Триумфальные арки дрeвнего рима

Рельефы арки Тита и посвящение

Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.

В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.


Высеченная на арке надпись

Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.

На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.


Богиня Рима с колесницей

На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.

Триумфальное шествие со Священной Менорой

Тематические экскурсии:

Понять, почему все дороги по-прежнему ведут сюда €130 за экскурсию

Подробнее

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Особенности архитектуры

Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.

Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия

Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.

С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.

Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.

Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.     В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».   Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию. По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.   В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.   На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами. Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще. Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Архитектура

Арка включает в себя три пролета: самым крупным является центральный (11,5 метров в высоту), с боковых частей располагаются порталы меньших размеров. В высоту сооружение достигает 21 метра, ширина составляет 25,7 метров.

Фото: Sergej Borzov / Shutterstock.com

При строительстве использовались главным образом мраморные блоки. Аттик, находящийся в верхней части, изготовлен из кирпича, но имеет мраморную облицовку.

Сполии

Скульптурные и рельефные элементы, представленные в оформлении арки, перенесены из более старинных монументов. Таким образом, арка сочетает целый ряд античных фрагментов.

Это так называемые сполии (spolia), характерные для позднего античного времени и Средневековья. Декоративные элементы древних памятников выламывали и применяли для возведения новых сооружений.

С чем связано использование в Триумфальной арке сполий? Одни объясняют это упадком древнеримского искусства в 4 веке — хотя на настоящий момент данная версия является очень спорной.

Другие склоняются к мнению, что создавать новые элементы декора было просто некогда: арку поручено было возвести всего за три года.

По иной версии, создатели стремились поставить Константина в один ряд с Траяном, Адрианом и Марком Аврелием. Тем самым они намеревались утвердить положительный образ императора.

Аттик и барельефы

В верхней части арки можно увидеть восемь барельефов. Они были перенесены с монумента, созданного в период правления Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus) во 2 веке нашей эры.

Изображения посвящены сражениям Марка Аврелия против квадов (Quadi) и маркоманнов (Marcomanni) – древнегерманских племен.

Что означают барельефы на южной стороне:

  • представление побежденного германского вождя перед императором;
  • другие германские пленники;
  • обращение императора к армии;
  • жертвоприношение на поле сражения.

На северной стороне изображены другие сцены с императором:

  • возвращение из военной кампании;
  • покидание Рима по Фламиниевой дороге (Via Flaminia);
  • дарение денег горожанам;
  • допрос взятого в плен германца.

Каменные плиты, имеющие форму прямоугольника, изготовлены в высоту примерно три метра.

Медальоны

Непосредственно над боковыми пролетами находятся по два медальона или тондо (tondo). Их создание относится к эпохе императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus). Диаметр каждого тондо составляет два метра.

Примечательно, что голову Адриана в рельефах охоты заменили на голову Константина, а в изображениях о жертвоприношениях – на головы императоров Констанция I Хлора (Flavius Valerius Constantius) и Флавия Лициния (Flavius Licinius).

Что изображено на медальонах с северной стороны:

  • сцена охоты на вепря;
  • обряд жертвоприношения Аполлону;
  • эпизод охоты на льва;
  • сцена жертвоприношения Геркулесу.

Рельефы с южной стороны содержат следующие повествования:

  • отправление на охоту;
  • обряд жертвоприношения Сильвану;
  • эпизод охоты на медведя;
  • сцена жертвоприношения Диане.

Боковые стороны монумента декорированы другими изображениями: в восточной части можно увидеть рельеф бога Солнца, в западной части — бога Луны.

Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com

Рельефный фриз

Между медальонами и началом боковых арок располагается горизонтальный рельефный фриз, изготовленный в эпоху Константина. Он посвящен теме похода императора против Максенция.

Рассматривать рельеф нужно с восточный части: сначала Константин отправляется из Милана, затем изображаются сцены из военного похода. Далее рассказывается о возвращении правителя в Рим, его выступлении перед горожанами и даровании им денег.

Колонны

При взгляде на арку привлекают внимание колонны коринфского ордера: по четыре с каждый стороны. Занимают основной ярус сооружения, завершаясь перед аттиком

Изготовлены из желтого мрамора, добытого в Нумидии (Numidia) — области, существовавшей в Северной Африке.

В основании колонны декорированы рельефами, относящимися к периоду правления Константина:

  • с лицевой стороны можно увидеть изображение Виктории;
  • с боковых частей — военных Древнего Рима и их пленных.

Каждая колонна увенчана статуями даков (Daci), которые относились к племенам фракийцев. В боковых частях аттика располагаются рельефные изображения, означающие победу над даками.

Считается, что эти скульптуры изначально находились на форуме Марка Траяна (Marcus Ulpius Nerva Traianus).

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Архитектурные особенности

Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:

  • Императора на колеснице.
  • Триумфальный поход.
  • Обожествление Тита.


Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы – особый вид госслужащих в Риме. Повозкой управляет богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория – богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.

Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.

Колизей

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Термы Каракаллы

Термы императора Каракаллы находятся в южной части Рима. Они представляют собой огромный комплекс общественных бань и поражают своими гигантскими размерами даже сейчас. Недаром в древности термы причислялись к семи чудесам света.Термы – это не просто бани в привычном понимании слова. Кроме душа, ванн и бассейнов с горячей и холодной водой в здании имелись гимнастический зал, спортивные площадки и даже библиотека.Комплекс был в состоянии вместить одновременно до 2 тысяч человек, причем вход для граждан империи был бесплатным. Плата взималась только за еду, отдельные комнаты для мытья и охрану одежды и личных вещей.

Кроме популярных памятников культуры в Риме почти на каждом шагу можно встретить менее известные.

Кому посвящена?

Тит стал императором в 79 г., сразу после смерти Веспасиана, и это был первый случай, когда в Риме власть перешла от отца к сыну. Править ему пришлось недолго, уже в 81 г. Тит умер от лихорадки. За очень короткий срок ему выпало пережить два великих бедствия, настигших империю: пожар в Риме (80 г.) и извержение Везувия (79 г.). Тем не менее, Тит успел прославиться как идеальный правитель, благодаря своей либеральной политике, щедрости и доброте.

Императором не было вынесено ни одного смертного приговора, за что народ называл его «amor et deliciae generis humani» — «любовь и утешение человеческого рода». Он преуспел в укреплении империи и умер на вершине своей славы. Конечно, можно предположить, что если бы он правил дольше, то успел бы приобрести и большую долю нелестной репутации.

Личность наследника Веспасиана была довольно противоречивой. Ещё до получения титула императора, нашлись те, которые приписывали Титу черты Нерона, обвиняя его в жадности, жестокости и порочных связях с египетской царицей Береникой, мальчиками и евнухами.

Несмотря ни на что, Тит после смерти был приравнен к божествам, а его младший брат Домициан, принявший в наследство титул, позаботился о его культе.

История

Судя по стилю скульптурных деталей, архитектор Домициана Рабириус , которому иногда приписывают создание Колизея , возможно, выполнил арку. Однако без современной документации атрибуция римских зданий по стилю считается шаткой.

Средневековый латинский путеводитель Mirabilia Urbis Romae отметил памятник, написав: «Арка Семи Светильников Тита и Веспасиана; .

В средние века семья Франжипани добавила к хранилищу второй этаж, превратив его в укрепленную башню; в панелях остаются отверстия для балок от конструкции. Папа Павел IV (папство 1555–1559) сделал его местом ежегодной присяги .

Это было одно из первых зданий, подвергшихся современной реставрации, начиная с Раффаэле Штерна в 1817 году и продолженной Валадье при Пии VII в 1821 году, с новыми капителями и каменной кладкой из травертина , отличной от оригинального мрамора. Реставрация послужила образцом для сельской местности Порта Пиа .

В неизвестную дату главный раввинат Рима наложил на памятник местный запрет евреям ходить под аркой; это было отменено при основании государства Израиль в 1948 году, а на празднике Хануки в 1997 году это изменение было обнародовано. Арка никогда не упоминалась в раввинской литературе .

Маршрут прогулки № 2: От Санта Мария Маджоре до пьяцца Навона

Второй день стоит посвятить Риму Великолепному. Роскошные фасады дворцов, величественное убранство средневековых базилик, изысканность фонтанов и площадей — все те красоты, за которые Рим так любим поколениями путешественников.

Санта Мария Маджоре

Древняя базилика Санта Мария Маджоре — памятник истории, культуры, архитектуры, духовности. Храм, переживший семнадцать столетий истории, даже в переполненном древними сокровищницами Риме стоит особняком. Собор высшей духовной иерархии — одна из четырех главных базилик католической церкви.

Это одна из тех достопримечательностей, которые необходимо включить в 5-дневный тур по Риму. Базилика невероятно хороша как внешним — купола-луковки, колокольня, лоджия, с которой иногда выступает с благословенной проповедью сам понтифик, так и внутренним убранством. Изнутри храм — дивная волшебная шкатулка, с позолоченными полотками, старинными мозаиками, фресками, мраморными колоннами. Кстати, прямо под собором открыт музей, рассказывающий историю храма.

Посетить базилику можно ежедневно и бесплатно. Режим работы: с 07:00 до 19:00, музей ждет гостей 9:30 до 18:30.

Подробнее: Базилика Санта Мария Маджоре

Интерьер базилики Санта Мария МаджореФото: Julia Alisova

Сан Карло алле Куатро Фонтане

Прогулявшись несколько минут в сторону Квиринальского холма, не пропустите настоящую жемчужину барокко — небольшую церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане. Ее авторство приписывают гению эпохи, Франческо Борромини. Церковь считается последним шедевром мастера.

Название сложилось просто — храм расположен на перекрестке улиц Квиринале и Четырех фонтанов. Отсюда буквально пара минут ходьбы до нашей следующей остановки.

Церковь Сан Карло алле Куатро ФонтанеФото: Julia Alisova

Пьяцца Барберини

Одна из множества примечательных римских площадей названа в честь аристократического римского семейства Барберини. Самым ярким представителем фамилии стал папа Урбан VIII — личность выдающаяся. Под его руководством, и с легкой руки Джованни Лоренцо Бернини, любимого церковного скульптора, площадь обзавелась театром, фонтанами, а также роскошным палаццо Барберини.

В наши дни во дворце открыта Национальная галерея античного искусства. Прогуляться по площади можно круглосуточно и бесплатно. Музей ждет гостей ежедневно, кроме понедельника, с 08:30 до 19:30. Входной билет стоит 5 евро.

Подробнее: Площадь Барберини

Палаццо БарбериниФото: Julia Alisova

Фонтан Треви

Гуляя по Риму, — тем более, что на весь маршрут у вас есть 5 дней, невозможно пропустить самый красивый фонтан столицы. Для визита к нему в гости есть как минимум три причины — это одна из «визиток» города, великолепный образец архитектуры эпохи барокко.

Это также самый высокий и величественный из римских фонтанов, и он скорее напоминает помпезный фасад дворца, чем привычный источник влаги. И наконец, это отличное место для исполнения желаний — бросьте монетку в прохладные воды, и ваша мечта обязательно сбудется!

Подробнее: Фонтан Треви

Фонтан ТревиФото: lokrumskif

Пантеон

Еще один символ Вечного Рима, переживший 2000 лет и прекрасно сохранившийся — древний Пантеон, храм всех богов. Возведенный римским консулом Марком Агриппой в начале нашей эры, Пантеон служил для прославления культа главных античных божеств.

В раннем средневековье случился исторический курьез, Пантеон освятили как католический храм. В этой ипостаси он и ждет гостей в наши дни — ежедневно и бесплатно. Режим работы: 09:00 — 19:30.

Античный ПантеонФото: lokrumskif

Пьяцца Навона

Великолепным завершением яркого дня станет легендарная площадь Навона. Здесь есть масса местечек для приятного отдыха и созерцания, или нехитрых городских развлечений, если у вас остались силы. Рассмотреть фасады элегантных дворцов, зайти в храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, выпить кофе в одном из уличных кафе, и конечно полюбоваться фонтанами — на пьяцца Навона их целых три.

Фонтан Нептун, фонтан Мавра, и конечно фонтан Четырех Рек — один из известнейших в столице, авторства незабвенного Лоренцо Бернини. Пьяццу Навона можно обойти быстрым шагом за 15 минут, а можно провести здесь великолепный римский вечер. Второй вариант, разумеется, предпочтительнее, и если вы никуда не торопитесь, так и стоит поступить.

Подробнее: Площадь Навона

Пьяцца НавонаФото: apreleva1409

Множество вариантов, чем еще заняться в Риме, найдутся в нашем специальном материале:

Подробнее: Что посмотреть в Риме за 2 дня

Площадь Венеции и Витториано

У подножия Капитолия располагается оживленная площадь Венеции. Она объединила и ренессансные дворцы с богатой историей, и более молодой пышный монумент Витторио Эммануэле, и суматошное дорожное движение современного Рима. Таким образом, на площади сходятся не только центральные улицы Рима, но и разные исторические эпохи. Палаццо Венеция является прекрасным образцом архитектуры Ренессанса. А помпезный монумент «Витториано» построен уже в конце 19 – начале 20 века в ампирном стиле с элементами древнеримской архитектуры и посвящен Витторио Эмануэле II, первому королю объединенной Италии. Частью монумента является так называемый «Алтарь отечества» с могилой неизвестного солдата, вечным огнем и почетным караулом. И хотя выделяющийся на фоне древних римских строений монумент получил в народе язвительные прозвища «пишущая машинка», «свадебный торт» и «вставная челюсть», сегодня он уже стал неотъемлемой частью и одной из наиболее популярных достопримечательностей Рима.

В наших статьях мы часто упоминаем наш любимый путеводитель и аудиогид Travelry. Чтобы понять, почему же он нам так нравится, послушайте небольшую бесплатную экскурсию “Прогулка по эпохам“! Она начинается как раз на площади Венеции и охватывает интересные места вокруг нее.

 

Колизей

Именно это сооружение постройки первого века нашей эры должно стоять на первом месте для посещения туристами. Колизей был рассчитан на 50 000 человек и был самым крупным сооружением для массовых зрелищ. Сейчас Колизей не только символ Рима, но и всей Италии. Увидев его, невозможно остаться равнодушным к величию проделанной работы. Многие туристы, к сожалению, стараются унести с собой хотя бы маленький камушек, что приводит к постепенному разрушению строения.

Ватикан

Это карликовое государство расположено внутри Рима. Именно здесь находится резиденция Папы Римского – духовного руководителя католической церкви. И именно здесь в Сикстинской капелле кардиналы избирают нового папу, который затем появляется на балконе Собора Святого Петра. Собор Святого Петра – исторически крупнейшая христианская церковь, а ныне католический собор и одна из главных базилик Рима. Площадь Собора известна по многим сюжетам кинематографа и является местом выступления Папы перед римским народом каждую среду в 11 утра. Со смотровой площадки на куполе Собора открывается потрясающий вид не только на Площадь, но и на окрестности. Но чтобы лицезреть необычайную красоту, нужно пройти несколько сотен ступеней по винтовой лестнице, ширина которой сужается к куполу.

Еще один символ Ватикана – Сикстинская капелла – памятник эпохи Возрождения. Росписью капеллы занимался ни один известный итальянский мастер, и теперь она является музеем работ великих художников. Хор капеллы известен по всему миру.

Фонтан Треви

Крупнейший фонтан Рима высотой 25,9 метров. Фонтан был возведен в 18 веке и функционирует по сей день. Ежедневно сотни туристов встают спиной к фонтану, чтобы загадать желания еще раз вернуться в Рим. По легенде бросив одну монету можно вернуться в город, две – встретить любовь, три – выйти замуж, четыре – разбогатеть. Еженедельно в фонтан попадает около 10 000 евро. Фонтан Треви наиболее ярко запечатлен в ленте 20 века «Римские каникулы».

Капитолийский холм

По преданию это один из известных семь холмов, на которых и был возведен Рим. Этот холм является центром и одним из символов Рима. Поднявшись по лестнице из белого мрамора можно оказаться на Капитолийской площади, увидеть Дворец Сенатов, храмы и музеи. Здесь же находится смотровая площадка, открывающая просторы Рима и Форума.

Площадь Испании

Площадь расположена в центре Рима и носит свое название из-за испанского посольства, расположенного на ней. Украшает площадь фонтан в виде лодки и Испанская лестница. И именно она считается центром римского квартала моды из-за улицы Кондотти, улицы известных и дорогих бутиков, берущей здесь начало.

Пантеон

Храм, в котором можно молиться всем богам. В архитектуре Пантеона нет ни одного окна, есть лишь небольшое круглое отверстие в куполе. Когда-то в это отверстие попадал свет, который поочередно попадал на статуи стоящие по периметру, к настоящему времени статуи не сохранились.

Витториано

Памятник у подножия Капитолийского холма, посвященный объединению Италии королём Виктором. Здание украшают множество скульптур, которые возведены по количеству итальянских областей того времени. Сейчас в здании находятся два музея и он неподражаемо красиво выглядит в ночное время.

Площадь Навона

Праздничное сердце Рима. Именно здесь проходят большинство ярмарок, праздников и массовых событий. На площади находится несколько фонтанов, изумляющих своей архитектурой; несколько Палаццо, музей, рестораны и кафе.

Каждый турист, посещающий Рим, непременно найдет что посмотреть, чем полюбоваться и во что влюбиться. Говорят, на полный осмотр достопримечательностей нужно более пяти лет. Каждый гость обязательно оставляет в городе частичку сердца, и стремиться попасть туда вновь, ведь все дороги, как ни крути, ведут именно в Рим.

Палатинский холм

Палатин находится совсем неподалеку от Колизея. Попасть на него можно по тому же билету, что и в Колизей.Сейчас Палатин – большой парк с развалинами. Плохо знакомому с историей древнего Рима он может показаться скучным.Однако Палатин – сердце древнего Рима, здесь он возник, тут стояли особняки высшей знати, построил свой дворец Октавиан Август – первый император, Тиберий – его преемник, Домициан – второй сын Веспасиана. Развалины этих дворцов и сейчас можно увидеть своими глазами и представить насколько грандиозными и великолепными были те сооружения. Неподалеку находится лестница Кака, древнейший вход на холм. Рядом остатки хижин, приписываемых дому Ромула. Тут же возвышаются руины стен, считающихся первыми стенами Рима.

Заслуги Септимия Севера перед Римом

Биография Септимия Севера хорошо изучена. Известно, что он родился на севере Африки, начальное образование получил в семье, затем в Риме. Путь Септимия Севера – пример быстрого карьерного взлета: от солдата-легионера – до сенатора, затем консула, позже – главнокомандующего и до принесшего Риму славу императора.

Север увлекался астрономическими наблюдениями и изучением трудов о небесных телах, благодаря чему познакомился с дочерью жреца, служившего могущественному божеству Ваалу, – Юлией Домной, ставшей впоследствии супругой Септимия. Существует предание о том, что жена предсказала Северу славу императора Рима. Судьба Севера, действительно, была счастливой: он проявил себя как дальновидный и мудрый правитель, укреплявший армию, заботившийся о нуждах страны и народа. Еще одна заслуга Севера перед Римом – расширение границ государства благодаря искусной внешней политике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector