Покровский собор москвы
Содержание:
Музей
После прекращения богослужений, по решению советского правительства, здание храма с начала 20-х гг. стало использоваться как историко-архитектурный музей. В нем открывается экспозиция, формируются фонды, начинают проводиться исследовательские работы.
С 1928 г. музей становится подразделением Государственного исторического музея. Его выставочная деятельность имела антирелигиозную направленность. Параллельно с работой экспозиционной части в здании проводятся крупномасштабные реставрационные мероприятия.
Музей прекращал работу в период 1941-1947 гг. В разные годы в помещении были представлены тематические собрания, посвященные строительству и архитектуре 16 века, библиографии 16-20 века, завоевательным походам Ивана Грозного.
Покровский храм является одним из главных туристических объектов столицы. С 1991 г. наряду с музейной, в нем возобновляется религиозная деятельность.
Основные коллекции:
- оружия 15-16 вв.
- колоколов 16-20 вв.
В 2014 г. вниманию посетителей была представлена постоянно действующая экспозиция «Сокровища Покровского собора». В нижней части здания экскурсанты знакомятся с историей храма. В верхней части публика осматривает старинные интерьеры с элементами живописных и скульптурных работ мастеров древнерусского искусства.
История строительства
В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.
Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.
В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.
В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.
Значение собора в СССР
После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.
В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.
В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.
Собор в 1991-2014 гг.
Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.
В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.
Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:
- «Чудо России» (2008)
- «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
- «Лучшие из лучших в туризме» (2014)
20 самых красивых мест Москвы
Покровский собор
Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.
А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.
Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.
Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).
После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.
Время работы и стоимость билетов
- 1 июня – 31 августа: с 10:00 до 19:00.
- 1 сентября – 9 ноября: с 11:00 до 18:00.
Стоимость билетов стандартная, также есть групповые и тематические экскурсии для детей и взрослых.
- Взрослые, в том числе иностранные граждане – 350 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России – 100 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России в последнее воскресение месяца – 10 р.
- Владельцы международных карт IYTC и ISIC – 100 р.
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (мама, папа с одним или двумя детьми до 18 лет) – 600 р.
- Школьники всех стран от 17-18 – 100 р.
- Пенсионеры РФ и СНГ, а также льготные категории граждан РФ и СНГ – 100 р.
- Дети и подростки до 16 лет – бесплатно.
Подробно о льготных категориях и бесплатном посещении вы можете посмотреть на официальном сайте музея.
Особенности архитектурного стиля храма
По своей структуре строение очень сложное. Основной частью храма считается столпообразная церковь, возведенная в честь Покрова Богородицы. Со всех сторон ее окружают церкви поменьше (их принято называть осевыми)
Важной составляющей комплекса считается и Шатровая колокольня, которую, согласно данным, предоставленным историками, пристроили только в XVII веке
Интерьер храма сильно контрастирует с экстерьером, если обращать внимание на цветовую гамму и стилистику в целом. В качестве основного украшения стен выступает роспись маслом
Ее гармонично дополняют древние фрески (относятся к XVI веку). Главный акцент внутреннего убранства храма – резная арка, которая по совместительству является святыней комплекса (рядом захоронен сам Василий Блаженный).
Режим работы
Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.
Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:
Летнее время (1 июня – 24 августа) | 10:00 – 19:00 |
25 августа – 3 сентября | 10:00 – 16:00 |
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) | 11:00 – 18:00 |
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) | 11:00 – 17:00 |
2 – 8 января | 11:00 – 18:00 |
Май (1 мая – 31 мая) | 11:00 – 18:00 |
За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.
Описание храма
Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города
В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.
Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.
Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.
Купола Покровского собора
Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.
Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.
Этапы строительных работ
Возведение церкви длилось 6 лет, с 1555 по 1561 г.
Это время условно можно поделить на несколько этапов:
- 1588 г. – царь Федор Иванович установил праздник в честь почитаемого Василия Блаженного и в том же году, убедившись во множестве чудес, повелел возвести над ракой святого каменный храм. Он стал 9-й пристройкой к церкви.
- Конец XVI – точная дата пожара неизвестна, но после него собор отчасти преобразился. Вместо плоского покрытия и одного купола у церкви появились луковичные главы, а на территории была построена колокольня.
- 1672 г. – чудесное открытие мощей Иоанна Блаженного. Это событие повлекло за собой достройку к собору.
- II-я половина XVII века – вид собора изменяется. Деревянные арки и крыльцо заменяются кирпичной кровлей и столбами. Церковь девы Феодосии надстраивается над главным входом, создавая верхний ярус.
- 1683 г. – перестраивается звонница. Теперь это 2-этажное сооружение с открытой площадкой.
Интерьеры
Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.
Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.
Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.
Июльский гость
Плюс 12 500 новых подписчиков в соцсетях и 500 тысяч виртуальных посетителей, с такими итогами музей завершает онлайн-период своего существования во время пандемии.
Но открывая 1 июля двери музея и музыкой живого оркестра встречая первых посетителей («Мы очень соскучились по зрителям», — признается Левыкин), музей пока не ставит перед собой задачи выйти на докарантинное число посещений. Главное для него — восстановиться и обеспечить безопасность своих посетителей. Режимы посещений музея пока предполагают экскурсионные группы не более 5 человек, посещение главного здания будет разбито на 15-минутные сеансы, храма Василия Блаженного — на 10-минутные, а палат бояр Романовых — на 20-минутные (правда, войдя, оставаться в музеях ГИМа можно будет как угодно долго). При этом главное здание и музей 1812 года будут открыты с 10 до 21 часа, собор Василия Блаженного и Палаты бояр Романовых — с 10 до 19. Музей ГИМа будет работать без выходных. Приоритетной будет онлайн-продажа билетов
Социальная дистанция, маски, перчатки (которые можно будет купить и в музейном киоске), все предосторожности останутся в силе до 1 августа
Уникальные экспонаты Исторического музея соскучились по «живому взгляду»
Алексей Левыкин пригласил посетителей на бьющую все рекорды популярности выставку Фаберже, время работы которой продлится до осени, и обратил внимание на ставшую в карантин особенно актуальной выставку, подготовленную к 75-летию Победы и посвященную подвигу медицинских служб в годы Великой Отечественной войны. Вход на выставку (а стало быть, и в музей) для медиков — бесплатный
В конце июля музей планирует открыть выставку Рокотова, но другие выставочные планы, по словам Левыкина, возможно, придется свернуть, перенося их на 2021 год. Часть онлайн-мероприятий (а их за время карантина набралось 1000) музей оставит в силе, зачем сворачивать, например, пользующиеся большой популярностью короткие онлайн-лекции, посвященные какому-то одному музейному предмету? Тем более что прирост посещений (и особенно 250 тысяч виртуальных визитов в ГИМ в знаменитую «Ночь музеев», также прошедшую в этому году онлайн) говорит о нарастании интереса к истории и культуре у молодого поколения.
ГИМ собирается продолжить работу по созданию филиала в Туле и гордится новым изданием, посвященным «Золотой кладовой» музея, появившимся как раз в карантин. Левыкин напомнил, что продолжается сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, и сама реставрация начнется уже в этом году. Отвечая на вопрос журналистов, ждут ли в ГИМе, например, китайских туристов, Алексей Левыкин подчеркнул: «Конечно, как и других иностранных гостей». Но добавил, что процент иностранных посетителей в музее доходил до 4 и только после чемпионата мира достиг 25. Главный зритель музея — россиянин. Как специалист по русскому и зарубежному антикварному оружию, он напомнил июльским зрителям об оружейных шедеврах ГИМа — королевского уровня коллекции доспехов XVI-XVII веков, прекрасной коллекции огнестрельного оружия и уникальной сабле Александра II, бывшей с ним во время покушения. Сразу захотелось пощупать это оружие «живым взглядом».
Храм Василия Блаженного
Настоящее название храма — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но в народе его знают как Храм Василия Блаженного. Существует несколько легенд о создателях собора: согласно одной из них собор выстроил мастер из Пскова Постник Яковлев; согласно другой, у здания было два архитектора — Постник и Барма. А по третьей версии, архитектором вообще выступил неизвестный итальянский мастер, соединивший причудливым образом каноны русской и западноевропейской архитектуры.
Собор был создан по приказанию Ивана Грозного как память о взятии Казани в 1555—1561 годах. Легенда гласит, что когда царь увидел финальный результат, он был столь поражён красотой собора, что приказал ослепить мастера, дабы тот не смог больше сотворить ничего столь же прекрасного.
По своей архитектуре собор уникален: он представляет собой девять самостоятельных столпообразных церквей, каждая из которых названа в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боёв в Казани. Все они внутри объединены общим основанием и обходной галереей. Собор замечателен и внутренним убранством: в нём сохранились иконопись и монументальная живопись XVI века, по которым можно проследить более чем четырёхвековую историю развития русского иконописного искусства.
Интересно, что в качестве материала для строительства Храма Василия Блаженного мастерами был выбран кирпич — довольно большая редкость для XVI столетия. Это было смелым новаторским решением, ведь в то время для возведения подобных зданий обычно использовали гораздо более традиционные материалы — тёсаный камень или плинфу. Главная отличительная особенность архитектурного шедевра заключается в том, что в его конструкции совершенно не предусмотрен определённо выраженный фасад, проще говоря, с какой стороны к собору ни подойди, кажется, что именно эта сторона и является главной.
Высота храма составляет порядка 65 метров, поэтому в течение многих лет это здание принято было считать самым высоким в Москве. За всю свою многовековую историю собор много раз перекрашивался и реставрировался, а с приходом большевиков он чудом избежал печальной участи многих других храмов и церквей — полного разрушения, как того требовала советская идеология.
В настоящее время здесь находится филиал Государственного исторического музея, экспозиция которого представляет историю строительства и существования собора, также нередки временные выставки, посвящённые той или иной исторической эпохе на Руси. Начиная с 1991 года в храме проводятся и православные богослужения.
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Кто такой Василий Блаженный
Василий Блаженный был известным русским юродивым, жившим в Москве в эпоху Ивана Грозного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца — способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Так, например, он предсказал грандиозный московский пожар 1547 года, который уничтожил 1/3 столичных зданий и унес почти 2000 человеческих жизней.
Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам.
Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу.
Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения — кладбища у основания будущего Покровского Собора.
В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.
Начало ХХ в
Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.
После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.
Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.
История
Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.
Начало
Василий Блаженный
Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.
По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».
XVI век
Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.
Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.
XVIII век
Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.
С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.
Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.
Собор Василия Блаженного. 1830-е
XX век
Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.
В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.