Крымская война: захват проливов босфор и дарданеллы

Для чего России Проливы?

Первая причина — экономическая. К 30-м годам XIX века Россия вывезла через Балтику и Белое море 1 919 000 четвертей зерна, а через Азовское и Чёрное моря — 868 000 четвертей, или 31% от всего экспорта. Через 20 лет ситуация сильно изменилась. В 1851–1853 годах экспорт зерна через Чёрное море составлял уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть вывоз основного российского экспортного товара через Чёрное море стал теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства.

Причина вторая — логистическая. К 1840-м годам не только в России, но и в других странах Европы сложилось представление о Турции как о государстве, которое вот-вот распадётся на составные части

В этой ситуации для русских было важно обеспечить товарные потоки из Чёрного в Средиземное море, в том числе и для главного экспортного продукта — зерна

Наконец, причина третья — военная. Владение районом Проливов делало Чёрное море внутренним русским морем по типу Каспийского. В этой ситуации не надо было тратить деньги и ресурсы на большой флот, фортификации, возведение крепостей и т.д., что выглядело очень заманчиво.

Не будем касаться политических, экономических, социальных и иных аспектов, а сосредоточимся на военной части. С этой точки зрения интересным документом представляется записка от 15 ноября 1849 года, поданная великим князем Константином Николаевичем (во времена Александра II он стал морским министром) императору Николаю I. В этом документе князь рассуждал по поводу возможности или невозможности захвата Проливов. Подготовил план командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Петрович Лазарев, и с поправками его принял Морской штаб Российской империи.

Слабые места укреплений

Ответ можно почерпнуть из труда Н.Н. Муравьёва «Турция и Египет в 1832 и 1833 гг. Том 4. Русские на Босфоре» (1869 год). Автор приводит детальные расчёты:

Крепость Анадолу Хисары на азиатском берегу на входе в Босфор

Собственно, основной проблемой укреплений Босфора в указанный период было размещение большинства береговых орудий на малом возвышении (от 1 до 2 морских саженей, или от 1,83 до 3,66 м). Такие батареи можно накрыть не то что гаубицами или мортирами, а даже обычными пушками, стреляющими по настильной траектории. Таким образом, из 392 орудий пролива Босфор вести огонь сверху вниз могут лишь 142. Если принять данные Муравьёва за конечные и предположить, что по эскадре действительно произведут в общей сложности 4 296 выстрелов, то процент попадания на расстоянии в 200 ярдов (183 м) составит 60–70%, а на 400–500 ярдах (366–457 м) — уже всего 30 %.

120-пушечный корабль «Париж». Художник Иван Айвазовский

Самое узкое место Босфора — между маяками-крепостями Анадолу Хисары и Румели Хисары — составляет 700 м (765 ярдов). Соответственно, огонь будет вестись с дистанции почти 400 ярдов. Значит, процент попаданий будет ближе к 30%, или из 4 296 выстрелов в корабли попадут 1 289. Разделим количество попаданий на количество кораблей (линкоры плюс фрегаты, то есть корабли линии) — получается по 61 попаданию на корабль.

Много это или мало? Давайте посмотрим. В Наваринском сражении 1827 года линейный корабль «Азов» получил 153 попадания, из них 7 — ниже ватерлинии, и оставался вполне боеспособным до конца боя. Линейный корабль «Виктори» при Трафальгаре в 1805 году получил несколько сотен попаданий и после сражения вполне смог дойти до Англии. Линейный корабль «Бюсантор» при том же Трафальгаре получил под 200 попаданий, сдался и был захвачен англичанами.

Если мы условно определим, что на корабль для его полной небоеспособности нужно хотя бы 120 попаданий, то увидим, что укрепления Босфора не смогут нанести русским чувствительные потери.

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

Возможные действия противника

А что же турецкий флот, спросит искушённый читатель? К 1848 году он насчитывал 74 боевых единицы, их них 35 судов базировалось в Стамбуле. Линейных кораблей насчитывалось 12 (из них два — первого ранга, три — второго, остальные — третьего), 12 фрегатов, 14 корветов и 22 парохода, правда, из них всего четыре большой мощности.

Стамбул, бухта Золотой Рог. Художник Иван Айвазовский

Боеспособность турецкого флота на 1849 год Лазарев оценивал весьма низко, отмечая, что «такелаж плохого качества, а парусина весьма низкого достоинства». Гипотетический удар в начале 1850 года застал бы турецкий флот в стадии перестройки. Имелась проблема и с экипажами и офицерами: не так давно открывшаяся Османская Морская Академия просто не успела ещё выпустить достаточное количество кадров. В пользу плана Лазарева играло то, что американских советников после смерти Махмуда II турки просто выгнали, а с англичанами заново налаживать сотрудничество начали только в 1848 году.

Вот что пишет великий князь:

В отношении к нему могут быть предположения:

В первом случае великий князь предлагает не замечать его и идти напролом к Босфору. Если же турки осмелятся на генеральное сражение — дать его. Исход не вызывает у Константина Николаевича сомнений.

Во втором случае князь советует не связываться с турецким флотом у Буюк-дере и идти прямо к Стамбулу. Здесь при необходимости можно принять бой на якоре, памятуя про течение (3 узла), которое будет сносить турок к Мраморному морю и мешать скоординированной атаке.

И далее:

Крепость Чанак-Кале в Дарданеллах

Обратите внимание на её расположение. В 1915 году Антанта атаковала дарданелльские укрепления с другого края полуострова, то есть в гору

Высадка же со стороны пролива не представляет сложностей

История пролива Босфор

Сложно поверить, что во времена третичного геологического периода Босфор был ничем иным, как маленькой речкой, текущей меж двумя озерами, ставшими впоследствии Черным и Мраморным морями. Когда начался четвертичный период, земля под воздействием эрозии треснула и сильно опустилась. Когда это произошло, и два «озера» стали недосягаемыми, если верить геологам, человека и помине ещё не было не то что на землях Турции, но и на планете Земля вообще. Соответственно, миф о происхождении Босфора научно не подтвержден.

Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

 Миф о Босфоре

Те, кто увлекался культурой Греции, конечно, помнят о мифе, поведавшем историю девушки Ио. Казалось бы, как может быть связана девушка и название пролива? Но, согласно мифам и легендам Древней Греции, именно история Ио была причиной тому, что знаменитый пролив назвали Босфором. Бог-олимпиец Зевс частенько злоупотреблял своим положением и спускался на Землю, завлекая в свои любовные сети земных женщин. Не стала исключением и юная жрица Ио. Любуясь красотой девушки, Зевс забыл, что у него уже есть жена, которая не прощает таких увлечений. Чтобы уберечь Ио от гнева Геры, бог обращает жрицу в белую корову. Но, умная Гера, понимая, что ее хотят провести, напускает на корову огромных слепней. Не зная, куда бежать, Ио чудом находит брод через пролив и оказывается в Кадыкии, которая сейчас является частью Стамбула.

Языковеды сходятся во мнении, что название пролива «Босфор» в переводе означает «Коровий брод». Миф заканчивается тем, что многострадальная Ио все же вернула свой истинный облик и снова встретилась с Зевсом. Назло злой Гере они провели новый медовый месяц.

Красивая сказка, не правда ли?

Мост через пролив Босфор фото

Современная история

Если же мы обратимся к историкам, то они нам поведают, что первым царем, построившим мост, был Дарий. И если хроники не преувеличивают, то он переправил 700 тысяч воинов по временному мосту, состоящему из плотов, которые перекидывали с корабля на корабль. Мост через пролив, который мы можем увидеть в наше время — заслуга Турецкой Республики. Турки считают его настоящим произведением искусства. Когда разрабатывался проект грандиозной конструкции, многие говорили, что он испортит силуэт города и природную красоту пролива. Но, мост, созданный в одном из самых красивых городов мира, не только гармонично дополнил окружающую природу, но и ничуть не испортил красоту памятников истории и архитектуры. Поиски оптимальной конструкции гиганта велись долго, но закончились успешно. В этом сооружении сочетаются простота и благородство.

Герои России

Героями Крымской войны 1853-1856 гг. стали адмиралы, офицеры, инженеры, матросы и солдаты. Огромный список погибших в тяжелом противостоянии с намного превосходящими силами противника делает каждого защитника Севастополя героем. На обороне Севастополя погибло более 100 000 русских людей – военных и штатских.

Мужество и героизм участников обороны Севастополя вписали имя каждого из них золотыми буквами в историю Крыма и России.

Некоторые герои Крымской войны перечислены в таблице ниже.

Генерал-адъютант. вице-адмирал Корнилов В. А. Организовал для строительства укрепительных сооружений Севастополя население, военных и лучших инженеров. Был вдохновителем для всех участвовавших в обороне крепости людей. Адмирал считается основателем ряда направлений в позиционной войне. Использовал эффективно различные методы защиты крепости и внезапного нападения: вылазки, ночные десанты, минные поля, методы морской атаки и артиллерийского противостояния с суши. Предлагал провести авантюрную операцию по обезвреживанию флота противника до начала обороны Севастополя, однако получил отказ от командующего войсками Меньшикова. Погиб в день первой бомбардировки города
Вице-адмирал Нахимов П. С. Командовал Синопской операцией 1853 г., руководил обороной Севастополя после смерти Корнилова, пользовался беспримерным уважением солдат и офицеров. Кавалер 12 орденов за проведенные успешно военные операции. Умер от смертельного ранения 30 июня 1855 года. Во время его похорон флаги на своих кораблях приспустили даже противники, наблюдая в бинокли за процессией. Гроб несли генералы и адмиралы
Капитан 1 ранга Истомин В. И. Руководил оборонительными сооружениями, в которые входил Малахов курган. Деятельный и предприимчивый руководитель, преданный Родине и делу. Награжден Орденом Святого Георгия 3-й степени. Погиб в марте 1855 года
Хирург Пирогов Н. И. Является автором основ хирургии в полевых условиях. Провел большое количество операций, спасая жизни защитников крепости. В операциях и лечении применял передовые для своего времени методы – гипсовую повязку и наркоз
Матрос 1-й статьи Кошка П. М. Во время обороны Севастополя отличился мужеством и находчивостью, предпринимая опасные вылазки в стан врага с целью разведки, захвата пленных «языков» и разрушения укреплений. Награжден боевыми наградами
Дарья Михайлова (Севастопольская) Проявляла неимоверный героизм и выносливость в тяжелые периоды войны, спасая раненых и выводя их из поля боя. Также переодевалась мужчиной и участвовала в боевых вылазках в неприятельский лагерь. Перед ее мужеством преклонялся знаменитый хирург Пирогов. Отмечена личной наградой Императора
Тотлебен Э. М. Руководил строительством инженерных сооружений из мешков с землей. Его сооружения выдержали пять мощнейших бомбардировок и оказались выносливее любых каменных крепостей.

По масштабу боевых действий, проводившихся одновременно в нескольких разбросанных по большой территории Российской Империи местах, Крымская война стала одной из самых стратегически сложных кампаний. Россия не только воевала с мощной коалицией объединенных войск. Противник значительно превосходил живой силой и уровнем оснащенности — огнестрельным оружием, пушками, а также более мощным и быстроходным флотом. Результаты всех проведенных морских и сухопутных баталий показали высокое мастерство офицеров и беспримерный патриотизм народа, компенсировавшие серьезную отсталость, бездарное головное руководство и плохое снабжение армии.

Переход

Мост мучеников 15 июля (1973 г.) в Стамбуле

Морской

Танкер «Эгейская гармония» (IMO 9338917) проходит через Бешикташ в проливе Босфор. Февраль 2020.

Морское сообщение по Босфору включает в себя большое количество паромов между двумя берегами и прогулочных судов, а также множество танкеров и грузовых судов, использующих его в качестве международного морского пути.

Между его северной границей от Румели Фенери до Андолу Фенери и ее южной границей от Ахиркапи Фенери до Кадикёй инчинурну Фенери многие препятствия опасны для международных торговых судов, требуя крутых поворотов и визуализации препятствий. Известно, что переход между мысом Кандили и Ашияном требует поворота на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). В южной части, в Еникёй, необходим еще поворот на 80 градусов. Движение становится еще более опасным из-за визуального препятствия встречному движению и движению паромов.

По этим причинам движение танкеров в ночное время запрещено. Однако из-за его интернационализации присутствие пилота на борту не может требоваться, и там произошло несколько серьезных аварий, в частности, три серьезных столкновения между двумя танкерами, за которыми последовал пожар, в том числе пожар.13 марта 1994 г.в результате чего погибли 25 моряков. В15 июля 2005 г.еще один панамский грузовой корабль, перевозивший металлолом, затонул в водах пролива.

Таким образом, пролив представляет собой узкое место , некоторые супертанкеры могут подождать несколько недель, прежде чем смогут его пересечь: проект Стамбульского канала направлен на расчистку этого пролива, но он все еще обсуждается.

Мосты

Через пролив проходят три автомобильных или смешанных подвесных моста (автомобильный / железнодорожный):

  • Мост мучеников 15 июля ( 15 temmuz Şehitler Köprüsü ), построенный в 1973 г .  ;
  • Мост Фатих Султан Мехмет построен в 1988 году  ;
  • Третий мост Явуза Султана Селима был открыт на26 августа 2016 г.. Он расположен на северной оконечности Босфора (примерно в 4 км от его выхода на Черное море.

Туннели

  • Железнодорожный туннель Мармарай длиной 13,7 км , предназначенный для городской железнодорожной линии, был открыт 29 октября 2013 года; около 1400 м тоннеля проходят под проливом на глубину около 55 м.
  • Евразийский туннель длиной 5,4 км (Avrasya Tüneli) соединяет два берега между Казличешме и Гёзтепе. Строительство началось 26 февраля 2011 г., и его торжественное открытие состоялось.20 декабря 2016 г..
  • Акведук Bosphorus является акведук , проходящий через 5,5 километрового тоннеля , построенного в 2012 году и позволяет воде быть транспортируемого между провинции Düzce на востоке пролива в европейской части Стамбула, на расстоянии 185 км.
  • В проливе есть несколько подводных оптических волокон, соединяющих Стамбул, в частности MedNautilus .

География [ править ]

Как морской водный путь , Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море с Мраморным морем . Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор , а Эгейское море соединяется со Средиземным морем . Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал., что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров из России .

Пролив расположен примерно на .

Современная морфология править

Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну. , рядом с Чанаккале . Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.

Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на речную. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Рецепт успеха российского флота

Самыми страшными Константин Николаевич считал узости Босфора:

Таким образом, ценой двух кораблей великий князь предполагает пройти босфорские укрепления. Далее, по его замыслу, флот становится на Буюкдерском рейде. К укреплениям деревни Буюк-дере подходят на близкое расстояние фрегаты, которые обрушивают весь огонь на расположенные на небольшом возвышении полевые батареи.

Крепость Андолу Кавак (Кавагы) в излучине Босфора

Обратите внимание на её неудачное расположение: она находится слишком высоко и далековато от пролива. Линкоры же тем временем высаживают десант для атаки укреплений с тыла

Как только огонь батарей будет подавлен, высаженный десант штурмом овладевает укреплениями,

Линкоры же тем временем высаживают десант для атаки укреплений с тыла. Как только огонь батарей будет подавлен, высаженный десант штурмом овладевает укреплениями,

Удерживать эти батареи великий князь не видит смысла: с заклёпанными орудиями они безвредны, а через горы доставить быстро другие пушки просто невозможно. Общие потери на этот момент Константин Николаевич оценивает в два корабля и фрегат.

Далее флот спускается к гавани Золотой Рог, встаёт на якорь полукругом от Перы до Серая и готовится к бомбардировке столицы Оттоманской Порты. Тем временем русские дипломаты выдвигают свои требования. Если турки соглашаются на их условия — прекрасно. В противном случае

Надо отметить, что здесь великий князь совершенно прав. Атаковать Дарданеллы со стороны Эгейского моря не в пример сложнее, нежели из моря Мраморного. С северной стороны есть места для высадки, да и атаки оттуда никто не ждёт — пушки Чанак-Кале и Богхали ориентированы на отражение наступления именно с юга, а не с севера.

Наконец,

Боевые действия в регионе

В античности пролив Дарданеллы принадлежал грекам, и главным городом в регионе был Абидос. В 1352 году азиатский берег пролива перешел к туркам и главенствующим городом стал Чанаккале.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе. После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива.

В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы. Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели. Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть. Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

География

Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.

Пролив расположен примерно на .

Современная морфология

Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.

Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.

База отдыха в ущелье Дарданеллы

На окраине с. Хмельницкое, практически на берегу реки Тигровая, расположена база отдыха «Ущелье Дарданеллы». Здесь, в независимости от сезона года, предлагают номера с удобствами в одноэтажных корпусах. Из дополнительных услуг — русская баня, рыбалка, пикниковые зоны, развлечения на открытом воздухе. По предварительной договоренности — проведение корпоративов.

Для сторонников экотуризма и уединенного отдыха на природе есть другое предложение от организаторов глэмпинга «Forest Camping». Своих гостей они размещают в уютных двух- и четырехместных индейских шатрах «Типи». При этом в интерьер шатров включены все привычные городским жителям атрибуты. На территории есть душ и все необходимое для вечерних посиделок у костра. В глэмпинг можно приезжать со своими питомцами.

Марина Заддэ

Как добраться

Поблизости от обоих сел проходит автодорога 05Н-254. Чтобы попасть к с. Бровничи, нужно после указателя съехать на грунтовую дорогу. Припарковать машину можно возле моста через р. Тигровая.

Село Хмельницкое находится в 9 км от села Бровничи. После съезда с главной дороги в сторону населенного пункта, ориентируйтесь на указатели, которые направляют в сторону турбазы «Ущелье Дарданеллы». Возле нее есть автомобильная парковка.

На общественном транспорте к населенным пунктам у ущелья Дарданеллы можно добраться проходящим рейсовым автобусом «Владивосток-Партизанск». Автобусные остановки на главной автодороге по пути следования, недалеко от съездов к селам.

Расписание автобуса Владивосток-Партизанск

Из Партизанска (административного центра) к Бровничам или Хмельницкому можно доехать на такси. Обратитесь к одному из местных операторов: Яндекс. Такси, Maxim, Копейка-Прим, Миг, 555, Форсаж.

Видео о путешествии по ущелью Дарданеллы

Подготовительный этап

Великий князь писал, что в случае войны с Турцией атака Проливов и Константинополя — это кратчайший путь выиграть войну и закончить кампанию малой кровью. Русский ущерб во время этой молниеносной атаки он оценивал примерно в 3–4 линейных корабля и несколько фрегатов, что по людским потерям было бы несоизмеримо меньше, нежели

Начинается записка с подсчёта сил. Итак, чем же могут располагать русские? Константин Николаевич пишет:

Корабли, приняв десант, отплывают ко входу в Босфор, там ждут попутного ветра, не подходя близко к берегу, чтобы не обнаружить себя. Мелкие же суда наблюдают, что происходит в самом проливе. Поскольку летом господствуют северные ветры, ожидание не продлится дольше 3–4 дней. Затем флот строится в линию: впереди корабли, за ними фрегаты.

Великий князь Константин Николаевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector