Софийский собор в полоцке

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

  • Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
  • Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
  • Дата разрушения собора: 1710 год
  • Дата восстановления: 1738 -1750 годы
  • Архитектор: Иоганн Глаубиц
  • Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.

Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли

Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду

PS

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

«Со своих глядит на мир колоколен…»

4 июля 1944 г. Красная армия освободила Полоцк.

  1. Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.
  2. Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.
  3. Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г.). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.
  4. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.
  5. Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

История Софийского собора в Полоцке

Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную

и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.

К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.

Полезные статьи:

В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее

Секреты успешного брака
1. Похвала
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее

ПРТИЧИ
Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
Нет! Даётс�… Читайте далее

Интересным есть и тот факт, что точную данного храма планируют построить в другом не менее знаменитом городе Беларуси – Витебске. Полоцкий каменный собор появился уже после своих “собратьев ” в Киеве и Новгороде и стал четвёртым храмом в мире, построенным в честь Святой Софии.

Периоды исторического архитектурного и духовного становления храма:

1044 – 1066 года – возведение византийскими мастерами и горожанами по распоряжению князя Всеслава Чародея;макет собора XI века, выполненный согласно византийских канонов и в лучших традициях полоцкого зодчества, располагается в Верхнем замке, что как нельзя точнее “говорит” о роли церкви в государстве;великий православный и культурно-просветительский центр, в котором находились: библиотека, архив, казначейство, магистрат, а также хранились религиозные святыни и устраивались приемы высокопоставленных послов;1596 год – храм передан униатской церкви, проведено восстановление после пожаров, сняты верхушки угловых боевых башен крепостной части;времена Северной войны – использование в составе склада амуниции и боеприпасов;Отечественная война 1812 года – в специально сделанной нише стены собора хранилась самая одна из самых известных и почитаемых во всём православном мире священных реликвий – Крест Евфросинии Полоцкой;1913 год – проведение реставрационных работ образов, сохранившихся на стенах храма;Великая Отечественная война – размещение гарнизонный костела немецких войск.

Обязательно к прочтению:  Спасо-Преображенский монастырь Муром

Софийский собор – это не просто историческая и архитектурная ценность, почитаемая православными людьми во всё мире, это величайший оплот духовной жизни, который по своей значимости не уступает многим известным храмам. Он несёт в себе главное, к чему стремиться каждый истинный христианин – вечную непоколебимую веру и Божью благодать, которой нет конца и края в этом мире, на этой земле.

Описание Софийского собора в Полоцке.

Сегодня Софийский собор представлен как пример первого памятника с характерными чертами, свойственными типичному искусству земель Полоцка. После восстановления здания храма, перед его посетителями предстала статная постройка в стиле виленского барокко с видоизмененным фасадом, достройками и преобразованным интерьером. Внутри храма появились украшения из лепнины, резные карнизы, а также изменилась цветовая гамма. На алтарной преграде можно увидеть точную копию фрески «Тайная вечеря»

, которая неплохо сохранилась до наших дней.

После появления Софийского собора на территории Полоцка то и дело появлялись памятники, в которых прослеживалась тенденция стилистики архитектуры XII века.

Достопримечательность Полоцка в наше время.

Ныне закончилось восстановление собора, в котором был открыт большой концертный зал с органом. В этом зале ежегодно в середине весны и в конце осени проходят фестивали камерной и органной музыки. На выступление сюда съезжаются знаменитые органисты с разных стран. Храм относится к культурно-историческому музею-заповеднику Полоцка. Рядом со зданием собора располагается Борисов камень.

Каждый год, 5 июня, когда почитают память Ефросинии Полоцкой

, в соборе идет православная служба, после чего проходит крестный ход от храма до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Софийский собор в Полоцке стоит увидеть своими глазами.

Этот замечательный храм и прилегающие постройки можно увидеть, отправившись в экскурсионный тур по Беларуси, который позволяет посетить не одну святыню края и обогатить свой духовный мир новыми впечатлениями.

Кроме того, в Полоцке Вы увидите много других, не менее интересных достопримечательностей: Музей белорусского книгопечатания, Коллегиум Иезуитов, и даже памятник букве – самой интересной букве белорусского алфавита «Ў». И где еще, как не в Полоцке, Вы получите уникальную возможность сфотографироваться в самом центре Европы.

Биография

Русскими летописями не упоминается — известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым — Суфия, Сифия.

Место её рождения неизвестно. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София — дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста; наиболее аргументированно это доведено Я. Галеном. Баумгартен и Пашуто предполагали, что София — дочь новгородского князя Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар I вступил в брак с двоюродной племянницей. Подробный обзор точек зрения на происхождение Софии содержится в работах Т. Джаксон.

После того, как её мать Рыкса вышла замуж за шведского короля Сверкера I, она последовала за ней и была принята при шведском дворе.

София вышла замуж (23 октября 1157 года в Виборге) за датского короля Вальдемара I, правнука Владимира Мономаха; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика.

Политический контекст этого брака, как и связи полоцко-минских князей через Софию с династиями герцогов Брауншвейгских и ландграфов Тюрингских, не изучены. Возможно, этот брак имел целью укрепления союза Дании со Швецией.

София была обручена с Вальдемаром с 1154 года и в том же году прибыла в Данию, но свадьба оказалась возможной только через три года, так как она была признана недостаточно взрослой, для того чтобы выходить замуж. На это время её отставили под присмотром женщины по имени Бодил. Так как она не имела никакой собственности в Дании, ей было обещано 1/8 часть поместий её сводного брата Кнуда V. Свадьба состоялась только после того, как Вальдемар смог победить своего противника в борьбе за престол Свена III.

Собор Рингстеда, где похоронена София Владимировна

София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Саги изображают её красивой, но властной и жестокой женщиной. Так, согласно им она повелела сжечь в бане любовницу своего мужа Туве и ранила его сестру Кирстен.

У королевы было два сына и шесть дочерей. Пережила своего мужа (умершего в 1182 году).

Овдовев, в 1184 году вышла за Людвига III, ландграфа Тюрингии, который был моложе её на 10 лет. София приехала в Тюрингию с большой свитой. Однако перед тем, как отправиться в Третий крестовый поход Людвиг изгнал её. В 1190 году она развелась с ним и вернулась в Данию.

Похоронена рядом со своим первым мужем в королевской усыпальнице города Рингстед.

Есть два её поздних портрета (1580 и 1757 годы)[источник не указан 1074 дня ()].

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

История Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – известная достопримечательность Беларуси, о которой наверняка будет интересно узнать и вам и мне, так как я в Полоцк еще только собираюсь и то в далеком будущем.

Князь Всеслав Чародей

Cофийский кафедральный собор Полоцка был построен ещё византийскими зодчими в период между 1044 и 1066 гг., когда властвовал князь Всеслав Чародей. Трудно представить, сколько всего повидали стены с тех времен. Представляете, храм с 1000-летней историей! Софийский собор в Полоцке – воплощение древнерусского зодчества. С храмами Киева или Новгорода той эпохи святыню роднят крестово-купольные системы, галереи. Однако есть у Софийского собора и “изюминки”:

  • Дополнительное разделение алтаря – вим, для той эпохи это нестандартный архитектурный приём, присутствующий исключительно в храмах Болгарии.
  • Семь глав храма, которые олицетворяют все 7 православных вселенских храмов.

Таким когда-то был Софийский кафедральный собор в городе Полоцке

В девятом веке София Полоцкая (тогда храм назывался именно так) представляла собой монументальное сооружение 31 метр в высоту, а стены были толщиной свыше 2 м. Для строительства храма применялись исключительно валуны, не подвергавшиеся обработке, и плинфа. Узоры образовывала специальным образом утопленная кладка.

В 1596 г. была подписана Брестская уния, после чего Софийский собор отошёл к униатам. Пожар 1607 г. разрушил здание, что привело к запустению святыни в течение 10 лет, и только в 1618 г. униатским архиепископом Кунцевичем Иософатом были проведены работы по его восстановлению и перестройке. Очередной пожар, произошедший в 1642 г., снова испортил целостность постройки.

В 18 веке Софийский собор приобрел свой современный вид. Именно в те времена по замыслу Яна Глаубица возникла одноапсидная базилика с фасадом, обращенным к водам Двины. Внутренне убранство святыни было поистине впечатляющим: изысканная лепнина, карнизы, колонны, выдержанные в архитектурном стиле барокко. Первые 2 яруса алтаря были оформлены росписью и деревнями фигурами святых. Над сводом красовался барельеф Новозаветной Троицы. Сегодня здесь частично сохранились древние фрески, среди которых есть точная копия Тайной вечери Леонардо да Винчи и Нерукотворный спас.

В период Северной войны святыню закрыла армия Российской Империи, а на притворе устроили хранилище пороха. В 1710 г. здесь произошел взрыв, и храм оказался стоять разрушенным вплоть до 1738 г. Реконструкцию святыни инициировал архиепископ Гребницкий. Тогда же в 1750 г. архитектор Ян Глаубица начал возводить двухбашенную базилику, соответствующую стилю виленского барокко, которая позже была освящена в честь праздника Сошествия Святого Духа. Впоследствии собор стали украшать лепнина, колоны, карнизы с фигурными изображениями.

В период войны 1812 г. собор осквернили французские войска, командование которых приняло решение разместить на его территории конюшню. Лишь в 1839 г. храм снова вернули православной церкви. В период с 1911 по 1914 г. там проводился капитальный ремонт, однако, в 1924 году храм перестал действовать, и на его территории открыли краеведческий музей. В годы немецкой оккупации собор работал, но позже его вновь закрыли. В 70-80 гг. прошлого столетия здесь велись реставрационные работы, а в период с 2010 по 2013 гг. в храме в процессе реконструкции удалось обновить фасад, кровлю, а также оконные проёмы.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Дети[15]

  • Софья (—) — с 1181 года жена Зигфрида III, графа Веймар-Орламюнде (—)
  • Кнуд VI (—) — король Дании с
  • Маргарита (/ — пос.) — монахиня в монастыре св. Марии в Роскилле.
  • Мария (/ — пос.) — монахиня в монастыре св. Марии в Роскилле.
  • Вальдемар II Победитель (—) — король Дании с 1202 года, герцог Шлезвига —
  • Ингеборг (—29 июля ) — с 15 августа жена Филиппа II Августа (22 августа —14 июля ), короля Франции с (брак аннулирован в , но в признан действительным)
  • Елена (ок. 1177 — 22.11.) — с жена Вильгельма I, герцога Брауншвейг-Люнебурга (—)
  • Рикса (Рихеза) (ум. ) — с жена Эрика X Кнутссона (—10 апреля ), короля Швеции с

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Софийский собор в Киеве. Фото: РИА Новости

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Современное состояние

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

В Софии Полоцкой выявлены надписи XI века. В фундаменте на большом плоском камне процарапаны имена людей, которые строили собор: «Довыдь, Тоума, Микуола, Копесь», а также «Петьрь, Воришько». Существует несколько интерпретаций этих имен, так, Т. В. Рождественская предложила читать на надписи имена четырех человек в западнославянской огласовке: Давыда, Фомы, Миколы и Копеся. В то же время И. Л. Калечиц видит здесь имена двух человек, характерные для крещеных славян пары из крестильного и домашнего имен: Давыд Тумаш и Микола Копесь (Копесь могло играть роль прозвища).

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector