Дом инвалидов в париже

История

Хотя в нем присутствует немало наполеоновских символов, в том числе, его прах, заслуга в идее строительства и возведении Дома принадлежит королю Людовику XIV. Наблюдая на улицах Парижа бывших военных в роли многочисленных попрошаек, он в 1670 году издал указ о строительстве приюта для молодых воинов-инвалидов и уже состарившихся солдат-пенсионеров.

Такое решение не только спасало положение, но значительно поднимало престиж армии в глазах еще не воевавшей молодежи.

В пригороде Гренель был выбран пустырь, а работу над претворением идеи в жизнь осуществлял придворный архитектор Брюану. Через 4 года выросли жилые, служебные, госпитальные здания, было оборудовано 5 дворов, и первые инвалиды, ветераны заселились в 1674 году. Но строительство продолжалось еще много лет, и к 1710 году Дом инвалидов превратился в настоящий город, населенный 4000 ветеранов.

Здесь существовал свой устав, строго подчиненный церковным и военным правилам. Были открыты гобеленные, гравюрные и сапожные мастерские, в которых трудились обитатели Дома. Всех желающих новая обитель не могла вместить, поэтому был введен регламент заселения: первоочередное право имели ветераны со стажем армейской службы не менее 10 лет. Но это не касалось тяжело раненых, получивших глубокую инвалидность, и серьезно больных, нуждающихся в уходе.

Лувр: входной билет на конкретное времяЧасовой круиз «Огни Парижа»Билеты без очереди на крышу Триумфальной аркиЭйфелева башня: доступ на второй этажВерсаль и сады: билет с проходом без очереди и аудиогидомАвтобусный тур Hop-on Hop-off. Класс., Прем. или ЛюксАбонемент в парижские музеи: 2, 4 или 6 днейБилеты: Монпарнас: терраса на крыше 56-го этажаШоу в «Мулен Руж» с шампанским

Как добраться до Дома Инвалидов

Доехать можно на такси, автобусе, городском метро или линии пригородного сообщения (RER).

  • Автобусы: 92, 87, 83, 82, 80, 69, 63, 28 или 93 до станции Invalides.
  • Метро:

    • Линия 8, станция метро Дом инвалидов Парижа (Invalides) или Latour-Maubourg;
    • Линия 13, станции Saint François-Xavier, Varenne.
  • Линия пригородного сообщения: станция Invalides, ветка C.

Впечатляющий своим масштабом Дом инвалидов — парижская достопримечательность, которую необходимо посетить обязательно, чтобы понять кто такие французы и почему они имеют такую историю, которая очень тесно связана с Восточной Европой.

Дом Инвалидов на карте Парижа:

«Рай» для постояльцев

Домом инвалидов заведовал губернатор, которого назначал сам король. Им мог стать только человек заслуженный и имеющий высший офицерский чин. Первым, кто занял столь завидный пост, стал шевалье Франсуа Д’Ормуа.

Инвалиды, которых жизнь заставила нести нищенский образ жизни после кровопролития на войне, зарабатывали на кусок хлеба кто чем мог: бродяжничеством, попрошайничеством, воровством. Попадая в Дом инвалидов, сочетающий в себе и казарму, и госпиталь, и мануфактуру, раненые и бездомные военные ветераны считали себя «везунчиками». И действительно, условия проживания в Приюте были комфортными, но каждый должен был подчиняться строгому режиму дня и уставу. Например, трапезничать можно было лишь в полном молчании, курить – только в строго отведенных помещениях, обязательно являться на утреннее и вечернее богослужение. Впрочем, бывшим «воякам» это было лишь на пользу, чтобы раз и навсегда отбить желание воровать и не забыть воинских уставов. За непослушание можно было «вылететь» из заведения или угодить в карцер. Кому же хотелось вновь очутиться на улице, чтобы умирать от холода и голода?

А во Дворце инвалидов каждому отпускалась солидная порция мяса, хлеба, овощей, сыра, вина, поставляемых с королевской кухни. Вдобавок, постояльцы получали:

  • форменную одежду;
  • обувь;
  • белье;
  • добротный матрас;
  • шерстяное одеяло.

Для больных был предусмотрен лазарет, который «обслуживали» военные врачи, лекари, фармацевты и монахи. Вообще же в Приюте функционировал целый штат служащих, включая священнослужителей и поваров.

Предоставляемые «блага» нужно было заслужить! Изначально постояльцы были заняты на работах, связанных с починкой оружия. Затем появились мастерские по раскраске гравюр, производству солдатской обуви. К общему делу приобщились и люди, тяготеющие к искусству — художники, граверы, истории и географии — картографы. В часы досуга постояльцы могли свободно пользоваться комплексной библиотекой, постоянно пополнявшейся новыми книгами.

Для «обитателей» Дома Милосердия устраивали праздничные и пышные обеды, на которых, кстати, бывал лично Король-солнце. Вообще, он и его приемники всячески демонстрировали королевскую милость к ветеранам: дотации из королевской казны в пользу Приюта поистине были громадными, например, к концу правления Людовика XVI они составляли более 1,5 миллионов ливров.

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Музей армии

Дом Инвалидов известен также своими музеями.

Самый первый основан по инициативе Людовика XIV для ветеранов, которые тут жили.

В отделе древнего вооружения акцент сделан на оружии и доспехах нескольких эпох, начиная от палеолита до конца XVII столетия, охватывая представителей разных стран.

Коллекции постоянно пополняются благодаря частным дарам и экспонатам из других хранилищ и организаций: Лувра, монетного двора, замка Пьерфон и Венского музея артиллерии.

Посетителям во всей красе представлено снаряжение Ближнего и Дальнего Востока, а временные рамки охватывают периоды Персидской, Оттоманской, Монгольской и прочих империй.

В экспозиции обмундирования интерес вызывают торжественные королевские латы и изображенные в настенной живописи сцены баталий, в частности Франко-Голландская война при короле-солнце.

Рубрика нового времени охватывает годы 1648-1792, где прослеживаются радикальные перемены в конституции французских войск.

Реформы затрагивают иерархичность чинов, узаконивается единая военная форма.

Далее музей рассказывает о реформах в период правления Людовика XVI, при котором страна была вовлечена в американскую войну за независимость, и плавно подводит посетителей к разделу Нового времени, освещающий историю Франции до 1871 года.

Сюда включены основные события, начиная от революции до создания Парижской коммуны.

Среди многочисленных экспонатов особое место занимают знаменитые треуголки Наполеона, которые он менял каждый месяц, и за время своего правления накопил 170 шляп. Только 20 из них сохранились по нынешний день, и 6 хранит как зеницу ока Музей армии.

Помимо головных уборов интересно взглянуть на униформу полководца, пропитанную запахом пороха времен Итальянского похода.

Рядом красуется сабля Наполеона, с которой он участвовал в Египетской кампании, его шпага времен боев при Аустерлице, ожерелье Почетного легиона и легендарный серый сюртук.

Необычно смотрится и форма времен правления Карла Х и Луи-Филиппа для французских солдат Африканского корпуса, украшенная элементами восточного декора.

В отделе последних мировых войн охватываются годы 1871-1945, где на повестке дня оружие и униформа войск всех воевавших стран.

Пройдя в раздел артиллерии, вы увидите уникальную коллекцию. Тут наряду с воссозданными моделями немало настоящих орудий, и среди них одна из самых первых пушек XIV столетия.

На открытом плацу Музей окружает 800 единиц орудий и еще 1000 расположена в залах.

В других комнатах любопытно наблюдать реформу государственной символики и трофейные флаги.

Разбавляют же оригинальные военные предметы модели игрушечных солдатиков и изобразительное искусство.

Архитектурные особенности

Фасад Дома инвалидов весьма протяженный и составляет 196 метров. Смотрится он, конечно же, величественно и строго. Одну из его стен украшает барельеф – король-солнце Людовик XIV восседает на коне. Перед фасадом можно увидеть уникальную коллекцию старинных пушек. Благодаря эспланаде Инвалидов – величественной площади, которая ведет к пансионату со стороны набережной Сены – открывается ну просто потрясающий вид на его фасад. С которым очень хорошо гармонируют находящиеся здесь ряды деревьев и огромные газоны. А прямо напротив главного входа в Дом инвалидов разместился собор Святого Людовика, которые есть типичное воплощение классического архитектурного стиля.

Архитектура

Полностью законченное грандиозное сооружение поражало своими масштабными размерами (400х450м), только длина главного фасада с видом, выходящим на Сену, составила 196 м. Величественно выглядел 107-метровый позолоченный купол церкви, ставшей неотъемлемой частью ансамбля. Она (церковь) строилась почти 30 лет и являет собой оригинальную конструкцию по сути двойного собора: в нефе расположена солдатская церковь, а за перегородкой из стекла –королевская, сияющий золотом купол которой виден издалека. Собору, возведенному в классическом стиле, дано имя Святого Людовика в честь короля, позаботившегося о своих искалеченных войнами подданных. Вход в него украшают военные флаги и транспаранты разных стран, добытые как трофеи в боях.

Ряд стройных колонн придают собору легкость и изящество; купол своим декором, ажурными решетками ограждений, четырехугольной башенкой купольного фонаря и конусным шпилем напоминает драгоценную царскую шапку Мономаха. Двойную конструкцию купола создал архитектор Мансар, расположив в нижней внешней части большие окна, через которые освещается внутренняя роспись. Вся купольная часть в 1989 году была покрыта новой позолотой, на которую ушло 12 кг. золота.

Перед комплексом зданий расположена огромная (500х250м) площадь, официально именуемая Эспланадой инвалидов, идущая от набережной Сены и моста Александра III к центральному фасаду. Ландшафтный архитектор Робер де Кот разработал проект великолепных газонов и фигурных аллей, превративших некогда пустующее пространство в прекрасный рукотворный пейзаж. Все жилые и служебные корпуса выстроены также в строго классическом стиле, прекрасно вписываясь в величественный ансамбль окружающей территории.

Усыпальница Великих

Более того, Дворец инвалидов стал использоваться, как усыпальница для прославленных военных полководцев и государственных деятелей. Сюда по приказу короля Луи-Филиппа I в 1840 году привезли прах Наполеона Бонапарта с острова Святой Елены, где император-самозванец в изгнании доживал последние дни жизни. Проектом гробницы занимался архитектор Луи Висконти.

Саркофаг из темно-красного мрамора (мрамор — подарок русского императора Николая I), где покоится Наполеон, представляет собой шесть гробов (жестяного, двух свинцовых, эбеневого, дубового и из красного дерева), установленных один в другом. В самом первом гробу лежит тело полководца, одетого в зеленый мундир командира гвардейцев. Саркофаг находится в центре круглого помещения, на зеленом гранитном постаменте. Вокруг саркофага расположены 12 мраморных статуй, символизирующих Победы французского императора в разных военных компаниях. Его победы увековечены на мозаичном полу, по диаметру лаврового венка.

Там же значится Москва, как вечное напоминание о военной баталии под деревней Бородино в 1812 году. Сам Бонапарт так говаривал: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное: французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми». Примечательно, что к пантеону Дворца инвалидов «приложился» и сам Адольф Гитлер, по приказу которого в 1940 году из Вены был перевезен прах Сына Наполеона. Однако в крипте его останки в бронзовом гробу были помещены лишь в 1969.

Дом Инвалидов в Париже: от богадельни до музея

Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.

Находится он в 7-м округе столицы напротив Гран Пале и Пти Пале по другую сторону Сены. От реки и моста Александра III в Государственный Дом Инвалидов ведет широкий бульвар, имеющий площадь 500×250 м, спроектированный некогда по заданию короля французским дизайнером и архитектором периода раннего рококо – Робертом де Котом. Улица окружена ухоженными газонами и аллеями деревьев, не перекрывающими ход к торжественному, со строгими классическими линиями зданию с позолоченным куполом и высоким шпилем.

Внутренний же двор – одно из немногих больших и открытых пространств в Париже, где периодически проходят парады и другие массовые мероприятия. Также тут размещается несколько иностранных посольств и Министерство иностранных дел.

Архитектура

 Купол Дома инвалидов

 Собор Сен-Луи-де-Инвалид

 Musée de l’Ordre de la Libération

 Национальное учреждение инвалидов

 Gouverneur des Invalides

 Военный губернатор Парижа

 Канцелярия ордена освобождения

 Национальное бюро боевых действий и жертв войны

  • 1. Cour d’honneur
  • 2. Кур д’Ангулем
  • 3. Кур д’Аустерлиц
  • 4. Cour de la Victoire
  • 5. Кур де ла Валер
  • 6. Кур де Марс
  • 7. Кур де Тулон
  • 8. Кур де Нисмес
  • 9. Кур де Мец
  • 10. Cour de l’Infirmerie
  • 11. Кур д’Оран
  • 12. Кур-де-ла-Пэ
  • 13. Кур д’Арль
  • 14. Кур д’Альжер
  • 15. Кур Сен-Луи
  • 16. Кур Сен-Жозеф
  • 17. Кур Сен-Жак

Северный фасад Дома Инвалидов: купол Мансара над центральным блоком Брюана с фронтоном.

На северном фасаде Дома Инвалидов купол часовни Хардуэн-Мансар достаточно велик, чтобы доминировать над длинным фасадом, но гармонирует с дверью Брюана под арочным фронтоном. На севере внутренний двор (Cour d’honneur) расширяется широкой общественной эспланадой ( Esplanade des Invalides ), где посольства Австрии и Финляндии соседствуют с Министерством иностранных дел Франции, и все они образуют одно из больших открытых пространств в сердце Парижа. В своем дальнем конце мост Александра III связывает эту грандиозную урбанистическую ось с Малым дворцом и Большим дворцом . Мост Инвалидов расположен ниже по течению реки Сены.

В зданиях по-прежнему находится Национальное учреждение инвалидов , национальное учреждение для инвалидов войны . В состав учреждения входят:

  • дом престарелых
  • медико-хирургический центр
  • центр внешних медицинских консультаций.

Дом инвалидов в Париже: «Википедия»

Знаменитая на весь мир международная интернет-энциклопедия «Википедия» — это самый быстрый способ узнать о Доме инвалидов. Здесь собрана абсолютно достоверная и качественная информация об этой парижской достопримечательности.

В «Википедии» указаны следующие данные:

• историческая сводка;

• архитектурная характеристика;

• интересные факты, связанные с пребыванием постояльцев;

• история о могиле Наполеона;

• информация о музее.

Благодаря свободной энциклопедии можно узнать, что огромное строение с прилегающим парком и прочими постройками более чем в 10 гектаров приказал построить сам французский монарх Людовик XIV. Предполагалось, что это будет место для потерявших здоровье и родственников солдат, которые требуют ухода и заботы. Либераль Брюан, известный архитектор, который служил при дворе, был назначен ответственным за данный проект. Перед мастером стояла нелегкая задача: здание должно было быть одновременно функциональным и эстетичным, отражающим свою значимость и достоинство. Изначально в главном здании должно было расположиться не менее 6000 человек, однако со временем возможность принять столько постояльцев пропала.

Основатель Дома инвалидов монарх Людовик XIV

В другое время здесь проходили торжественные награждения солдат, которые своей доблестью и отвагой удостоились наивысших государственных наград и знаков отличия. Согласно подтвержденным данным, награждение здесь лично проводил Наполеон I.

Сегодня Дом инвалидов также принимает участников военных действий, однако число постояльцев существенно сократилось. Достопримечательность привлекает тысячи туристов своими неописуемой красоты ландшафтами, церквями, музеями.

Мавзолей Вобана.

Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно).

Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности.

Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги.

Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана.

Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

График работы и стоимость билетов

Государственный Дом инвалидов принимает гостей ежедневно с 7:30 до 19:00 (во вторник — с 7:30 до 21:00). Двери музеев открыты для посещений каждый день:

  • с 01.04 по 31.10 — с 10:00 до 18:00
  • с 01.11 по 31.03 — с 10:00 до 17:00 (до 17:30 во время рождественских праздников)

Выходные дни: 01.01, 01.05 и 25.12. Ежемесячно в первый понедельник туристы допускаются только в собор. В июле и августе время посещения могилы Наполеона продлено до 19:00. Маленькая хитрость: если вы придете к кассам не утром, а после полудня, то время ожидания в очереди сократится до 10—15 минут. Билеты можно купить за 30 минут до закрытия.

Полный тариф — 12 евро, льготный — 10 евро. Право бесплатного входа предоставляется детям до 18 лет, безработным гражданам Евросоюза и журналистам (при предъявлении соответствующего удостоверения), нетрудоспособным и их сопровождающим, военнослужащим в униформе.

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в здесь организован Музей артиллерии, в  — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Сервис Большого и Малого дворцов

Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.

Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.

Кафе Le Jardin Du Petit Palais

В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.

Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.

В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Обитель после 1789 года

Во время Великой Французской революции 1789-1799 гг. ряды инвалидов Дома Милосердия сильно пополнились. Однако теперь расходы по его содержанию оплачивало военное ведомство. Принимались и частные пожертвования от граждан. Так продолжалось до прихода к власти Наполеона Бонапарта. Он отдал должное статусу приюта и даже организовал в нем пантеон воинской славы. Здесь стали проходить церемонии награждения Орденом Почетного легиона.

По приказу Наполеона внутренние интерьеры постепенно украсили трофейными стягами и штандартами – результатом его победоносных походов на Италию, Австрию, Пруссию. Но что касалось финансирования Дома инвалидов, тут Бонапарт был непреклонен: из военного бюджета выделялась сумма только на содержание здоровых солдат. Остальных же должны были кормить и обеспечивать сами французы. Но после и здоровые солдаты стали обеспечиваться за счет введенного налога в 2% со всех совершенных в Империи бизнес-сделок. Справедливости ради стоит отметить, что эти два процента составляли гигантскую сумму в несколько миллионов франков.

В 1822 году государство предприняло в отношении учреждения серьезную реформу, которая касалась, как внутренних корректив, так и повышения его статуса. Теперь подразделение инвалидов на всех смотрах выступало передней колонной, а действующие офицеры должны первыми приветствовать инвалидов. Снова в учреждении стали проводить праздничные обеды в дни национальных и религиозных праздников. А расходы по содержанию вновь взяло на себя военное ведомство. Инвалиды стали получать фиксированное жалование, улучшилось качество медицинского обслуживания, рацион питания пополнился такими «яствами», как кофе, коньяк, плоды колониальных государств. Теперь работать можно было лишь по желанию, да еще и за дополнительную плату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector