Пролив дарданеллы
Содержание:
План захвата
Пятнадцатого октября 1849 года великий князь Константин Павлович подал записку императору Николаю I о захвате Проливов.
Если кратко её пересказать, то великий князь считал, что теми силами, которые находятся в распоряжении Черноморского флота, возможен захват не только Босфора, но и Дарданелл. И главную причину успеха плана он видел в том, что батареи турок, направленные в Босфор и Дарданеллы, расположены слишком низко, то есть бороться с ними корабли вполне могут обычными пушками, которые пускают ядра по настильной траектории. Мортиры и гаубицы не понадобятся. Часть же крепостей расположены слишком далеко от среза воды, соответственно их огонь будет неточным и бесполезным.
На захват обоих Проливов князь отводил два дня. Причём и с Дарданеллами он тоже не видел препятствий, ведь «берега довольно низки, везде можно свободно высадить десант, и укрепления не противустоят двойной атаке с моря и суши. Утвердившись в Дарданеллах, мы совершенно хозяева в Константинополе». Это действительно так: если атаковать форты Дарданелл со стороны пролива — то там местность низинная. Если же, как англичане и французы в 1915-м, с внешней стороны — то придётся перевалить через горы и сражаться в гористой местности.
«Башни на скале у Босфора». Художник Иван Айвазовский
Переходы [ править ]
Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым .
Морской править
Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.
По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .
Земля править
В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесного моста между Сарычаем (район провинции Чанаккале ) на азиатской стороне и Килитбахиром на европейской стороне в самой узкой части. пролива. В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки .
Подводное море править
Две подводные кабельные системы, передающие электроэнергию напряжением 400 кВ, соединяют Дарданеллы, питающие запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока на 3,9 км через море. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.
Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и приземляющиеся в Афинах , Сицилии и других местах.
Переход
Мост мучеников 15 июля (1973 г.) в Стамбуле
Морской
Танкер «Эгейская гармония» (IMO 9338917) проходит через Бешикташ в проливе Босфор. Февраль 2020.
Морское сообщение по Босфору включает в себя большое количество паромов между двумя берегами и прогулочных судов, а также множество танкеров и грузовых судов, использующих его в качестве международного морского пути.
Между его северной границей от Румели Фенери до Андолу Фенери и ее южной границей от Ахиркапи Фенери до Кадикёй инчинурну Фенери многие препятствия опасны для международных торговых судов, требуя крутых поворотов и визуализации препятствий. Известно, что переход между мысом Кандили и Ашияном требует поворота на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). В южной части, в Еникёй, необходим еще поворот на 80 градусов. Движение становится еще более опасным из-за визуального препятствия встречному движению и движению паромов.
По этим причинам движение танкеров в ночное время запрещено. Однако из-за его интернационализации присутствие пилота на борту не может требоваться, и там произошло несколько серьезных аварий, в частности, три серьезных столкновения между двумя танкерами, за которыми последовал пожар, в том числе пожар.13 марта 1994 г.в результате чего погибли 25 моряков. В15 июля 2005 г.еще один панамский грузовой корабль, перевозивший металлолом, затонул в водах пролива.
Таким образом, пролив представляет собой узкое место , некоторые супертанкеры могут подождать несколько недель, прежде чем смогут его пересечь: проект Стамбульского канала направлен на расчистку этого пролива, но он все еще обсуждается.
Мосты
Через пролив проходят три автомобильных или смешанных подвесных моста (автомобильный / железнодорожный):
- Мост мучеников 15 июля ( 15 temmuz Şehitler Köprüsü ), построенный в 1973 г . ;
- Мост Фатих Султан Мехмет построен в 1988 году ;
- Третий мост Явуза Султана Селима был открыт на26 августа 2016 г.. Он расположен на северной оконечности Босфора (примерно в 4 км от его выхода на Черное море.
Туннели
- Железнодорожный туннель Мармарай длиной 13,7 км , предназначенный для городской железнодорожной линии, был открыт 29 октября 2013 года; около 1400 м тоннеля проходят под проливом на глубину около 55 м.
- Евразийский туннель длиной 5,4 км (Avrasya Tüneli) соединяет два берега между Казличешме и Гёзтепе. Строительство началось 26 февраля 2011 г., и его торжественное открытие состоялось.20 декабря 2016 г..
- Акведук Bosphorus является акведук , проходящий через 5,5 километрового тоннеля , построенного в 2012 году и позволяет воде быть транспортируемого между провинции Düzce на востоке пролива в европейской части Стамбула, на расстоянии 185 км.
- В проливе есть несколько подводных оптических волокон, соединяющих Стамбул, в частности MedNautilus .
Почему не сделали?
Раз столько плюсов, почему Николай I не согласился на захват Проливов? Ответ тут может быть обстоятельным, долгим и подробным, а может — простым, своего рода философским. Мы ограничимся вторым.
Английский историк флота сэр Джулиан Корбетт в своё время дал такой ответ на вопрос, для чего нужна морская мощь: «Господство на море необходимо только для контроля морских коммуникаций, которые используются для коммерческих или военных целей. Вообще, объект войны на море — именно коммуникации, в отличие от войны на суше, в которой основной целью является завоевание территорий. Различие фундаментальное».
То есть в морской логике самую главную роль занимают коммуникации, в сухопутной логике — территории.
Россия, и вообще высшие чины в российских вооружённых силах, всегда исходила из логики сухопутной, то есть — если мы хотим захватить Проливы, то должны захватить все земли перед ними, от Дуная до Стамбула.
Иначе удержание анклава в Проливах невозможно.
Кейт Нильсон в книге «Флот и глобальная защита» отмечал:
Так вот, в глазах российского руководства — и флотского, и сухопутного — море всегда представлялось противником, который задерживает или уменьшает доставку грузов, не даёт вовремя перекинуть подкрепления, и т. д. В то, что логистика по морю и дешевле, и удобнее сухопутной, просто не верили на уровне инстинктов.
Именно поэтому Николай I в конечном итоге решил опереться не на мнение Лазарева, Корнилова и великого князя Константина, а на мнение Меншикова, который, хоть и был морским министром, к флоту имел отношение очень далёкое. Раз Меншиков сказал, что захват Проливов невозможен — значит так тому и быть.
Как добраться
Ущелье находится между двумя селами Партизанского района — Бровничами и Хмельницким, зайти в него можно и с первого, и со второго. До сел можно добраться как на автомобиле, так и общественным транспортом. Например, автобусом «Владивосток-Преображение».
В случае с заходом со стороны Бровничей необходимо по трассе «Новая Москва — Партизанск» добраться до поворота к селу, далее доехать до моста через Тигровую. За мостом нужно повернуть налево и ехать около километра по лесной дороге. Оставив машину на берегу, нужно перейти на другую сторону вброд, после чего продолжить путь по широкой тропе. Дальше вас ждет относительно несложный подъем по курумнику наверх к лесной поляне, с которой открывается шикарный вид на ущелье.
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
1 / 6
Если вы решили заходить с Хмельницкого, то вам нужно повернуть в саму деревню и двигаться вглубь до заброшенного здания, около которого будет грунтовая развилка. Необходимо повернуть направо и ехать до базы отдыха «Ущелье Дарданеллы».
У базы отдыха установлен указатель «Ущелье Дарданеллы», который указывает дальнейший путь в ущелье.
Как добраться
Поблизости от обоих сел проходит автодорога 05Н-254. Чтобы попасть к с. Бровничи, нужно после указателя съехать на грунтовую дорогу. Припарковать машину можно возле моста через р. Тигровая.
Село Хмельницкое находится в 9 км от села Бровничи. После съезда с главной дороги в сторону населенного пункта, ориентируйтесь на указатели, которые направляют в сторону турбазы «Ущелье Дарданеллы». Возле нее есть автомобильная парковка.
На общественном транспорте к населенным пунктам у ущелья Дарданеллы можно добраться проходящим рейсовым автобусом «Владивосток-Партизанск». Автобусные остановки на главной автодороге по пути следования, недалеко от съездов к селам.
Расписание автобуса Владивосток-Партизанск
Из Партизанска (административного центра) к Бровничам или Хмельницкому можно доехать на такси. Обратитесь к одному из местных операторов: Яндекс. Такси, Maxim, Копейка-Прим, Миг, 555, Форсаж.
Видео о путешествии по ущелью Дарданеллы
Урочище «щёки Дарданеллы»
Рекомендуем для похода:
- Обувь должна быть зимней, спортивной, с толстой рифленой подошвой, можно взять 2 пары обуви.
- Одежда должна быть зимней, теплой и удобной для ходьбы.
- запасные перчатки;
- туристические подстилки (хобы);
- рюкзачок за спину.
Программа:
08:00 — сбор группы с ост. Луговой
11:00 – 11:30 — прибытие к ущелью.
11:30 – 17:00 — прогулка по ущелью Дарданеллы, пикник из собственных припасов, Вы увидите мегалиты, граниты вскрытые естественным обнажением высотой до 50 метров и откроете новое в знакомом ущелье, узнаете историю партизанских боев и многое другое.
Стоимость тура: 1600 руб./чел.
Имя
Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.
Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.
География [ править ]
Как морской водный путь , Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море с Мраморным морем . Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор , а Эгейское море соединяется со Средиземным морем . Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал., что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров из России .
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология править
Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну. , рядом с Чанаккале . Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на речную. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Описание
Длина пролива 61 км, ширина — от 1,2 до 6 км , максимальная глубина 103 м, в среднем 55 м .
Пролив пересекает поверхность тока от Мраморного моря в сторону Эгейского моря, и в нижнем течении более высокой солености в направлении , противоположном. Соленость поверхностных вод Черного моря фактически составляет от 18 до 18,5 г / кг , в то время как соленость Эгейского моря из-за интенсивного испарения и недостаточных запасов остается в пределах от 35 до 39 г / кг .
Подобно проливу Босфор, он отделяет Европу (здесь — полуостров Галлиполи ) от Азии .
Строительство подвесного моста Чанаккале 1915 началось в марте 2017 года, его ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год.
История пролива
В древние времена пролив назывался Геллеспонтом (Море Геллы). Согласно древнегреческой мифологии, Гелла спасаясь от мачехой Ино вместе со своим братом Фриксом, упала со спины летающего барана с золотой шерстью в водах пролива и утонула. Позже пролив получил новое название от имени Дарданоса, сына Зевса, основателя города Дардания на горе Ида находящейся недалеко от пролива. Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны. Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов. Позже, в мае 334 г. до н. э. Александр Македонский, преодолел Геллеспонт, высадившись в районе легендарной Трои и начал свой знаменитый поход в Азию.
- Дарданеллы и город Чанаккале – вид с Галлиполийского полуострова
- Пролив Дарданеллы (Геллеспонт) на карте
Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива, Мехметом II. Завоевателем, были построены две крепости. Крепость Чименлик – на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре). Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе “замок моря”) построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя “Нусрет” который швартован рядом с крепости у музейного причала.
- Крепость Килитбахир расположена на европейском берегу
- Крепость Чименлик и минный заградитель “Нусрет”
Примечания[ | код]
- ↑ Дарданеллы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Дарданеллы // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
- Яновский А. Е. Дарданелльский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 137—139.
- Harry Thurston Peck. // Harpers Dictionary of Classical Literature and Antiquities. — New York: Harper and Brothers, 1898.
- Геллеспонт // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней / Сост. Михельсон А. Д.. — М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
- Гидрология Средиземного моря / И. М. Овчинников, Е. А. Плахин, Л. В. Москаленко и др.; Под ред. д-ра геогр. наук В. А. Буркова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 375 с.
- ↑ . meduza.io (2 ноября 2016). Дата обращения: 11 декабря 2018.
- . mk-turkey.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018., 20 марта 2017
- . www.trend.az. Дата обращения: 11 декабря 2018., 6 марта 2017
- . k-window.com. Дата обращения: 11 декабря 2018.
- . posmotrim.by. Дата обращения: 11 декабря 2018.
История
Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.
Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)
Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.
Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.
Османская эпоха (1453—1922)
29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.
В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».
Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.
После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.
Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)
В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.
Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.
В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.
Босфор и Дарданеллы
Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.
Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.
ссылки
- Альпар, Б. (1999) Происхождение Чанаккальского пролива (Дарданеллы): региональная тектоника и вторжение Средиземного моря и Мраморного моря. Получено по адресу: www.researchgate.net
- Bell, C.M. (2017) Черчилль и Дарданеллы: издательство Оксфордского университета. Восстановлено в: libgen.io
- Озсой Э. (2018) Разработка системы прогнозирования Турецкой проливной системы (TSS) для Центра мониторинга и прогнозирования Черного моря (BS-MFC) Службы морской среды и мониторинга Коперника (CMEMS): Генеральная Ассамблея EGU 2018 Автор (ы) 2018. Получено с: meetingorganizer.copernicus.org
- Озтурк, Б. и Озкан, Р. (2012). Материалы симпозиума по проливам, используемым для международной навигации: Фонд исследований морских пехотинцев Турции. Получено из: openaccess.dogus.edu.tr
- Ван Хартесвельдт, Ф. Р. (1997). Кампания Дарданелл, 1915: историография и аннотированные данные каталогизации в публикации Библиотеки Конгресса. Восстановлено в: libgen.io
Природная противоречивость
Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.
Расположение Дарданеллы на карте мира
Проливы Дарданеллы и Босфор на карте
Имя
Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.
Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.