Система образования в японии — структура и отличительные особенности

Содержание:

Как поступить в японский вуз

Первое, что нужно сделать перед поступлением – накопить достаточное количество денег, так как окупить затраты на обучение, параллельно работая и учась, не получится. Вариантов, как бесплатно поехать учиться в Японию, крайне мало: гранты на бюджетные места выигрывают не более 200 человек в год, а студентов (причем только местных, т.е. японских граждан) здесь свыше 2,8 млн.

Кроме того, как уже говорилось, нужно пройти подготовительные курсы продолжительностью хотя бы два семестра, причем желательно в самой Японии, а затем заняться подготовкой документов.

Постарайтесь сразу определиться с тем, намерены ли вы потом продолжить обучение в магистратуре, так как возможностей перейти из одного вуза в другой после поступления практически нет. Также заручитесь доказательством того, что на родине вы отучились не менее 12 лет (для жителей СНГ это обычно школа плюс первый курс университета), и смело подавайте документы!

Если вам больше 18 лет и у вас нет проблем с оформлением визы (судимостей, опасных заболеваний и т. д.), вам разрешат сдать общие для всех иностранцев экзамены, а именно:

  • общеобразовательный экзамен по гуманитарному или естественнонаучному направлению;
  • тест на знание японского;
  • вступительные внутренние экзамены;
  • собеседование.

Оформление учебной визы

Студенческая виза в Японию оформляется в посольстве или визовом центре в том случае, если у вас на руках есть приглашение хотя бы одного из японских вузов. Также для получения визы нужна еще одна важнейшая бумага – так называемый сертификат Министерства юстиции Японии. Данный документ полагается иметь каждому, кто планирует задержаться в стране на срок свыше 90 дней, поскольку в нем содержится информация о статусе приезжего (в данном случае о том, что мигрант является студентом языковой школы или вуза).

Документы для поступления

Чтобы претендовать на получение приглашения от гаранта, нужно заранее послать документы в приемную комиссию языковой школы или вуза. Не забывайте, что учебный год в Японии начинается 1 апреля, и если документы идут обычной, а не электронной почтой, нужно предусмотреть еще 20-30 дней на пересылку. В пакет входят следующие бумаги:

  • заявление;
  • автобиографический очерк;
  • школьный аттестат;
  • диплом колледжа или выписка об окончании первого курса вуза (для тех, кому нужно «набрать» 12 лет обучения);
  • рекомендация от педагога, обучавшего абитуриента японскому языку;
  • справка об отсутствии опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, туберкулез);
  • фотографии (требования зависят от учреждения);
  • копия заграничного паспорта;
  • спонсорское письмо и/или выписка с банковского счета.

Престижные вузы, в особенности медицинские университеты, могут потребовать от поступающих дополнительные документы. Так, если некоторые лекции в институте читаются на английском, потребуются сертификаты TOEFL и/или IELTS. Подробности об условиях поступления следует узнавать на официальных сайтах интересующих вас университетов.

Продление японской визы

Студенческие визы продлеваются либо каждые 6 месяцев, либо один раз в году – обычно в марте-апреле, поскольку именно в это время начинается учебный год. Оформлять документы на продление могут как приезжие, обучающиеся в языковых школах (но не более двух лет подряд), так и студенты вузов и колледжей. Если человек поступил в университет, но еще не слишком уверенно владеет японским, он может продолжить посещение языковой школы параллельно с основным обучением. Такая же практика применяется и для тех, кто решил продолжить учебу в аспирантуре и получить научную степень.

Вас интересует магистратура для русских, украинцев и выходцев из других стран СНГ? Тогда вам придется сдать экзамен на знание языка, экзамен на поступление в университет, окончить японский вуз или подтвердить диплом, полученный на родине, отучиться полгода или год, продлить визу – и спокойно продолжать учиться дальше в течение 6 лет (именно таков период обучения в магистратуре в Японии), периодически продлевая разрешение на пребывание в стране.

Учёба в Японии для русских

Обучение в Японии для русских, как и для граждан других стран, не мечта, а вполне реальная перспектива. Как получить образование в стране Восходящего Солнца? Есть несколько вариантов:

  • обучение в университете Японии;
  • языковые школы;
  • учёба по обмену.

Обучение в университете

Это четырёхлетняя программа, которая даёт возможность получить степень бакалавра. Если позволяют деньги, можно выбрать любой японский вуз и поступить на нужную специальность. Сколько стоит обучение в Японии? В частном вузе стоимость может доходить до заоблачных высот. В государственных ниже. Так, в Токийском университете стоимость обучения на бакалавра составляет около 500 000 иен (355 000 рублей). Но стоит помнить, что для поступления в государственный вуз нужно пройти высокий конкурс.

Стоимость обучения в Токийском и Киотском универститах для иностранцев чуть меньше, чем для жителей Японии. 

Языковые школы

Языковые школы предлагают различные по длительности программы: от месяца до двух лет. Но только сертификат после двухгодичного обучения даёт право поступать в японские университеты.

Каждый иностранный студент сдаёт нихонго норёку сикен. Это экзамен на знание языка. Можно поступать с английским, но таких вузов немного и перспективы остаться в стране низкие.В Японии иностранные студенты могут не только учиться, но и работатьПо закону иностранцы могут работать в Японии только 28 часов в неделю. Это скорее рекомендация, чем запрет. Главное, чтобы работа не мешала учебному процессу.

Учёба по обмену в Японии

Поехать на учёбу в японский вуз или языковую школу можно не только самостоятельно, но и по программам обмена. Ежегодно японское правительство приглашает самых активных и умных студентов из разных стран в Японию для получения языковой и университетской подготовки. А иногда даже бесплатно.

Как правило, для учёбы на бакалавра выделяют одно-два места, а для языковой школы до пяти.

Чтобы отправиться на учёбу по обмену, нужно узнать, какие программы есть в вашем университете и собрать необходимые документы для передачи в японское посольство.

Реформы образования

Международные образовательные баллы (последние, 2015 г.) (средний балл 8-х классов, международное исследование TIMSS по математике и естествознанию, 2015 г.)
Страны: (образец) Глобальный рейтинг Математика Наука
Классифицировать Счет Классифицировать Счет
 Сингапур 1 1 621 1 597
 Тайвань 2 3 599 3 569
 Южная Корея 3 2 606 4 556
 Япония 4 5 586 2 571
 Гонконг 5 4 594 6 546
 Россия 6 6 538 7 544
 Словения 7 12 516 5 551
 Казахстан 8 7 528 9 533
 Англия 9 10 518 8 537
 Ирландия 10 9 523 10 530
 Канада 10 8 527 13 526
 Соединенные Штаты 12 10 518 10 530
 Венгрия 13 13 514 12 527
 Литва 14 15 511 15 519
 Швеция 15 18 501 14 522
 Норвегия 16 14 512 18 509
 Израиль 17 15 511 19 507

Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии (МПКСНТ) признает необходимость улучшить преподавание всех иностранных языков , особенно английского. Чтобы улучшить преподавание разговорного английского языка , правительство приглашает многих молодых носителей английского языка в Японию в качестве помощников школьных советов и префектур в рамках своей Японской программы обмена и обучения . К 2005 году количество участников превысило 6000 человек. За последние несколько лет несколько школьных советов в Японии полагались на ALT ( помощник учителя языка ) от частных диспетчерских компаний.

В рамках движения за разработку интегрированной учебной программы и движения за реформу образования в конце 1980-х годов весь курс обучения для младших классов средней школы был пересмотрен в 1989 году и вступил в силу в 1992/93 учебном году. Основная цель реформы — дать учащимся базовые знания, необходимые для получения гражданства . В некоторой степени это означает усиление внимания к истории и культуре Японии, а также понимание Японии как нации и ее отношений с другими странами мира. Курс обучения также увеличил факультативные часы, рекомендовав выбирать факультативы с учетом индивидуальных различий учащихся и с прицелом на диверсификацию.

Следующий пересмотр Основного закона об образовании был проведен 22 декабря 2006 года. В соответствии с пересмотренным законом структура школьного обучения остается в основном той же, но включает новые акценты на уважении японской культуры (статья 2.5), школьной дисциплине (статья 6.2) и родительская ответственность (статья 10).

Младшие старшие выпуски

Две проблем большого интереса для педагогов и граждан стали появляться на нижний средний уровне в 1980 — х годах: издевательства , которая остается серьезной проблемой, и синдром школьного отказа (токо kyohi, проявляется в чрезмерных прогулах ), который был на подъем. Согласно правительственному исследованию, в 2008 году было зарегистрировано 42 754 случая проблемного поведения в неполных средних школах.

Эксперты расходятся во мнениях относительно конкретных причин этих явлений, но есть общее согласие с тем, что система предлагает мало индивидуализированной или специализированной помощи, что вызывает недовольство среди тех, кто не может соответствовать ее требованиям или кто иным образом испытывает трудности. Другая проблема касается японских детей, возвращающихся из-за границы. Эти студенты, особенно если они были за границей в течение длительного времени, часто нуждаются в помощи в чтении и письме, а также в адаптации к жестким требованиям класса. Даже внесение изменений не гарантирует принятия. Помимо изучения иностранного языка, многие из этих студентов также приобрели иностранные обычаи речи, одежды и поведения, которые отличают их от других.

Старшие высокие вопросы

Учебная программа старших классов средней школы подверглась тщательному пересмотру в 1989 году. В том же году был объявлен новый курс обучения для старших классов средней школы, который должен был быть поэтапным, начиная с десятого класса в 1994 году, за которым последуют одиннадцатый класс в 1995 году и двенадцатый класс. в 1996 году. Среди заслуживающих внимания изменений — требование о том, чтобы учащиеся мужского и женского пола изучали курс домоводства

Правительство стремится привить всем учащимся понимание важности семейной жизни , ролей и обязанностей членов семьи, концепции сотрудничества в семье и роли семьи в обществе. Семья продолжает оставаться чрезвычайно важной частью социальной инфраструктуры, и министерство явно заинтересовано в поддержании стабильности семьи в меняющемся обществе

Другое изменение было разделение старых социальных исследований , конечно , в в истории -и- географии и обществоведения курсов.

Особенности японских школ

1. Первые манеры, потом знания

Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь каждый год меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников.

В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены. 

По их мнению, первые три года обучения должны быть направлены не на формирование знаний детей, а на обучение правильному поведению, самостоятельности и хорошим методам обучения. Дети учатся уважать других людей и животных, состраданию, искренности, организованности и дисциплине.

2. Учебный год состоит из трех семестров. 

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами.

У детей есть полтора месяца летних каникул и два двухнедельных перерыва зимой и летом.

3. В школах не работают уборщики.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. 

В японских школах, как правило, нет смотрителей, а классы убираются учениками и учителями. Каждый день группы студентов собираются убирать туалеты, коридоры или классные комнаты. Это учит их ответственности и работе в группах.

4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Все учреждения и школы предоставляют детям еду на основе плана диеты, разработанного уполномоченным диетологом. Они обеспечивают здоровое питание для детей.

5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. 

 Каждая школа в Японии позволяет детям проводить дополнительные мероприятия. После школы ученики возвращаются домой, чтобы поужинать. После обеда они возвращаются в школу, чтобы делать домашнее задание, заниматься в кружках, учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.

6. Каллиграфия и поэзия

Все учащиеся, посещающие школу в Японии, помимо традиционных предметов изучают также каллиграфию и поэзию. Оба предмета учат детей истории страны и уважению к традициям.

7. Школьная форма

Дети в школьной форме

Почти во всех колледжах в Японии есть школьная форма. Мотивация введения униформы состоит в том, чтобы избавиться от лишних материальных трат и статуса между студентами. Если все одеты одинаково, никому не нужно беспокоиться о том, чтобы носить «правильную» одежду. Это помогает молодым людям сосредоточиться на изучении чего-либо.

8. Среднее присутствие составляет 99,99%.

Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Вероятно, каждый из нас прогуливал в какой-то момент. Но японские студенты не пропускают и не опаздывают на уроки. Кроме того, 91% респондентов заявили, что никогда не игнорировали учителя и всегда слушали на занятиях.

Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.

9. Университетские каникулы

В Японской старшей школе ученики могут выбирать или отказываться от определенных предметов, но 1 курс – «Общая наука А» или «В» — обязателен. Это связано со сложностью изучения японского языка.

После «тяжелых экзаменов» (экзамены в конце средней школы, они определяют дальнейшее будущее человека), кажется, что учиться в университете легко. 

Студентов систематически обучают и предъявляются требования к самодисциплине. Их способность организовывать свое время позволяет учиться и проводить время с друзьями. Поэтому японские студенты часто говорят о «празднике перед работой».

Специальное образование Японии

Японское специальное образование строилось по западным моделям. Но здесь получить профессиональное образование крайне трудно, так как узкие специалисты ценятся очень высоко.

Совсем другая история «дзюку» — школы мастерства, или если говорить проще – репетиторские школы. Уже с 7 класса эти школы активно рекламируются среди учащихся, которые выбирают подходящие именно им школы и записываются. Занятия нужно посещать 2-3 раза в неделю по вечерам. Учитель тщательно разбирает материал выбранной дисциплины, а также детально прорабатывает дополнительный материал, чтобы ученики успешно прошли выпускные экзамены в школе.

Несмотря на то что все дзюку платные, почти все школьники посещают такие занятия. Благодаря этому дзюку приносят более триллиона йен – сумма, равная военному бюджету государства.

Особенности обучения в Японии

Для иностранных студентов Япония была долгое время закрыта. Университеты страны начали массово открывать свои двери для поступающих из-за рубежа в конце ХХ – начале XXI века. Сегодня в Японии обучаются более 100 тысяч иностранцев.

Типы учебных заведений

В Японии учебные заведения можно разделить на несколько видов:

  • институт японского языка;
  • высшая школа;
  • колледж;
  • университет.

В свою очередь университет может быть национальным, государственным и частным. Дороже всего стоит обучаться в частных вузах, так как они не получают финансирования от государства и префектур (как национальные и государственные, соответственно).

Колледжи принимают учащихся как после окончания всего школьного курса, так и после 9-го класса. Выпускники колледжей обзаводятся подготовительной степенью и дипломом, на основании которого поступают в вуз.

Высшие школы – это структуры, которые созданы, чтобы преподавать программы для магистров и для докторантуры. Они могут быть автономными или являться подразделением университета.

Стоимость обучения в Японии

Если сравнивать стоимость высшего образования в Японии с другими заграничными странами, то цены находятся на уровне средних:

  • подготовка к вузу обойдется в районе 5 500 долларов в год;
  • бакалаврат – около 7 800 долларов в год;
  • магистратура и докторантура – 8 000 долларов в год.

Хотите получить гарантированное второе гражданство? Посмотрите рейтинг надёжных миграционных компаний!

Посмотреть

Стипендии и гранты

Бесплатного обучения в Японии не существует. При этом правительство страны предусмотрело множество программ – стипендий и грантов, которые направлены на поддержку обучения в Японии для иностранцев в финансовом плане.

  1. Государственные стипендии. Такие стипендии полностью покрывают стоимость обучения в вузе, а также предоставляют билеты в Японию. Чтобы стать стипендиатом нужно сдавать экзамены непосредственно в университете или посольстве страны на отлично, а также пройти специальное интервью.
  2. Эту стипендию предоставляют для студентов некоммерческие организации. Главным требованием для будущих стипендиатов является наличие высоких аттестационных баллов за обучение годом ранее. По международной системе Grade Point Average (GPA) он должен составлять не менее 2.30.
  3. Локальные стипендии. Такие стипендии предусмотрены местными организациями или префектурами конкретно для определенного города и вуза. Студенту, претендующему на такую финансовую помощь, необходимо иметь хорошие оценки, рекомендации, а также быть активным участником различных социальных программ или общественных мероприятий.
  4. Частные стипендии. В Японии также много частных организаций, которые готовы предоставлять помощь студентам. Условия участия в таких программах зависят от каждой организации.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

Программа образования в школах Японии

Перед поступлением в начальную школу (в 6 лет), дети обязаны знать основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы. В начальной школе маленькие японцы учатся математике, японскому языку, естественным наукам (да, химия и физика тут с младших классов!), общественным наукам (этикету, истории и этике), домашнему хозяйству, музыке, физической культуре и изобразительному искусству. По итогам обучения школьники сдают экзамены на знание 1006 из 1945 государственных символов кандзи.

В средней школе продолжается изучение тех же наук, что и в начальной школе, но дополнительно прибавляется английский язык и специальные предметы по выбору (в зависимости от школы). Самыми сложными предметами в средней школе считаются японский и английский язык, а также математика.

Программа обучения школьников в старших школах мало чем отличается от предыдущих ступеней. Тем не менее, ученики могут большее количество времени посвящать изучению материала в определенной специализации.Система оценок в Японии не отличается от общепринятой европейской — применяются практически одинаковые стандарты с учетом поправок, внесенных государством.

Есть ли возможность получить стипендию или грант

Многих абитуриентов интересует, можно ли учиться в Японии бесплатно. Да, такая возможность существует. Но воспользоваться ею смогут только талантливые студенты, прошедшие строгий отбор и жесткий конкурс.

Так, к примеру, в вузах работает программа «Исследователь», в рамках которой можно получить грант для работы над проектом. Но для этого заявленное исследование должно оказаться лучшим. Всего в год выдается 3–4 таких гранта.

Помимо этого учащиеся вузов могут претендовать на следующие стипендии:

  • Стипендия от Министерства образования – получить ее могут только граждане стран, с которым Япония поддерживает дипломатические отношения. Сумма выплаты – 1 тысяча долларов.
  • Стипендия от международного фонда Мацумаэ – кандидат должен иметь научную степень. Финансовая выплата полностью покрывает расходы на обучение, проезд, проживание и питание.
  • Стипендия от международного фонда Хоньо – рассчитана на кандидатов до 30 лет с базовыми знаниями японского языка и с высокими показателями в учебе.

Многие вузы страны также принимают участие в программах по обмену студентами. Но для этого нужно быть студентом университета, который каким-то образом связан с Японией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector