Собор св. софии (материал из википедии)

Краткая информация


Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор был построен в первой половине 6 века. Идея создания принадлежала византийскому императору Юстиниану, который родился в крестьянской семье. Он желал, чтобы собор считался главным сооружением Стамбула (который в то время носил название Константинополь).

Часто задаваемые вопросы
Когда Собор Святой Софии приобрёл статус музея? В середине XV века собор переделали в мечеть, а в 1930-х годах Ататюрк приказал сделать из мечети музей. Реконструкция Собора Святой Софии продолжается до сих пор.

  • Реализации задумки послужило массовое восстание народа «Ника», в котором пролилось немало крови. Было убито более 30 тыс. жителей. Собор был возведен на месте сгоревшей церкви. Еще до этого здесь находилась другая церковь, которую также подожгли – она носила название Св. София. До церкви на этом месте находилась торговая площадка.
  • Византийский император хотел, чтобы постройка была могущественной. Территории для возведения было мало, поэтому Юстиниан решил купить соседние земельные участки и разрушил все здания на них. По приглашению императора в город прибыли самые известные архитекторы, которые были задействованы в строительных работах собора, который сейчас называется Малая Айя-София. Появление храма стало толчком к строительству нынешнего большого храма.

Также привозились другие строительные материалы. К примеру, из Эфеса поставили 8 колонн, сделанных из мрамора зеленого цвета, и столько же колонн из Рима.

С острова Родос были завезены прочные кирпичи. В качестве отделочных материалов выступали серебро, золото и слоновая кость. Как утверждают, император желал, чтобы все внутреннее убранство было сделано из золота. Но астрологам такая идея не нравилась. Они предвидели, что после Юстиниана будут недостаточно сильные правители, которые то и дело будут его разворовывать.

  • В начале 13 века город захватили крестоносцы. Именно в это время начался 4-й крестовый поход. К большому сожалению, это событие считается самым позорным во всей истории мира. Весьма непонятно, как так получилось, что во время крестового похода, участники которого собирались в Египет, где планировалась религиозная битва с мусульманами, проникли и ограбили город христиан, являющихся их братьями по вере.
  • Во время нападения сильно пострадал собор Св. Софии. Крестоносцы вынесли все богатство. Более 85% священных реликвий были вынесены во время этого нападения.
  • Самая последняя религиозная служба состоялась в середине 15 столетия, на которой был сам император. На следующий день на собор напали турки. В дальнейшем собор решили переделать в мечеть. Мозаики были надежно спрятаны и укреплены толстым слоем штукатурки. На протяжении 5 веков Св. София была мечетью.
  • В 30-х годах 20 века по решению Ататюрка статус мечети был изменен на музей. Штукатурку, под которой спрятали мозаику, была убрана. На сегодняшний день здесь вовсю ведутся реконструкционные работы.

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется “Омфалион” или “Пуп Земли”. Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посерединеНа тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX – X веком, более поздние – XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Собор при большевиках

После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.

Собор пришлось серьезно реставрировать. /Фото: Александр Люликов, fotokro.ru

В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.Текст: Анна Белова

Кронштадский собор в 1909 году на фотографии Карла Буллы

Вот так Собор выглядел через сто лет, в 2009 году

и через десять лет, в 2019 году

Тайны затопленного подземелья собора


Подземелья собора

Помимо видимой части Св. Софии, есть еще и подземелье, о котором мало что известно. Из уцелевших записей можно узнать, что для создания фундамента нужно было вырыть очень большой котлован. В других летописях сказано, что под собором есть большущие цистерны, в которой хранится вода и большое количество подземных ходов. Многие полагают, что цистерна схожа с Цистерной Базиликой, расположенной рядом с Айя-Софией.

  • Впервые попасть в подземелье пытались в середине 20 века исследователи из Америки. Изначально они приняли решение выкачать всю воду. Но их попытки ни к чему не привели – сколько бы времени они на это не потратили, количество воды не уменьшалось. В итоге перегорели насосы, после чего за эту идею решили забыть.
  • Турки предприняли более удачные попытки. Они не собирались выкачивать всю воду, а решили в нее погрузиться. Последний спуск был совершен в 2014 году. Какие-то поверья были подтверждены, а некоторые оказались простой выдумкой или слишком преувеличенными.

Исследователи обнаружили места, где проводились захоронения

Особое внимание уделялось 11метровому колодцу, находящемуся у основного входа. В колодце, который находится посредине храма, обнаружены обломки огромного светильника

В стенах нашли закрытые проемы, которые не пробовали открыть. Полагают, что за дверями могут находиться огромные цистерны для сбора воды, о которых говорили еще в прошлом. Во время исследования под полом также были обнаружены пустоты.

Легенды о соборе Святой Софии

Известно, что это была идея Константина построить собор Святой Софии, но на самом деле его построил его сын Констанций II.

Когда Римская империя была разделена на две части, Гонорий стал лидером Западной Римской империи, а Аркадий стал правителем Восточной Римской (Византийской) империи. Первый император Византии, Аркадий, был женат на женщине по имени Евдокия, родом из варварского племени. Евдокия была близка к языческой культуре благодаря своим корням. Поэтому, когда она установила скульптуру богини, которая была похожа на нее во дворе собора Святой Софии, Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, разозлился.

Его называли Златоустом (Золотой Рот) из-за его мастерства в ораторском искусстве, и он ударил императрицу во время своей проповеди. Император быстро отреагировал на инцидент и сослал Джона в отдаленный угол Анатолии. В ту же ночь произошло ужасное землетрясение, и в соборе Святой Софии вспыхнул пожар. Жители города связали инциденты с изгнанием архиепископа, и они полагали, что это было проклятие бога. Испуганная мыслью императрица вернула Джона обратно. Однако первая собор Святой Софии уже превратился в пепел и вошел в историю.

Феодосий II вступил на престол после Аркадия и восстановил собор Святой Софии. Это был великолепный памятник, и его остатки все еще можно увидеть во дворе собора Святой Софии

Итак, что случилось со второй собором Святой Софии? Чтобы понять это, нужно упомянуть о Юстиниане I, самом важном императоре Византии

Когда собор Святой Софии был построен в 537 году, он оставался самой большой церковью до 16 века. Императора Леона VI можно увидеть на коленях перед Иисусом в этой прекрасной мозаике у входа в собор Святой Софии. Его жену, могилу императрицы Фефано, можно увидеть в Греческом православном патриархате.

София для русских

Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.

Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.

Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).

Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.

Yuksel Goz/Unsplash

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Иконников А.В., Степанов Г.П.
Основы архитектурной композиции
Искусство, М. 1971
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Мозаика

Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.

На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.

У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.

Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.

Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.

Апсида

В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.

На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).

Собор Святой Софии. Константинополь (Стамбул, Турция), 532-537 гг.

Как сделать квадратное основание опорой для круглого купола? Ответ на этот вопрос таил в себе сложности. Архитекторы римского императора Адриана их «обошли»: громадный купол Пантеона опирался на цилиндр из мощных стен. Анфимий и Исидор изобрели свой вариант купольного перекрытия. Они поставили по углам подкупольного квадрата четыре массивных опорных столба из известняка и соединили их друг с другом гигантскими кирпичными арками. Пространство между арками над каждой опорой заложили каменной кладкой. В результате над столбами появились слегка закругленные каменные своды, формой напоминающие треугольные паруса. Когда все четыре паруса были готовы, их верхние стороны, объединившись с вершинами арок, образовали круглое основание будущего купола.

Как и весь храм Святой Софии, купол сооружен из тонкого кирпича — плинфы. Каждая кирпичная плитка была размером примерно 60×60 сантиметров, толщиной 5 сантиметров. На куполе плинфу выкладывали рядами с толстым слоем раствора между ними. Делали это поверх деревянного кружала — формы, повторяющей свод.

Чтобы осветить внутреннее пространство собора, в основании купола было решено сделать оконные проемы. Из-за них архитекторы не могли выложить здесь цельные ступенчатые кольца, сдерживающие горизонтальный распор, как в Пантеоне. Противодействовать распору в куполе и в четырех поддерживающих его арках нужно было другим способом.

Тогда строители усилили кирпичную кладку между окнами с помощью сегментов ступенчатых колец и укрепили купол множеством невысоких ребер, поднимающихся по его внутренней поверхности от основания к вершине. И все же этих мер было недостаточно. Потребовалось возвести целую систему полукуполов и контрфорсов, объединяющую все здание.

По основной оси собора над западной и восточной несущими арками архитекторы возвели два полукупола. Их, в свою очередь, поддерживала система малых куполов и сводов. Благодаря этому нагрузку удалось перенести через торцевые стены на фундамент. Чтобы противостоять силе распора, действующей на боковые стены, архитекторы построили совершенно другую конструктивную систему. Они возвели с двух сторон от опорных столбов по паре дополнительных массивных колонн, соединенных арками. Затем заполнили пространство под этими арками кирпичной кладкой, перемежающейся окнами и колоннадами. Таким образом появились внешние стены храма.

Через 20 лет после завершения строительства собора в Константинополе случилось сильное землетрясение. Часть главного купола и один из полу- куполов Святой Софии обрушились.

Император Юстиниан велел восстановить собор. Сначала это пытались сделать несколько греческих архитекторов, но их усилия не увенчались успехом. Приглашенный из Армении архитектор Трдат понял, что купол разрушился из-за сильного горизонтального распора, возникающего при возведении низкого свода. И тогда он, укрепив арки и увеличив высоту полусферы главного купола, решил проблему! Именно его купол мы и видим сегодня.

Дэвид МаколиКак это построено: от мостов до небоскребов. Иллюстрированная энциклопедия.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.


Авторский эскиз./Фото:foma.ru

Авторский эскиз./Фото:foma.ru

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь.

Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем.
Именно по этому проекту и возведен собор.Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Собор святой Софии. / Фото:Arild Vаgen


 Собор св. Николая и Собор св. Софии /Фото: foma.ru

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский.

На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

Строительные работы. /Фото:kronshtadtsobor.ru

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский

Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Храм в Кронштадте. /Фото:excursspb.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector