Площадь барберини в риме

Как добраться до площади Пьяцца Навона

Одна из самых живописных площадей Рима находится в районе Парионе (Parione) — это старый город, где сосредоточены лучшие достопримечательности. Отсюда можно за 15-20 минут самостоятельно дойти до Колизея, Римского форума и Большого цирка.

Как добраться от вокзала Термини:

Точный адрес:

Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.

Вариант 1Автобус:от Roma Termini маршрутом №70 ехать до остановки Rinascimento или маршрутом № 40 до остановки Argentina, в пути 15 минут.
Пешком:от остановки Rinascimento идти 100 метров, от Argentina — 400 метров.

Как добраться от аэропорта Фьюмичино:

Вариант 1Поезд:региональным рейсом FL1 R 22093 ехать до ж/д вокзала Roma Ostiense около 30 минут.
Автобус:от вокзала Roma Ostiense маршрутом №30 ехать до остановки Senato, в пути 16 минут.
Пешком:от остановки Senato идти 60 метров.

Также из аэропорта до площади Навона можно добраться через ж/д вокзал Roma Termini, куда ходит несколько региональных поездов и экспресс «Леонардо».

Неподалеку от площади расположены остановки автобусов № 30, 81, 87, 492, 628, С3 и других. Ближайшая станция метро Spagna расположена на расстоянии 1,2 километра.

История строительства

Строительство нового фонтана на Пьяцца делла Бокка делла Верита было задумано папой Климентом XI как часть реконструкции площади и возможность увековечить своё имя рядом с памятниками Древнего Рима.

Выбор места

Акведук Аква Феличе (Acqua Felice) и его сеть водоводов, построенные в 1587 г., позволяли принести воду в самые отдалённые районы Рима, и папа этим воспользовался. В то время многие современники понтифика считали выбор места для фонтана не самым удачным, так как этот район Рима был малонаселённым и часто подвергался затоплению во время подъёма Тибра.

Базилика Санта-Мария-ин-Козмедин находилась на 2 метрах ниже уровня площади, что было причиной постоянной сырости на первом этаже из-за его погружения в воду.

В 1715 г. работы по выравниванию и реконструкции площади совпали со строительством Фонтана Тритонов, который стал своеобразной каменной эмблемой Климента XI.

Архитектор и скульптор

Автором проекта Фонтана тритонов считается перуджийский архитектор Карло Франческо Бицзаккери (Carlo Francesco Bizzaccher), который был учеником Карло Фонтана (Carlo Fontana), но в работе имел свой индивидуальный почерк. Бицзаккери был явно вдохновлён фонтаном Тритона на площади Барберини и, конечно, геральдикой семейства Альбани, к которому принадлежал папа Климент XI.

Скульптурную композицию фонтана создал Франческо Моратти (Francesco Moratti) из Падуи (Padova). Во время понтификата Климента XI талант этого мастера раскрылся в полную силу, и он даже считался личным портретистом папы. Настоящую славу скульптору принесла статуя святого Симона для галереи двенадцати апостолов в центральном нефе Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano).

Заказ для фонтана на площади Уста истины стал для Франческо Моратти последним. Работа была начата в 1717 г. и завершена 3 января 1719 г., а уже 25 января скульптора не стало.

Проект

Проектировщиком перекрёстка Четырёх фонтанов считается талантливый архитектор и инженер-строитель Доменико Фонтана (Domenico Fontana), к услугам которого часто прибегал папа Сикст V.

Выдающийся мастер оригинальных строительных программ разработал проект, в котором фонтаны располагались в усечённых углах каждого из четырёх сооружений перекрёстка:

  1. Палаццо Альбани дель Драго (Palazzo Albani del Drago);
  2. Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi);
  3. Церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане;
  4. Здании, построенного на углу будущего сада Палаццо Барберини (Palazzo Barberini).

Такой план совершенно не мешал движению по довольно узкой проезжей части оживлённого перекрестка.

Градостроительный проект XVI в. и в настоящее время несёт в себе несколько сюрпризов. Для некоторых станет открытием то, что перекрёсток является точкой соединения сразу трёх районов (Rione) Рима – Монти (Monti), Треви (Trevi) и Кастро Преторио (Castro Pretorio).

Кроме того, благодаря уникальной задумке архитектора, из центра маленькой площади по трём визуальным осям видны одновременно 3 обелиска:

  1. Эсквилинский (Obelisco Esquilino) на Пьяцца дель Эсквилино (Piazza dell’Esquilino);
  2. Саллюстийский обелиск (Obelisco Sallustiano) на Пьяцца делла Тринита дей Монти (Piazza della Trinitа dei Monti);
  3. Квиринальский обелиск (Obelisco del Quirinale) на Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale).

Четвёртая ось в направлении на северо-восток показывает городские ворота Порта Пиа (Porta Pia), которые явились одной из последних работ Микеланджело.

Советую почитать про обелиски Рима.

Где находится фонтан Тритона

Восточная часть Рима, давно облюбована папами и членами их семей. Здесь на высоком Квиринальском холме в 1573 году был построен дворец — летняя резиденция папы Григория XIII. Сейчас это президентский дворец. У подножия холма расположилась площадь, считавшаяся центральной площадью района аристократии.

В XVI веке, а точнее в 1549 году, на месте развалин храма Флоры среди старых виноградников Сфорца был возведен миниатюрный дворец для этой семьи. Испытывая трудности материального плана, Сфорца был вынужден продать этот участок земли. Его приобретает Барберини — папа Урбан VIII и строит здесь себе дворец, а по окончанию его строительства заказывает Лоренцо Бернини фонтан для украшения дворцовой площади.

Церковь

Фонтан Тибр расположен в нише здания церкви Св. Карло у Четырёх фонтанов — Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane. Сооружение церкви было начато в 1638 г. по проекту архитектора Francesco Borromini. Однако строительство церкви было закончено почти 30 лет спустя — в 1667 г., и Борромини не увидел церковь в её завершённом виде. Фасад в форме волны полон движения, в нишах над входом расположены скульптуры (среди них скульптура Карла Борромини). Церковь уникальна. Она имеет восемь углов, спроектирована в форме эллипса. Это своеобразный ответ Борромини на церковь его конкурента Лоренцо Бернини — Sant’Andrea al Quirinale.

церковь Св. Карло у Четырёх фонтанов — Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane

Площадь Четырех фонтанов на карте. А мы сворачиваем на via delle Quattro fontane, и впереди нас ждет еще одна римская площадь — площадь Республики.

Италияотдыхплощади РимаРимфонтаны Римафотоотчет

Финансирование

Необычный проект Четырёх фонтанов был профинансирован не из папской казны, как большинство общественных фонтанов Рима, а частными лицами.

Сикст V, потративший уже немалые средства на ремонт акведука и строительство Фонтана Аква Феличе (Fontana dell’Acqua Felice), прибегнул к определённой хитрости. Он предложил владельцам прилегающих к перекрёстку земель профинансировать строительство фонтанов взамен на патент бесплатного пользования водой в их особняках.

Две скульптурные композиции фонтанов заказал Муцио Маттеи (Muzio Mattei) – римский аристократ из знатного рода. Ему первоначально принадлежали участки, на которых находятся Палаццо Альбани дель Драго и церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане. Два других из четырёх фонтанов оплатили монсеньоры Антонию Гримани (епископ Торчелло) и Джакомо Гридензони, владеющие другими участками перекрёстка.

История создания

Акведук был сооружен под руководством семьи Памфили. Именно они, завершая строительство своего собственного имения, задумали воздвигнуть рядом что-то красивое и грандиозное. Уже тогда у главы семейства, бывшего кардинала Иннокентия Х, появилась мысль соорудить обелиск, вершину которого увенчивал бы голубь, держащий в клюве ветку оливы.

Строительство этого произведения искусства, которое позже прозвали «Фонтаном четырех рек», после непродолжительного конкурса поручили одаренному архитектору Джованни Лоренцо Бернини.

Строительство водного источника было непозволительно затратным. Однако это ничуть не остановило его создателей. Дабы закончить грандиозный проект, местным властям приходилось неоднократно повышать налоговые выплаты.

У Бернини существовало уйма недоброжелателей, некоторые из которых даже утверждали, что в фонтан четырех рек не будет поступать вода из-за неправильных математических расчетов. Тем не менее, в тот день, когда состоялся его первый запуск, эти сомнения рассеялись. На данный момент вода сюда доставляется из Аква Вирго, старинного античного акведука.


Фонтан четырех рек и обелиск на площади Навона

Творение рук Бернини — фонтан «Четырех рек»

Бродя по узким улочкам, невозможно отказать себе в роскоши — посетить любимое место римлян — знаменитую площадь Навону, на которой размещены удивительные архитектурные шедевры и потрясающие по красоте фонтаны детище легендарного итальянского художника и архитектора Лоренцо Бернини — отца барокко, окрещенного «вторым Микеланджело». Одержав победу над мрамором, сделав его подобным воску, художнику, по его утверждению, удалось соединить скульптуру с живописью.Подходя к знаменитому фонтану «Четырех рек», уступающему разве что Треви, исчезают слова, а глаза выражают изумление и восторг от созерцания невероятной по красоте «сказки в мраморе». Обросший множеством легенд, фонтан, словно магнит, притягивает туристов. В нем ощущается сила и могущество обласканной солнцем Италии. В центральной части композиции возвышается на постаменте 16-ти метровый обелиск, привезенный императором Каракаллой, увенчанный голубкой с веткой оливы, символизирующий победу католичества над язычеством. На четырех гранях изображены римские императоры в одежде египетских фараонов. Долгое время этой колонне приписывали египетское происхождение, но она оказалась подделкой. Ее окружают четыре божественные фигуры, являющиеся символами мировых водных артерий, соединяющих континенты. Скульптура Дуная — символ Европы, тянется руками к стене обелиска, руки священного индийского Ганга, символизирующего Азию, сжимают весло. Голову Нила, представляющего Африку, загадочно прикрывает покрывало, поскольку в то время были неизвестны его истоки. Смущает и вызывает недоумение последний персонаж Рио-де-ла Плата, олицетворяющий Америку. Перед глазами туристов предстает фигура мавра, усыпанная золотыми монетами, с ужасом в глазах отпрянувшая от вышки. Что напугало его? Ходили слухи, что причиной послужила церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, выстроенная соперником, но они не оправдали себя, поскольку собор возвели несколько позже. Испугала змея, покушавшаяся на золото. Здесь каждую из статуй сопровождает определенный зверь: рядом с Азией находится лошадь, с Африкой — царь пустыни лев, всех окружает дикая экзотическая растительность.

Фонтан Треви

Самым большим и самым популярным считается фонтан Треви, созданный на одноименной площади на фоне фасада паллаццо Поли. Надо сказать, что паллаццо одно время был собственностью княгини Волконской. По ее приглашению здесь был Н. В. Гоголь и читал перед гостями своего «Ревизора». Этот известный фонтан был сооружен на месте древнего источника, названного Воды Девы.

Согласно древнеримской легенде изнывающие от жажды римские солдаты увидели недалеко от источника деву, которая указала им, где искать воду. Вскоре в 19 году до н. э. легендарный источник был преобразован в гидросистему Рима. В эпоху Средневековья гидросистему забросили, и ее постигла печальная участь забвения. В период Возрождения по приказу папы Клемента XII на месте заброшенной гидросистемы стали возводить большой фонтан, строительство которого продолжалось около 30 лет. Основные работы по возведению фонтана Треви осуществлялись под руководством архитектора Никола Сальви, использовавшем созданные сто лет назад эскизы Лоренцо Бернини.

Центральной фигурой архитектурного сооружения является фигура морского бога, возле которого по обе стороны находятся богиня Здоровья и богиня Изобилия. Перед изваяниями богов создан бассейн, представляющий морскую стихию. Этот фонтан стали часто использовать как визитную карточку Рима с 1960 года, когда на экраны вышел фильм знаменитого Фелини «Дольче Вита», в котором главная героиня прыгает в воды Треви прямо в одежде.

Многие гости итальянской столицы, посетив этот фонтан, стараются следовать давней традиции и бросают в воду монетку, чтобы вернуться сюда снова. Поэтому, ежедневно со дна фонтана убирают около 3 тысяч евро.

В Риме GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Camping Village Roma

Рим

Сезонный открытый бассейн с баром и гидромассажная ванна

7,8
Хорошона основании 5730 отзывов

Забронировано сегодня 111 раз

Показать цены

Twentyone Hotel

Рим

Расположен на Виа Кола-ди-Риенцо, одной из лучших торговых улиц

8,4
Хорошона основании 2817 отзывов

Забронировано сегодня 27 раз

Показать цены

Hotel Gravina San Pietro

Рим

В 10 минутах ходьбы от площади Святого Петра

8,1
Хорошона основании 1426 отзывов

Забронировано сегодня 22 раза

Показать цены

Место на карте города

Выбор места для строительства Четырёх фонтанов был неслучайным.

Перекрёсток на вершине Квиринальского холма существовал ещё на картах Древнего Рима. Он был точкой, через которую проходила одна из самых важных дорог города — Альта-Семита (Alta Semita), ведущая от Коллинских ворот (Porta Collina) в Сервиевой стене к Храму рода Флавиев (Tempio della gens Flavia).

Район, заброшенный в период Средневековья, в XVI в. стал быстро застраиваться богатыми особняками, при этом, известный в античности перекрёсток оставался в плане Рима на том же месте.

В то время он был образован улицами, известными как Via Porta Pia (современные Via del Quirinale — Via XX Settembre) и Via Felice (современная Via delle Quattro Fontane). Первая возобновляла маршрут древней Альта-Семита, а вторая вела от церкви Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) к базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).

Что посмотреть

На данный момент Пьяцца Навона располагается на огромной территории, она каждый год привлекает большое количество не только лишь путешественников, но и местных жителей: много людей прогуливаются по площади не только лишь днем, но и ночью. Всевозможные викторины, зажигательные танцы, бесчисленные уличные музыканты и художники, прогуливающиеся молодые парочки творят неповторимую атмосферу, в этом месте вы также можете насладиться свежестью прохладного воздуха вблизи фонтанов или же расслабиться в кафе за чашкой кофе или чая. С наступлением Рождественских праздников на этой площади проходят тематические ярмарки посвященные Рождеству. В это время продаются игрушки для украшения дома или квартиры. Еще в предверии праздников проводятся веселые карнавалы.

Но самыми настоящими украшениями площади являются ее достопримечательности-великолепные архитектурные строения.

На площади находится Палаццо Памфили, который выполнен в барроканском стиле и удивляет своим изяществом и великолепием цвета. В этом здании на данный момент находится Бразильское посольство.

Палаццо Браски также важно посмотреть всем туристам. Это строение было возведено в конце восемнадцатого столетия для ближнего родственника папы Пия шестого

Проэктировал этот дворец известный архитектор Козимо Морели. В период нападений Наполеона на Рим отделка здания прекратилась, а семейство Браски потеряло все права на владение этим замком.

В конце Второй мировой войны в этом поместье жили много семей, которые были эвакуированы из мест военных действий. В середине двадцатого столетия этот дворец был отдан под здание музея. На углу этого здания была размещена древняя «говорящая» скульптура, которая была названа в честь имени Пасквино. Ее обнаружили во время проведения раскопок в начале шестнадцатого столетия. Предполагалось, что в период Домициана эта статуя была украшением стен на стадионе.

Ещё одна достопримечательность, которую необходимо посмотреть — это величественный белоснежный храм Сант-Аньезе-ин-Агоне. Эта церковь сберегла свое первоначальное обличье благодаря людям, которые ее отреставрировали, потому, что в период военных действий во время второй мировой войны, она сильно пострадала. Восхитительный вид внутренней отделки церкви, с помощью мраморных барельефов, вы сможете увидеть, когда попадете вовнутрь. Голову праведной Агнессы до сих пор хранят в храме как священную реликвию.

Еще одно достояние города — храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, который посвящен Святой Марии. Находится он возле Палаццо Памфили. Это строение располагается в окружении других зданий и вид его не такой величественный. Если вы зайдете вовнутрь, то сможете там увидеть фрески, сделанные самим Рафаэлем.

На этой площади одним из важных достояний в Риме являются фонтаны, их здесь три, и они сделаны в барроканском стиле.

В северной стороне площади находится фонтан Нептуна. Его построили в середине шестнадцатого столетия, и он был похож на каменный бассейн, из которого набирали воду местные жители, но в конце 19 столетия властями города было принято решение его отреставрировать и украсить декором. С тех пор фонтан украшает фигура Перуна, который сражается с осьминогом с помощью своего трезубца.

Также на площади есть еще один фонтан, который был сделан в конце шестнадцатого столетия, и он называется фонтан мавра. По центру самого фонтана расположена фигура мавра, который сражается с дельфином.

Но самое главное украшение площади, это фонтан «Четырех рек», который был создан известным скульптором Бернини. По центру самого фонтана высится обелиск, который взмывает в небо стрелой, и он весь исписан иероглифами.

Свидетель с площади Барберини

А вы уже включили в свой маршрут пьяццу Барберини?

С этого времени фонтан Тритона не только украшал площадь перед дворцом папы, но и был свидетелем специфических действ, практиковавшихся в Средние века. По установившемуся вплоть до XVIII века правилу, в Риме ежедневно ездила повозка с найденными за сутки обезображенными телами. Ее маршрут проходил по самым оживленным местам, дабы видевшие ее люди по приметам, имеющимся на лежащих в ней телах, могли распознать знакомых и близких. Этот, прямо скажем, невеселый путь начинался от площади Барберини.

Прошли года. Траурная повозка осталась позади в истории. А фонтан Тритона вот уже четвертое столетие украшает эту площадь Рима. И так же, как его собратья авторства великого архитектора Бернини, собирает вокруг себя людей. Десятки тысяч туристов ежегодно фотографируются на его фоне, увозя виды фонтана Тритона в разные страны.

Как добраться в Рим — низкие цены Москва-Рим на год вперед:

Фонтан Баркачча (лодка)

Адрес: Via Italia

Фонтан был построен в середине 17 века. Знаменует собой сильное наводнение 1596 года, когда в центре площади оказалась лодка, принесенная бурными речными водами. Над проектом фонтана работали два великих мастера, отец и сын Бернини. Это единственная их совместная работа.

Лодка выполнена из травертина, из которого состоят сталактиты и сталагмиты. Это достаточно хрупкий материал и в значительной степени подвержен повреждениям. Так, в 2020 году, в ходе фанатских беспорядков, были брошены несколько стеклянных бутылок. Скульптурная композиция получила сколы, царапины и не подлежит восстановлению.

О чем молчат статуи, или что хотел сказать Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.


Аллегория Дуная

Booking.com

Тайные смысловые игры Бернини

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини. Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне. Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.


Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать. В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Фонтан Четырех Рек в Риме Лоренцо Бернини

Средняя оценка 5 Проголосовало 19

Джованни Лоренцо Бернини, Достопримечательности Рима, Площадь Навона, Фонтан Четырех Рек, фонтаны Рима

Фонтан Пантеона

Адрес: Piazzo della Rotonda

Находится рядом с древним памятником культуры – Римским Пантеоном, и является его архитектурным дополнением. Фонтан выполнен в виде обелиска, в окружении мифологических змеиных фигур. Имеет квадратную форму чаши. Единственный фонтан, который расположен на постаменте и очень неудобен для фотографирования.

Площадь перед Пантеоном всегда полна людей. Часто бывает, что здесь «не протолкнуться». Только в утренние часы в этом месте бывает не столь многолюдно.

Самые необычные фотографии получаются в вечернее или ночное время, когда в фонтанах Рима включается подсветка. Они приобретают свой неповторимый вид.

Интересные факты

  • Строительство фонтана «Четыре реки» оказалось удовольствием не таким уж и дешевым. Пришлось даже пойти на довольно непопулярные меры. Власти повысили налог на хлеб, расходы-то надо было покрывать.

Фонтан Четырех Рек оказался слишком дорогим сооружением, а к тому же еще и сложнейшим в техническом плане. Есть даже легенда по этому поводу.

Накануне запуска фонтана Иннокентий Х лично наведался посмотреть, как идут дела. Сопровождал его извечный соперник Бернини, Франческо Борромини. Увидев, что работа заказчику нравится, Борромини с сарказмом заявил, что фонтан сконструирован неправильно и работать не будет.

Тогда автор попросил Папу Иннокентия благословить фонтан, и тут же чудесным образом тот забил струями прохладной воды. Надо ли говорить, с каким облегчением вздохнул Джованни Бернини.

Фонтан Четырех Рек привлекает к себе не только красотой и монументальностью. Под жарким римским солнцем так приятно освежиться чистой прохладной водой. Ее подают в фонтан по акведуку Аква Вирго – древнейшему водоводу, до сих пор действующему. А ведь построен он был еще в I веке до нашей эры.

Жизнь возле фонтана не замирает ни на минуту. Художники пишут картины и этюды, уличные музыканты и мимы развлекают гостей, туристы активно фотографируются.

Накануне Рождества и новогодних праздников возле фонтана Четырех Рек располагаются ярмарочные павильоны. На самом большом в Риме Рождественском базаре продают всякие сладости и сувениры.

Символ праздника – добрая ведьма Бефана, приносящая детям подарки. Ее фигурки продаются здесь в разных вариациях. На ярмарке можно посидеть в карете Санта-Клауса и покататься на старинных каруселях.

Тем, кто только планирует знакомство с достопримечательностями Италии, явно стоит включить в свой туристический маршрут Фонтан Четырех Рек. Такую красоту пропустить нельзя!

В этом ролике вы увидите великолепную архитектуру фонтанов на площади Навона в Риме:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Фонтаны Площади Пополо

Piazza del Popolo (Народная площадь) — огромная овальная пешеходная зона, окруженная балюстрадой со скульптурами Времен Года и расположенная у подножия холма Пинчо, который не входит в число 7 основных холмов Рима. Народная площадь впечатляет двумя симметрично расположенными церквями-близнецами. Она знаменита скульптурными монументальными группами – фонтанами, которые находятся на противоположных сторонах площади и создают с фонтаном у обелиска в центре площади единый архитектурный ансамбль.

Фонтан «Богиня Рима» – работа скульптора Джованни Чеккарини 1814-1823 годов.

Центр композиции – Римская богиня, которая находится в окружении двух старцев, символизирующих реки Аниене и Тибр (все фигуры выполнены из мрамора). Под ее ногами расположена скульптура легендарной волчицы, которая кормит новорожденных младенцев Рема и Ромула.

Фонтан «Богиня Рима» на Площади Пополо в Риме.

Фонтан «Нептун» — работа скульптора Джованни Чеккарини.

Центр композиции – мраморный римский бог морей Нептун, держащий в правой руке трезубец. Он окружен двумя тритонами и дельфинами. Внизу к стене из камня травертина примыкает маленькая чаша, а под ней находится большая морская раковина, их которых вода каскадом падает в нижний бассейн.

Центр площади Пополо украшает с 16 века 36 метровый Обелиск египетского фараона Рамзеса II. В начале 19 века Джакомо делла Порта создал фонтан вокруг стелы: на четырех постаментах по углам обелиска лежат белые мраморные львы, из пасти которых вода струится в большие чаши.

Тайный смысл композиции Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.

Аллегория Дуная

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини.

Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне.
Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.

Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать.

В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Экскурс в историю

«Пьяцца» в переводе с итальянского и есть площадь. А что касается названия, то одни историки пришли к выводу — название «навона» трансформировалось из первоначального «агона» — в переводе с греческого означает «состязания». Другие же уверяют — название произошло от древнеримского «in agone» — «на арене», которое позже переделали в «навона».


Своим появлением Пьяцца Навона обязана любителю зрелищ Цезарю. На месте нынешней площади в Риме располагался стадион Цезаря, построенный еще в 46 году до н.э. Стадион этот был временным сооружением, где атлеты демонстрировали свою мощь и преимущество перед соперниками –кулачные бои, соревнования по бегу, метание диска. Вскоре, учитывая популярность состязаний, стадион из временного стал постоянным, был расширен и украшен статуями и барельефами. Иногда арену специально затапливали водой и разыгрывали морские сражения – они пользовались не меньшей популярностью среди любителей «зрелищ».

В дни гонений на христиан эта арена превращалась в место для показательной казни и бойни: на верующих выпускали зверей, и тысячи зрителей с упоением наблюдали за смертельной схваткой.

Позже, в 86 году нашей эры император Домициан, который был большим любителем различных спортивных состязаний, велел расширить стадион (теперь его ширина была 105 метров, длина – 275 метров, а вместимость составила 15 тысяч человек), а также обустроить в нем торговые лавки и увеселительные заведения (в том числе и бордели).

К XV веку вместо стадиона площадь превратилась в огромную торговую площадку – множились торговые лавки, развивалась торговля между городами и странами. Часть стадиона (где находились трибуны) была застроена домами. Появляются дворцы, храмы, фонтаны, был проведен акведук Девы. Площадь постепенно набирала популярность среди римлян, став со временем местом народных праздников и гуляний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector