Собор святого вита в праге
Содержание:
Западный фасад
Неоготический западный фасад базилики, облицованный стрельчатыми окнами, карнизами и ажурной каменной резьбой, строился с1873 по 1929 год. Здесь расположены три Бронзовых портала, каждый из которых обрамлён пилястрами и увенчан узорчатыми фронтонами. Панели ворот декорированы рельефными изображениями, представляющими сцены строительства храма, а также эпизоды из жизни князя Вацлава.
Западная часть собора завершается двумя готическими остроконечными шпилями. Они устремлены ввысь на 80 метров и украшены замысловатыми зубчатыми башенками. Жемчужиной западного фасада является Роза — десятиметровое в диаметре круглое окно. Оно декорировано каменными узорами в виде цветочных лепестков.
Меблировка
Внутри собора очень богатый интерьер. Наиболее важные работы Парлера находятся в Вацлавской капелле, выложенной полудрагоценными камнями и позолоченной лепниной, в южном проходе. Гробница Габсбургов, воздвигнутая Александром Колиным в центре хора, датируется 16 веком . Самая значительная из предметов обстановки в стиле барокко — высокая гробница св. Яна Непомуцкого, выполненная серебряным мастером Иоганном Йозефом Вюртом в 1733–1736 годах по эскизам Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха и модели скульптора Антонио Коррадини . Главный алтарь в неоготическом стиле был построен под руководством Камила Гильберта, сменившего в 1899 году строителя собора Йозефа Мокера, и многие современные чешские художники внесли свой вклад в оформление интерьера. Так называемое окно святого покровителя в Капелле Нового Архиепископа (к западу от северного входа) было завершено в 1931 году художником по стеклу Яном Веселы по проекту Альфонса Мухи ; Макс Швабинский (1934) спроектировал два больших стеклянных окна «Излияние Святого Духа» и «Страшный суд» .
Культ реликвий
С 1355 года в соборе Вита хранилась как реликвия голова святого Вита , а также собаки святого Адальберта , собаки святого Вацлава , меч святого Стефана , зуб святой Маргариты , часть голени святого. Витале , ребро Святой Софии , челюсть Святого Эобана , осколок креста Иисуса , скатерть Святого Причастия , платье Девы Марии и посох Моисея .
Коронационная церковь
Коронация короля Фердинанда V в соборе Святого Вита в 1836 году.
Еще до того, как собор был перестроен при императоре Карле IV , собор Святого Вита был коронационной церковью и местом захоронения чешских правителей . Знаки отличия коронации, в том числе Вацлавская корона , хранятся в зале короны собора на этаже над Вацлавской капеллой и доступны только через нее . С 1867 года Королевская палата запиралась семью замками, ключи от которых были переданы на хранение семи различным пражским сановникам.
Императорские и королевские гробницы
Помимо святого Иоанна Непомука , в Санкт- Петербурге похоронены следующие монархи и члены их семей.
- Борживой II , герцог Богемии (ок. 1064 — 2 февраля 1124 г.)
- Оттокар I Пршемысл , король Богемии (1155-15 декабря 1230)
- Оттокар II Пршемысл , король Богемии (1232 — 26 августа 1278)
- Рудольф II, герцог Австрии (1270-10 мая 1290)
- Ютта фон Габсбург (13 марта 1271-18 июня 1296), жена короля Венцеслава II.
- Вацлав II, король Богемии (17 сентября 1271 — 21 июня 1305)
- Рудольф I, король Богемии (1282 — 4 июля 1307)
- Бланка Маргарита Валуа (1317 — 1 августа 1348), жена императора Карла IV.
- Император Карл IV (14 мая 1316 г. — 29 ноября 1378 г.)
- Вацлав IV, король Священной Римской империи, король Богемии (26 февраля 1361 г. — 16 августа 1419 г.)
- Георг Подебрад, король Богемии (6 апреля 1420 — 22 марта 1471)
- Анна Чешская и Венгерская (23 июля 1503-27 января 1547), жена императора Фердинанда I.
- Ладислав Постум , король Богемии (22 февраля 1440 — 23 ноября 1457)
- Император Фердинанд I (10 марта 1503-25 июля 1564)
- Император Максимилиан II (31 июля 1527 — 12 октября 1576)
- Эрцгерцогиня Элеонора (4 ноября 1568 — 12 марта 1580), дочь императора Максимилиана II.
- Император Рудольф II (18 июля 1552 — 20 января 1612)
- Мария Амалия Австрийская (26 февраля 1746-18 июня 1804), жена герцога Фердинанда II Пармского
Золотые ворота
Справа от Южной башни находится церемониальный вход “Золотые ворота”, названный так из-за золотой мозаики “Страшный суд” над дверями. Через этот вход в храм заходили для церемонии коронации. Мозаика появилась над воротами в 1370-1372 годах, потом была сильно повреждена, восстановлена в 1961-2000 годах.
В центре мозаики изображен Иисус Христос, вершащий суд и окруженный ангелами. Под ним шесть просящих Христа чешских покровителей. Слева от Христа Дева Мария, справа Иоанн Креститель, просящие милости для судимых людей. В нижней части слева мертвые поднимаются из могил, им суд предстоит. Справа повергнутые мечем Архангела Михаила отправляются в ад. Смотрите фото ниже, кликните на фото для увеличения.
Собор снаружи и внутри
Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.
Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.
На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.
Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.
Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.
Восточная сторона собора св. Вита
Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.
Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.
Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.
Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.
На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.
В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.
Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.
Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.
Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов
Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.
Орган
В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.
Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.
Смотровая площадка собора
Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.
Так сверху выглядит часть собора и площадь
Строения поражают
И вот так
Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков
Карлов мост
Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.
Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:
- Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
- Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
- А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.
Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита
Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.
В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.
Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.
Как добраться до собора
Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.
Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града
Сколько стоит билет
Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.
- Цена билета
- Обычный – 350 крон
- Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.
Часы работы
С ноября по март кафедральный собор открыт
- с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
- в воскресенье: с 12.00 до 16.00
С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.
Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.
Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.
До встречи!
Строительство
Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.
Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).
Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.
В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.
В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).
Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
Интерьер
Витраж работы А. Мухи
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.
Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.
После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.
Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.
В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.
Начните отсюда
-
Россия
- Экскурсионные туры по России
- Отдых на море в России
- Отдых в Подмосковье
- Новый год
- Майские праздники
- Горные лыжи в России
- Лечебные курорты
- Приключенческие туры
-
Австрия
- Туры в Австрию
- Новый Год в Австрии
- Горные лыжи в Австрии
- Майские праздники
- Об Австрии
- Климат и погода в Австрии
-
Болгария
- Отдых в Болгарии
- Какой курорт выбрать?
- Климат в Болгарии
-
Великобритания
- Туры в Великобританию
- Новый год и Рождество
- Майские праздники
- О Великобритании
- Климат и погода в Великобритании
-
Венгрия
- Туры в Венгрию
- Новый год в Венгрии
- Майские праздники
- О Венгрии
- Климат и погода в Венгрии
-
Вьетнам
- Отдых во Вьетнаме
- Экскурсионные туры
- Новый год во Вьетнаме
- О Вьетнаме
- Климат и погода во Вьетнаме
-
Греция
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Греции
- О Греции
- Климат и погода в Греции
-
Грузия
- Отдых в Грузии
- Климат и погода в Грузии
-
Доминикана
- Туры в Доминикану
- О Доминикане
- Климат и погода в Доминикане
-
Египет
- Отдых в Египте
- О Египте
- Климат и погода в Египте
-
Израиль
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Израиле
- Об Израиле
- Климат и погода в Израиле
-
Индия
- Отдых в Индии (Гоа)
- Экскурсионные туры
- Новый год в Индии
- Об Индии
- Климат и погода в Индии
-
Индонезия
- Туры в Индонезию
- Об Индонезии
- Климат и погода в Индонезии
-
Испания
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Горные лыжи в Испании
- Новый год в Испании
- Майские праздники
- Об Испании
- Климат и погода в Испании
-
Италия
- Пляжный отдых
- Экскурсионные туры
- Новый год в Италии
- Горные лыжи в Италии
- Майские праздники
- Об Италии
- Климат и погода в Италии
-
Кипр
- Отдых на Кипре
- О Кипре
- Климат и погода на Кипре
-
Китай
- Туры в Китай
- Новый год в Китае
- Майские праздники
- О Китае
- Климат и погода в Китае
-
Куба
- Туры на Кубу
- О Кубе
- Климат и погода на Кубе
-
Мальдивы
- Туры на Мальдивы
- О Мальдивах
- Климат и погода на Мальдивах
-
Мексика
- Отдых в Мексике
- Экскурсионные туры
- Новый год в Мексике
- Майские праздники
- О Мексике
- Климат и погода в Мексике
-
ОАЭ
- Туры в ОАЭ
- Об ОАЭ
- Климат и погода в ОАЭ
-
Португалия
- Отдых в Португалии
- Экскурсионные туры
- Новый год
- Майские праздники
- О Португалии
- Погода и климат в Португалии
-
Таиланд
- Туры в Таиланд
- Новый год в Таиланде
- Майские в Таиланде
- О Таиланде
- Климат и погода в Таиланде
-
Тунис
- Отдых в Тунисе
- О Тунисе
- Климат и погода в Тунисе
-
Турция
- Туры в Турцию
- О Турции
- Климат и погода в Турции
-
Финляндия
- Туры в Финляндию
- Новый год в Финляндии
- Рождество в Финляндии
- Майские праздники
- О Финляндии
- Климат и погода в Финляндии
-
Франция
- Эскурсионные туры
- Новый год
- Горные лыжи
- Отдых на Лазурном берегу
- Майские праздники
- О Франции
- Климат и погода во Франции
-
Хорватия
- Отдых в Хорватии
- О Хорватии
- Климат и погода в Хорватии
-
Черногория
- Отдых в Черногории
- О Черногории
- Климат и погода в Черногории
Собор Святого Вита
Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.
Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.
Смотреть и восхищаться
Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.
Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.
Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон — трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого — шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.
Под главным алтарем разместилась крипта — усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.
Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен — символ благовестия.
Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.
В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.
На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.
Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.
Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом — св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали «Библией для неграмотных»: на нем размещали статуи-горгули, чудовища — пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.
Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.
С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».
Интерьеры и внутреннее убранство собора
Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.
Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.
Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.
Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.
Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.
Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)
Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей
Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.
Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.
Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.
Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.
Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.
Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.
А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.
За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.
Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.
Название собора
Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)
Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.
План собора
Цветом указаны
- Главный вход, с двумя боковыми входами
- Преддверие северо-западной башни с лестницей на западный чердак
- Капелла Святой Анежки
- Капелла Шварценбегов
- Новая архиепископкая капелла (Хорова)
- Хилбертова закругленная лестница до новой сокровищницы
- Новая ризница
- Алтарь Франтишка Билка
- Поперечный (крестовый) неф
- Коркова капелла с лестницей к Волмутову чердаку
- Королевский мавзолей
- Новый алтарь
- Главный алтарь
- Капелла Святого Cигизмунда
- Старая ризница с лестницей до сокровищницы
- Капелла Святой Анны
- Архиеписковкая капелла (Пернштейнская)
- Памятник кардинала Шварценбергского
- Капелла Святого Иоанна Крестителя
- Капелла Девы Марии (Святой Троицы, Императорская, Св. Людмилы)
- Могилы Пражских епископов
- Алтарь и надгробье Св. Вита
- Капелла Святых (Саксонский и Штернбергский)
- Капелла Святого Иоанна Непомуцкого
- Надгробие Святого Иоанна Непомуцкого
- Капелла Св. Марии Магдалены
- Королевский ораторий
- Капелла Св. Криста (Cимоны и Иуды)
- Капелла Св. Андрея
- Эпитаф Юрия младшего Попела с Лобковиц
- Эпитаф Леопольда
- Капелла Св. Вацлава и его надгробие, и лестница, ведущая в комнату с короной
- Памятник погибшим
- Cкульптура Иисуса в пустыне
- Гроб Святого Войтеха
- Габсбургская капелла с лестницей ведущей в южную башню
- Капитульная библиотека
- Туновская капелла
- Капелла гроба господнего
- Капелла Святой Людмилы
- Подхор
- Преддверие юго-западной башни
- Южная башня
- Южнее преддверие и «Золотые ворота»
- Кенотаф Св. Иоанна Непомуцкого работы И.Ф. Платцера (1763)
Архитектурные особенности
Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.
Это интересно: Злата уличка
Ренессанс и барокко
На протяжении большей части следующих столетий собор простоял лишь наполовину. Он был пристроен к большой башне и трансепту, который был закрыт временной стеной. На месте строящегося трехнефного нефа стояло сооружение с деревянной крышей, и службы там проводились отдельно от интерьера хора. Несколько попыток продолжить работы над собором в большинстве своем не увенчались успехом. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон поручил великому архитектору эпохи Возрождения-готики Бенедикту Риду продолжить работы над собором, но почти сразу после начала работы они были прерваны из-за нехватки средств. Более поздние попытки достроить собор только привнесли в готическое здание элементы ренессанса и барокко , в первую очередь явно отличающийся от барокко шпиль южной башни Николауса Пакасси ( 1753–1775 ) и большой орган в северном крыле трансепта.
Южная дверь и башня, включая шпиль
Интерьеры и внутреннее убранство собора
Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.
Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.
Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.
Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)
Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей
Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.
Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.
Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.
Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.
Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.
А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.