Римский пантеон: история, легенды и символика

Содержание

История

В древности

Пантеон — одна из самых популярных римских достопримечательностей, расположенная в районе Пинья. Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне. Предполагается, что первая версия была построена около 25 года до н. э. под руководством государственного деятеля и полководца Марка Агриппы. В те далёкие времена даже обычная гроза могла разрушить здание, поэтому первый Пантеон сгорел, когда в него попала молния.

Новую версию храма воздвигли уже во II веке н. э., и именно она сохранилась до сих пор. Архитектор неизвестен, но предполагают, что им был Аполлодор из Дамаска или кто-то из архитекторов, работавших с ним.

Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне.

Средневековье

В 609 году Пантеон из языческого храма был превращён в церковь. До сих пор он носит название храм Святой Марии и Мучеников. С одной стороны, это помогло ему избежать запустения, от которого пострадало множество других языческих сооружений.

С другой — церковь избавлялась от «языческой грязи», поэтому пропали многие украшения храма, например семь статуй римских богов, до этого расположенных в нишах. Раньше луч света из Ока Пантеона (единственного окна, расположенного в потолке), в течение дня освещал одну за другой статуи дневных богов.

Возрождение

В XVI веке с Пантеоном случилась забавная история — Папа Римский Урбан VIII, как и все великие, захотел увековечить своё имя. Он решил покуситься на один из древнейших храмов города, попросив архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини украсить портик здания колокольнями.

Бернини был хорошим скульптором: он начал разработку проекта фонтана Треви и создал много других красивых фонтанов в Риме (например, фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона), но архитектором был не самым лучшим, поэтому колокольни почти сразу начали давать трещины и крениться.

В наши Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники.

Но главной неприятностью стала народная ненависть — колокольни прозвали «ослиными ушами Бернини». Поговаривают, что кто-то даже нахулиганил и повесил ослиные уши напротив окон дома архитектора.

Наши дни

Сейчас Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники. Месса проходит каждую субботу и в предпраздничные дни в 17:00. По воскресеньям и по праздникам — в 10:30. 

Архитектура

Высота Пантеона практически равна его диаметру и составляет 42 метра, полы украшены мрамором, а колонны при входе весят почти 60 тонн каждая. Эти колонны, как и любимые в Риме обелиски, привезли из Египта: сначала на деревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.

Ещё одна монументальная деталь Пантеона — её купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (без поддержки из металлических стержней) куполом в Европе.

Несмотря на свой невероятный размер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основания тяжёлый, а чем выше он поднимается, тем легче становится. Облегчает конструкцию и Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола.

Главный вопрос: что делать, если идёт дождь?! Ответ — ничего. Дождь проникает в здание через окно и утекает через дырки в полу здания и специально сконструированную систему канализации.

Как добраться

Пантеон расположен в 25 минутах ходьбы от Колизея и в 30 минутах от Ватикана. Так что, если отправляешься в Рим в первый раз, выдели целый день, чтобы пройти по этому маршруту и осмотреть всё самое главное. Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.

Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.

Интересные факты

  • Масса купола Пантеона — 5000 тонн.
  • Сейчас в Пантеоне захоронено множество великих деятелей, среди них Рафаэль и Эммануил II (король, объединивший Италию).
  • Многие задаются вопросом: «Как же так, такое древнее сооружение, а мрамор на полу не потрескался и потолок выглядит как новенький?» Любители теории заговора обвиняют инопланетян и хитрое итальянское правительство, скрывающее факты реконструкции (Пантеон действительно почти не реставрируют). А мы просто восхищаемся!

Достопримечательностей в Риме много, однако Пантеон — одна из самых известных и важных. Посмотреть на древнюю красоту можно совершенно бесплатно, так что сможешь увидеть его изнутри своими глазами, даже если ты бюджетный турист. Обязательно сходи не только ради красивых фотографий знаменитого Ока, но и ради того, чтобы поворчать, что «раньше строили на века».

Пантеон богов

Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.

Пантеон богов Древней Греции

“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”

В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.

Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.

Главными Олимпийскими богами были:

  • Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
  • Посейдон (морская стихия);
  • Аполлон (солнечный свет, искусство);
  • Аид (царство мёртвых);
  • Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
  • Артемида (леса, мир животных и охота);
  • Деметра (производительная сила природы);
  • Арес (битва и война);
  • Афродита (любовь и красота);
  • Геба (юность);
  • Гера (брак и супружеская любовь);
  • Гименей (брак);
  • Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
  • Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
  • Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
  • Гестия (домашний очаг, семейные связи);
  • Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).

Узнайте больше про Богов Древней Греции.

Славянский пантеон

В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.

Главный бог пантеона — Перун

Некоторые представители пантеона славянских богов:

  • Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
  • Хорс — бог солнца, повелитель молний;
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
  • Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
  • Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
  • Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
  • Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

Египетский пантеон богов

Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год

Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:

  • Ра — бог солнца и верховный правитель;
  • Апофис — бог тьмы;
  • Анубис — бог смерти;
  • Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
  • Тот — бог знаний;
  • Геб — бог земли;
  • Сет — бог войны и разрушения;
  • Апис — бог плодородия;
  • Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
  • Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
  • Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
  • Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
  • Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
  • Себек — бог воды, рек и озёр;
  • Хапи — бог реки Нил и урожаев;
  • Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
  • Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
  • Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
  • Мин — бог плодородия;
  • Шу — бог воздуха;
  • Ях — бог луны.

Для чего отверстие в куполе?

Древние строители воздвигали храм для культовых ритуалов, поэтому отверстие в центре сделано специально, оно названо “оком” и является символом Солнца. В практических целях создано для того, чтобы дым при сжигании жертвенных животных беспрепятственно проходил через отверстие – окулюс. По языческой религии считалось, что вместе с дымом до богов легче доходят все молитвы, они быстрее принимают подношения и исполняют их просьбы. Интересную гипотезу выдвинули ученые, они уверены, что око – это солнечные часы. В течение всего года Солнце проникает в храм под разными углами и его лучи проникают в различные участки. 21 апреля (день основания Рима) освещается главный вход.

Входящий в помещение человек оказывался в ярких лучах светила, это было величественным, завораживающим и символичным зрелищем. По одной из версий архитектура храма натолкнула Коперника на теорию о гелиоцентрическом строении нашей вселенной. После этого ученый доказал, что Земля не является центром мироздания, она вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. На пятидесятый день Пасхи в храме происходит необыкновенное действие – на прихожан сверху через окулюс падают лепестки роз яркого алого цвета. Этот праздник называется Воскресенье роз.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Архитектура храма богов

Пантеон снаружи и внутри

Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.

Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.


Вид на алтарь внутри Пантеона

Что означает отверстие в крыше

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.

При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.


Отверстие в куполе Пантеона

Купол Пантеона

Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Архитектура

Архитектура сооружения стала уникальным опытом для своего времени. Исследования специалистов позволили утверждать, что при строительстве храма использовалось правило золотого сечения, и именно поэтому здание выглядит так органично. Центральным элементом в плане этого сооружения является ротонда высотой 43 метра. Ее венчает купол, размеры которого поражают архитекторов уже много столетий и вызывают восторженные отзывы до сих пор: его диаметр достигает также 43 метров. В центре этой купольной крыши находится 9-метровое отверстие или окулюс, через которое в храм попадает дневной свет.

Астрономическое предназначение Пантеона

Профессор Эудженио Ла Рокка считает, что все значимые сооружения Рима строились с определенным расчетом. Он провел исследования купола Пантеона, основываясь на последних археологических открытиях.

Исследователь уверен в том, что окулус, обладающий круглой формой и 9-метровым диаметром, имеет явное астрономическое назначение. Солнечные лучи, проходя через это окно, освещали в разное время разные ниши, располагающиеся в Пантеоне.

Каждый из подсвечиваемых объектов играл свою символическую роль в истории Древнего Рима. Главное событие происходило 21 апреля — в дату основания города: именно в этот день столб света освещал вход в Пантеон.

Согласно легенде, Рим был основан 21 апреля 753 года до нашей эры Ромулом — одним из царственных близнецов, вскормленных волчицей, а назван в честь другого близнеца, Рема.

Благодаря археологической находке удалось установить, что «солнечный эффект» существовал в еще более отдаленные времена. Так, во время раскопок была обнаружена древняя лестница, оставшаяся от ранней постройки. Стало понятно, что, будучи перестроенным при императоре Адриане, Пантеон сохранил свою первоначальную ориентацию на север.

От строения, воздвигнутого в эпоху императора Августа, сохранилась и входная бронзовая дверь — как раз на месте нынешнего входа в Пантеон. Соответственно, можно сделать вывод, что эффект освещения входа в храм солнечным лучом существовал еще в те времена. Вероятно, столб света освещал входящего в храм правителя, представляя его перед гражданами как «наместника» легендарного Ромула…

В общем, получается не только культ богов, но и своего рода культ личности. Впрочем, это характерно для всех эпох…

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Колизей в Риме: арена смерти возрождается

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Купол Пантеона и Окулус

Главная привлекательность Пантеона в Риме заключена в его куполе и в его окулюсе. Окулюс (l’Oculus) или око Пантеона — огромное отверстие в куполе размером 9 метров в диаметре. Гениальная идея для Пантеона, в котором совершенно нет окон. Свет проникает исключительно сверху, освещая все внутри, а к полудню от более прямых лучей солнца из окулюса освещение становятся особенно интенсивными.

Согласно легенде, окулюс не пропускает дождь благодаря особым течениям, которые смещают воду от входа в отверстие. Но на самом деле можно заметить во время дождя как капли падают на специально выпуклый по бокам  и вогнутый в середине пол, чтобы вода стекала в двадцать два дренажных отверстия.

Еще одна легенда гласит, что благодаря эффекту дымохода, создаваемому сотнями зажженных внутри свечей, тепло пламени, встречаясь с дождем, превращает его в пар, что перебивает ощущение падающей воды.

Очаровательная метафора встречи высокого и низкого, неба и земли, божественного и земного, лежавшая в основе смысла создания этого ока в Пантеоне, по мнению некоторых ученых, имела намного более театральный характер, чем считалось. Впервые воспользовался им Август, преступая порог ротонды, освещенной, как бычьим глазом, натуральным светом. Тогда, как и сейчас, 21 апреля в 12.00 солнце проступает через окулюс, освещая мощным светом входную дверь в храм. И опять же, каждый год в день святой Пятидесятницы тысячи лепестков роз сыплются из магического ока Пантеона, символизируя сходящий с небес на верующих Святой Дух.

Кому поклонялись викинги

До принятия христианства жители Северной Европы поклонялись языческим богам, составлявшим Скандинавский пантеон. В мифологии викингов верховный бог – одноглазый Один – был отцом всех остальных божеств.

Несмотря на свою мудрость, полученную в обмен на потерю глаза, Один все-таки делил популярность с Тором – богом бури, защищавшем слабых людей от чудовищ и великанов.

Тир отстаивал справедливость и вел войны. Валькирии относили тела викингов в Вальхаллу – небесный чертог, предназначенный для павших воинов. Видар был не только богом мщения, но и олицетворением могущественной силы природы, символом ее ежегодного обновления.

Архитектура

Невероятное архитектурное сооружение имеет форму ротонды, купол и стены здания плавно соединены между собой.

Снаружи купольный свод ошибочно кажется плоским, но, пройдя вовнутрь, размеры сферы однозначно впечатляют.

Параметры Пантеона:

  • высота – 43,3 метра;
  • ширина купола и ротонды – 43,3 метра;
  • толщина всех стен – 6 метров.

Высота цилиндрической постройки равна радиусу сферы.

Основной материал, из которого выполнено купольное сооружение – кирпич, блоки, мрамор и гранит.

Реконструкция пантеона.

Портик – входная колоннада

Изначально к Пантеону вёл лестничный подъем, однако со временем уровень земли поднялся. Эту разницу можно сегодня увидеть, обойдя здание вокруг.

Шестнадцать возвышающихся коринфских колонн из египетского гранита и греческого мрамора (12 метров в высоту, диаметр – 1,5 метра) представляют внешний портик храма. Вес каждой около 60 тонн.

Начало истории возникновения колонн берётся в Древнем Египте. Пройдя длинный путь на баржах по реке Тибр, они были доставлены в Рим.

Отверстия над древней надписью Агриппы на треугольном фронтоне напоминает о языческой скульптурной композиции «Битва титанов», которая ранее висела здесь.

Вход в храм открывает древнеримский портал – двойные бронзовые врата, высотой 7 метров.

Рядом с Пантеоном расположены статуи Агриппы и Адриана.

Входная колоннада.

Око Пантеона

Единственный источник света в здании, через которое солнечные лучи освещают пространство – круглое открытое отверстие в куполе «окулус» (oculus), диаметром 9 метров.

Дырка в куполе символизирует Солнце, ровно в полдень 21 апреля лучи образуют прямой столб света.

Так как через сквозное окно могут проходить осадки, в храме предусмотрена специальная дренажная конструкция пола – слив с уклоном около 30 сантиметров для стекания воды.

Сегодня на месте мифических статуй находятся картинные и скульптурные композиции ренессансного периода.

Пантеон с высоты.

Купол

Купол Пантеона – огромная неармированная конструкция возрастом в 2000 лет!

По исследованиям специалистов нижние ярусы сделаны из твёрдого бетона, верхние – смесь бетона и пемзы, что было сделано для облегчения веса масштабного построения.

Внутренняя часть состоит из 140 кессонов, расположенных в пять рядов, что служит эффектным украшением свода.

Общий вес купола – 5 тысяч тонн.

Диаметр основания свода – 6 метров, у сужения к отверстию – 1,5 метров.

Снаружи купол покрывают позолоченные бронзовые плиты.

Как возводилось тяжёлое величественное сооружение до сих пор точно неизвестно.

Согласно легенде, при строительстве внутренняя часть купольного храма заполнялась землёй с золотыми монетами.

После завершения строительных работ император заявлял, что нашедший все монеты имеет право забрать их себе. В результате римлянам потребовалось лишь пару часов для очищения пространства здания от всей земли.

Купол величественного храма.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.

Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.

Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.

Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.

Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.

В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.

С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».

Интересные факты про Пантеон

Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.

«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.

Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.

Архитектура Пантеона в Риме

«Реконструкция Пантеона в Риме«, гравюра Антонио Лафрери, 1553 год

Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.

Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.

На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.

Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.

Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).

Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.

Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.

Архитектура и архитектор

Пантеон славится величественностью и целостностью, уникален по композиционному решению. Состоит из фигур геометрии – полусферического купола, портика в виде параллелепипеда и ротонды, представляющей собой цилиндр. Здание построено из бетона и кирпича, перекрыто куполом полусферической формы диаметром более 43 метров. Портик украшают два ряда колонн, придающих объем строению и делая его более изящным. Стены ротонды имеют толщину 6 м, установлены на фундаменте глубиной более 4-х метров. Купол и стены образуют единое целое, поддерживая все внутреннее пространство. К храму примыкают ниши, отделенные от основного здания коринфскими колоннами.

Высоко под куполом расположились 140 кессонов (углубления на потолке на внутренней поверхности арки, применяет для улучшения акустики, и для художественной обработки). Резные углубления украшают и облегчают вес кессоны. Ученые исследовали маркировку применявшегося при строительстве кирпича и сделали вывод, что работы производились под руководством выдающегося архитектора древности Аполлодора Дамасского. Здание уникально для того времени, до XIX не было построено ни одного сооружения с купольной архитектурой такого же размера, тем более превосходящего его по величине.

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector