Дом инвалидов — les invalides

биография

Родился Жюль Ардуэн в Париже в 1646 году, он учился у своего знаменитого двоюродного дедушки Франсуа Мансара , одного из основоположников классической традиции французской архитектуры; Хардуэн унаследовал коллекцию планов и чертежей Мансара и добавил имя Мансара к своему собственному в 1668 году. Он начал свою карьеру в качестве предпринимателя в строительстве зданий в партнерстве со своим братом Мишелем, но затем в 1672 году решил полностью посвятить себя архитектуре. В 1674 году он стал одним из группы королевских архитекторов, работавших на Людовика XIV. Его первым важным проектом стал замок Кланьи , построенный для супруги короля, мадам де Монтеспан . Он быстро показал, что является мастером бюрократической дипломатии, а также дизайна и строительства; он получил защиту и поддержку мадам де Монтеспан, затем Франсуа-Мишель ле Телье, маркиза де Лувуа , военного министра. Он учился, а затем сотрудничал с ландшафтным дизайнером Андре Ленотром , прежде чем, наконец, работать напрямую с самим королем.

В 1677 году он начал работать над расширением королевского Версальского дворца , и этот проект занимал его всю оставшуюся жизнь. Вскоре стал членом Королевской академии архитектуры. В 1678 году он стал руководителем работ в Версале. и самый выдающийся архитектор в королевской свите. Он был назначен первым архитектором короля в 1681 году и был возведен в дворянство в 1682 году. Он стал интендантом короля в 1685 году и королевским генеральным инспектором зданий в 1691 году под руководством пожилого суперинтенданта зданий Виллакерфа , которого он, наконец, заменил. в 1699 г.

Своим возвышением он обязан не только умению доставить удовольствие своему покровителю своими проектами, но и, прежде всего, умению управлять огромными и сложными проектами с множеством элементов и дизайнеров. Он набрасывал идею; отойдите в сторону и вмешайтесь и при необходимости приспосабливайтесь, время от времени посещая объект и следя за тем, чтобы бюджет находился под контролем.

В конце своей карьеры он оставил больше деталей архитекторам, которые работали под его началом, особенно Роберту де Котту , который был его избранным преемником. Он получил титул графа Сагоннского в 1702 году, но умер шесть месяцев спустя в королевской резиденции Марли.

И пансионат, и музейный комплекс

Официальное название – Национальный дом инвалидов. Он отнесен к архитектурным памятникам и туристическим достопримечательностям французской столицы. Ведь здесь находятся несколько крупных музеев (к ним мы еще вернемся), а также некрополь для военнослужащих.

Своим обликом Дом инвалидов обязан Либералю Брюану, придворному королевскому архитектору. Именно он спроектировал его в тогдашнем пригороде Парижа Грёнеле. Строительство богоугодного заведения началось через год после того, как Людовик XIV об этом распорядился, в марте 1671 года. Завершились же работы в феврале 1677 года. По тем временам это считалось оптимальным сроком. Но первые ветераны-военнослужащие поселились здесь уже осенью 1674 года. Только вот увечных солдат было значительно больше, чем мог вместить в себя этот пансион. Планировалось первоначально, что здесь разместится 6 тысяч ветеранов и инвалидов, а когда сделали перепланировку, то увидели, что больше 4 тысяч человек принять не представляется возможным.

Правда, поначалу (1710 г.) в Доме инвалидов проживало полторы тысячи постояльцев. Но уже к концу XVIII века его можно было назвать «городом в городе». Тут царили строгая дисциплина, церковные каноны и военный распорядок. Ветераны, как и в армии, были распределены по ротам, которыми командовали офицерские чины. Но их жизнь уже была далека от военных будней: они трудились в сапожной мастерской, изготавливали гобелены и раскрашивали гравюры.

Дом Инвалидов в Париже: от богадельни до музея

Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.

Находится он в 7-м округе столицы напротив Гран Пале и Пти Пале по другую сторону Сены. От реки и моста Александра III в Государственный Дом Инвалидов ведет широкий бульвар, имеющий площадь 500×250 м, спроектированный некогда по заданию короля французским дизайнером и архитектором периода раннего рококо – Робертом де Котом. Улица окружена ухоженными газонами и аллеями деревьев, не перекрывающими ход к торжественному, со строгими классическими линиями зданию с позолоченным куполом и высоким шпилем.

Внутренний же двор – одно из немногих больших и открытых пространств в Париже, где периодически проходят парады и другие массовые мероприятия. Также тут размещается несколько иностранных посольств и Министерство иностранных дел.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Могила Наполеона

Склеп Наполеона в Доме инвалидов

Срочное желание Наполеона быть похороненным «на берегу Сены» было исполнено только в 1840 году, через 19 лет после его смерти на острове Святой Елены . В том же году, после длительных переговоров с Англией , французская июльская монархия получила разрешение передать тело императора из британских владений во Францию. Гроб был похоронен 15 декабря 1840 года в часовне Сен-Жером , боковой часовне Дома Инвалидов, и после раскопок и украшения склепа, которые длились двадцать лет, наконец, был помещен в саркофаг в подвале дома. 2 апреля 1861 .

Склеп с открытым верхом, построенный по проекту Луи Висконти , находится прямо под куполом. В огромном саркофаге из шоколадного кварцита (из Шокщинска на Онежском озере ), помещенном в центре, находятся пять вложенных гробов.

Лестница в склеп находится за главным алтарем, также спроектированным Висконти, который принимает форму своего предшественника 17 века. Исторические барельефы показывают перенос тела в Париж. Нижняя ручка вокруг недоступного саркофага открывается в центр в виде колонны , на которой представлены двенадцать колонн, оплакивающих Викторию . Они символизируют великие военные победы, имена которых высечены: Риволи , Пирамиды , Маренго , Аустерлиц , Йена , Ваграм , Фридланд и Москва . Мраморные барельефы на стенах в античном стиле изображают деяния и достижения усопших.

Архитектура

Полностью законченное грандиозное сооружение поражало своими масштабными размерами (400х450м), только длина главного фасада с видом, выходящим на Сену, составила 196 м. Величественно выглядел 107-метровый позолоченный купол церкви, ставшей неотъемлемой частью ансамбля. Она (церковь) строилась почти 30 лет и являет собой оригинальную конструкцию по сути двойного собора: в нефе расположена солдатская церковь, а за перегородкой из стекла –королевская, сияющий золотом купол которой виден издалека. Собору, возведенному в классическом стиле, дано имя Святого Людовика в честь короля, позаботившегося о своих искалеченных войнами подданных. Вход в него украшают военные флаги и транспаранты разных стран, добытые как трофеи в боях.

Ряд стройных колонн придают собору легкость и изящество; купол своим декором, ажурными решетками ограждений, четырехугольной башенкой купольного фонаря и конусным шпилем напоминает драгоценную царскую шапку Мономаха. Двойную конструкцию купола создал архитектор Мансар, расположив в нижней внешней части большие окна, через которые освещается внутренняя роспись. Вся купольная часть в 1989 году была покрыта новой позолотой, на которую ушло 12 кг. золота.

Перед комплексом зданий расположена огромная (500х250м) площадь, официально именуемая Эспланадой инвалидов, идущая от набережной Сены и моста Александра III к центральному фасаду. Ландшафтный архитектор Робер де Кот разработал проект великолепных газонов и фигурных аллей, превративших некогда пустующее пространство в прекрасный рукотворный пейзаж. Все жилые и служебные корпуса выстроены также в строго классическом стиле, прекрасно вписываясь в величественный ансамбль окружающей территории.

История строительства Дома Инвалидов

Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны.

Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.

Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.

Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь.

Общее пространство Дома Инвалидов составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек.

Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь.

Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа.

Поселенцы Дома Инвалидов

К 1710 году тут нашли приют 1 500 человек, но постепенно плотность населения становилась выше, и когда XVIII столетие подходило к концу, в доме уже обитало 4 000 жильцов. Это делало его похожим на маленький городок, в котором все подчинялись прописным законам. Попадавшие в это убежище должны были жить чуть ли не по военному уставу.

Дом Инвалид (Париж)

Поскольку пенсионеров оказалось гораздо больше, чем могло принять здание, этой чести удостаивались лишь те, чья армейская карьера насчитывала не менее 10-и лет, а с 1710 года правила еще ужесточили, и требуемый стаж стал 20 лет. Исключение составляли особые случаи: наиболее отличившихся на поле брани воинов, получивших серьезные ранения и увечья, принимали без требуемого срока выслуги.

Пенсионеров распределяли по ротам под командование офицеров и требовали четкого знания распорядка дня и правил проживания. В определенные часы прием пищи в столовой за столом, вмещающим 50 человек. Питаться или курить в спальнях категорически запрещалось, как и принимать посетителей женщин.

Никто не проводил досуг праздно. Поселенцы работали в мастерских по разрисовке гравюр, сапожных или гобеленовых. В другое время ветераны упражнялись в строевой подготовке или присутствовали на церковной службе. Стоило проштрафиться, как немедленно применялось одно из наказаний, предусмотренных на все случаи. За легкое нарушение на несколько дней могли посадить на диету из хлеба и воды, а вот за серьезный проступок – даже выселить.

Примечательные вехи истории

К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня.

Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.

В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.

Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков.

В период Второй мировой войны дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.

Центральным местом Государственного Дома Ннвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор.

Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути.

Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились.

Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт.

Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах.

Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы.

Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах.

В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

Истории противоречивые моменты

После того, как французы потерпели позорное поражение в военной франко-прусской компании 1870-1871 гг., когда Франция претерпела огромные человеческие потери, а также уступила Германии Эльзас и Лотарингию, престиж военных сильно упал, а вместе с ним и престиж Дома инвалидов. Пострадали и сами его постояльцы, так как теперь им не разрешалось носить оружие, прекратилось право их участия в смотрах и парадах.

В 1904 года было приостановлено поступление новых постояльцев. В тоже время, освободившиеся помещения учреждения стали использовать под музей. Только после I мировой войны былой статус Дворца инвалидов был в некоторой степени возвращен. Появились новые постояльцы, которых теперь содержали в исключительно благоприятных условиях: в обновленных корпусах, с расположенными вокруг садиками и скверами, под присмотром квалифицированных врачей и медперсонала.

Сегодня в его стенах проживает несколько десятков ветеранов, обслуживание которых находится в ведомстве Национального института инвалидов Франции. В огромный комплекс входит 4 музея:

  • Музей планов и рельефов (1777 г.), основанный на базе коллекций из Дворца Тюильри;
  • Музей Армии (1905 год), который был основан на базе существующих ранее Музея артиллерии (1971 г.) и Музея истории Армии (1896 г.);
  • Музей современной истории (1914 год);
  • Музей Ордена Освобождения (1940 год).

Дворец инвалидов сегодня символизирует воинскую славу, доблесть, отвагу и военные традиции Франции. Его экспонаты – это огромный вклад в военную историю Европы и Мира.

Создание

Людовик XIV приказал построить Дом инвалидов в 1670 году, строительство велось под руководством придворного архитектора Либераля Брюана, В 1677 году сооружение было завершено, было построено пять дворов и в приюте поселились первые ветераны.

Храм был закончен значительно позднее — через 30 лет в 1706 году, его архитектором был Жюль Ардуэн Мансар.

В 1710 году число ветеранов в приюте составляло 1500, а к концу XVIII века Дом инвалидов представлял собой целый город, подчиненный церковным правилам и военному регламенту. Здесь жили 4000 ветеранов, объединенные в роты под командованием офицеров. Те, кто по состоянию здоровья могли работать — трудились в сапожной и гобеленовой мастерских, раскрашивали гравюры.

Ветераны обедали и ужинали за большими столами по 50 человек. Женщинам запрещалось сюда приходить, в спальнях нельзя было есть и курить. За нарушение правил полагалось наказание — перевод на хлеб и воду или отчисление из приюта.

В 1777 году в Дом инвалидов переносятся первые коллекции из Лувра, на основе которых был организован Музей планов и рельефов, а позднее были созданы еще три музея, посвященные истории и армии Франции.

В 1942 году в приюте скрывались участники французского сопротивления. Сегодня здесь обитает около сотни ветеранов воин Франции.

Архитектурный ансамбль имеет размеры 400 на 450 метров. Фасад здания строгий и торжественный, без лишних украшей. На портале барельеф, изображающий Короля-Солнце и слуховое окно, которое обрамлено рисунками в виде рыцарей-великанов. Протяженность фасада составляет 196 метров.

Усыпальница Великих

Более того, Дворец инвалидов стал использоваться, как усыпальница для прославленных военных полководцев и государственных деятелей. Сюда по приказу короля Луи-Филиппа I в 1840 году привезли прах Наполеона Бонапарта с острова Святой Елены, где император-самозванец в изгнании доживал последние дни жизни. Проектом гробницы занимался архитектор Луи Висконти.

Саркофаг из темно-красного мрамора (мрамор — подарок русского императора Николая I), где покоится Наполеон, представляет собой шесть гробов (жестяного, двух свинцовых, эбеневого, дубового и из красного дерева), установленных один в другом. В самом первом гробу лежит тело полководца, одетого в зеленый мундир командира гвардейцев. Саркофаг находится в центре круглого помещения, на зеленом гранитном постаменте. Вокруг саркофага расположены 12 мраморных статуй, символизирующих Победы французского императора в разных военных компаниях. Его победы увековечены на мозаичном полу, по диаметру лаврового венка.

Там же значится Москва, как вечное напоминание о военной баталии под деревней Бородино в 1812 году. Сам Бонапарт так говаривал: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное: французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми». Примечательно, что к пантеону Дворца инвалидов «приложился» и сам Адольф Гитлер, по приказу которого в 1940 году из Вены был перевезен прах Сына Наполеона. Однако в крипте его останки в бронзовом гробу были помещены лишь в 1969.

История

24 ноября 1670 года король Франции Людовик XIV приказал создать проект приюта и госпиталя для нуждающихся в помощи солдат, вышедших в отставку. Таким образом Людовик хотел облагородить улицы города, чтобы они не были заполнены больными и бездомными ветеранами, просящими милостыню или идущими на преступления.

Людовик выбрал для строительства место напротив Гран Пале и Пти Пале в пригороде Гринель. Он задумывал комплекс, способный вместить 6000 человек. Архитектором Дома Инвалидов был избран Либераль Брюан. Первые жители заселились в Дом Инвалидов еще во время стройки, в 1674. Через два года, когда строительство было завершено, длина фасада постройки составляла 196 метров, а во всем комплексе было 15 внутренних дворов, однако в итоге стало понятно, что здесь сможет жить лишь 4000 ветеранов.

В 1679 году здесь была построена церковь комплекса, однако ее вид не понравился королю Людовика, поэтому он перепоручил создание церкви Жюлю Мансару.Эту церковь нередко называют Собор Дома Инвалидов, так как визуально она очень напоминает Собор Св. Петра в Риме. Росписью внутри церкви занимался Шарль-Де Ла Флосс.

Церковь Дома Инвалидов настолько выделяется своей красотой, что по праву считается главным символом комплекса.

К 1710 году Дом Инвалидов заселило более 1500 человек, а уже к концу XVIII века комплекс был заселен почти полностью, так как здесь жило 4000 ветеранов. По этой причине для того, чтобы найти здесь приют, военные должны были иметь не менее 10, а впоследствии и 20 лет стажа.

Примечательно, что правила комплекса очень напоминали военный устав. В Доме Инвалидов существовало строгое расписание приемов пищи, подъемов и отбоев, а также работы в мастерских. Инвалиды занимались изготовлением обуви и гобеленов, а также разрисовывали гравюры. Выделялось также отдельное время для строевой подготовки. За нарушения правил проживания в комплексе существовали наказания, вплоть до выселения.

В 1777 г. в здание перевезли модели французских замков и городов из Лувра, однако первый музей здесь появился почти спустя сто лет. В 1804 году здесь впервые произошло вручение орденов офицерам Наполеоном. Наполеон Бонапарт и его приближенные часто отдыхали в королевской части Дома Инвалидов. Здесь же находится его гробница, перевезенная сюда с острова Святой Елены.

Дом Инвалидов постепенно становился усыпальницей членов королевской семьи, французских офицеров и многих героев Франции. Среди них старший брат Наполеона I, Наполеон II, Фердинанд Фош и Эмиль Гепрат. Это место с годами стало популярной туристической достопримечательностью, особенно из-за крипты Наполеона. Это саркофаг из малинового кварцита, охраняемый двумя фигурами, держащими скипетр, держав и императорскую корону. Вокруг саркофага стоит еще 12 статуй богинь победы, символизирующих завоевания Наполеона I. На стенах коридора можно рассмотреть барельефы, также повествующие о победах Наполеона и главных событиях в его жизни.

Сергей Архипкин

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в здесь организован Музей артиллерии, в  — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector