Термы каракаллы в риме

История терм

Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.

Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.

Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян

Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями. Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.

По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких. И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.

Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства

Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.

Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.

Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы

Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры. Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в музеях Ватикана и Археологическом музее Неаполя соответственно.

Термы дей Папи получили свое название благодаря понтифику Никола V (Niccolo V), который открыл для себя целебные свойства термальной воды этого источника. Лечебные гипертермические воды нагреваются до 40-58 градусов, они богаты солями серы, карбонатом кальция, магния и иными полезными элементами.

Вулканическое озеро местности подарило два вида полезных грязей: серую грязь, которую применяют в грязелечении и белую глину, используемую в косметологии.

Термы ди Фьюджи (Terme di Fiuggi)

Фьюджи считается одним из самых популярных термальных курортов Италии. Здесь располагались виллы Марка Аврелия (Marcus Aurelius), Коммода (Commodus), Каракаллы (Caracalla) и Нерона (Nero).

Термы ди Фьюджи находятся на высоте 700 метров над уровнем моря. Ландшафт этого места расписан горными вершинами, каштановыми лесами и сохранившимися древними памятниками истории Древнего Рима.

Здесь Вы почувствуете дыхание чистой природы, а старинные кварталы с крошечными улочками подарят Вам ощущение гармонии и безмятежности.

Термы ди Тиволи (Terme di Tivoli)

Термы ди Тиволи – это еще одни известные термы рядом с Римом (всего в 40 километрах от города). Уникальные природные богатства этого места помогли термам заслужить любовь и призвание туристов со всех уголков мира.

Великий Гай Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar) основал первый термальный комплекс Тиволи – Термы Агриппа (Terme di Agrippa). Здесь Вы увидите популярные серные источники Тиволи Аква Альбуле (Acque Albule). О их исцеляющих свойствах ходили легенды еще во времена Древнего Рима.

Если вы путешествуете с детьми, то обязательно оцените местные бассейны и современные комплексы Тиволи. Все посетители термы могут испытать оздоравливающий эффект от серных испарений, которые напоминают сухую ингаляцию. Испарения серы наилучшим образом восстанавливают дыхательную систему отдыхающих, а термальные источники способны вылечить различные заболевания кожных покровов.

Устройство древнеримских терм

Идея постройки древних бань была позаимствована римлянами у греков, однако у римлян термы утратили свою узкую специфику, как место омовения и проведения гигиенических процедур, и были преобразованы в шикарные оздоровительно-спортивные заведения.

Термы стали для римлян центром отдыха, развлечения и проведения досуга всех граждан древнего города. Попадая на территорию терм, посетители находили здесь не только бассейны и бани, но и сады, стадионы, дома культуры и даже библиотеки.


Разрушенные термы

Первые римские термы работали по принципу сауны, совмещая «парные» с горячим воздухом и бассейны с холодной водой. Позже, с появлением постоянного водоснабжения они превратились в настоящие термы.

Древнеримские бани имели гениальное инженерное устройство, хотя к тому же являлись и шедеврами архитектуры. Снаружи термы облицовывались мрамором, а внутри декорировалась росписями, мозаикой, орнаментами, скульптурами, окна украшались витражами из полупрозрачной слюды.

Под всей поверхностью купальных помещений пола располагалась огромная печь. Стены, пол, каменные лежанки имели большое количество дымоходов, которые, поднимая и распределяя тепло, обогревали камень. Это приводило к тому, что лежанки и пол постоянно были горячие.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана в Риме были самыми большими из всех сохранившихся терм. Бани Диоклетиана построили в 306 году и были самыми большими и роскошными из императорских бань.

Первоначально проект был заказан Максимианом после его возвращения в Рим осенью 298 года н.э. и был продолжен после отречения его и Диоклетиана от престола при Констанции, отце Константина. Хотя многие бани в Риме и вокруг него имеют одинаковые элементы, бани Диоклетиана уникальны по своим размерам.

Бани занимают возвышенность на северо-восточной вершине Виминала, самого маленького из семи холмов Рима. Чтобы правильно снабдить бани, по приказу Диоклетиана в город увеличили подачу воды.

Что касается терм в целом, они были описаны как вызывающие имперский стиль или «классический» образ, который представляет собой стиль «манипулирования пространством». Чтобы управлять пространством в этом стиле, формы здания были простыми и создавали впечатление огромного открытого пространства.

Для создания этого эффекта строители ванн использовали разные техники. Наружные стены ванны были инкрустированы лепниной, создавая впечатление каменной кладки. Внутренние части ванны поддерживались сводчатыми потолками и арками для создания криволинейных линий. Конструкция крыши — отличный образец классического дизайна.

Дизайн интерьера

Декор и материалы

Реституция бань Тиршем (1899 г.).

Термальные ванны — это тоже эстетические постройки. С точки зрения декора здание было завершено двумя последними императорами династии Северан , Элагабалом и Александром Севером . Эти термальные ванны с очень скромным внешним видом были богато украшены внутри. Раскопки были проведены на этом участке с XVI — го  века кардинала Фарнезе в строительстве своего дворца. В XIX — го  века , было обнаружено великолепные статуи, чаши, мозаики, колонны и капители.

Мы можем смотреть на термальные ванны как на сооружения, в которых римляне, завоеватели мира и обогащенные трофеями почти всех народов вселенной, проявили самую роскошь и великолепие. Шедевры всех искусств внесли свой вклад в украшение этих мест; мы знаем, что группа Лаокоона была обнаружена в термальных ваннах Тита и что руины термальных ванн Каракаллы возникли в результате известных работ. Основные салоны были облицованы мрамором и украшены позолоченной бронзой. Стены были покрыты цветным мрамором, а потолки, вероятно, украшены картинами; мощение почти всех комнат было украшено мозаикой, бассейны и палестры украшены статуями и фресками; наконец, одни ванны были выдолблены из драгоценнейшего мрамора , другие — из базальта , гранита , порфира и алебастра . В Термах Каракаллы было не менее 1600 мраморных сидений.

Статуи Термы Каракаллы

В археологических раскопок компании в разное время обнаружили множество произведений искусства, особенно во времена папы Павла III Фарнезе (1534-1549):

  • знаменитая Фарнезе Bull группа , по Аполлонию и Tauriscus де Tralles, представляя пытки Дирка, соединенные Амфионом и Zethos быку , чтобы отомстить за безобразия , понесенных их матерью Антиопы.
  • колоссальная статуя Геркулеса Фарнезе , созданная афинским гликоном, во многом вдохновленная греческими работами Лисиппа . Геракл изображен там отдыхающим на своей дубине, частично покрытой львиной шкурой, и он держит в руке яблоки из сада Гесперид.
  • Флора Фарнезе, работа вдохновлена аттической школы IV — го  века  до нашей эры. AD (копия?)
  • Греческий герой с ребенком или скульптурной группой , представляющей Неоптоль и Astyanax, Роман, в начале III — го  века.

(Все эти статуи хранятся в Национальном музее Неаполя.)

  • торс Бельведера , шедевр греческого Аполлония.
  • Мандершайд полагает, что монументальный нимфей находился в северо-западной стене natatio .
  • Венера .
  • вакханки .
  • группа Атрея и Фиеста .
  • гермафродит .
  • шеи скобка .
  • некоторые бюсты Севера .

Мозаики

Деталь мозаики .

Термы Каракаллы были украшены богатой мозаикой  : среди них мы обнаружили знаменитую мозаику, на которой были воспроизведены различные спортсмены, одетые в характерные для них костюмы, оснащенные соревновательной аппаратурой и державшие рядом с собой призы за свои победы. Он был обнаружен при раскопках 1824 года в экседре палестры и передан в музей Ватикана .

На других двухцветных мозаиках изображены дельфины, водные божества, животные, человеческие фигуры и геометрические узоры.

Храм — различные предметы

Среди важных объектов и элементов термальных ванн можно отметить:

  • две ванны из серого египетского мрамора на площади Фарнезе, а также те, что украшают двор Бельведер в Ватикане
  • Последнюю всю колонну перевезли на Троицкую площадь во Флоренции в 1563 году: большой цоколь, основание с двумя торами, гладкий монолитный вал и т. Д.

Подземная раскопки в начале XX — го  века также представляют большой интерес: были подсобные помещения , необходимые для функционирования учреждения и находится в одном из тех , кто под землей, под большим EXEDRA северо — запада, который показал в Митреум , храм Митры, самый внушительный в Риме.

Причина успеха римских бань

На первый взгляд, ничего особенного в термах нет. Лакониум и кальдариум по характеристикам и терапевтическому действию похожи на сауну и хамам. Контрастный фригидариум римских терм использует систему обливания холодной водой, аналогичную закалке в русской парной.

Римские термы столь эффективны в оздоровлении, поддержании качества тонуса и общего самочувствия благодаря трем факторам:

  • Постепенное и равномерное увеличение тепловой нагрузки на организм, гибкая подстройка режима, возможность выбрать парилку по своему самочувствию и физическим данным;
  • Регулярное посещение римских терм дает эффект, превосходящий результат от занятий оздоровительной физкультурой;
  • Приемлемый уровень санитарии в банях в Древнем Риме. Изобилие в древнеримских термах горячей минеральной воды в сочетании с мраморной и известняковой облицовкой стен процедурных и парилок хорошо удаляет инфекции и патогенную микрофлору.

Если сравнивать римские бани с современной русской парилкой, финской сауной и восточной купальней, то результат будет не в пользу последних трех. В отличие от терм, сауна и парная чрезвычайно опасны для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и на сегодня держат первое место по количеству инфарктов среди всех оздоровительных процедур. В старину хороший банщик в русской парной и помывочной должен был регулярно драить с песком и тертой золой подсолнечника все лежаки, лавки, полы, чтобы смыть остатки грязи и мыла. Сегодня этого не делает никто.

Восточные бани, в том числе турецкая, арабская, даже японская, особенно коммерческие заведения, при щадящем температурном режиме нередко создают проблемы в плане гигиены, становятся причиной распространения кожных инфекций. И все из-за экономии горячей воды, ее низкой температуры и минимального санитарного обслуживания парных.

Термы Нерона, Тита и Траяна

В 64 году император Нерон возвел на Марсовом Поле грандиозное сооружение, предназначавшееся для купаний, бесед и развлечений. Термальный комплекс имел симметричную планировку и состоял из центрального купального сектора и серии боковых идентичных зданий разного предназначения. Среди наиболее значимых помещений были залы для спортивных упражнений.

Термы Нерона: план комплекса и его расположение на карте Древнего Рима

Термы Нерона располагались в районе между современной Пьяцца делла Ротонда, Виа дель Поццо делле Корнаккье и Виа делла Догана Вэккья. Рядом находился стадион Домициана (слева на выше представленном плане), а ныне — Пьяцца Навона. Комплекс предположительно имел размеры 120×190 метров. Согласно некоторым сохранившимся документам эти термы в Древнем Риме использовались по своему прямому назначению вплоть до V века включительно.

Фонтан в Риме, сделанный из античной купальной ванны из Терм Нерона

В 80-х годах, во время правления императора Тита, в Риме были воздвигнуты важные архитектурные сооружения, предназначавшиеся для развлечения населения. Рядом с вновь возведенным грандиозным амфитеатром, ставшим главным увеселительным заведением Рима, были построены еще одни термы. Несмотря на то, что на сегодняшний день от комплекса ничего не сохранилось, мы имеем возможность увидеть его на рисунках художников XVI века, дающих прекрасное представление о том, что Термы Тита были построены по подобию тех, что возвел двумя десятилетиями раньше Нерон.

План термального комплекса Тита и оставшиеся руины

Траян, как и многие другие правители Рима, желал, чтобы его имя запомнили только с лучшей стороны. Император построил грандиозный термальный комплекс на Оппи́йском холме, где когда-то располагалась монументальная резиденция Нерона, известная как Домус Ауреа. Термы Траяна, архитектором которых был знаменитый Аполлодор Дамасский, в значительной степени превосходили те, что были построены ранее. Кроме этого, структура включала новый архитектурный элемент, который, в последующем стали использовать и в других римских термах.

Речь идет о широкой пощади, окружавшей термальный комплекс с трех сторон, которая могла вмещать дополнительные помещения разного предназначения. Сохранившиеся документы античных авторов свидетельствуют не только о грандиозности структуры, но и о богатстве внутреннего убранства терм Траяна. Одной из самых знаменитых скульптур, украшавших помещения комплекса, является , обнаруженная в 1506 году и хранящаяся сегодня в Музеях Ватикана.

Модель терм Траяна и их расположение относительно терм Тита
Часть сохранившего сооружения рисмских терм Траяна

Рекомендуем прочитать:

Самые древние храмы Рима

Всем известно, что Рим – это один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад это был крупнейший центр общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Катакомбы Рима — история, тайны и мифы

Принято считать, что катакомбы — это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле,…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Архитектура древнего Рима и памятники архитектуры

Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Памятники архитектуры Древнего Рима, бережно сохраненные для потомков многими…

Подробнее >>

Что посмотреть

Пусть Термы Каракаллы и не имеют такой грандиозной истории, как Собор Святого Петра или Колизей, но все же это далеко не «очередные древние развалины». Во время своего существования в качестве центра культурной жизни Рима они могли похвастаться репутацией восьмого чуда света из-за своих размеров и богатого внутреннего убранства.

Реконструкция внутреннего интерьера терм

Общая площадь этого комплекса занимала свыше 11 гектаров, а его центральное здание имело размеры примерно 150х200 метров. Оно было окружено парком, где после банных процедур римляне гуляли, занимались спортом, смотрели  выступления атлетов на расположенном здесь же стадионе, принимали солнечные ванны.

Парк возле Терм Каракаллы в наши дни

Сегодня древние бани представляют собой огромные, как будто высеченные из камня остатки стен с арочными проемами, полукруглыми нишами, редкими фрагментами напольной мозаики.

Термы Каракаллы в наше время

Термы Каракаллы — какими они были прежде

В давние времена весь банный комплекс изнутри был облицован мрамором, окна оформлены в бронзовые рамы, а стены и полы украшала затейливая мозаика. Фрагменты этой мозаики сегодня хранятся в Латеранском музее, а часть напольной облицовки осталась на месте — среди древних каменных стен. В окна же вместо стекла, по свидетельству историков, были вставлены тонкие пластинки полупрозрачной слюды, из-за чего наполнялись приятным золотистым светом.

Термы Каракаллы в разрезе (реконструкция)

Еще одной особенностью интерьера было обилие скульптур. Известно, что залы и переходы роскошных римских Терм украшали статуи богини Флоры и Геркулеса, также именно здесь был изначально установлен оригинал торса Аполлона Бельведерского и скульптурная группа «Фарнезский бык». Сегодня эти шедевры хранятся в Археологическом музее Неаполя и в Музеях Ватикана.

Cкульптурная группа «Фарнезский бык» . Национальный археологический музей, Неаполь

Основные залы:

  • Тепидрий — сухая комната-сауна для разогрева тела перед банными процедурами;
  • Кальдарий — зал с подачей теплого пара, горячим бассейном, системой обогрева пола и стен;
  • Фригидарий — зал с холодным бассейном, куда посетители приходили после горячих саун и бань;
  • Палестра — открытая площадка для занятий спортом и гимнастикой.

План Терм Каракаллы

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

Септимий Бассиан Каракалла — путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Как добраться

В термы Каракаллы удобней всего ехать на автобусе или на метро. Ближайшая станция метрополитена (линия В) называется Чирко Массимо и расположена в 500 метрах. То есть, если вы посетили Большой Цирк, то удобно посмотреть и бани: от них до Circo Massimo километр.

От Колизея до терм 15 минут пешком.

Как добраться в термы Каракаллы на автобусе:

  • с вокзала Термини ехать 13 минут на автобусе №714;
  • от Народной площади (Пьяцца-дель-Пополо) на автобусе №160, в пути полчаса;
  • от Замка Св. Ангела на автобусе №628, садиться на остановке Zanardelli, для этого нужно перейти по мосту Умберто I на левый берег Тибра.

Также к этому историческому памятнику ходит автобус №760.

Римские бани Каракаллы

Упадок и современные раскопки

До начала VI века термы Каракаллы оставались самым посещаемым местом Рима. Во время войны с вестготами 535 – 553 гг. подававшие воду акведуки были разрушены, термы перестали функционировать, строения постепенно приходили в упадок. Землетрясение 847 года уничтожило большую часть здания наряду со многими другими структурами города. Заброшенные и полуразрушенные постройки, находясь недалеко от Аппиевой дороги, долгое время использовались в качестве бесплатного хосписа для странников и христианских паломников, а окружающие территории – для сельскохозяйственных угодий.

Это интересно Вплоть до XVI века термы Каракаллы служили своеобразным карьером по добыче высококачественных строительных материалов. Свое повторное применение нашли целые архитектурные формы, извлеченные из терм, которые сегодня, например, можно увидеть в базилике Санта Мария ин Трастевере в Риме или соборе Санта Мария Ассунта на Piazza dei Miracoli в Пизе.

Во время раскопок, начатых при понтификате папы Павла III (1534 – 1540), были найдены многие античные статуи, украшавшие термы Каракаллы. Самыми знаменитыми из них являются:

  • «Фарнезский бык» — скульптурная эллинистическая группа, известная, также, как «Мучения Дирка»;
  • «Атлант Фарнезе» — самая древняя из сохранившихся статуй Титана;
  • «Геркулес Фарнезский» — трехметровая статуя Геракла, одна из самых знаменитых фигур античности.

Сегодня все они находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе. Кроме того, многие скульптуры, найденные при раскопках терм, можно увидеть в музеях Ватикана.

Одним из последних открытий стал митреум, обнаруженный в подземных коридорах терм Каракаллы в 1912 году. Имитирующее естественную пещеру святилище было местом встреч исповедовавших тайную эллинистическую религию поклонников персидского бога Митры и использовалось для совершения ритуальных обрядов. Несмотря на то, что митреум отреставрирован, он обычно закрыт для общественного посещения и открывается только в особых случаях.

Увидеть, как выглядели Термы Каракаллы во всем своем величии помогут цифровые технологии. В кассах есть возможность взять напрокат специальные мультимедийные очки, способные воспроизвести грандиозное строение в 3D-реальности.

Адрес

В исторических документах сказано, что вошь является «жемчужиной Бога» и признаком святости. Печальный результат известен всем — в Средневековье Европа буквально утонула в грязи и эпидемиях. С годами, термы Древнего Рима пришли в упадок, а папское правление их разрушило до основания.

  • Адрес: Viale delle Terme di Caracalla, 00153 Roma RM, Италия.
  • Метро: Линия B, станция Circo Massimo.
  • Автобус: 760, 628.
  • Часы работы комплекса Термы Каракаллы.

В Риме, принявшем христианство, они считались сооружениями язычников. Лишь в конце XIX в. эту территорию расчистили и приспособили для проведения культурных мероприятий на которой сейчас выступают различные певцы и музыкальные коллективы. В следующем нашем материале мы расскажем вам о прекрасной площади Навона, где вы узнаете о истории ее создания, дворцах и ее фонтанах, а также адрес и как можно можно будет до нее добраться.

Каракалла — коварный, трусливый, но щедрый

Отец Каракаллы Септимий Север завещал своим наследникам жить в дружбе, заботиться о развлечении пролетариев и щедро одаривать легионеров. Первое наставление строитель терм выполнил странным образом — уничтожил всех своих конкурентов и друзей: отца отравил, брата зарезал, остальные сами перестали «дружить» с жестоким владыкой. Остальные пункты поучения выполнял неукоснительно. Солдатам платил щедро, хлеб неимущим раздавал часто, бои и состязания устраивал регулярно. Боясь, что всех благодетельств недостаточно (он всю жизнь этого боялся), решил построить грандиозные термы.

Строительство продолжалось пять лет. Римляне приходили посмотреть на стройку, подобный размах и для них был удивителен.

Открытие в 217 году проходило уже без Каракаллы. Его успели зарезать бывшие друзья, недовольные скверным характером императора. А вот банно-развлекательный комплекс до сих пор считается самым щедрым подарком императора народу Рима.

История

Термы императора Каракаллы: история строительства. Строительство великолепных бань Terme di Caracalla в Риме началось в 212 году по приказу правящего императора из римской династии Северов — Каракаллы (годы правления 211 – 217). Строили комплекс пять лет и завершили в 217 г., после убийства императора.

Стены постройки были мега прочными. При строительстве в слой камня заливали бетон. Поэтому после затвердевания стены становились несокрушимыми. Облицевали бани снаружи мраморными плитами, а внутри мрамором и камнем цвета слоновой кости. Украшали богато: мозаикой, фресками, порфиром и статуями. Воду в купальню подавали по акведуку Марция.

Современный вид терм Антониниана, или Каракаллы

Кстати, официальное имя Каракаллы было Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август. Именно поэтому эти купальни официально называются термами Антониниана.

Terme di Caracalla внутри

Спустя два века после введения в эксплуатацию комплекс уже считался одним из чудес Рима.

Сохранившиеся мозаики терм можно увидеть сегодня
Особое значение термы Каракаллы в истории Рима имели для бедняков. Если знатные римляне предпочитали закрытые частные бани, то в этих больших купальнях отдыхали и развлекались средние и низшие слои общества. Каждый находил здесь что хотел: развлечения, сад, читальню, стадион, где можно понаблюдать за гимнастами или поупражняться.

Последние реставрационные работы в spa-комплексе выполнили в 526 г. Во время готской войны в 537 году король готов Витигес осадил Рим и перекрыл все 14 акведуков, подающих воду в город. Отверстия водопроводов, в том числе акведука Марция, заложили камнями. С этого времени прекратили работу все римские бани, в т.ч. Terme di Caracalla. Акведуки и термы начали превращаться в строительный материал.

В последующие Средние века римляне даже не знали, что на месте развалин некогда были бани Каракаллы, и считали их руинами замка.

Купальни были раскопаны в 16 веке.

Сохранившиеся мозаичные полы в термах

В 1960 году на летней Олимпиаде в Риме в развалинах терм Каракаллы прошли соревнования гимнастов.

С 1937 г. центральный зал комплекса начали использовать для концертов. В частности, летом здесь стала играть Римская опера. С тех пор оперный сезон в Терме ди Каракалла прерывался только дважды: во время Второй мировой и в 1993-2003 годах при реконструкции. Зал уменьшили с 8000 до 3500 зрительских мест.

Концерты на руинах терм – постоянное событие римского лета

Концерты Римской оперы в термах Каракаллы возобновились с 2003 и являются постоянным событием римского лета.

История терм императора Каракаллы


Термы Каракаллы в Риме реконструкция (рисунок)

Термы Каракаллы в древние времена представляли собой огромное по величине здание, с обустроенным внутри банным комплексом. Помещение площадью более чем в тысячу квадратных метров вмещало в себя полторы тысячи человек. Известно также, что здание терм в те времена было великолепно оформлено. По оставшимся руинам можно только догадываться насколько величественным оно было в годы своего процветания. Помещения, украшенные в стиле тех времен, множество коридоров, всевозможных переходов, присущие древней цивилизации, системы обогрева водоснабжения – все это сегодня можно лишь представить, глядя на огромные развалины. Вид этих развалин не оставляет сомнений в том, что термы Каракаллы в свое время занимали не менее значимое положение чем мавзолей Адриана или знаменитый Колизей.

Из истории известно, что период процветания терм императора Каракаллы длился до 537 года. Именно тогда во время осады Рима были перекрыты акведуки и, как следствие, многие термы прекратили свою деятельность. Термы Каракаллы не были исключением. Со временем здание терм опустело, а позднее о его существовании и вовсе забыли.

О процветающих некогда термах Каракаллы вновь стало известно лишь в XIV веке. На территории строения по распоряжению папы Павла III Фарнезе начались раскопки, целью которых была добыча материалов для возведения дворца. В ходе проведения этих раскопок было найдено множество предметов из интерьера древнего банного комплекса. Среди этих предметов были две ванны из порфира, одна из которых по сей день хранится в Ватикане, а другая украшает площадь Фарнезе и гранитная колонна, позднее перешедшая в собственность герцогов Медичи. Во время раскопок также были найдены две статуи Геракла.

Интересным историческим фактом является то, что в средние века на территории терм Каракаллы проводились концерты, которые служили своего рода свидетельством уважения и почтения данного исторического объекта.

История возведения Терм Каракалла

Строительство прекрасного комплекса, где каждый свободный житель Рима мог провести свое время, продолжалось с 206 по 217 год нашей эры

Как известно из истории, все древние римляне особое внимание уделяли гигиене и принятию водных процедур. Поэтому на территории Рима, впрочем, как и в других крупных городах Империи, постоянно строились новые бани

Возведение Терм Каракалла началось еще во время правления императора Септимия Севера, а открылись они для всех желающих в 217 году во время властвования жестокого и подлого Каракалла. По различным источникам, которые смогли исследовать современные ученые, удалось выяснить, что власть Каракалла держалась благодаря поддержке многочисленной армии и любви римлян: солдатам он платил огромные денежные вознаграждения, а жителей столицы, страдающих от скуки, ублажал зрелищами и всевозможными развлечениями. Термы Каракаллы совмещали в себе возможность отвлечься от суеты, принять водные процедуры и насладиться зрелищами, которые открывались взору прямо из Терм.

Термы Каракаллы снабжались чистейшей водой из горных источников, поступавших к Авентинскому холму при помощи специально построенного акведука. Площадь Терм к моменту окончания строительства уже составляла практически 12 гектаров. Архитекторы решили западную часть огромнейшего комплекса вырезать прямо в Авентинском холме. Восточная сторона являла собой сложнейшую и прочную арочную конструкцию, которая по размерам превышала современную пятиэтажку. Вид из Терм Каракалла открывался, как становится понятно из вышесказанного, только на запад и восток. Сделано это было не случайно: такое положение комплекса позволяло посетителям бань не испытывать дискомфорт от ярких солнечных лучей.

Все стены терм были облицованы прекрасным мрамором, а за ним скрывалась кирпичная кладка, которая еще и заливалась толстым слоем бетона. Здание было очень прочным, чем-то даже напоминающим, крепость. Благодаря такому подходу строителей, руины Терм Каракалла в хорошем состоянии сохранились и до наших дней.

В начале второго века нашей эры большинство свободных римлян из-за непрекращающихся завоевательных походов, огромных трат на армию, стало ощущать некую стесненность в средствах, и уже не могло позволить себе строительство собственного дома с огромным бассейном. Работать жители столицы Великого Рима не желали, поэтому скука и уныние распространялись по всему городу, а такая ситуация могла быстро перерасти в массовые беспорядки. Бунт в Риме, словно пожар, мог распространиться по всей Империи. Именно такого хода событий более всего опасался Каракалл. И именно по этой причине в столице все чаще и чаще на улицах раздавали бесплатный хлеб и радовали плебсов боями гладиаторов или же возведением новых зданий, которые бы спасали от скуки.

Таким спасением и стали на долгий период времени Термы Каракаллы. Конечно же, строительство обычной бани, пусть и гигантской по своим размерам, вряд ли бы впечатлило разбалованных римлян, ведь на тот период времени в столице огромной империи к услугам ее жителей работали более 800 средних бань и пяти императорских. Поэтому новые Термы, уступающие по своим размерам только Термам Диоклетиана, стали, как уже говорилось выше, комплексом. В них располагалась библиотека, спортивные площадки, на которых показывали свое мастерство спортсмены и площадки, где каждый желающий мог бы лично принять участие в спортивных играх. К слову, из помещений можно было наблюдать и выступления различных трупп актеров, для которых выступить на арене Терм Каракалла было равнозначно мировому признанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector