Собор святой софии в стамбуле

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Ход строительства

Начало проекта

Место для нового молитвенного дома было выбрано сразу, без долгих раздумий. Оно находилось на берегу Мраморного моря, недалеко от главного дворца Османской империи, который назывался Топкапы (по-турецки звучит как Topkapı). Для планируемой мечети огромных размеров нужно было расчистить очень большую территорию.

С этой целью и были снесены многие здания. Среди них был Святой или Большой дворец (Μέγα Παλάτιον), который более 800 лет был главной резиденцией всех императоров Византии, строения ипподрома, а также многочисленные дома, принадлежавшие, как бы сейчас сказали, элите общества. Примечательно, что эти дома сначала были куплены за баснословные суммы, а после снесены. Вот так вот.

Годом начала постройки Blue Mosque считается 1609 год. Строительные работы длились 7 лет. Они были тщательно расписаны: все планы, описания заняли целых 6 томов. Эти книги сейчас хранятся в обширной библиотеке музея Топкапы.

Голубая мечеть (Турция) считается значимым образцом в исламской мировой архитектуре. В ней гармонично и очень искусно переплетаются элементы сразу двух стилей: османский и византийский.

Ошибка архитектора, скандал и мировой шедевр

Голубая мечеть в Стамбуле известна как самая красивая и величественная в городе. Весьма интересна ее история создания.

По древней легенде султан Ахмет приказал построить роскошную, но всё же традиционную мечеть с 4 золотыми минаретами. Но архитектор запутался в словах, неправильно услышал приказ.

Дело в том, что по-турецки золотой звучит как «алтын», а он, видимо, услышал «олты»- шесть. Но вообще-то, если учесть, что Мехмет Ага очень хотел показать своё мастерство, то можно предположить, что эта путаница произошла совсем не случайно. И теперь у The Blue Mosque (в переводе Голубая мечеть) 6 минаретов, хотя у всех остальных, кроме самой главной в Мекке, их число доходит только до 4.

Когда Голубая мечеть уже была полностью готова, выяснилось, что она имеет равное количество минаретов с главной исламской святыней, находящейся в Мекке. Священнослужители высоких чинов признали это неприемлемым, назвали святотатством и приняли решение о срочном строительстве ещё одного, добавочного минарета к мечети аль-Харам, чтобы она всё же превосходила все существующие. Ну а мечеть Султана Ахмеда так и осталась с шестью минаретами. Вот такой интересный факт.

Четыре минарета мечети высотой по 64 метра в форме карандашей видны издалека. У них есть по 3 балкона.

Ещё два чуть менее высоких минарета, имеют по 2 балкона.

Первоначально общее число балконов, с которых верующих созывали на молитву, называемых также Serefe, — достигало цифры 14. Таково было число султанов, предшественников Ахмеда. Позже добавили ещё 2 балкона, так как у Ахмета появились сыновья, которых также причислили к числу султанов.

Почему мечеть “Голубая”

Ахмедийе — второе название Голубой мечети — была построена с использованием камня и мрамора. «Голубая мечеть» — так называется потому, что при её возведении было использовано просто огромное количество изразцов ручной работы белого и голубого цвета.

По личному приказу султана для этой цели в Стамбул привозили самые красивые изразцы. Всего их было использовано более 20 тысяч штук. Ну и, конечно, материал для кровли и отделки строения был использован самый лучший.

Изначально предполагалось построить не отдельную мечеть, а целый комплекс строений. Он включал и больницу, и школу — медресе, и баню, и рынок, то есть, такой небольшой обособленный городок со всеми необходимыми для жизни человека строениями.

Лазерное шоу по расписанию намазов

Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что же теперь будет? Турецкие власти сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.

Yuksel Goz/Unsplash

Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).

Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.

Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.

Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:

Сориентироваться поможет карта-схема:

Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:

Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:

Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:

3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:

На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:

Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:

Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:

Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:

Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:

А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:

Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:

Фонтан рядом с храмом (1740 год):

Древний колокол:

На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:

Потолок украшен сурами из Корана:

Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):

Вид на верхнюю галерею на втором этаже:

Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:

Место коронации византийских императоров:

Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:

«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:

Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:

В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:

На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:

Ориентироваться можно по указателям:

Коридор средневековья выглядит жутковато:

Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:

все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:

Выбор икон впечатляет:

Вид с верхней галереи:

Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:

Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:

Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):

Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:

Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:

На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии

Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Легенды

О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:

  • колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
  • белый мрамор везли с Мраморного острова;
  • розовый мрамор из Афона;
  • нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
  • гранитные столпы из Египта.

Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.

Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.

Значение в православии

В православии икона святой великомученицы Софии Египетской имеет большое значение, символизируя:

  • непоколебимость веры даже перед лицом собственной смерти;
  • желание нести свет истинной веры в людские сердца даже в эпоху гонений и неприятия.

Помимо личностных качеств святой великомученицы, весомое значение в религии имеет и ее имя. В переводе с древнегреческого имя София обозначает слово «Премудрость». Его долгое время использовали лишь особы знатных кровей, имеющие царственные корни. Со временем имя разошлось по свету, а на Руси оно слегка видоизменилось, превратившись в общеупотребительное Софья.

Внутренние пространства (второй уровень)

Рассмотрим второй уровень. Сюда добираются по пологой лестнице без ступеней. На втором уровне отводилось место женской половине. Здесь была ложа императрицы. По лестнице императрицу вносили на ложе носильщики. Чтобы носилки свободно проходили на второй уровень, вход и саму лестницу сделали широкими. По этой лестнице подниматься легко и интересно. Она состоит из многочисленных поворотов, когда идешь невольно задумываешься, а что же там за другим поворотом. Уже почти 2000 лет по этому ходу ходят посетители храма, от этого плиты пола стали гладкими и блестящими. После лестницы Вы попадете в светлое помещение. В этой части галереи в середине круг из мрамора зеленого цвета. Здесь стоял трон.

В южной части второго уровня сохранилась уникальная смальтовая мозаика. Когда-то здесь все было из мозаики на золотом фоне. До нас сохранилось только несколько изображений. Одно из самых красивых и внушающих изображений в этой галерее Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Здесь изображено, как Иоанн и Богоматерь молят Иисуса о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики утеряна, разворована крестоносцами.

Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение как, будто Иисус смотрит на тебя, он все про тебя знает и в его глазах посыл принятия себя, мира и веры. А в образе Девы Марии столько скорби, боли и принятия. Иоанн Креститель изображен с полным пониманием, каков будет мир и как ему быть в этом мире.

Здесь могила предводителя крестоносцев. Над ней сохранился совсем маленький кусочек мозаики. А рядом мозаичная икона Деисус. В восточной галерее сохранилась другая картина из мозаики. На ней изображена императрица Зоя перед Христом и ее супруг Константин Мономах. В руках у мужа грамота, а у жены кошелек, символы благотворительности. Сохранилась только часть фигур. На этой части стены видны плохо заделанные трещины.  Лик императрицы был разбит, когда ненадолго к власти пришел ее пасынок, который ненавидел ее. Когда императрица вернула трон, лицо было отреставрировано.

Отсюда хорошо видно изображение богоматери с Иисусом на коленях. А также изображения других священных людей древнего времени, которые запечатлены в символические моменты своей жизни. В Северной галерее находятся портреты еще одной императорской семьи: Императора Иоанна и его жены Ирины, стоящие слева и справа от Богородицы.

Спуск со второго уровня совершают по другой лестнице, которая находится в восточной стороне Мечети. Здесь пол обработан бороздами для того чтобы ноги носильщиков императрицы не скользили.

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector