Собор святого петра
Содержание:
- Брат-близнец собора Святого Петра
- Реймсский собор Нотр Дам
- Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере
- Библиография и источники
- Собор Иоанна Латеранского
- Юбилейный год
- Собор Святого Петра: главный собор христиан
- Популярные достопримечательности
- Строительство собора
- Архитектура храма – шедевр французской готики
- Церковь Санта-Мария-Маджоре
Брат-близнец собора Святого Петра
К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.
Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.
Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.
Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.
Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.
Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.
Реймсский собор Нотр Дам
В галло-римский период на этом месте находились термы, которые в V веке заменили первым собором. Его построил епископ Никазий, а посвятили Деве Марии. В 498 году в Реймсском соборе святой Ремигий, епископ Реймса и апостол франков, крестил Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными. Этот момент считается обращением салических франков в христианство, ставшим одним из клюевых в истории европейского христианства вообще. Именно тогда Реймсский собор стал тем местом, где в будущем короновались все короли и императоры Франции.
История реймсского собора
Коронация Карла VII в 1429 году
В 1027 году здесь проходит коронация Генриха I. Благодаря появлению легенды о св. Стекляннице, Реймсские архиепископы получили большое политическое влияние, а Реймсский собор стал постоянным местом коронации и слеюущих правителей Франции.
Здание старого собора было уничтожено разрушительным пожаром в 12010 году. Год спустя, 6 мая, архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил здание нового собора, посвященного Богоматери. Строительство собора продолжалось непрерывно в течении 20 лет. В 1241 году был закончен хори, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада.
Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года).
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла.
Славянское реймсское евангелие
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Вторая мировая война
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере
Церковь Санта Мария ин Трастевере
Одной из самых старых церквей Рима является находящаяся в римском районе Трастевере базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Sanctae Mariae trans Tiberim), которая по сей день занимает центральное положение в этой части города.
Уже в III веке при Папе Каликсте I на этом месте началось строительство первой церкви, которая была достроена к 340 году во время правления Папы Юлия I.
В XII веке при Папе Иннокентии II церковь была перестроена, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы. Новая базилика, возведенная в то время, имела квадратную колокольню — кампанилу и была посвящена Богородице.
В дальнейшем церковь только украшалась и преображалась. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой, которая была выполнена итальянским художником Доменикино.
В конце XIII века итальянским живописцем Пьетро Каваллини были выполнены шесть восхитительных мозаик, с помощью которых гениальный художник рассказал нам о жизни Марии, рождении Христа и о коронации Мадонны. Фасад церкви также был украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу с младенцем на руках, сидящую на троне, среди 10 святых.
Свой барочный фасад базилика приобрела только в начале XVII века. В 1617 году появился великолепный потолок главного нефа.
В 1702 году при папе Клименте XI Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере обрела новый портик, автором которого стал известный итальянский архитектор и скульптор Карло Фонтана. Сегодня стены портика украшают фрагменты древних саркофагов, фресок и мраморных элементов декора, перенесенных сюда из старой церкви.
В
колокольне базилики, построенной в XII веке в романском
стиле, находятся четыре колокола XVI-XVIII
веков. Сверху колокольня украшена большими часами XIX
века.
Внутренне пространство базилики также поражает красотой чудесных мозаик, великолепных фрезок, ажурных мраморных решеток и монументальных скульптур. Напольное покрытие в стиле косматеско, которое было характерно для средневекового Рима XII-XIII веков, было воссоздано в 1860 году по просьбе Папы Пия IX.
В центральном барочном нефе церкви Санта-Мария-ин-Трастевере находится колоннада, состоящая из 22-х колонн ионического ордера, которые изначально находились в термах Каракаллы.
В базилике хранятся многочисленные произведения искусства разных периодов, в том числе шедевр итальянского художника и архитектора Карло Маратта «Бегство в Египет».
Под главным прeстолом церкви погрeбeны мощи святыx Калeподия, Каллиста, Юлия и Корнилия. В боковых нефах церкви находятся небольшие часовни, ставшие фамильными усыпальницами церковных деятелей и римских аристократов.
В капeллe Альтемпс, расположенной слeвa oт алтapя, xpaнится ценнейшая икона Мадонны VII вeка «Мадонна-дeлла-Клeмeнца», перенесенная сюда в 1593 году Папой Климентом VIII.
Время работы Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Церковь открыта ежедневно с 7-30 до 21-00. Расписание служб: по будням — 9-00, 17-30, 20-30; в субботу — 9-00, 17-30 и 20-00; в воскресенье — 10-00, 11-30, 17-30, 18-45, 20-30.
Стоимость посещения Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере Вход в Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере свободный.Посещение церкви с туристическими целями в период проведения службы — запрещено.
Стоимость посещения Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Вход в Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере свободный. Посещение церкви с туристическими целями в период проведения службы — запрещено.
Как добраться до Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере Добраться до церкви можно на метро линии B до станций S.Pietro или Circo Massimo, а также на трамвае 8, автобусе 780, 23 и H до остановки Mastai.
Найдите дешевые авиабилеты в Рим
Если вы еще не купили билеты в Рим, чтобы вдоволь насладиться достопримечательностями этого замечательного города, попробуйте поискать дешевые авиабилеты сейчас.
Найдите лучшую цену на отель в Риме
Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!
Библиография и источники
- Бризак, Кэтрин (1994). Le Vitrail (на французском). Париж: Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0.
- Дуванель, Морис (1998). La Cathédrale Notre-Dame d’Amiens (на французском языке). Éditions Poire-Choquet. ISBN 2-9502147-5-4.
- Lours, Матье (2018). Dictionnaire des Cathédrales (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-27558-0765-3.}}
- Plagnieux, Филипп (2003). Собор Парижской Богоматери (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-27577-0404-2.
- Саки, Жан-Батист Морис де (1770). Histoire des évesques d’Amiens (на французском языке). Абвиль: Veuve de Vérité Libraire.
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
Собор Иоанна Латеранского
Рекомендовать место
4
Кафедральный собор в Риме. Является самым важным храмом мировой католической епархии, место нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.
Собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он сам принял христианскую веру. Свой современный вид собор приобрел в XVIII веке в результате работы архитектора Алессандро Галилеи. На балюстраде храма размещены 15 статуй, изображающих Христа, Иоанна Крестителя и других святых. В портике находится древняя статуя императора Константина, которая была найдена в Императорских термах в Квиринале.
130-метровый собор состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами, датируемыми IV веком. Между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора.
В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. Главная реликвия собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы апостолов Петра и Павла. Под скинией находится место исповедания, а сверху устроен папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. В соборе можно полюбоваться прекрасными фресками Джиотто и древней мозаикой.
Юбилейный год
В 1300 гoду папа Бонифаций VIII ycтановил порядок празднования столeтниx юбилeeв церкви. Папа пообeщал отпущeниe всex грexов тeм пилигримам, кoтopыe совeршат покаянноe паломничество в Рим и исполнят епитимью, a имeнно бyдyт eжeднeвно посeщать базилики Св. Пeтра и Св. Павла в тeчeниe пятнадцати днeй. Для житeлeй Рима этот пeриод увeличивался дo тридцати днeй.
Позжe, пo просьбам вeрующиx, пeриод мeжду датами сократили дo 50 лeт, затeм дo возраста Xриста (33 гoда), a в 1470 гoду приняли рeшeниe отмeчать Святой гoд каждыe 25 лeт.
В 2000 гoду, кoтopый был объявлeн Вeликим Юбилeйным, папа римский Иоанн Павeл II вознeс покаянную молитву oт лицa всeй церкви, прося прощeния зa грexи, совeршeнныe церковью нa протяжeнии истории.
В чecть Вeликого Юбилея в Риме былo отpecтаврировано множeство старинныx зданий.
Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Ватикан
Одежда:
Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.
Собор Святого Петра: главный собор христиан
Слово гиду Светлане:
«К строительству базилики св. Петра приступили в 324 г., она предназначалась для упокоения останков хранителя христианской веры. В течение столетий это величественное сооружение многократно перестраивалось. Над его созданием трудились великие Браманте, Рафаэль, Перуцци, Микеланджело.
Именно Микеланджело спроектировал по рисунку Браменте, частично изменив его, гигантский барабан купола (1507 г.), вдохновляясь куполом флорентийского собора. В следующем веке Модерно удлинил нёфы собора Святого Петра в Риме, преобразовав планировку в латинский крест и создал величественный фасад в 1614 г.
Собору предшествует портик, под которым находятся 5 дверей, последняя справа – порта Санта (Священные Врата). Её открывают только по случаю Юбилейного года. В центре — порта Филарета с бронзовыми рельефами, последняя слева — порта делла Морте — Врата Смерти.
Войдя в собор, вы удивитесь не только его богатому убранству, но и внутренним размерам: длина св. 210 м, ширина трансепта — 137 м, высота среднего нёфа — 44 м, общая высота купола — 136 м. Внутри вполне может уместиться такое крупное сооружение, как знаменитый Кёльнский собор».
- Прежде чем войти в собор Сан Пьетро, договоритесь о месте встречи, если потеряетесь. Например, у статуи Пьеты, она находится справа у входа.
- Можете фотографироваться, но без вспышки.
- Можно заказать личного гида, если особенно интересуетесь историческими шедеврами.
Само помещение собора Святого Петра так велико, а людей в нём так много, что немудрено потеряться, отстать от группы. Ориентироваться в этом пространстве тоже не у каждого получится. Пользоваться мобильниками не рекомендуется. Потому во время любой экскурсии лучше держаться вместе, не расходиться по сторонам.
- При входе в собор соблюдайте дресс-код. Не берите объёмные сумки, не надевайте шорты, короткие юбки, не оголяйте плечи.
- Мужчины снимают головные уборы, а женщины покрывают голову шарфом.
Слово гиду Светлане:
«Центральный нёф Сан Пьетро поддерживают 8 огромных пилястр, свод над которыми украшен золочеными кессонами. У последней правой пилястры находится бронзовая скульптура Святого Петра. Её датируют 2-й пол. 13 в. и приписывают работе ди Камбио. В нёфе слева — гробница папы Иннокентия 8, в правом (1-я капелла) — знаменитая Пьета (Оплакивание Христа), созданная 25-летним Микеланджело в 1499 г. Именно об этой статуе великий мастер сказал, что в её создании нет сложностей, надо лишь отсечь от глыбы мрамора всё лишнее.
Другие важнейшие архитектурные объекты собора — папский алтарь с Конфессией работы Модерно, они располагаются прямо под куполом, рядом — гробница Св. Петра. Над алтарной группой — роскошный бронзовый балдахин на спиральных колоннах — шедевр архитектора Бернини».
Посещение площади и базилики Сан Пьетро — бесплатное. Кстати, во все церкви Италии вход бесплатный, т.к. они являются действующими религиозными учреждениями. Часы работы: с 7-ми утра до 18-19. Гуляя по площади легко устать, но скамеек здесь и поблизости вы не увидите. Решение проблемы — зайти в собор, найти скамьи (место для молитвы): на них вполне можно присесть, отдохнуть.
Отзывы из интернета убеждают в том, что побывать на площади и в соборе Св. Петра надо обязательно. Но те, кто были в соборе и поднялись на смотровую площадку купола, пишут:
На крыше собора можно не только с высоты птичьего полёта любоваться обзором, но и заглянуть в сувенирный киоск, и воспользоваться самым высоким в Ватикане таксофоном. Итальянцы шутят, что из него удобно звонить Богу.
Благодаря современным технологиям и веб-камерам, теперь есть возможность совершить видеоэкскурсию не выходя из дома и получить первое впечатление о Риме, Ватикане, площади и базилике Св.Петра. Картинки в реальном времени от всемирно известных достопримечательностей:
- Вид на собор: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364506099
- Вид на Площадь святого Петра: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364505728
Популярные достопримечательности
-
Собор Святого Петра
-
Сикстинская капелла
-
Апостольский дворец
-
Ватиканские дворцы
Все достопримечательности
Экскурсии и достопримечательности в Ватикане
В самом сердце Рима, на Ватиканском холме находится маленький город-государство – Ватикан. Это суверенная территория Святого престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви, а также одно из самых влиятельных государств мира.
Ватикан – это прекрасный архитектурный комплекс величественных памятников разных эпох, интереснейшие музеи, в которых собраны шедевры мирового искусства, и прекрасные сады. Самой главной достопримечательностью Ватикана (а также всего Рима) является собор Святого Петра. Это грандиозное сооружение – главный католический храм мира. Впечатляет своим величием и раскинувшаяся перед собором огромная одноименная площадь с монументальными колонами. Площадь Святого Петра была построена по проекту известного итальянского архитектора Лоренцо Бернини и является главными воротами Ватикана.
За собором Святого Петра находится потрясающий архитектурный ансамбль Ватиканских дворцов (папская резиденция). Он объединяет в себе огромное количество различных сооружений (дворцы, галереи, капеллы, часовни, музеи и т.д.), построенные в разные эпохи и в разных стилях и считается одним из самых красивых архитектурных комплексов мира. Садовые дворцы являют собой образцовый пример садово-паркового искусства. Среди самых интересных мест стоит выделить Апостольский дворец (дворец Сикста V), Бельведерский дворец, Сикстинскую капеллу, Зал Реджа, Королевскую лестницу, апартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля, капеллы Никколина и Паолина. В великолепных музеях Ватикана представлено поистине уникальное собрание шедевров мирового искусства с древних времен — живопись, скульптуры, церковные реликвии и многое другое.
Знаменитая Сикстинская капелла является одной из главных достопримечательностей Ватикана, а также величайшим памятником эпохи Возрождения. Капелла знаменита прекрасными фресками работы таких выдающихся мастеров как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккьо и др. Именно в Сикстинской капелле (начиная с XV века) проходят конклавы — выборы нового Папы.
Ватиканская библиотека знаменита редчайшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения, прекрасной коллекцией инкунабул, огромным количеством книг и манускриптов. В библиотеке также имеется огромное количество интересных гравюр, географических карт, монет и медалей.
Огромную историческую и культурную ценность имеет и Ватиканская пинакотека, основанная еще папой Пием VI во второй половине XVIII века. Здесь выставлена уникальная коллекция живописи 11-19 веков. Главным образом, в пинакотеке представлены творения знаменитых итальянских мастеров, но имеется и коллекция византийского искусства, некоторые работы художников из других стран. Традиционно в собрание входят только произведения религиозной тематики.
Представлен в Ватикане и шедевр современного искусства – так называемый «Земной шар» работы итальянского скульптора Арнальдо Помодора. Он был приобретен при папе Иоанне Павле II в 1990 году и выставлен в центре двора Пинии. Огромная (4 м в диаметре) медная скульптура состоит из двух сфер, при этом маленькая (наша планета) размещается в большой (Вселенная). Изломанные зеркальные поверхности сфер несут глубокий философский смысл – как бы ни малы были люди в отношении Вселенной, их действия часто приводят к разрушению окружающего нас мира.
Прекрасная архитектура, уникальные музейные коллекции и неповторимая атмосфера Ватикана ежегодно привлекает огромное количество посетителей самых различных вероисповеданий.
Чаевые
Чаевые составляют 10%-15% от суммы заказа. Иногда в меню указано, что плата за обслуживание уже включена в цены. При обслуживании у стойки чаевые не приняты.
Часы работы учреждений
Церкви открыты с раннего утра до 12.00 или 12.30, затем они закрываются на 2-3 часа, вновь открываются после «сиесты» и работают до 19.00 или даже позднее. Основные соборы и базилики открыты весь день, но чаще график работы индивидуальный.
Строительство собора
По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.
Архитекторы перестройки базилики:
- Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
- Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
- Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.
- Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
- Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
- Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
- Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.
Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.
Интересный факт!
18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.
По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:
В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.
Основание собора приобрело форму латинского креста.
В этот день папа Урбан VIII освятил храм.
Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.
Облик собора Святого Петра в 1450 году.
История
Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.
Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.
В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».
Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.
В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.
Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.
Архитектура храма – шедевр французской готики
Нотр-Дам-де-Реймс построен в изящном утонченном стиле лучистой готики. Многочисленные скульптуры и колонны, праздничная симфония ажурных арок и остроконечные шпили рвутся ввысь так, что здание громадных размеров выглядит величаво, стройно, нарядно, с чувством меры.
Внешнее убранство
Огромный гармоничный собор длиной 138 м и шириной 30 м словно соединяет землю и небо. Автор проекта архитектор Жан де Орбе наметил увенчать здание собора 7 башнями со шпилями высотой 120 метров. Две 80-метровые башни, которые удалось построить, украшают главный фасад. Южная башня служит колокольней, где размещены 2 колокола, один из которых – «Шарлотта» – весит 10 тонн.
Четыре архитектора, строившие здание 85 лет, неукоснительно соблюдали замысел Жана де Обре и создали сооружение исключительной архитектурной целостности. Детали, обильно украшающие фасад, подчинены выражению ведущей христианской идеи.
В фасаде вертикаль главенствует над горизонталью, которая растворяется в вытянутых скульптурах и рельефах, устремленных ввысь. Реймский собор будто взмывает в небо.
На главном (западном) фасаде – сонм ангелов: из 2300 фигур и рельефов главного фасада половина изображает их.
Центральный портал украшает сцена Коронования Божьей Матери. Мария изображена на троне, установленном на возвышении. Иисус возлагает на ее голову корону, вокруг – 6 ангелов.
Рядом – скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы». Встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребенка – Иисуса Христа, а ее бездетная двоюродная сестра Елизавета забеременела и скоро родит Иоанна Крестителя. Юная женственная Мария и немолодая Елизавета – в радостном предчувствии.
Над правым порталом главного фасада – сцена Страшного Суда. На троне – Христос, рядом с ним – 4 ангела, ниже – фигуры мучеников.
Композиция левого портала посвящена Страстям Христовым, сцене Распятия. Рядом – святой Иоанн и Дева Мария, ниже – фигуры апостолов и ангелов.
Высокую точку 38-метрового свода соборного фасада венчает фигура улыбающегося ангела. На его безмолвных устах застыла благая весть, адресованная всем. Улыбка ангела несет благодать жителям и гостям города, поэтому холодный камень излучает тепло, и безмолвие весомее слов: ангел улыбается не зря.
Галерея Королей
Важная для Реймского собора тема – помазание на престол – отражена в убранстве фасада. В изгибах арки – сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей, которые предваряют изображения королей: ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе.
Основание башен опоясывает Галерея Королей, состоящая из 63 фигур высотой 4 метра и весом 4-5 тонн. Центральная группа – король Хлодвиг, погруженный в купель, рядом – супруга Клотильда и святой Ремигий.
У основания башен – 500 изваяний монархов и епископов, рыцарей и ремесленников, святых, прославляющих правителей страны. Галерея создана в XIII веке.
Горгуньи и химеры
Водосточные трубы украшены изображением химер. Это охранные статуи, которые оберегали непорочность и чистоту святого храма и отпугивали злых духов, стремящихся навредить.
Здесь же – горгуньи в форме демонов, животных и монстров. Символ защиты, горгуньи призваны отпугивать зло от грешников храма. Гребень крыши украшен трилистниками и лилиями.
Церковь Санта-Мария-Маджоре
Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.
Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.