Церковь, что означает это название?

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Церковь как Тело Христово

«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).

Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.

Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:

«Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой».

И продолжает, указывая на единство тела Церкви:

«Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают».

Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:

«Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…». Такое единение людей на земле возможно только в Церкви во святой Евхаристической трапезе. Через вкушение плоти Христовой и Его крови уничтожается преграда между тварью и Творцом. «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем» (Ин. 6:51, 56).

Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.

В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).

Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?

Казанский собор

Фото: Flickr.com

Собор восстанавливали 2 раза. Первую деревянную церковь, возведенную еще в 1625-м году, уничтожил пожар. После этого правитель отдал приказ выстроить каменное сооружение. Эта святыня принимала прихожан до 1936-го года. Но и ее затем уничтожили большевики, захватившие власть.

В начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение о восстановлении церкви. Проектом занялся Олег Журин. Гениальный архитектор сумел выстроить точную копию разрушенной обители.

В стенах храма хранится ценнейшая реликвия христиан – Икона Казанской Божьей Матери с рамкой для святых мощей. Сюда ежегодно устремляются миллионы паломников.

С Казанским собором связана удивительная легенда. Согласно преданию дочери стрельца Онучина приснился сон. Богородица просила девочку отыскать образ. По словам Божьей Матери, он находился под развалинами сгоревшего дома. Поутру Матрона отыскала чудотворную икону.

Собор находится на Никольской улице, неподалеку от Охотного ряда. Открыта святыня ежедневно, посетить ее может каждый желающий.

Примечателен факт того, что в России существует два храма с подобным названием. Один расположен в столице, а второй возвели в Санкт-Петербурге.

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

Архитектура храма

Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.

Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.

Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.

Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба

Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.

Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.

История названия храма

Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.

Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.

Постройки, входящие в комплекс храма

Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.

Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.

Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.

Пушкинская

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Храм Василия Блаженного

Фото: Flickr.com

Это, пожалуй, самый узнаваемый храм столицы. На его разноцветные купола приезжают полюбоваться туристы со всех уголков планеты.

Первая церковь заложена в честь победы над Казанским Ханством, в середине 16-го века. Авторами проекта считают зодчих Постника и Барму. Архитекторы работали под руководством мастера из Италии.

В комплекс входит 10 церквей. Первые 9 построек возвели еще во времена Ивана Грозного. Последний храм добавлен позже, когда был захоронен Василий Блаженный. Это в его честь названа святыня.

Историки до сих пор не могут дать ответ на вопрос, почему купола у храмового комплекса цветные. Чаще всего склоняются к версии о том, что факт связан с Андреем Юродивым. Ему приснилось, что купола должны быть оформлены златою листвой, плодами и цветами.

Рыбка — код древних христиан

В Римской империи религия являлась делом государственным, а не личным, как сейчас. Фигура императора, официально объявленного богом, должна была соединять граждан государства и на политическом, и на религиозном уровне. У римского императора имелся даже особый титул — «понтифекс максимус», то есть верховный жрец. Таким образом, император в Риме являлся и главой государства, и религиозным лидером, и воплощением божества. Все, кто отказывался чтить императора именно в таком статусе, оказывались вне закона.

Христиане, проживавшие на территории империи, почитали и уважали императора в качестве главы государства, но для них было абсолютно неприемлемо считать его богом. Потому они подвергались гонениям. Их преследовали, сажали в тюрьмы, заставляли приносить в честь императора жертвы. За отказ их казнили, обычно распиная на кресте. В результате христиане вынуждены были прятаться, скитаться, совершать богослужения по ночам. Для определения, кто свой, а кто чужой, древние христиане разработали собственную систему символов, значение которых знали только они. Таким символом стала, например, рыбка.

Ίχθύς («Ихтис»). Раннехристианская надпись, г. Эфес

По-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». ИХТИС — это еще и аббревиатура. Расшифровывается она так: первая буква «И» обозначает «Иисус», следующая «Х» — «Христос», Т расшифровывается как «тэу», то есть по-гречески «Божий»; следующая «И» — это греческое слово «хюос», которое переводится как «сын»; последняя буква «С» обозначает слово «спаситель», «сотэр». Таким образом, ИХТИС расшифровывается так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Понятие Церковь в Христианстве

Существующее понятие Церковь предполагает несколько значений. Что означает это слово в христианском понимании, в её догматическом значении? Православное вероучение дает четкий и ясный ответ на данный вопрос, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь — это не просто храм (здание). В это понятие вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается общество людей, объединенных единым священноначалием (духовенством через апостольское преемство), едиными таинствами (в православии их семь), в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Церковь — это не просто общество верующих, а живой, развивающийся «организм». Основателем Церкви является Сам Иисус Христос. Он так и вещал апостолам о её создании. Причем упоминал о невозможности даже самому аду одолеть такое общество верующих людей. Любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом такого общества и, соответственно, членом Церкви.

Какая бывает Церковь

Понятие Церковь — не однозначно. Церковь Христова условно может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь Земная и Небесная. Под Земной церковью понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», поскольку люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви –Небесная. Ещё иначе она именуется «торжествующей». В неё входят, во-первых, все святые люди, которые уже переступили порог вечности. Во-вторых, к Небесной церкви относятся все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.

Смысловые значения слова Церковь

Таким образом, понятие Церковь в православии имеет разные смысловые значения.

Во-первых, Церковь — приход, община.

Во-вторых, Церковь — это христианская община в целом, форма организации верующих христиан.

В-третьих, Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

В-четвёртых, Церковь — социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.

В-пятых, Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений («Церковь саентологии», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и т. п.

И, наконец, Христианская церковь — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.

Вывод

Следует отметить, что приведённый перечень понятия Церковь не окончательный! При желании он вполне может быть скорректирован и расширен.

Желаете продолжить знакомство?

При желании, продолжить знакомство с православными храмами Вам поможет публикация — Понятие и виды православных храмов. 

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Fotokto.ru

Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.

К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.

Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.

Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)

Эта церковь появилась в 1704-1713 годах во время правления Петра I. Церковь Иоанна Воина – прекрасный образец русского барокко, он уже свыше трёх веков стоит на Большой Якиманке. Планировка у здания исконно русская (якобы её начертал сам император), использующая принцип «восьмерик на четверике». У здания неожиданно яркий фасад, украшенный жёлтой, зелёной и красной мозаикой. За всю свою длинную историю эта церковь никогда не прекращала работу, даже в суровые для неё 20-30 годы прошлого века. Верующие особенно чтят этот храм и за то, что в нём находится много особо почитаемых реликвий: икона и кусочек мощей с перстнем от великомученицы Варвары, икона Владимирской Божьей Матери, другие иконы и ковчеги, содержащие прах свыше 150 угодников.

Руки в Ноги
Оценить!

8.63
10014

12345678910

Что есть Церковь в понятии христиан

Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.

Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.

Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.

Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.

Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —

«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.

«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),

— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:

«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).

Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа

«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).

В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).

Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.

Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.

История создания

Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.

Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.

Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.

История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.

Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.

Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.

Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)

Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.

Почему без Церкви невозможно Спасение

Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:

Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:

В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:

Виды православных храмов

Собор

Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.

Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).

Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.

Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.

Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.

Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.

Часовня

Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.

Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector