась покровительницей царской фамилии.
По описаниям современников первый Казанский собор был главным религиозным храмом в стране. Но с ходом времени здание стало ветшать, и возникла явная необходимость для возведения храма, достойного величайшей святыни русского государства.
Масонский знак
Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.
Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?
На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.
Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.
Масонский знак над алтарем в Казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге
Настоятели
С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:
- Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
- Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
- Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
- Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
- Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
- Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
- Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
- Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
- Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
- Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
- Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
- Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
- Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
- Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
- Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
- Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
- Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.
Казанский собор в Санкт Петербурге – Особенности архитектуры
Храм высотой 71,5 м стал выдающимся памятником русской архитектуры. Он завораживает своей красотой и величием внутренних и внешних колонн, которые высечены из огромных гранитных монолитов. Латинский крест с куполом диаметром 17 м, состоящим из двух сводов – основа строения Собора. 16 окон расположены так, что создается эффект парящих в воздухе куполов. Возведенные в виде полукруга колоннады из 96 колонн стали украшением проспекта и решением несоответствия православным традициям. Так называемые “врата” со стороны Невского проспекта копируют знаменитые «Райские врата» храма Баптистерий во Флоренции. А расположенные снаружи здания, бронзовые скульптуры изображают Иоанна Предтечу, Владимира, Андрея Первозванного. Казанский кафедральный собор в Питере – представитель архитектуры позднего классицизма (“русский ампир”), в стиле которого возводились здания в период второй половины XVII – первой половины XIX столетия.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже — деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Строительство ансамбля Казанского собора.
Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.
Живопись
Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.
Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.
Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.