Как получить образование в японии: этапы, особенности, стоимость

Стоимость образования в Японии

Стоимость образования в Японии – одно из самых серьезных препятствий на пути к его получению. Государственные вузы, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов (например, врачей), берут со студентов порядка 31 200 $ за шесть лет обучения. А вот учеба в частном вузе будет стоить едва ли не в 20 раз дороже – около 268 100 $. Поэтому местные студенты редко «заваливают» экзамены. Обучение обычно оплачивают родители, и дети не могут позволить себе нанести такой урон семейному бюджету.

Однако то, сколько стоит учеба в Японии, – не основная преграда. Не стоит забывать о косвенных расходах, которые не удастся покрыть, даже выиграв стипендию или грант. Иностранному студенту, в частности, придется раскошелиться на:

  • комнату в общежитии (до 40 $ в месяц);
  • на аренду квартиры (до 1 300 $ в месяц) – при отсутствии мест в общежитии;
  • продукты, предметы гигиены (до 715 $ в месяц);
  • проездные билеты;
  • учебники, тетради и прочие материалы для учебы и работы.

Гранты и стипендии иностранцам

Успешные студенты из числа приезжих из стран СНГ могут получать стипендии и гранты на обучение в Японии. Правда, воспользоваться подобными программами удается лишь 20% будущих бакалавров – они получают до 360 $ в месяц. Аспиранты могут выручить больше – до 800 $ в месяц, но даже эта сумма не покроет и половины расходов на обучение, в том числе косвенных.

Правда, приятные бонусы для успешных студентов не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Многие колледжи и вузы предлагают гарантированное трудоустройство выпускников в Японии. Учитывая то, что в государстве принято устраиваться на работу раз и навсегда, заключив пожизненный контракт, это очень ценный бонус.

Любопытные факты

Один из символов японской школы – школьная форма в виде классических пиджаков для мальчиков и тех самых «сейлор фуку» (матросок) для девочек. Каждая школа имеет свои цвета и особенности дизайна формы. Интересно, что смена формы с зимней на летнюю и наоборот регламентируется школьным уставом и обычно осуществляется в мае и октябре независимо от погоды.

В отличие от российских школ, где ученики между уроками переходят из одного кабинета в другой, в Японии за каждым классом закреплено отдельное помещение, так что перемещаться по школе приходится уже учителям. Когда преподаватель заходит в кабинет, весь класс встает и выполняет церемониальный поклон.

Даже самые маленькие школьники добираются до места учебы самостоятельно, без помощи родителей. Чтобы организовать их перемещение и исключить несчастные случаи, муниципальные власти создают специальные маршруты под названием «цугакуро». Они представляют собой маркированные зелеными стикерами, особой разметкой и другими знаками участки дороги.

Обычно для цугакуро выбираются участки главных дорог, оснащенные пешеходными переходами, ограждениями, светофорами и другими средствами безопасности. Это позволяет организовать перемещение детей так, чтобы избежать опасных узких улочек японских мегаполисов.

Живущие в одном районе ученики предпочитают самостоятельно объединяться в группы, которые принято называть «хан». Многие учебные заведения организовывают передвижение детей в составе таких групп.

В большинстве школ столовые не предусмотрены, дети обедают в классах. Некоторые учреждения обеспечивают учеников питанием, которое в обеденный перерыв разводится по классам, но часто детям приходится брать обед из дому в традиционных ланч-боксах (бэнто). Длительность перерыва на обед – 1 час.

Питание

В общественных школах есть обеды, которые ученики едят в своих классах вместе с преподавателем. Во внеобеденное время есть в классе не разрешается. Средняя стоимость питания – около 4 тысяч иен в месяц (разумеется, зависит от школы и от региона). В 2004 году в 99,4% младших школ и 82,4% средних школ предусматривался такой общий обед.

В основном обеды готовятся в самом здании школы, однако за неимением специального помещения еду могут готовить и в специальных региональных центрах, после чего она доставляется в школу.

Младшеклассники сидят вместе за своими партами во время обеденного перерыва

Обратите внимание, что каждый приносит свои палочки и салфетку, которую расстилает на столе; также на каждом ребёнке надета стирильная одежда. Обеды в школах были введены после Второй мировой войны, когда повсеместно людям не хватало еды для полноценной жизни

Таким образом, правительство могло заботиться хотя бы о детях. В настоящее время благодаря такому школьному питанию прививается привычка питаться правильно, сбалансировано: ребят также учат помогать друзьям и разделять обязанности, когда приходит очередь конкретного хана дежурить во время обеда. В последнее время также устраиваются дни, когда дети должны приносить с собой бэнто, или предоставляется возможность самому выбрать себе меню

Обеды в школах были введены после Второй мировой войны, когда повсеместно людям не хватало еды для полноценной жизни. Таким образом, правительство могло заботиться хотя бы о детях. В настоящее время благодаря такому школьному питанию прививается привычка питаться правильно, сбалансировано: ребят также учат помогать друзьям и разделять обязанности, когда приходит очередь конкретного хана дежурить во время обеда. В последнее время также устраиваются дни, когда дети должны приносить с собой бэнто, или предоставляется возможность самому выбрать себе меню.

Для лучшего ознакомления с темой советуем вам посмотреть видео под названием School Lunch in Japan — It’s Not Just About Eating!

10

Особенности японских школ

Численность школьников в каждом классе составляет приблизительно 40 человек. Прежде чем ученики окончат среднюю школу, им приходится проходить одни и те же дисциплины и учиться одинаковое количество часов. Переход на определенную специализацию осуществляется только в высшей школе. Здесь у школьника появляется возможность выбирать наиболее интересные ему предметы.

Есть высшая школа с определенной специализацией, где ученик имеет возможность делать акцент на занятиях по искусству, точным или естественным наукам. Есть заведения с религиозным уклоном. Наибольшее распространение получили католические, куда принимают не только христиан, но и тех, кто не был крещен.

Актуальной проблемой японских школьников является отсутствие времени для отдыха. Для местного населения является нормой работа с раннего утра до позднего вечера. Это правило в одинаковой степени справедливо как среди взрослых, так и детей.

Уже в средней школе дети ходят в клубы. Так называются японские аналоги кружков. Они могут иметь спортивный, музыкальный уклон. Такого рода специализированные курсы имеют широкий размах в Японии и отнимают почти всё свободное время. Допустим, занятия по спортивным дисциплинам начинаются с 5 утра и продолжаются, пока не настанет время идти в школу. Здесь же, в школе, дети проводят почти весь день.

Занятия идут до 21 часа в вечера. Некоторые семьи подключают к обучению ребенка ещё и репетитора. В недавнем прошлом имя университета оказывало существенное влияние на дальнейшую судьбу юношей и девушек. Во время трудоустройства работодатели всегда спрашивали название института, который они окончили. Сегодня наблюдается несколько другая тенденция, и молодёжь может чувствовать себя свободнее в выборе учебного заведения.

Форменная одежда

Ученики младшей школы от ношения специальной одинаковой одежды освобождены. Им разрешается ходить в своем. В некоторых учебных заведениях начальной подготовки форменная одежда есть. Для мальчиков — белая рубашка, короткие шорты и фуражка. Брюки можно надеть только при переходе в среднюю. Девочки носят длинные серые юбки и белые блузки.

Ранцы имеют особое значение для школьников, их цены могут варьироваться примерно от 7000 йен и до 70-80 тыс. (порядка 58-650 евро), одним ранцем они могут пользоваться очень долго. У одной моей знакомой, ребенок пошел в первый класс, и к ее радости, школа сама закупала ранцы, для детей – в итоге портфель обошелся всего в 8000 йен. Это и к лучшему, т.к., когда у всех одинаковое, не хочется получить, то что «у соседа».

А вот другой девушке повезло меньше, школа у них была элитная и добрая и состоятельная бабуля, решила порадовать свою внучку, купив, очень дорогой ранец за 74 тыс. йен! Сумашедшая цена, для маленького ребенка, как я считаю. Хотя, это уже, решают родители. Ну так вот. В средней и высшей школах форма — атрибут обязательный. Парни носят строгие костюмы, похожие на военные мундиры, темного цвета, и белую рубашку. Девушки — темные юбки до колен иногда встречаются сарафаны, светлые блузки, матроски, гольфы до колен и туфли без каблука. Длинна юбок фиксирована, но многие девчонки, их подкатывают, чтобы сделать короче – да, у нас это тоже было:)).

В каждой школе стараются придумать свою уникальную одежду, чтобы она отличалась по цветовой гамме или деталям. И выделяла ее среди остальных. Для японских учащихся обязательна сменная обувь, у каждого есть свой шкафчик. Первым делом, дети бегут к нему, складывать уличную обувь.

Популярные университеты

Несмотря на то, что в Японии насчитывается более 700 высших учебных заведений, лишь некоторые из них считаются престижными. В это число входят следующие.

Университеты в Японии Количество студентов Примечание
Токийский ун-т 30000 Основан в 1877 г., имеет 12 факультетов. В мировом рейтинге вузов занимает 12-е место, уступая университетам США и Великобритании.
Тейкио 21000 Основан в 1966 г. в пригороде Токио Итабаши. Имеет 8 факультетов и 5 кампусов, два из которых расположены в Токио, остальные в других городах Японии.
Осакский ун-т 25000 Основан в 1931 г. в Осаке. В рейтинге лучших университетов мира занимает 63 место. Помимо других специальностей, предоставляет медицинское образование.
Нагойский ун-т 10000 Основан в 1939 г. Расположен на 72 месте в рейтинге лучших университетов мира. Значительное количество студентов являются гражданами других государств (Китая, Кореи и т.д.).
Тохоку 18000 Основан в 1907 г. Расположен в г. Сендай. Занимает 102-е место в рейтинге «Лучшие университеты мира». По 30 специальностям преподавание ведётся на английском языке.

Японские университеты для иностранцев: требования и документы

Попасть в японский университет могут не только жители страны Восходящего Солнца, но и абитуриенты со всего мира. Высшее образование в Японии доступно и для русских.

Русские студенты получают образование в Японии

Однако чтобы попасть в институт необходимо не только иметь отличный аттестат, но и в совершенстве владеть японским и английским языком. Необходимым условием поступления в институт для иностранных граждан является прохождение специального тестирования. Оно включает в себя 3 дисциплины: грамматику, знание иероглифов и чтение.

Для иностранных студентов существует возможность поступления в японский ВУЗ на бесплатной основе. Сегодня МИД Японии инициирует множество образовательных проектов по обмену студентами из разных стран. Они являются билетом в будущее для многих молодых людей, поскольку открывают перед ними новые горизонты и позволяют усовершенствовать научные знания.

Получить образование в Японии может практически каждый, вне зависимости от своих взглядов и социального статуса. Для поступления в высшее учебное заведение абитуриент должен предоставить следующий пакет документов:

  • заявление, заполненное собственноручно;
  • краткую автобиографию;

    Образец автобиографии

  • 2 фото, форматом 30х40 мм;
  • рекомендательное письмо японского спонсора;
  • аттестат об окончании полного среднего образования;
  • медицинский сертификат установленного типа;
  • документы, подтверждающие финансовую независимость.

Анкету на поступление в университет Японии и приложение к анкете можно скачать здесь.

Наличие, всех приведенных выше, документов является обязательным. Подают их на рассмотрение сотрудников министерства целым пакетом в июле — августе. Представленная информация тщательно проверяется и оценивается. Иногда для определения наиболее способных абитуриентов назначается собеседование, по результатам которого составляется мнение о человеке и его знаниях.

Гранты на обучение в Японии получают только самые одаренные и подготовленные ученики, которые отбираются из сотен претендентов. Также можно уехать в Японию на стажировку.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

Как живут студенты

Большинство японских вузов располагает собственными общежитиями. Иностранные студенты также могут претендовать на поселение в них, но позаботиться об этом нужно заблаговременно, поскольку количество мест ограничено.

Проживание в студенческой резиденции обойдется в среднем в 250–400 долларов.

Те, кому комната или место не достанется, будут вынуждены снимать квартиру. Такой вид проживания может вылиться в бюджет от 700 до 1 000 долларов в месяц в зависимости от города.

А снять жилье не так уж и просто, поскольку собственники квартир зачастую просят внести депозит в размере оплаты за 6 месяцев проживания.

Питаются студенты обычно в университетских столовых. В них установлены демократичные цены. За пределами кампуса самый простой обед обойдется примерно в 11 долларов.

Языковые школы

Наиболее популярной у иностранцев разновидностью дополнительных школ в Японии являются учреждения, ориентированные на изучение японского языка.

Кроме стандартной общеязыковой программы, эти школы предлагают специальные курсы:

  • культурные (включая современную поп-культуру, особенно аниме);
  • подготовки ко вступительным экзаменам в вузы ();
  • подготовки к школе;
  • профессиональные;
  • бизнеса.

Благодаря продуманным методикам обучения и постоянному нахождению в японоязычной среде эффективность изучения языка в таких заведениях заметно выше, чем на обычных курсах.

Средняя стоимость учебы составляет порядка 7500 доларов/год, но эта цифра может значительно измениться в зависимости от региона, где расположена школа, и особенностей выбранного учебного курса.

Короткие каникулы

Такая роскошь, как целое лето каникул, японским школьникам и не снилась. На отдых отводится месяц с небольшим – конец июля и август. К тому же летние каникулы – это каникулы между триместрами в середине учебного года, который начинается в апреле, а не в сентябре, как мы привыкли. 

Зимой каникулы в Японии длятся с конца декабря по начало января, весной – с конца марта по начало апреля

Принимая во внимание, что на время отдыха школьникам задают объемные домашние задания, забыть об учебе в любом случае не получится. Фактически это время часто тратится на учебу, в том числе на дополнительные занятия в стенах школы

Информация о системе получения знаний

Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.

Кратко система образования в Японии состоит из периодов:

  1. Дошкольное воспитание.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее обучение.
  4. Старшее учреждение.
  5. Высшее образование.

Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:

  1. Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
  2. Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
  3. Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.

Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.

Дошкольное воспитание

Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:

  1. Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
  2. Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.

Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.

Начальная школа

Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.

Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.

На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.

Среднее обучение

На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.

В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.

Старшее учреждение

Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.

Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.

Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.

Высшее образование

В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура.

Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.

На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.

Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.

Учителя

Чтобы стать учителем младшей школы, нужно иметь диплом о высшем образовании (4 года) или диплом колледжа (2 года), после чего сдаются специальные экзамены на профессиональную пригодность. Школа, в которой учитель будет работать, назначается главой муниципалитета, при этом по правилам раз в 3-5 лет учитель должен менять школу. Это способствует равномерной системе образования в близлежащих школах и уравнивает учеников в их знаниях.

В среднем учителя работают с 8 утра до 5 вечера, а к концу семестра или во время мероприятий им часто приходится оставаться в школе подольше.

В каждом классе есть классный руководитель, который ведёт все занятия за исключением музыки, труда и других специальных предметов. Есть случаи, где классный руководитель одновременно является и учителем по какому-то определённому предмету.

Языковые школы как ступень к поступлению в вуз

Языковых школ в Японии много, они постоянно совершенствуются и предлагают новые интересные программы, чтобы привлечь иностранных студентов. Зачастую школы включают в программу экскурсии, встречи с японскими студентами, посещение университетских кампусов, ярмарок профессий и множество других увлекательных мероприятий, которые помогают студентам быстрей адаптироваться к жизни в другой стране, непривычному менталитету, познакомиться с культурным достоянием и больше узнать об истории.

Программы делятся на:

  • Краткосрочные. Срок обучения – от 1 до 3 месяцев.
  • Долгосрочные. Срок обучения – от 6 месяцев до 2 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector