Карлов мост в праге
Содержание:
Развлечения на Влтаве
В Праге для туристов приготовили массу развлечений, доступных на воде. Это и обычные катамараны, которые можно легко арендовать и самостоятельно покататься по реке. И настоящие круизные прогулки, во время которых опытные гиды рассказывают историю города, и показывают некоторые достопримечательности. Кроме таких примитивных развлечений, Влтава предлагает и более экстремальные — например рафтинг. Если отъехать немного от Праги, то можно встретить несколько точек, доступных для рафтинга, или для мирного сплава на каноэ, которое кстати доступно для детей от 10-ти лет.
Источники
- https://chezgid.ru/otdyh/chto-posmotret/vltava-reka.html
- https://FB.ru/article/132384/a-vyi-znaete-kakaya-protekaet-reka-v-prage
- https://praga-praha.ru/vltava/
- https://czlife.ru/reka-vltava/
- http://euro-provodnik.ru/reka-vltava-mosty-pragi.html
1 голосСредняя оценка: 10 из 10
Карлов мост в Праге
Полезная информация для туристов
Как добраться
Приехать на Карлов мост можно на общественном транспорте:
• на метро (зеленая ветка) до станции Староместска или Малостранска;
• автобусом №№194,192 до остановки Староместска или Малостранска;
• трамваем №№ 2,5,7,13,14, 15,17,18, 20,22,23,41,93,97 до Карлова моста или Малостранска площадь.
Транспорт ходит по расписанию с небольшими интервалами. Посещение Карлова моста бесплатное.
Существует поверье, что если дотронуться рукой до любой статуи на мосту, загадав при этом желание, то оно исполнится обязательно. Особенно помогает в этом фигура Иоанна Непомуцкого. В исполнении желаний помогают поцелуи на мосту.
Посмотреть Карлов мост и его достопримечательности лучше всего с 3 часов ночи до первых петухов, если вы поклонник мистического и таинственного. Остальным лучшее время – с утра до обеда. Во второй половине дня и до ночи мост оккупирован музыкантами, художниками, уличными артистами, торговцами. И толпами туристов.
История Карлова моста
Каменный мост назван в честь императора Римской империи Карла IV, который положил первый камень при строительстве в 1357 году. Здесь не обошлось без магии. Придворные астрологи рассчитали время для начала строительства: 09.07.1357 в 5.31 утра. Последовательность цифр несет особую энергетику, читается одинаково в обоих направлениях. Это гарантирует благополучие, долговечность, силу и выносливость, а также богатую яркими событиями историю. Именно в это время Солнце, Сатурн и Земля выстроились в один ряд.
Архитектор моста Петр Парлерж, его творением является собор святого Витта в Злате Праге. Открытие моста произошло в 1380 году, однако строительство башен продолжалось до 1402 года. Именовался он тогда «Каменным» или «Пражским». Лишь с 1870 года писатель Йозеф Рудл назвал мост «Карлов». Название прижилось. Скульптурные композиции были установлены в17-18 веках.
Одно из преданий гласит, что жители местечка Велвар сварили яйца вкрутую, опасаясь, что они не доедут целыми. А из городка Угношть доставили не только яйца и молоко, но и сыр, творог и даже вино, чтобы задобрить злых духов. Другое предание о прочности связано с мечем Брунцвика, заложенным в кладку моста. Про Тадж-Махал читайте здесь.
Как бы то ни было, мост на протяжении нескольких веков выдерживает наводнения. Нагрузка на мост была значительная. По нему до начала XX века ездили всадники и экипажи, конки, трамваи, автомобили. И лишь с 1965 года мост Карла IV стал пешеходным.
Техническая характеристика строения:
- протяженность — 520 м;
- ширина — 9,5 м;
- высота — 13 м;
- монолитных арок – 16;
- башен – 3;
- скульптурных композиций– 30;
- туристов, ежегодно посещающих мост – 12 000 000 человек.
Статуи, исполняющие желания
Украшением моста являются скульптурные композиции. Первоначально они были выполнены из песчаника. Поскольку это материал подвержен разрушению, оригиналы заменили на копии. Сами статуи находятся в Национальном музее.
Старейшая скульптура «Распятие» создана в 1657 году. Позднее создавались статуи Иисуса Христа, Богородицы, святых Витта, Фомы Аквинского, Иоанна Непомуцкого, Бернхарда. Материалом для фигур служил мрамор или камень. Лишь скульптура Иоанна Непомуцкого выполнена из бронзы.
Это самый почитаемый и любимый святой Карлова моста. По приданию он был брошен в реку с этого моста по приказу короля Вацлава IV за отказ раскрыть тайну исповеди королевы. После казни святого над водой засверкали пять звездочек. По этому знаку горожане нашли его тело и предали земле. На 8 опоре моста памятной доской обозначено место казни. Статуя святого Иоанна установлена в 1683 году между 9 и 10 опорами.
Скульптурная композиция короля Карла IV с сыном Вацлавом IV и святым Виттом расположена в нише Староместской мостовой башни. Башня древняя, строилась одновременно с мостом. Это самое красивое готическое сооружение Праги и всей Европы. Башня была триумфальной аркой к резиденции короля, поэтому ее богато декорировали.
Башни, охраняющие мост
Несмотря на свою красоту и парадность с 1621 по 1631 год в Староместской башне была тюрьма.
История башни хранит печальную память о 12 казненных мятежниках. Их головы на протяжении 10 лет висели в металлической клетке на галерее крыши для устрашения народа. Неупокоенные души казненных появляются ночами в виде призраков, раздается невнятный шепот.
По другую сторону Карлова моста, на левобережье Влтавы стоят две башни, соединенные аркой. Это Юдитина высотой 29 метров и Высокая, ее высота 43.5 метра. Юдитина башня построена в XII веке, а Высокая в 1464 году. Объекты строились для защиты от нападений неприятеля, поэтому не декорированы.
Карлов мост
Карловы бани
Дополняет этот букет достопримечательностей комплекс, который не относится к ансамблю площади Крестоносцев, но находится в непосредственной близости от нее. Это Карловы бани:
Комплекс зданий выступает своеобразным островком, прибившимся к берегу Влтавы. Он формировался несколько столетий. Самым высоким зданием с затейливым верхом является водонапорная башня, но ее соорудили в 1489 году, далеко не при Карле IV. А уж сколько раз перестраивали! Правда, по объективным причинам: башня и бани несколько раз страдали то от пожаров, то от наводнений. Последняя реконструкция завершилась в 1897 году, и эту дату увековечили на кровле бани.
Карловы бани отделены от Кржижовницкой площади и Карлова моста таким естественным бассейном:
Изменился не только архитектурный облик зданий, но и их назначение. Сейчас это музыкально-развлекательная площадка, известная не только в Праге, но и во всей Европе.
Самым молодым в этом архитектурном ансамбле является здание, некогда служившее водопроводной станцией. Его элегантные ренессансные фасады очень красиво украшены сграффито:
Бывшая водопроводная станция преобразована в музей, и с 1936 года здесь размещается постоянная экспозиция «Жизнь и творчество композитора и дирижера Б. Сметаны». С противоположной стороны здания у набережной находится вход в музей и установлен памятник композитору:
С этой стороны сохранилась и плотина, неизменно дополняющая облик Карловых бань. Плотину на Влтаве в этом месте стали сооружать, начиная с XII века, пытаясь приручить непредсказуемую реку. По-видимому, с этой задачей еще не до конца справились и в наше время, поскольку наводнения в Праге случаются, и довольно сильные.
Но не будем удаляться от пятачка у Карлова моста, названного Кржижовницкой площадью
Если перечислять достопримечательности, столпившиеся в Праге в этом месте, то еще важно упомянуть о скульптурах Карлова моста. С полным правом можно сказать, что собрание мостовых скульптур – это музей под открытым небом
Первые скульптуры установлены рядом со Староместской мостовой башней. Всего на мосту находится 30 скульптурных композиций и, как минимум, половину из них вы можете увидеть в соответствующей статье блога.
Друзья, еще хочу сказать о своих ощущениях в отношении этой маленькой площади у Карлова моста. Почему-то здесь всегда хочется задержаться, постоять, оглядеться, осмотреть достопримечательности… Даже, если посещал площадь неоднократно. Она всегда многолюдна. Часто многолюдные места хочется побыстрее пройти, не останавливаясь
Но в данном случае на скопление народа не очень обращаешь внимание. Как будто это магическое место, которое притягивает к себе…
Впрочем, это мои впечатления. У вас они, возможно, совершенно иные… Очень хотелось бы узнать ваше мнение по поводу этой небольшой, но значимой площади в Праге.
Ваш euro-проводник Татьяна
Фото и описание
Карлов мост – одно из немногих хорошо сохранившихся средневековых сооружений, переход через реку Влтаву. До 1870 года назывался Пражским, получил имя в честь короля Карла IV, отдавшего распоряжение о его строительстве и заложившего первый камень.
Изначально для пересечения реки использовались многочисленные броды возле Пражского замка, а через некоторое время был построен деревянный мост, разрушенный в 1157 году наводнением. Под протекторатом епископа пражского Даниила, поддержке короля Владислава и королевы Ютты в 1158-1172 был выстроен каменный мост, опиравшийся на 27 арок. Переход был стратегически важен, ибо он единственный соединял два берега города.
Мост украшали скульптуры, а с двух концов были выстроены башни. Большой ледоход и низкие арочные пролеты стали причиной полного разрушения моста в феврале 1342 года. Сохранилась до наших дней одна мостовая башня на Малостранской стороне моста и несколько его арок, а также основания на дне реки.
Мост Карла IV
В июле 1357 года, в 5.31 утра, чешский правитель Карл IV поместил первый камень в кладку нового моста. Дата и время закладки были выбраны по рекомендации астрологов, должны были способствовать прочности и долговечности сооружения. Руководил работами чешско-немецкий архитектор Петр Парлерж. Завершили строительство в начале 15-го века при Вацлаве IV.
При строительстве был учтены предыдущие просчеты — мост Карла был выше, шире, располагается южнее относительно предыдущего. Кроме того, зодчие мастера Парлержа возвели Староместскую мостовую башню.
В 1432 году Прагу настигло наводнение, были разрушены пять мостовых арок. Ремонт был начат в том же году и проводился до 1503-го. Штурм Праги немцами в 1611 году и бои на мосту разрушили несколько опор и скульптуры, они были восстановлены. Ледоход 1784 года повредил пять подпорок моста, они был укреплены и выстроены заново.
По Пражскому мосту был проложен один из первых трамвайных маршрутов, до электрификации в 1905-м это была конка, а после, до 1908 – трамвай с подачей тока снизу.
Архитектурные особенности
Староместская башня по проекту Парлержа построена в едином стиле с собором Св. Вита, с характерными балдахинами. Через ее свод проходили парадные процессии чешских правителей при коронации. Известно, что с в 20-х годов 17-го века на башне для устрашения были выставлены отрубленные головы предводителей восстания сословий.
Отделка строения – скульптуры 1400 года в готическом стиле, выше – гербовые щиты земель в составе Чехии. На галереи башни ведут 138 ступеней, перекрытие – сетчатый свод. В настоящее время в башне находится смотровая площадка и Музей Карлова моста.
Малостранские башни служили защитными сооружениями. Низкая башня – наследство от предыдущего моста, перестроена в 1591 году, Высокая – закладка датируется 1464 годом, во время правления Ирижи Подебрада, ремонт, отделка и модификация – 1648 годом. Рельеф, обнаруженный в 19 столетии в замурованной нише, относится к чешской скульптуре романского периода. Соединяют две башни готические ворота 15-го века.
Скульптуры моста
Карлов мост украшают тридцать скульптур на религиозную тематику, большая часть была установлена в 1683–1714 гг. Правом поставить статую обладали религиозные ордена, университетские факультеты и др. Всего здесь находится 30 статуй, самая старая и знаменитая – статуя Яна Непомуцкого, пражского архиепископа, которого в 1393 году сбросили в Влтаву именно с Карлова моста.
Большая часть скульптур была выполнена из песчаника, неустойчивого к влиянию внешней среды и заменена на копии. Оригиналы находятся в Национальном музее и музее «Горлица» в Вышеграде.
Переправы старой Праги
Мало о каком мосте мира существует столько мифов, легенд и историй, как о Карловом мосте. Находится он в столице Чехии, Праге, и соединяет два района, разделённые рекой Влтавой – Пражский малый град (Малу Страну) и Старый Город.
Построен он был в XIV в. по приказу императора Карла IV и должен был заменить своего разрушенного предшественника – Юдитин мост, который, хоть и каменный, просуществовал недолго, около двух веков. Разрушило его сильнейшее наводнение, когда захваченная водой древесина и глыбы льда не смогли пройти между опорами моста, застряли и заблокировали путь плывущим деревьям, балкам, обломкам забора и т.п. Те, в свою очередь, скопившись возле сооружения, благодаря сильнейшему напору воды, прорвали блокаду – и из 24 опор конструкции устояло лишь шесть.
Естественно, без моста, соединяющего собой две части одного города, Прага обойтись не могла. Прежде всего, это отображалось на финансовом благополучии столицы, поскольку отсутствие нормального сообщения негативно сказывалось на торговле. Город также с него имел неплохую прибыль, поскольку за переход платили практически все.
Общая информация
Карлов мост является популярным местом среди туристов, посещающих столицу Чехии, своего рода это фирменный символ Праги, по которому ее узнают с плакатов и туристических буклетов. Старинный мост соединяет два исторических района Праги и проходит через реку Влтава.
В далеком прошлом Старый город и Пражский град, расположенные на противоположных берегах, связывал деревянный мост Юдитин. Он был построен в 1158-1172 годах. Мост был важным связующим звеном между Восточной и Западной Европой. Прага считалась крупным торговым центром, но сильное наводнение 1342 года серьезно повредило сооружение.
В 1357 году король Карл IV издал указ о строительстве нового надежного моста. Строительство было завершено в начале 15 века. При возведении сооружения зодчие использовали камень, и поэтому мост первоначально назывался Каменным, Пражским его именовали жители города. С 1870 года мост носит имя короля, под эгидой которого был построен.
Вид с Карлова моста
Сооружение отдаленно напоминает Каменный мост в Регенсбурге. Оно имеет 16 арок, опоры оберегают мощные волнорезы. Длина моста составляет 631 метр, а ширина достигает 10 метров. Сооружение охраняют мостовые башни, две расположены на стороне Малого квартала, одна находится в Старом городе. Эта башня считается одним из красивейших зданий, выполненных в готическом стиле.
Староместская мостовая башня
Украшением моста стала непрерывная аллея, состоящая из 30 статуй, расположенных на балюстраде. Их установили между 1683 и 1714 годами. В создании статуй принимали участие выдающиеся скульпторы Богемии: Маттиас Браун, Ян Броков, Фердинанд Максмилиан. Статуи изображают Святых покровителей Чехии: Святого Распятия и Голгофы, святого Лутгара, Иоанна Непомуцкого. Большинство композиций выполнено в стиле барокко. Есть и скульптуры, изображающие реальных исторических деятелей. Интересна статуя доблестного рыцаря Брансквика, хотя она установлена не на главной аллее и создана значительно позже. Отличительной чертой Карлова моста стала эклектика двух стилей: готического и барокко. Именно она делает мост уникальным памятником архитектуры.
Малостранские парные башни
Мост Карла в Праге: интересные факты
Начнем знакомство с Карловым мостом с основных параметров. Протяженность моста 520 м, его ширина – 9,5 м и поддерживается он 16-тью арками.
Друзья, сразу же замечу, что, когда вы будете прогуливаться по легендарной переправе, вы удивитесь, как коротки эти полкилометра…
И ранее в этом же месте были переправы, но они не смогли противостоять сильным наводнениям. Наиболее прочным оказался мост Юдифи – каменный мост, прослуживший с 1172 по 1342 год, но и его разрушили воды непредсказуемой Влтавы.
Исторический Бородач
Часть опор Юдифина моста сохранились до сих пор. В основном, они находятся под водой. Однако небольшой фрагмент старинной переправы можно увидеть под Кржижовницкой площадью (которая примыкает к Староместской мостовой башне).
Если спуститься с названной площади к маленькой пристани, откуда отчаливают прогулочные лодки, то на вертикальной стене внимательные путешественники обнаружат барельеф Бородача.
По легенде, Бородач изображает итальянского мастера, который строил Юдифин мост в XII веке. Барельеф прикрепили на первой арочной опоре не только в память о первых строителях, но в качестве водомера. Когда воды Влтавы поднимались до уровня бороды, это служило знаком, что пора эвакуировать жителей Старого Места.
Нынешний Бородач является копией древнего, но прикреплен он на сохранившейся старинной опоре на том же уровне. Ищите оригинальный водомер в арке с причалом.
Копию Бородача создал в 2005 г. Петр Вани — скульптор, чьими стараниями вернулась Марианская колонна на Староместскую площадь.
Как мост стал Карловым
Когда в 1346 году во главе Чехии стал Карл IV, перед ним стояла важная задача возведения нового моста. Дело было поручено Петру Парлержу – молодому талантливому архитектору, которого Карл IV пригласил ко двору для продолжения строительства собора Святого Вита.
Учитывая угрозу наводнений, Парлерж сконструировал мощнейшие арки, которые должны выдержать напор воды любой силы. Факт это или выдумка, но существует информация, что для прочности моста при его строительстве добавляли в раствор вино и яйца.
Для снижения давления на опоры моста потоков воды и его защиты от паводковых льдин перед мостом установлены волнорезы-ледоколы:
История Карлова моста начиналась с другого названия. Король изначально посвятил мост Святому Виту. Позднее за мостом закрепилось название Пражский. А в 1870 году благодарные потомки присвоили этому историческому объекту имя его основателя — Карла IV.
К тому времени у Староместской мостовой башни уже был установлен памятник самому знаменитому королю Чехии:
В 1848 году монумент был открыт в честь 500-летия основания Пражского университета. Карл IV за годы своего правления обеспечил столько достижений, что, наверное, не так просто было решить, где разместить главную скульптуру короля. Но рядом с таким популярным мостом памятник его основателю установлен весьма кстати.
История
Сначала Карлов мост называли Пражским, но позднее его название связали с именем короля Чехии, который лично в июле 1357 года заложил первый камень в месте строительства моста.
Строительство моста длилось 45 лет, но в 1432 году из-за сильного наводнения он был поврежден. В 1496 году случилось еще одно происшествие с мостом – один из его столбов опустился, и третья арка сильно деформировалась, ремонт моста был закончен только в 1503 году.
В 1621 году, после восстания против Габсбургов, было публично казнено 27 лидеров движения сопротивления, а их головы, выставленные на мосту, напоминали остальным участникам движения о жестокой расправе, которая их ждет при дальнейших попытках восстания.
Мост также ознаменовался боевым сражением в 1648 году, когда шведы во время Тридцатилетней войны, заняв западный берег Влтавы, хотели продвинуться вглубь Праги. Во время сражения была повреждена стена мостовой башни с ее причудливыми готическими узорами и лепкой. В начале 17 века мост украсили скульптурами в стиле барокко. В 1784 году даже сильное наводнение не смогло нанести вред аркам моста, хотя 5 столбов все-таки было повреждено, из-за чего движение по мосту стало ограниченно.
В 1884 году была заменена лестница, ведущая на остров Кампа. В 1848 году во время революции мост избежал разрушения, были повреждены только несколько статуй. В 1866 году на мосту установили в качестве освещения газовые фонари, позднее их заменили электрические. В конце 19 века через мост проложили дорогу общественного транспорта, а старые башни были реконструированы.
В сентябре 1890 года в Праге случилось сильное наводнение. Различные балки и бревна, плавающие строительные материалы были прибиты к мосту течением воды и создавали препятствие движению реки. Из-за большого давления разрушились несколько арок, опора моста и статуи святой Ксавьер и святого Игнатия Лойолы. Позднее им на замену установили скульптуры Святых Кирилла и Мефодия. Реконструкция моста обошлась городскому бюджету в 665 тысяч крон и заняла почти 2 года, мост открыли только в ноябре 1892 г.
В начале 20-го века оживилась транспортная городская сеть. В 1905 году по Карлову мосту проложили трамвайные пути, которые заменили конную транспортную линию, а в 1908 году по мосту начали свое движение автобусы. После Второй мировой войны полная реконструкция моста завершилась к 1978 году. Опорная конструкция моста была укреплена, асфальт, рассчитанный для проезда общественного транспорта, полностью демонтировали. Карлов мост стал доступен лишь для прогулок пешеходов, транспортная линия была полностью убрана. Стоимость реконструкции моста составила 50 миллионов крон.
В начале 90-ых годов группой экспертов было решено продолжать реконструкцию Карлова моста. Однако существенных предпосылок для начала нового этапа восстановления не было. Даже после наводнения 2002 года мост не спешил деформироваться и не требовал срочных мер по реконструкции. Все же было решено провести ремонт нескольких столпов, которые после наводнения 1890 года не были отреставрированы. Ремонт не сильно мешал прогулкам по мосту и перекрывал движение лишь частично.
В 2008 году на протяжении двух лет проводились работы по совершенствованию системы гидроизоляции и укреплению опоры моста. В это же время появилась необходимость привести в порядок тротуары, камни на стенах моста портили эстетичный вид и требовали замены. К реконструкции моста приступила группа работников, которая не имела опыта по восстановлению памятников архитектуры, в итоге результат их работы был подвергнут критике экспертов. Оказалось, что новые камни не подходят по структуре и характеристикам к старинным камням, из которых сделан Карлов мост, количество новых камней значительно превосходит требуемое, близлежащие старые камни были сколоты и повреждены, а материал, который соединяет новые камни, не являлся пригодным для данного памятника культурного наследия.
Как и следовало ожидать, Комитет ЮНЕСКО в 2010 году сделал официальное заключение о том, что реконструкция Карлова моста в Праге проводилась без соблюдения необходимых предписаний, связанных с сохранением технологии строительства культурного объекта.
Как добраться до моста
Самый простой вариант — вызвать такси, или прогуляться до моста, если ваша гостиница находится неподалёку. Также можно воспользоваться трамваем. До Карлова моста вас довезут трамваи: № 1, 2, 12, 15, 17, 18, 20, 22, 25, 93, 97. Если вы решите воспользоваться метро, нужно сесть на один из поездов, идущих по ветке А, и сойти на станции Staromestska или Malostranska. Поднявшись наверх, вы окажетесь на западной или восточной стороне моста. Ещё один совет, если вы любите фотографировать, и хотите сделать красивые фотографии Карлова моста – приходите сюда на рассвете. В это время суток мост особенно красив, и вам не помешают многочисленные туристы, заслоняющие его скульптуры и прикладывающие руки к «местам исполнения желаний».
GuruTurizma рекомендует следующие отели рядом с Карловым мостом:
President Hotel
Прага
Расположен на берегу реки Влтавы
8,6
Потрясающена основании 2830 отзывов
Забронировано сегодня 19 раз
Показать цены
Merchants Crown Hotel
Прага
В 500 метрах от Староместской площади
8,9
Потрясающена основании 930 отзывов
Забронировано сегодня 31 раз
Показать цены
Hotel Leon D´Oro
Прага
Между Вацлавской площадью и Староместской площадью
8,2
Потрясающена основании 5030 отзывов
Забронировано сегодня 27 раз
Показать цены
Residence Bologna
Прага
В 400 метрах от Карлова моста
7,5
Хорошона основании 7649 отзывов
Забронировано сегодня 46 раз
Показать цены
Утро в Праге
Утро нового дня. Солнечно. Мы проходим мимо завораживающей композиции, изображающей разрушение человеческого тела. На нижней ступеньке воплотившись из бронзы стоит нагой мужчина, он худ так, что его можно назвать изголодавшимся. Ступенькой выше тот же мужчина, но грудь его рассекает жуткого вида трещина, в голове его зияет дыра, ступенькой выше у статуи нет уже правой части тела, еще выше уже половины тела, трансформация продолжается до тех пор, пока от человека не остаются одни ноги, вскоре он исчезает в небытие. Памятник называется «Жертвам коммунизма», этим все сказано. Я видел его накануне, уже в сумерках уходящего дня, шел слабый дождь, я не понял задумки создателя, а теперь при солнечном свете стала понятна метафора – коммунизм – движение вверх к распаду человечности.
История строительства и эксплуатации моста
Первый камень в основание нового моста заложил король Карл IV. Любопытно, что время для проведения этой церемонии – в начале июля 1357 года рассчитали королю его придворные астрологи. Такое огромное значение в Средневековье придавали магическим числам!
Вид на северную сторону моста
Руководил возведением моста один из известнейших представителей потомственной немецко-шведской династии архитекторов – Петер Парлер. Стройка заняла долгое время и закончилась только в начале 15 века, хотя первых пешеходов и повозки пустили здесь еще 1380 году.
Мостовую конструкцию, шириной более 9 и длиной 520 м, первоначально называли просто – «Пражский мост». В честь короля Карла IV мост переименовали только в 1870 году. Полотно, по которому можно пересечь реку, лежит на 16 массивных каменных арках, построенных из тесаных блоков песчаника.
Раньше через мост пролегал Королевский путь – церемониальная дорога, по которой властители Чехии ехали для коронации. Он брал начало в Старо Место у Королевского двора и до моста через реку шел возле Староместской ратуши и через площадь Крестоносцев. После Карлова Моста Королевский путь выходил мимо Градчанской площади к собору Святого Вита. Чешские короли ездили по этой дороге с 1438 по 1836 год.
Вид на северную сторону моста с реки Влтава
Обычные граждане, чтобы проехать или пройти по мосту, вносили плату. В праздничные дни здесь организовывали ярмарки и проводили пышные рыцарские турниры.
До начала прошлого века по мостовому полотну проезжали конки. Потом здесь провели электричество, и с 1905 по 1908 год мост можно было пересечь на трамвае. Живописный средневековый мост не раз снимали в художественных кинолентах.
Мостовые башни и скульпторы
Стоящую на восточном берегу Влтавы Староместскую башню выстроили в 1380-1390 годах в традициях готики. Над ее проездной аркой можно увидеть изображение зимородка. Каменное здание декорировано гербами государств, земли которых охватывала Священная Римская империя. На втором этаже помещены скульптурные изображения почитаемых в Чехии королей, а также памятник Святому Виту.
Вид на южную сторону моста
Наверху башни можно увидеть скульптуры святых, имеющих статус покровителей Чехии – Сигизмунда и Войтеха, а проездная арка оформлена изящными сетчатым сводом. За великолепно выполненный декор и изящество пропорций эту башню считают одной из самых красивых барочных построек Европы.
Наверху Староместской башни существует популярная у туристов смотровая площадка. Она открыта для посещений с июня по сентябрь с 10.00 до 22.00; в октябре и с марта по май с 10.00 до 19.00. А в зимние месяцы площадка работает до 17.00.
Башни, стоящие на противоположном, западном берегу реки, возведены в разное время. Более старой является приземистая башня. Первоначально ее построили в романском стиле, но во время проведенной в 1591 году реконструкции здание переделали в традициях Ренессанса.
Вид на мост со смотровой площадки Староместской башни
Высокую башню заложили в 1464 году. Она очень похожа на Староместскую башню, поэтому считают, что ее строительством занимались зодчие из мастерской архитектора Петера Парлера. Во время правления короля Вацлава IV между этими двумя башнями соорудили проездные ворота. В наши дни наверху высокой башни существует смотровая площадка. Кроме того, здесь выставлена экспозиция, рассказывающая об истории Карлова моста.
Чуть позже, в период расцвета барокко, мост украсили галереей скульптур, которые создали лучшие скульпторы и резчики по дереву своего времени — Матиаш Б. Браун, Матей Вацлав Еккель, Ян Брокоф, а также сыновья Брокофа. Сегодня мост украшает около 30 скульптурных изображений. Большая часть из них появилась в конце XVII – начале XVIII века. Все скульптуры глубоко символичны. Сюжетами для них стали библейские темы, а также религиозные предания, связанные с городом и Чешским государством. Часть стоящих здесь скульптур – копии, а их подлинники тщательно хранятся в коллекции Национального музея.
Вид на Староместскую башню
В архитектурном комплексе средневекового моста есть любопытная деталь — небольшая лестница, которая спускается на остров Кампа, расположенный на реке Влтава. Первоначально она была сделана из дерева, но в 1844 году на остров выстроили неоготическую лестницу в камне.
Необычные скульптуры на Карловом мосту
С обеих сторон мост украшают скульптуры. И, несмотря на то, что сегодня место подлинников занимают копии, каждая из них является настоящим произведением искусства. Одной из самых известных скульптур моста является фигура Яна Непомуцкого.
Согласно легенде, он был личным исповедником королевы. Король же, приревновавший супругу, решил Яна казнить. Его тело сбросили во Влтаву. Но говорят, что когда тело вытащили, над головой священнослужителя сиял нимб из 5 звездочек, что и отражает скульптура.
Слева — скульптура Яна Непомуцкого; справа — Староместская башня
Интересны для внимания и ворота — Староместкая мостовая башня, расположенные перед входом на Карлов мост. Прямо над аркой красуются гербы, символизирующие территории Карла IV и символ его сына, Вацлава IV. «Этажом» выше расположились фигуры святого Вита, короля Карла IV и Вацлава IV. А еще выше — фигуры покровителей Чехии: святого Сигизмунда и святого Войтеха.
* На этих же воротах можно найти зимородков. Говорят, что человеку, насчитавшему пять птиц, будет сопутствовать удача.
Как видно, Карлов мост — не просто архитектурное сооружение. Это своеобразный символ Праги, имеющий удивительную историю и овеянный массой самых любопытных и невероятных легенд. Так что, любому, кто окажется в Праге, следует непременно прийти на Карлов мост и загадать желание, и оно непременно исполнится.