Ватикан — площадь ватикана, собор святого петра, папские сады

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) — католический собор, центральное крупное сооружение Ватикана и крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Над его созданием трудилось несколько поколений великих итальянских зодчих: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Строительство собора началось в 1506 году. Автором первого проекта стал Браманте, далее в работе участвовали Рафаэль, Перуцце, Сангалло. Микеланджело разработал конструкцию купола. Джакомо Порте и Виньола выстроили купольную конструкцию, Мадерна удлинил здание и оформил фасад. Проект площади перед храмом разработал в XVII веке Джованни Бернини, он же создал потрясающие детали интерьера.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна составляет 48 метров, а ширина — 118,6 метра. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати  апостолов.

Из портика в собор ведут пять порталов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII века «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» созданы в 1949 — 1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.

Внутри собор поражает своей гармонией и строгостью пропорций, огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, а также множество замечательных произведений искусства.

В конце центрального нефа, находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века.

Купол собора, имеет внутри высоту 119 метров, диаметр 42 метра и опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя святого Лонгина работы Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится еще один шедевр Бернини — огромный балдахин, высотой 29 метров,  в окружении 95 лампад. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра, которая включает в себя также кресло Святого Петра.

Собор Святого Петра

Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, а слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта.

В правом нефе находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная им на рубеже XV и XVI столетий, капелла Распятия, в которой хранится деревянное распятие конца XIII — начала XIV века, надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини, надгробие Григория XIII, а чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие  Климента XIII.

В левом нефе  — надгробие Александра VII работы Бернини и надгробие Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором  Антонио Поллайоло.

В сокровищнице собора Святого Петра, пройти в которую можно через левый неф, хранится знаменитое рельефное надгробие папы Сикста IV, работы Антонио дель Поллайоло, а также папские тиары и украшенные реликварии.

Здесь можно увидеть усыпальницы Пап Римских, императоров, кардиналов, представителей королевских семей, а также небольшие часовни.

В Священных Гротах Ватикана похоронены двадцать один Папа Римский. На сегодняшний день, в гротах можно увидеть гробницы Пап Бонифация VIII, Пия XI, Пия XII, Сикста IV, Павла VI и Иоанна Павла I. Здесь же обрели покой император Священной Римской империи Оттон II, правивший в X веке н.э., королева Швеции Кристина, королева Кипра Шарлотта и многие другие знатные персоны.

Доступ в Священные Гроты осуществляется из трансепта базилики.

Время работы Собора Святого Петра
Вход в Собор Святого Петра открыт ежедневно: с апреля по сентябрь — с 07-00 до 19-00, с октября по март — с 07-00 до 18-30. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

Стоимость посещения Собора Святого Петра
Вход в собор бесплатный. Вход в сокровищницу собора — платный. Священные Гроты Ватикана открыты для свободного посещения, однако попасть в некрополь можно только в сопровождении гида, предварительно заказав экскурсию.

Если вы хотите увидеть Ватикан сверху, то вам необходимо посетить обзорную площадку на куполе собора Святого Петра.

Подняться наверх можно пешком по 551 ступеньке, либо на лифте.

Обзорная площадка купола открыта ежедневно:с апреля по октябрь с 07-30 до 18-00, с октября по март — с 07-30 до 17-00.

Стоимость билета при подъеме пешком составляет 8 евро, на лифте — 10 евро.

Актуальную информацию о времени работы и стоимости билетов на смотровую площадку на куполе Собора Святого Петр можно уточнить здесь.

Собор Святого Петра: главный собор христиан

Слово гиду Светлане:

«К строительству базилики св. Петра приступили в 324 г., она предназначалась для упокоения останков хранителя христианской веры. В течение столетий это величественное сооружение многократно перестраивалось. Над его созданием трудились великие Браманте, Рафаэль, Перуцци, Микеланджело.

Именно Микеланджело спроектировал по рисунку Браменте, частично изменив его, гигантский барабан купола (1507 г.), вдохновляясь куполом флорентийского собора. В следующем веке Модерно удлинил нёфы собора Святого Петра в Риме, преобразовав планировку в латинский крест и создал величественный фасад в 1614 г.

Собору предшествует портик, под которым находятся 5 дверей, последняя справа – порта Санта (Священные Врата). Её открывают только по случаю Юбилейного года. В центре — порта Филарета с бронзовыми рельефами, последняя слева — порта делла Морте — Врата Смерти.

Войдя в собор, вы удивитесь не только его богатому убранству, но и внутренним размерам: длина св. 210 м, ширина трансепта — 137 м, высота среднего нёфа — 44 м, общая высота купола — 136 м. Внутри вполне может уместиться такое крупное сооружение, как знаменитый Кёльнский собор».

  1. Прежде чем войти в собор Сан Пьетро, договоритесь о месте встречи, если потеряетесь. Например, у статуи Пьеты, она находится справа у входа.
  2. Можете фотографироваться, но без вспышки.
  3. Можно заказать личного гида, если особенно интересуетесь историческими шедеврами.

Само помещение собора Святого Петра так велико, а людей в нём так много, что немудрено потеряться, отстать от группы. Ориентироваться в этом пространстве тоже не у каждого получится. Пользоваться мобильниками не рекомендуется. Потому во время любой экскурсии лучше держаться вместе, не расходиться по сторонам.

  1. При входе в собор соблюдайте дресс-код. Не берите объёмные сумки, не надевайте шорты, короткие юбки, не оголяйте плечи.
  2. Мужчины снимают головные уборы, а женщины покрывают голову шарфом.

Слово гиду Светлане:

«Центральный нёф Сан Пьетро поддерживают 8 огромных пилястр, свод над которыми украшен золочеными кессонами. У последней правой пилястры находится бронзовая скульптура Святого Петра. Её датируют 2-й пол. 13 в. и приписывают работе ди Камбио. В нёфе слева — гробница папы Иннокентия 8, в правом (1-я капелла) — знаменитая Пьета (Оплакивание Христа), созданная 25-летним Микеланджело в 1499 г. Именно об этой статуе великий мастер сказал, что в её создании нет сложностей, надо лишь отсечь от глыбы мрамора всё лишнее.

Другие важнейшие архитектурные объекты собора — папский алтарь с Конфессией работы Модерно, они располагаются прямо под куполом, рядом — гробница Св. Петра. Над алтарной группой — роскошный бронзовый балдахин на спиральных колоннах — шедевр архитектора Бернини».

Посещение площади и базилики Сан Пьетро — бесплатное. Кстати, во все церкви Италии вход бесплатный, т.к. они являются действующими религиозными учреждениями. Часы работы: с 7-ми утра до 18-19. Гуляя по площади легко устать, но скамеек здесь и поблизости вы не увидите. Решение проблемы — зайти в собор, найти скамьи (место для молитвы): на них вполне можно присесть, отдохнуть.

Отзывы из интернета убеждают в том, что побывать на площади и в соборе Св. Петра надо обязательно. Но те, кто были в соборе и поднялись на смотровую площадку купола, пишут:

На крыше собора можно не только с высоты птичьего полёта любоваться обзором, но и заглянуть в сувенирный киоск, и воспользоваться самым высоким в Ватикане таксофоном. Итальянцы шутят, что из него удобно звонить Богу.

Благодаря современным технологиям и веб-камерам, теперь есть возможность совершить видеоэкскурсию не выходя из дома и получить первое впечатление о Риме, Ватикане, площади и базилике Св.Петра. Картинки в реальном времени от всемирно известных достопримечательностей:

  • Вид на собор: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364506099
  • Вид на Площадь святого Петра: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364505728

Адрес

Пьяцца Рустикучи создана на месте некоторых специально разрушенных роскошных особняков, чтобы была возможность обозреть всю красоту величественного храма. Добро пожаловать, или…? В воскресенье в 11.50 на площади толпится народ в ожидании появления Папы. Он читает небольшую проповедь, которую затаив дыхание внимательно слушают несколько тысяч человек.

Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.

Ведь эти несколько мгновений навсегда останутся в сердце верующих всего мира. В среду с 10 часов здесь проходит аудиенция Папы. В ясную погоду Папа выходит на балкон Латеранского дворца и благословляет людей, прибывших из разных уголков планеты. При ненастной погоде аудиенция пройдет в зале на 6,5 тыс. мест. Присутствовать можно по билетам, которые необходимо забронировать за два-три месяца. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Сикстинскую капеллу в Ватикане, где вы узнаете историю ее создания, часы работы и адрес.

История

В начале нашей эры площадь Святого Петра мало напоминала себя образца современности. Пространство между холмами Яникул и Ватиканским занимали цирк и сады Нерона. В первом столетии здесь установили привезенный ещё Калигулой обелиск, высота которого превышает двадцать метров. Римляне считают его символом возрождения.

В IV веке, после возведения первого здания собора Святого Петра, пространство перед ним расчистили. Однако на протяжении многих столетий в дождливые дни оно напоминало неприглядное болото.  Проблема была в перепадах высот аж до десяти метров. Разумеется, это никуда не годилось, учитывая непосредственную близость Ватикана. Указом Папы Юлия II было решено построить новый собор, а с приходом к власти Пия IV саму площадь расширили.

Обелиск из садов приказали поставить в центр – амбициозное дело, учитывая вес сооружения, превышающий 300 тонн. Перенос стал настоящим представлением, где собравшимся зевакам было запрещено даже перешептываться. Благо, обошлось без жертв и разрушений. Как только в апреле 1655 года на престол взошел папа Александр VII, он поручил архитектору и скульптору Лоренцо Бернини привести площадь перед базиликой в божеский вид. Задача перед творцом стояла нелегкая.

Ему нужно было не только учесть особенность архитектурного ансамбля, включающего величественный собор, вычурный фонтан и громадный обелиск, но и исполнить главное пожелание папы – с любой точки площади граждане обязаны видеть папу, когда он выходит на балкон собора, дабы благословить грешных жителей.  Строительство заняло долгих одиннадцать лет, и целиком и полностью контролировалось Александром.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

Фонтан Папы Иннокентия VIII

Фонтан Мадерно на северной стороне площади расположен на месте более раннего фонтана, построенного в 1490 году во времена Папы Иннокентия VIII . Он считался лучшим фонтаном в Риме с двумя сосудами и тремя струями воды, выходящими изо ртов трех каменных голов, и тремя гербами Папы Иннокентия VIII, вырезанными Алонсо дю Капуа. Фонтан описал римский летописец Стефано Инфессура : «В 1490 году Его Святейшество построил на площади Святого Петра … великолепный фонтан с мраморными плитами, на которых написана история, и двумя круглыми вазами, расположенными одна над другой, так что их можно увидеть; и кто угодно будет судить, ничего подобного нет нигде в Италии ». Фонтан был восстановлен Папой Александром VI в 1500 году, и был добавлен бассейн для животных.

История площади

В начале нашей эры, на долине, проходящей между Ватиканским холмом и холмом Яникул, произрастали сады Випсании Агриппины.

На садовой территории при императоре Нероне был возведён цирк.На арене цирка проводились мученические казни и представления.

В 64 году, согласно летописи, произошла казнь большого количества людей, которых Нерон обвинил в поджоге города Рима.

Апостола тайно похоронили рядом с цирком на кладбище.

В период с 319 по 336 года при императоре Константине на месте захоронения апостола была возведена первая Базилика Святого Петра.

Этапы создания площади Святого Петра:

  1. По приказу Константина рядом с первой базиликой выровняли большое пространство, сняв слой земли с Ватиканского холма. Территория перед храмом до XV века имела название – плато Санкти Петри.
  2. Папа Николай V поручил разработать проект новой площади итальянскому архитектору Бернардо Росселлино, который работал над реконструкцией базилики. Однако план так и не был осуществлён.
  3. В XVIвеке площадь представляла большую прямоугольную территорию от базилики до реки Тибр с перепадами высоты в 10 метров. Местность превращалась в болото во время разливов реки и дождей.
  4. При папе Юлии II с 1506 года началось строительство Собора Святого Петра по проекту знаменитого архитектора Донато Браманте. Грандиозная работа над храмом велась более века, с помощью лучших архитекторов и мастеров Италии.
  5. В 1626 году собор был освящён Папой Урбаном VIII. Площадь представляла собой незаконченную строительную территорию.
  6. При папе Александре VII в 1657 году площадь стала приобретать законченный вид.

Перед архитектором стояла сложная задача – создать величественную площадь перед собором, с учётом имеющихся непростых условий (рельеф, постройки, фонтаны и обелиск).

Бернини создал уникальный проект, по которому площадь состоит из двух частей:

  • трапециевидной, окруженной галереями;
  • овальной, оформленной колоннадами.

Площадь Святого Петра XVIII век, картина Джованни Паоло Панини «Выезд герцога Этьенн Франсуа де Шуазёль».

Ссылки [ править ]

  1. ^ Уильям Tronzo, ред., Святого Петра в Ватикане , Cambridge University Press, 2005, стр 149.
  2. ^ Франко Mormondo, Бернини: Его жизнь и Его Рим, Университет Чикаго Пресс, 2011, стр 203.
  3. ^ Декер, Генрих (1969). Эпоха Возрождения в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески . Викинг Пресс. п. 282. ISBN. 9780500231074.
  4. ^ Уильям Tronzo, ред., Святого Петра в Ватикане , Cambridge University Press, 2005, стр 149.
  5. ^ Франко Mormondo, Бернини: Его жизнь и Его Рим, Университет Чикаго Пресс, 2011, стр 203.
  6. Он был основан в 1613 году по приказу Павла V.
  7. ^ Фактические очаги отмечены на мощении круглыми каменными кругами в шести или семи метрах от внешнего кольца компаса, центрированного на обелиске с обеих сторон. Когда посетитель стоит на одной, ряды колонн идеально выстраиваются друг за другом. (Туристический клуб Italiano, Roma e Dintorni ).
  8. ^ Всего 248 колонн и 88 пилястр; Карниз венчают 140 сверхъестественных святых; Гербы Александра VII .
  9. ^ Овато тондо составляет 240 метров в поперечнике.
  10. ^ Touring Club Italiano, Roma e Dintorni , который предоставляет статистические данные в этих заметках.

Ватиканский обелиск

Его доставили в Рим в 37 году из Гелиополиса – города в Нижнем Египте, по указанию Гая Цезаря Августа Германика, более известного в мировой истории под именем Калигула. Являясь завзятым любителем гонок на колесницах, император украсил монументальной стелой свой цирк.

Впоследствии Нерон разбил на этом месте великолепные сады, простиравшиеся к югу до самого Яникула. Случившийся в Риме пожар 64 года уничтожил часть города и оставил без крова большинство его жителей.По свидетельству древнего оратора и историка Публия Корнелия Тацита (52 – 116 гг.), Нерон открыл свои сады для погорельцев, позволив возводить на этом месте дома. Вся вина за случившийся пожар была переложена на христианскую общину, ее прихожане подверглись гонениям и преследованиям со стороны императора, а викарий Христа – Апостол Петр, был распят головой вниз на перевернутом кресте. Некоторые историки предполагают, что организатором пожара был сам император, питавший неприязнь к новой христианской вере.

Распятие Святого Петра. Караваджо (1601 г.)

Записи Тацита позволяют утверждать, что предание наказанию и мученическая смерть Петра происходили в садах Нерона, у обелиска, ставшего по воле случая безмолвным свидетелем трагедии на все времена. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что монумент долгие годы являлся местом паломничества, начиная с самых первых лет христианства и, в отличие от всех других обелисков, доставленных в Рим, никогда не был разрушен или повержен. Он простоял на своем месте почти полторы тысячи лет, до 1585 года, пока Папа Сикст V не решил переместить стелу на площадь Святого Петра.

Модель Константиновской базилики Святого Петра и первоначальное расположение обелиска

Работы были поручены архитектору Доменико Фонтана. Его записи и свидетельства летописцев позволяют в полной мере представить уникальность проекта по демонтажу и транспортировке монумента. Для возведения на новом месте 25-метрового обелиска весом более трех тонн привлекли 800 человек, задействовали около сотни лошадей, построили специальные леса со сложной системой шкивов и лебедок. После 13 месяцев работ, 10 сентября 1586 года обелиск был поднят и установлен на белый мраморный постамент на площади перед Собором Святого Петра.

По распоряжению понтифика с вершины монумента убрали бронзовую сферу, заменив ее католическим крестом и бронзовым гербом семьи Киджи, присутствующим и на других обелисках, установленных Сикстом V.

На протяжении многих лет считалось, что бронзовый шар, венчавший стелу, содержал урну с прахом Юлия Цезаря, однако при переустановке монумента на новое место ничего подобного обнаружено не было. Сегодня артефакт можно увидеть в Palazzo dei Conservatori на Капитолийском холме, где находится значительная часть экспонатов Капитолийских музеев. Предполагалось, также, что при Сиксте V в крест на вершине монумента была помещена частица Истинного креста, на котором был распят Иисус. Однако при проведении восстановительных работ в 1740 году, предполагаемую реликвию не обнаружили. Тем не менее, 12 апреля 1740 года частицу, хранившуюся в реликварии базилики Санта Кроче ин Джерусалемме, все-таки поместили в большой бронзовый крест, венчающий обелиск.

Торжественное открытие обелиска, украшенного папскими гербами и молитвенными прошениями, освобождавшими монумент от языческого прошлого, состоялось 26 сентября 1586 года. Так началась эпоха повторного использования и освящения египетских монолитов.

Советуем прочитать:

Рим и чертова дюжина древних обелисков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector