Собор святого марка в венеции

Архитектура и интерьер

Мировые исследовали истории и архитектуры сходятся во мнении, что венецианский собор уникален в своем роде, так как полностью не принадлежит ни одному из ныне известных архитектурных стилей. Виной тому – затяжное строительство, в ходе которого классическая греческая базилика превратилась в великолепие, украшенное восточным мрамором, итальянскими скульптурами и романскими барельефами. Но что самое удивительное – совершенно несовместимые в стилистическом понимании вещи, смотрятся гармонично и величественно. Построен собор по схожему с церковью Святых Апостолов в Константинополе проекту, но не повторяет его полностью. Фасады здания облицованы мрамором, мозаиками и скульптурами.

Центральный купол базилики возвышается на 63 метра, а изнутри, подобно сводам и верхнему уровню стен, инкрустирован мозаикой. Для изготовления большинства фрагментов использовалось стекло с острова Мурано – главная гордость венецианских ремесленников. Сюжеты мозаик затрагивают Новый и Ветхий Заветы, а также житие апостолов Марка, Исидора и Иоанна Крестителя. Прославленные историки и специалисты культуроведения признают храм архитектурной книгой – ни в одном другом месте фабулы Библии не изображены столь скрупулёзно, полно и внушительно. Каждый купол охватывает отдельно взятую сюжетную линию. Так, например, Купол сотворения мира содержит сцены из книги Бытия, а Купола Иосифа, коих насчитывает три – жизнеописания Иосифа Прекрасного.

Особенности строения

Собор Святого Марка – это массивное сооружение, выполненное в форме равностороннего креста. Его ширина составляет 76 метров, длина 62 метра. Высота главного купола храма 43 метра. Длина фасада здания составляет 52 метра.

Венецианские кони

У собора 5 входов, каждый из которых имеет вид портала с колоннами в 2 яруса. Центральный вход самый большой по сравнению с остальными. Все порталы украшены красивой мозаикой. Над главным входом расположена скульптурная композиция в виде 4 коней, отлитых из бронзы. Они были изготовлены мастерами с греческого острова Хиос.

В 1204 году венецианцы привезли их из Константинополя. Во время своей Итальянской кампании 1796-1797 годов генерал Бонапарт отправил коней в Париж, где они украсили Триумфальную арку на площади Карузель. Позже статуи коней скрывались в Риме, а сегодня над аркой центрального входа в собор установлена их копия, оригиналы, чтобы защитить их от агрессивного воздействия окружающей среды, было решено хранить в музее собора.

Над зданием собора высятся 5 куполов. Один из них центральный, а 4 остальных распределены по одному над каждой ветвью креста.

Внутреннее убранство храма

В верхней части собор украшен мозаичными узорами из бронзы, золота и различных камней. Стены храма оформлены позолоченной мозаикой на площади свыше 8000 м2. Мозаики расположены в определенном порядке и начинают повествовать о бытии Христа, апостолов и завершаются ликами всех городских покровителей. Иконы храма сделаны в виде мозаики и включают в себя множество эпизодов из жизни святого Марка.

Пройдя через основной вход, туристы окажутся в атриуме, стены которого отделаны мозаикой с событиями, описанными в Ветхом Завете. В центре атриума есть вмонтированная в пол красная плита. В этом месте произошло историческое рандеву и примирение немецкого правителя Фридриха Барбароссы и римского Папы Александра III. В атриуме расположена гробница Фелиситы Микиель, красиво отделанная мрамором.

В центральной части собора находится главный алтарь. Его высота составляет 2,5 метра, а длина 3,3 метра. Главный алтарь высекли из зеленого мрамора. Он поддерживается 4 столпами. Каждый столп украшен рельефами из жизни девы Марии и Иисуса Христа. На алтаре запечатлены моменты из жизни Святого Марка и события, описанные в Новом Завете. С 1811 года под престолом главного алтаря хранятся останки святого Марка. В месте, где установлен соборный алтарь, хранится «золотой алтарь», напоминающий большой куб из золота, который украсили искусно отделанными драгоценными камнями, число которых доходит до 1900 экземпляров и включает в себя 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом.

Справа от алтаря можно увидеть вход в соборную сокровищницу. Она состоит из зала с сокровищами и зала с реликвиями. В зале с сокровищами располагается большая коллекция различных предметов искусства античного периода и времен Средневековья. Больше всего в зале представлены предметы византийского искусства. В зале с реликвиями находится целый ряд ларцов и рак, в которых хранятся мощи усопших святых и праведников.

Удивительно красив и пол собора, образующий переплетающиеся круги от очертания переливов драгоценных камней, которыми он отделан, блеска различных мозаик и мраморных переливов.

Еще одной особенностью собора стала его потрясающая акустика. Именно она привлекала сюда в разное время различных композиторов и исполнителей.

Музей собора Святого Марка занимает несколько этажей. В нем представлены восстановленные мозаики и их некоторые элементы, рассматривать которые в непосредственной близости смогут все посетители. С 1987 года собор включен в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Внутреннее убранство и сокровища храма

Каждый, вошедший в собор Сан Марко, отмечает выразительный контраст между его внешним и внутренним обликом. Внешне собор являет яркое украшение площади, поражающее своей пышностью и парадностью. Внутри – входящего встречает умиротворенная атмосфера, насыщенная религиозностью и сакральным таинством.

Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com)

Между тем внутренне оформление базилики в роскоши убранства ни чем не уступает его экстерьеру. Стены собора Святого Марка украшают многочисленные мозаичные панно и витражи, изображающие библейские сцены. Все их условно можно разделить на целостные композиционные картины («Искушение Христа», «Вход в Иерусалим» и др.) и тематические сюжеты («Чудеса Христовы», «Страсти Христовы», «Земная жизнь Христа» и др.)

Интерьер собора, как и архитектура здания, также разительно отличается от всех остальных католических храмов: изобилие внутренних росписей и фресок, богатство иконостасов, количество золота и золоченых деталей – все это роднит его с православной культурой.

Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

Подобное сходство вполне объяснимо – практически большинство икон и фресок, украшающих стены храма было вывезено их Константинополя, в дальнейшем художественное оформление наполнялось по схожей стилистике.

В наши дни Собор Сан Марко представляет собой сокровищницу, где собраны величайшие произведения искусства и культуры. Именно здесь хранится богатейшая коллекция реликвий, принадлежавших когда-то христианскому Константинополю. Сюда свозились бесчисленные трофеи, завоеванные в ходе Крестовых походов. В соборе в качестве выставочного экспоната хранятся средства из древней казны храма. Таким образом, базилика является богатейшим музеем культуры и искусства Средневековья.

В 1987 г. историко-культурная ценность Сан Марко обрела официальное признание – он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Услуги для туристов

На площади Святого Марка есть магазины сувениров, а также кафе, в которых туристы могут перекусить после трехчасовой экскурсии. Перед посещением собора вещи сдаются в камеру хранения в Атенео-Сан-Бассо, иначе в кафедральный собор могут не пустить.

Достопримечательность Венеции

Экскурсия в собор Святого Марка будет интересна всем туристам, ведь жители Венеции знают толк в красоте и сумели сохранить христианские сокровища в первозданном виде. Архитектурные творения, созданные венецианцами, поражают жителей Европы и других континентов своим необычайным стилем и атмосферой. Посещение этой достопримечательности обязательно для тех, кто посетил Венецию впервые, ведь упустить из виду такое великолепие непростительно.

*Цены актуальны на август 2018 года.

История собора

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Старые и Новые Прокурации

Площадь перед собором Сан-Марко обрамлена длинными зданиями Старых и Новых Прокураций — административных учреждений Венецианской республики. Строительство Старых Прокураций было начато в конце XV века (по предположениям, архитектором Мауро Кодусси), а возводить здание закончил после пожара 1532 года архитектор Бартоломео Бон, но и тогда это было уже старомодное здание. В прошлом в нем размещалась резиденция прокураторов — чиновников, ведавших государственной недвижимостью и отвечавших за эксплуатацию, реставрацию и реконструкцию наиболее важных государственных зданий и сооружений. В их ведение, конечно же, входил и собор Сан-Марко; к тому же они обязаны были следить за содержанием собора и наблюдать, как расходуются его денежные средства. Должность прокуратора была почетной, пожизненной и настолько доходной, что им даже жалованье не платили.

Старые Прокурации представляют собой «девять дворцов высотой в четыре этажа, украшенных колоннадами трех ордеров: коринфского, дорического и ионического». В первом этаже арки образуют открытую галерею, а по верху тянется нарядный зубчатый карниз, который своим силуэтом перекликается с карнизом Дворца дожей.

Через некоторое время после окончания строительства здание Старых Прокураций перешло в собственность частного лица, и тогда правительство Венецианской республики решило построить на другой стороне площади Сан-Марко здание Новых Прокураций. Возведение его в 1580-е годы начал архитектор Винченцо Скамоцци, а заканчивал в первой половине XVII века уже Бальтазар Лонгена.

Новая постройка, часть которой была возведена на месте приюта Орсеоло, в основном соответствовала стилю Старых Прокураций, хотя в деталях эти два здания значительно отличаются одно от другого. Главный фасад Новых Прокураций построен как продолжение северного фасада Библиотеки.

В 1720 году на первом этаже Новых Прокураций было открыто кафе «Триумф Венеции», которое сразу же стало пользоваться огромной популярностью. Открыл его Флориан Францескони, и впоследствии кафе стало называться его именем — «Флориан».

С годами первоначальная отделка интерьеров кафе несколько изменилась: появились зеркальные стекла в дорогих витражах и рельефные картуши с надписью «FLORIAN». На площади под зонтиками стройными рядами выстроились столики, а у аркады постоянно стоят две эстрады для музыкантов. По общему мнению «Флориан» был первой кофейней, открытой в Европе. Несмотря на переделки, в нем сохранились прежние деревянные панели, мраморные столы и зеркала в позолоченных рамах.

Во время господства в Венеции французов в Новых Прокурациях размещалась резиденция Наполеона. В 1810-1815 годах по его приказанию была снесена церковь Сан-Джеминьяно, а здания Старых и Новых Прокураций соединили новой двухэтажной постройкой — Ала Наполеоника («Крыло Наполеона»), которая выдержана в неоклассическом стиле и прекрасно гармонирует с архитектурой Прокураций. Постройка предназначалась для бального зала, так как во времена Наполеона здание Новых Прокураций переделывалось под Королевский дворец для Эжена Богарнэ (наместника в Венеции), но танцевать там было негде. На крыше Ала Наполеоники были установлены статуи римских императоров, а со стороны лагуны устроили городской сад.

В настоящее время в Новых Прокурациях, со стороны сада, помещаются некоторые учреждения, остальная же их часть занята Археологическим музеем и Музеем Коррер. Основу Археологического музея составило собрание кардинала Доменико Гримани, состоящее из произведений античного искусства, которые он передал городу в 1523 году. Это собрание оказало огромное влияние на художников того времени. В настоящее время Археологический музей — один из наиболее значительных музеев археологии во всей Италии. В нем представлена редкая коллекция греческой скульптуры (VI-V вв. до н.э.); в нескольких залах выставлена пластика эллинистической эпохи, римские портретные скульптуры, античные вазы, резные камни, монеты, произведения искусства Египта и Византии.

Что посмотреть

На площади Святого Марка всегда очень многолюдно. Это излюбленное место туристов и жителей Венеции. Архитектура собора привлекает толпы людей, желающих полюбоваться захватывающим дух зданием, которое является визитной карточкой города. Главные порталы базилики, выходящие на площадь, отделаны богатыми мозаиками. Нижняя часть фасада состоит из арочных пролетов с колоннами, щедро украшенными восточными капителями и византийскими барельефами, датированными 12-м веком. Смешение самых разных архитектурных стилей выглядит на удивление гармонично. Даже скульптуры коней в квадриге на храме Святого Марка, которые по идее не могут быть приемлемыми в византийской архитектуре, смотрятся здесь вполне уместно.

Колонны Святого Марка и Теодора

Колонны Святого Марка и Теодора на Пьяцетте

Массивные колонны в 1125 году были привезены из Константинополя. Изначально их было три, но при разгрузке одну утопили в лагуне.

Трофейные колонны настолько массивны, что они продолжительно время просто лежали без дела на Пьяцетте.

Каждую из колонн украшает свой венецианский символ.

Бронзовый крылатый лев символизирует святого Марка, лапа мифического животного на открытом Евангелии. Венецианцы утащили крылатого льва с Ближнего Востока. Точное местоположение определить сложно, так как фигуре более 2500 лет.

Статуя Святого Теодора символизирует власть Венеции над морской стихией. Этот святой длительное время был покровителем города, позже его сменил святой Марк.

Сокровищница и музей собора

Для того, чтобы попасть в сокровищницу, нужно пройти в дальний угол храма, обойдя с правой стороны алтарь. Сокровищница представляет собой два помещения, в одном из которых выставлены христианские святыни, в другом — сокровища, привезенные с разных концов земли. Наибольшей популярностью пользуется реликварий — множество туристов и верующих приходят сюда для того, чтобы взглянуть на мощи почитаемых святых. В помещении сокровищницы представлены произведения искусства и драгоценности времен античности и Средневековья.

Музей Сан-Марко был создан в XIX веке для собрания предметов, отражающих историю возникновения и развития собора. Все предметы экспозиции музея занимают несколько этажей.

Здесь находятся:

  • оригинальная знаменитая квадрига;
  • мозаичные произведения;
  • различные символы Венецианской республики: флаги, гербы.

Также в одном из помещений музея находится балкон, с высоты которого открывается великолепный вид на внутреннее убранство всего храма.

Музей и сокровищница открыты ежедневно с 9.45 до 16.45, вход платный.

Церковь Джезуити (Chiesa di Gesuiti)

Барочная церковь, при освящении получившая название Церковь Санта-Мария Ассунта, вызывает противоречивые ощущения: богатое внутреннее убранство многие находят аляповатым, но, всё же, нельзя отказать ему в оригинальности.

Едва ли можно догадаться о том, что скрывается за белым блестящим фасадом с традиционными статуями святых. Между тем внутри вас ждёт сложная мраморная инкрустрация, создающая ощущение бархатного занавеса, накинутого на пол, стены и алтарь.

Мраморная драпировка белого и зелёного цветов в какой-то степени даже затмевает картину Тициана «Мученичество Святого Лаврентия».

При освящении базилика получила название – Церковь Санта-Мария Ассунта

Церковь была построена в 1715-1729 годах по проекту архитектора Доменико Росси. В 1807 году церковь была отдана под армейские казармы и вернула свою первоначальную функцию лишь в 1844 году.

Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:00 и 16:00-18:00

Билеты: Вход свободный

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов

Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Главная площадь Венеции — Сан Марко

Площадь всегда была центром венецианской жизни, сюда прибывали торговые суда, с неё отправлялся в свои путешествия Марко Поло. На этом месте стояло здание местных властей, которое впоследствии перестроили в дворец Дожей.

На Сан Марко проходила политическая жизнь Венецианской республики, народные гуляния и публичные казни.

Назвали площадь в честь евангелиста Марка, который является покровителем города.

Площадь Сан Марко состоит из двух частей: Пьяцетта и Пьяцца. Пьяцетта – это пространство от Гранд Канала до собора, а Пьяцца – площадь перед Собором Святого Марка.

Пьяцетта чуть меньше, но на месте их размер ощущается равноценным.

Внутреннее убранство

Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.

До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.

С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.

Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.

Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.

В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.

Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.

Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.

Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.

Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.

Сокровищница

В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.

Сокровищница делится на несколько отделов:

  • отдел Средневековья и Античности,
  • отдел византийского искусства,
  • отдел исламского искусства,
  • отдел западного искусства.

Музей собора

С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.

В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.

Библиотека

До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.

Кампанила

Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.

Достопримечательности

В ансамбль площади входят следующие архитектурные достопримечательности Венеции:

  • Собор Святого Марка. Это главный собор Венеции и наиболее посещаемая достопримечательность. Собор был построен в IX веке, но окончательный, современный, облик приобрел лишь к XV веку. Собор в Венеции на площади Сан Марко привлекателен как с эстетической точки зрения (купольные мозаики, византийская архитектура), так и с религиозной — внутри хранятся мощи святого Марка и икона «Никопея».
  • Кампанила. Кампанилой именуется башня на площади Сан Марко высотой 98,6 метров. Здесь расположена смотровая площадка с одной из лучших панорам Венеции.
  • Дворец дожей. Знаменитый дворец в готическом стиле был построен в XIV–XV веках. В те времена здесь была резиденция дожей, а также заседал венецианский суд. Сегодня, Дворец дожей на площади Сан Марко — визитная карточка Венеции.
  • Часовая башня (Торре-делл’Оролоджо). Часы на площади Сан Марко полны сюрпризов: наверху расположены бронзовые статуи юноши и старика, бьющие в колокол в определенное время; ниже располагается лев с книгой — символ города; ниже — Богородица с младенцем Иисусом; под Богородицей — роскошные сине-золотые часы.
  • Старые и новые прокурации. Это комплекс из трех соединенных исторических зданий, обрамляющих площадь.

Андрей Ефремов

На пьяцетте установлены гранитные памятники-колонны святых Марка и Теодора, располагается здание библиотеки Марчиана. Колонну Св. Марка венчает бронзовый лев, отлитый еще в V веке до н. э. в Ассирии. Лев был трофеем рыцарей-крестоносцев. До нашего времени статуя дошла лишь фрагментарно, неоднократно подвергаясь реставрации. Колонна Св. Теодора увенчана статуей святого с крокодилом у его ног, который символизирует морское могущество города.

Панорамный вид на площадь Сан Марко с обзорной площадки:

Еще одной яркой достопримечательностью площади Сан Марко является мостовая. Поверхность площади вымощена светлым камнем, уложенным «ёлочкой» еще в XIII веке. Изначально, узор был не декоративным средством, а способом навигации церемониальных процессий.

Из музеев на площади Сан Марко стоит посетить: внутренние помещения Дворца дожей, включая тюремные комнаты, в которых были заключены Джордано Бруно и Казанова; музей Коррера с коллекцией картин XII–XVII веков; археологический музей с коллекцией произведений искусства античности.

Бесплатные церкви

Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?

Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них  поразительные.

Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.

Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона

Обратите внимание на перечень художников

Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.

Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:

В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).

А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.

Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.

Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Собор Сан-Марко с верхней галереи

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.

Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.

Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Купол одной из часовень

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).

Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.

Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.

Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.

Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

«Товий и ангел» Тициана

Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).

В церкви есть 4 картины Тициана

Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана

Церковь Санта-Мария дель Джиль (Chiesa di Santa Maria del Giglio)

Церковь Санта-Мария дель Джильо удивляет гостей города необычным фасадом: вместо фигур святых Джузеппе Сарди украсил его очертаниями городов. Так архитектор увековечил память о своём друге адмирале Антонио Барбаро.

Фигура адмирала увековечивает композицию, в которой запечатлены города, где служил венецианский военный: Рим, Падуя, Корфу, Задар, Кандия и Сплит.

Santa Maria del Giglio удивляет гостей города необычным фасадом

Церкви есть чем удивить и тех, кто заглянет внутрь: здесь можно увидеть картину «Святое семейство» (предполагают, что она принадлежит кисти Рубенса) и полотна Тинторетто.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Собор Святого Марка в Венеции

Площадь Сан-Марко (Piazza San Marco) в Венеции – одно из самых посещаемых мест планеты. Здесь проходят знаменитые венецианские карнавалы и выступления театра дель арте, и здесь же расположены самые дорогие кафе и рестораны города-острова.

Собор Святого Марка в Венеции

Как правило, каждый путешественник мечтает сфотографироваться на площади с голубями, клюющими корм с руки. Правда, в 2008-м году мэр Венеции принял постановление, запрещающее кормить птиц. Полиции же предписано штрафовать нарушителей.

Собор Святого Марка в Венеции

Основные достопримечательности Сан-Марко — собор Святого Марка (Basilica di San Marco), Дворец Дожей (Palazzo Ducale) и Национальная библиотека св. Марка (Marciana).

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка — редкой красоты здание, в котором видно влияние нескольких архитектурных стилей — греческого, романского, византийского и готики. Его строительство велось несколько веков.

Собор Святого Марка в Венеции

Первая базилика, в которую были привезены мощи Св. Марка, покровителя города, начала строиться в 829-м году во времена дожа Джустиниано Партечипацио (Giustiniano Partecipazio), после того, как венецианские купцы привезли останки святого из Александрии. Спустя 150 лет базилика была разрушена в результате пожара.

Собор Святого Марка в Венеции

Строительство нынешнего здания собора началось в 1063-м году по решению дожа Доменико Контарини (Domenico I Contarini). Следом городом управлял дож Доменико Сельво (Domenico Selvo) и при нем стали создаваться мозаики собора.

Собор Святого Марка в Венеции

Пятиглавая базилика была построена в виде креста по образу константинопольского храма апостолов.

Собор Святого Марка в Венеции, пятиглавая базилика

В последующие столетия собор расширялся — были пристроены баптистерий и несколько капелл, в храме появлялись новые мозаичные произведения, картины, иконостас и скульптуры. Фасады облицевали светло-розовыми мраморными плитами. Должность главного архитектора собора в разные годы занимали Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) и Бальдассар Лонгена (Baldassarre Longhena).

Собор Святого Марка в Венеции

То, как выглядел собор после окончания внешней отделки, можно увидеть на картине Джентиле Беллини (Gentile Bellini) под названием «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко», которая была написана в 1493 г.

«Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко»

Виды на площадь и собор Сан Марко запечатлели многие художники, в их числе Каналетто: “Piazza San Marco with the Basilica” (1730), Франческо Гварди: «Дож Альвизе Мочениго предстает перед народом в соборе Святого Марка» (1763), Джеймс Уистлер: «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» (1879-80), Огюст Ренуар: «Площадь Сан Марко» (1881), Валентин Серов: «Площадь Святого Марка в Венеции» (1887) и многие другие мастера.

Собор Святого Марка в Венеции

Среди украшений собора — множество древних реликвий, вывезенных в Венецию крестоносцами после падения Константинополя. В их числе многочисленные иконы, Золотой алтарь, а также позолоченная бронзовая Квадрига. Конная скульптурная группа некогда украшала константинопольский ипподром. Согласно преданию, ее создал скульптор Лисипп (Lysippos) в IV веке до н.э.

Собор Святого Марка в Венеции

Квадрига заняла свое место на лоджии Сан-Марко в середине XIII века. Она поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка записал свои впечатления: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание…».

Собор Святого Марка в Венеции

Когда Наполеон захватил Венецию в 1797-м году, квадрига была перевезена в Париж и водружена на арку, что на площади Каррузель (Place du Carrousel).

Только после падения наполеоновской империи скульптура была возвращена на свое место.

Однако уже в наше время, в 70-е годы XX века, когда велась реставрация собора, было решено установить на галерею копию, а сама квадрига сейчас находится в Музее Сан-Марко.

Собор Святого Марка в Венеции

Базилика св. Марка — действующий храм, сюда приходят христиане поклониться святыням, а также многие туристы, чтобы полюбоваться на произведения мастеров прошлого.

Собор Святого Марка в Венеции

  1. Получить дополнительную информацию и купить билеты на скоростные поезда до Венеции можно у генерального представителя RailEurope в России – компании TSAR Voyages/«Царь Вуаяж».
  2. TSAR Voyages/«Царь Вуаяж»
    Тел.: (495) 649-66-24
    Менеджер: Наталья Лесько
  3. E-mail: nl@tsarvoyages.com

Сайт: www.tsarvoyages.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector