Отрасли специализации промышленности великобритании кратко. хозяйство великобритании
Содержание:
- Машиностроение
- Электротехника и электроника
- Судостроительная промышленность
- Забастовка 1984—1985 г.г[править]
- Развитие сельского хозяйства
- Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность[править | править код]
- Машиностроение
- Угрозы
- Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность
- Инженерное дело
- Предпосылки промышленной революции в Англии
- Электротехника и электроника
- Сравнение ВВП Великобритании и стран-соседей
- Горнодобывающая промышленность
- Главные отрасли британской промышленности
Машиностроение
Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение
Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.
Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.
Известные марки автомобилей:
AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.
Alexander Dennis – производит автобусы.
Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.
Ariel Motors Ltd — занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.
Aveling-Barford — выпускает самосвалы, дорожные катки.
Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.
Bailey – производит прицепы с 1948 г.
Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.
Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.
Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.
Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.
Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.
Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.
Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.
Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.
Электротехника и электроника
Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.
Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский.
Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.
Судостроительная промышленность
Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании
Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции
Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.
Забастовка 1984—1985 г.г[править]
Экономический кризис 1981—1983 гг., сокращение производства в черной металлургии, конкуренция со стороны более дешевого импортного угля поставили перед правительством Маргарет Тетчер вопрос о реструктуризация угольной отрасли.
Национальное угольное управление разработало план закрытия ряда нерентабельных шахт, что привело бы к увольнению 20 тысяч шахтеров (Всего на тот момент работало 170 шахт, на которых трудилась 191 тысяча шахтеров). В марте 1984 года этот план был оглашен, после чего Национальный союз шахтеров (англ. National Union of Mineworkers)призвал к забастовке все шахты страны.
Шахтерская забастовка 1984—1985 годов по своей длительности и беспрецедентному накалу насилия и страстей вошла в историю страны как крупнейшая классовая битва XX века. Ровно год британские шахтеры яростно боролись с правительственным планом закрытия нерентабельных шахт. Мобилизовав огромные полицейские силы, Маргарет Тэтчер умело и успешно применяла их против шахтеров, пытавшихся сорвать работу электростанций, сталелитейных и коксовых заводов. Зимой 1985 года среди шахтеров начался голод. НСШ обратился за помощью в международные профсоюзные организации и в шахтерские профсоюзы многих стран — в частности, и в профсоюз горняков СССР. Размер помощи оценивался прессой от 1 до 10 миллионов фунтов: кузбасские шахтеры отработали три дня в пользу братьев по классу.
Во время лондонских баталий тысяч шахтеров с полицией раненых увозили десятки машин скорой помощи, сотни шахтеров были арестованы. Выступившая по телевидению Маргарет Тэтчер закончила краткую речь фразой: «Насилие не пройдет!» 3 марта 1985 года делегаты чрезвычайной конференции НСШ проголосовали за возвращение на работу без каких-либо условий.
Потери от забастовки составили около трех миллиардов фунтов. Около 20 тысяч шахтеров было уволено. Полиция произвела 9750 арестов, 152 шахтера были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, три человека погибли во время уличных боев. Однако главным последствием поражения забастовки стала полная реструктуризация угольной отрасли. Более ста нерентабельных шахт было закрыто.
Развитие сельского хозяйства
Особенные климатические условия острова определяют пути развития сельского хозяйства. Общее количество работников, задействованных в этой отрасли, не превышает 2% населения. Но все-таки эта отрасль экономики продолжает расти и развиваться.
Производимой продукции хватает полностью обеспечить потребности населения страны. Основная часть плодородных земель расположена на востоке острова, где влажный климат и большое количество лугов.
В Англии выводят известные во всем мире породы мясного и молочного крупного рогатого скота. Хотя в стране производится большое количество молочной продукции, но все равно осуществляется импорт, например, сливочного масла.
Кроме того, ввозятся и другие сельскохозяйственные культуры, так как самостоятельно страна прокормить себя не может. Структура этой отрасли экономики в основном состоит из фермерских хозяйств. После выхода Великобритании из Евросоюза и отмены квот у фермеров появилась возможность увеличить объем продукции.
Экономисты предсказывают падение роста экономики после выхода страны из состава ЕС. Связано это с низкими темпами производительности труда, что обязательно приведет к падению уровня жизни всего населения острова.
Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность[править | править код]
В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют:
- бумажная и полиграфическая промышленность (13,9 %),
- пищевая и табачная (13,8 %).
Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.
Машиностроение
Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение
Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.
Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.
Известные марки автомобилей:
AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.
Alexander Dennis – производит автобусы.
Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.
Ariel Motors Ltd – занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.
Aveling-Barford – выпускает самосвалы, дорожные катки.
Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.
Bailey – производит прицепы с 1948 г.
Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.
Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.
Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.
Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.
Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.
Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.
Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.
Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.
Угрозы
Гриб белой гнили, Heterobasidion annosum
Самая серьезная угроза болезни для британских лесов связана с грибком. Для хвойных растений наибольшую опасность представляет гриб белой гнили ( Heterobasidion annosum ). Болезнь голландского вяза возникает от двух родственных видов грибов рода Ophiostoma , распространяемых короедами вяза, а острая потеря дуба имеет бактериальную причину. Другой гриб, Nectria coccinea , вызывает болезнь коры бука , как и болгарский полиморфный . Язвы пепла возникают из-за Nectria galligena или Pseudomonas savastanoi , и большинство деревьев уязвимы для медового гриба ( Armillaria mellea ). Оомицет Phytophthora ramorum (ответственный за «внезапную смерть дуба» в США) убил большое количество лиственницы японских дерев в Великобритании.
Жуки, моль и долгоносики также могут повредить деревья, но большинство из них не причиняют серьезного вреда. Известными исключениями являются большой сосновый долгоносик ( Hylobius abietis ), который убивает молодые хвойные деревья, еловый короед ( Ips typographus ), убивающий ели , и майский жук ( Melolontha melolontha ), который поедает молодые корни деревьев и может убивать в засушливое время года. . Кролики , белки , полевки , полевые мыши , и сельскохозяйственные животные могут представлять серьезную угрозу для деревьев. Загрязнение воздуха , кислотные дожди и лесные пожары представляют собой основные опасности для окружающей среды .
Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность
В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют:
- бумажная и полиграфическая промышленность (13,9 %),
- пищевая и табачная (13,8 %).
Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.
Инженерное дело
Nissan Motors UK , Сандерленд .
Машиностроение и смежные отрасли составляют крупнейший сектор, на который в 2003 году приходилось 30,8% общей валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. В этом секторе наибольший вклад вносило транспортное оборудование , при этом в Великобритании присутствовали 8 мировых производителей автомобилей. К ним относятся британские производители, которые в настоящее время принадлежат зарубежным компаниям, таким как MINI (BMW), Rolls-Royce (BMW), Jaguar Land Rover ( Tata ), Bentley ( Volkswagen ) и Vauxhall Motors (PSA), а также заводы, производящие автомобили в иностранной собственности и под торговой маркой, такие как Honda, Nissan и Toyota с рядом небольших специализированных производителей, включая Aston Martin , Lotus и Morgan, а также производителей коммерческих автомобилей, включая Leyland Trucks , Alexander Dennis , JCB , главный глобальный завод по производству Ford Transit , London Electric Vehicle Company и Case- Новая Голландия тоже присутствует. Британская автомобильная промышленность также включает в себя многочисленные компоненты для этого сектора, такие как завод Ford по производству дизельных двигателей в Дагенхэме , который производит половину дизельных двигателей Ford во всем мире.
Rolls-Royce Trent 900 двигателя на крыле Airbus A380 .
Triumph Motorcycles Ltd — единственный крупный производитель транспортных средств, полностью принадлежащий Великобритании.
Ряд компаний, таких как Brush Traction и Hunslet, производят железнодорожные локомотивы и другие связанные с ними компоненты. С этим сектором связана промышленность аэрокосмического и оборонного оборудования. Великобритания производит широкий спектр оборудования, причем в этом секторе доминирует компания BAE Systems , которая производит гражданское и оборонное аэрокосмическое, наземное и морское оборудование; VT Group , один из крупнейших мировых производителей военных кораблей ; и GKN и Rolls Royce , производящие аэрокосмические двигатели и системы выработки электроэнергии. Коммерческие судостроители включают Harland and Wolff , Cammell Laird , Abels , Barclay Curle и Appledore . Такие компании, как Princess, Sealine, Fairline Boats и Sunseeker, являются основными производителями частных моторных яхт.
Еще одним важным компонентом машиностроения и смежных отраслей является электроника, аудио и оптическое оборудование. В Великобритании имеется широкая база отечественных фирм, а также ряд иностранных фирм, производящих широкий спектр теле-, радио- и коммуникационной продукции, научных и оптических приборов. электрические машины и оргтехника и компьютеры.
Химические вещества и продукты на его основе — еще один важный фактор в производственной базе Великобритании. В этом секторе особенно успешна фармацевтическая промышленность: вторая и седьмая по величине фармацевтические фирмы в мире ( GlaxoSmithKline и AstraZeneca соответственно) находятся в Великобритании и имеют там крупные научно-исследовательские и производственные мощности.
Штаб-квартира GlaxoSmithKline в Брентфорде
Предпосылки промышленной революции в Англии
В истории можно говорить о многих этапах промышленной революции. Первой была неолитическая революция, которая произошла в четвертом веке до нашей эры. Неолитическая революция привела к огромным изменениям в жизни человека — она улучшила повседневный быт, вызвала более быстрое развитие, ряд других изменений. Внедрив изобретение колеса, она значительно улучшило качество жизни и эффективность труда, а значит и развитие экономики и технологий
Исследователи также считают, что освоение добычи и обработки железа было не менее важно, это привело к модернизации инструментов, средств производства — этот этап называется железной революцией
Следующим этапом, который сыграл важнейшую роль, были географические открытия на рубеже XIV и XV веков. Они показали среднему человеку, что существуют другие страны и культуры, целые регионы, которые населены другими людьми. Географические открытия в значительной степени способствовали расширению знаний, расширению горизонтов человеческого мышления, а также революции, в основном в кулинарной сфере, путем импорта ряда специй и товаров, которые использовались во многих европейских кухнях.
Промышленной революции предшествовали попытки локальной индустриализации (организация производства владельцем капитала в одном месте с использованием машин и свободного труда), например концентрация производства с более широким использованием модернизированных старых технологий (мануфактуры), в условиях господства традиционных социальных структур (системы гильдий, крепостничества).
Большие изменения происходили и в сельском хозяйстве Англии. В восемнадцатом веке более бедные фермеры, которые не могли позволить себе развивать свою землю, просто продавали ее, а затем работали на фермах более богатых соседей, а те, в свою очередь, выдвигали разные идеи, которые могли бы повысить производительность труда. Например, начали применять удобрения, на поля были выведены сельскохозяйственные машины, такие как механическая сеялка. Эти изменения называются аграрной революцией.
Постоянный технический прогресс, возможный благодаря системе финансирования производства как частными банками, так и Банком Англии, обеспечил непрерывный рост производства, снижение цен и расширение рынка.
Электротехника и электроника
Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:
General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.
English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.
Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.
Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.
Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.
Сравнение ВВП Великобритании и стран-соседей
- ВВП Великобритании
- ВВП Франции
- ВВП Ирландии
Год | Великобритания | Франция | Ирландия | Всего |
1970 | 124 | 146 | 4.3 | 274.3 |
1971 | 140 | 164 | 5 | 309 |
1972 | 161 | 201 | 6.2 | 368.2 |
1973 | 183 | 261 | 7.3 | 451.3 |
1974 | 198 | 282 | 7.8 | 487.8 |
1975 | 236 | 356 | 9.3 | 601.3 |
1976 | 227 | 367 | 9.3 | 603.3 |
1977 | 256 | 405 | 11 | 672 |
1978 | 325 | 500 | 14 | 839 |
1979 | 422 | 605 | 18 | 1045 |
1980 | 542 | 690 | 21 | 1253 |
1981 | 515 | 605 | 20 | 1140 |
1982 | 491 | 575 | 21 | 1087 |
1983 | 466 | 550 | 21 | 1037 |
1984 | 439 | 522 | 20 | 981 |
1985 | 464 | 543 | 21 | 1028 |
1986 | 570 | 759 | 29 | 1358 |
1987 | 701 | 918 | 34 | 1653 |
1988 | 851 | 1001 | 37 | 1889 |
1989 | 859 | 1007 | 38 | 1904 |
1990 | 1013 | 1244 | 48 | 2305 |
1991 | 1056 | 1245 | 49 | 2350 |
1992 | 1092 | 1373 | 55 | 2520 |
1993 | 981 | 1297 | 51 | 2329 |
1994 | 1061 | 1368 | 56 | 2485 |
1995 | 1157 | 1572 | 68 | 2797 |
1996 | 1220 | 1573 | 75 | 2868 |
1997 | 1359 | 1421 | 82 | 2862 |
1998 | 1456 | 1469 | 89 | 3014 |
1999 | 1503 | 1456 | 97 | 3056 |
2000 | 1477 | 1326 | 98 | 2901 |
2001 | 1471 | 1338 | 106 | 2915 |
2002 | 1612 | 1452 | 124 | 3188 |
2003 | 1860 | 1792 | 159 | 3811 |
2004 | 2201 | 2056 | 187 | 4444 |
2005 | 2281 | 2137 | 203 | 4621 |
2006 | 2445 | 2256 | 224 | 4925 |
2007 | 2813 | 2582 | 260 | 5655 |
2008 | 2636 | 2832 | 264 | 5732 |
2009 | 2171 | 2625 | 223 | 5019 |
2010 | 2254 | 2560 | 207 | 5021 |
2011 | 2429 | 2776 | 221 | 5426 |
Год | Великобритания | Франция | Ирландия | Всего |
1970 | 45.21 | 53.23 | 1.57 | 100.0 |
1971 | 45.31 | 53.07 | 1.62 | 100.0 |
1972 | 43.73 | 54.59 | 1.68 | 100.0 |
1973 | 40.55 | 57.83 | 1.62 | 100.0 |
1974 | 40.59 | 57.81 | 1.6 | 100.0 |
1975 | 39.25 | 59.21 | 1.55 | 100.0 |
1976 | 37.63 | 60.83 | 1.54 | 100.0 |
1977 | 38.1 | 60.27 | 1.64 | 100.0 |
1978 | 38.74 | 59.59 | 1.67 | 100.0 |
1979 | 40.38 | 57.89 | 1.72 | 100.0 |
1980 | 43.26 | 55.07 | 1.68 | 100.0 |
1981 | 45.18 | 53.07 | 1.75 | 100.0 |
1982 | 45.17 | 52.9 | 1.93 | 100.0 |
1983 | 44.94 | 53.04 | 2.03 | 100.0 |
1984 | 44.75 | 53.21 | 2.04 | 100.0 |
1985 | 45.14 | 52.82 | 2.04 | 100.0 |
1986 | 41.97 | 55.89 | 2.14 | 100.0 |
1987 | 42.41 | 55.54 | 2.06 | 100.0 |
1988 | 45.05 | 52.99 | 1.96 | 100.0 |
1989 | 45.12 | 52.89 | 2 | 100.0 |
1990 | 43.95 | 53.97 | 2.08 | 100.0 |
1991 | 44.94 | 52.98 | 2.09 | 100.0 |
1992 | 43.33 | 54.48 | 2.18 | 100.0 |
1993 | 42.12 | 55.69 | 2.19 | 100.0 |
1994 | 42.7 | 55.05 | 2.25 | 100.0 |
1995 | 41.37 | 56.2 | 2.43 | 100.0 |
1996 | 42.54 | 54.85 | 2.62 | 100.0 |
1997 | 47.48 | 49.65 | 2.87 | 100.0 |
1998 | 48.31 | 48.74 | 2.95 | 100.0 |
1999 | 49.18 | 47.64 | 3.17 | 100.0 |
2000 | 50.91 | 45.71 | 3.38 | 100.0 |
2001 | 50.46 | 45.9 | 3.64 | 100.0 |
2002 | 50.56 | 45.55 | 3.89 | 100.0 |
2003 | 48.81 | 47.02 | 4.17 | 100.0 |
2004 | 49.53 | 46.26 | 4.21 | 100.0 |
2005 | 49.36 | 46.25 | 4.39 | 100.0 |
2006 | 49.64 | 45.81 | 4.55 | 100.0 |
2007 | 49.74 | 45.66 | 4.6 | 100.0 |
2008 | 45.99 | 49.41 | 4.61 | 100.0 |
2009 | 43.26 | 52.3 | 4.44 | 100.0 |
2010 | 44.89 | 50.99 | 4.12 | 100.0 |
2011 | 44.77 | 51.16 | 4.07 | 100.0 |
Год | Великобритания | Франция | Ирландия |
1970 | 2228 | 2876 | 1451 |
1971 | 2508 | 3206 | 1668 |
1972 | 2877 | 3897 | 2040 |
1973 | 3263 | 5021 | 2366 |
1974 | 3525 | 5386 | 2489 |
1975 | 4197 | 6756 | 2921 |
1976 | 4034 | 6928 | 2876 |
1977 | 4548 | 7611 | 3350 |
1978 | 5773 | 9358 | 4200 |
1979 | 7496 | 11277 | 5329 |
1980 | 9626 | 12806 | 6144 |
1981 | 9145 | 11176 | 5792 |
1982 | 8715 | 10568 | 6031 |
1983 | 8265 | 10056 | 5990 |
1984 | 7779 | 9493 | 5677 |
1985 | 8210 | 9823 | 5942 |
1986 | 10067 | 13657 | 8194 |
1987 | 12352 | 16431 | 9613 |
1988 | 14956 | 17823 | 10473 |
1989 | 15055 | 17841 | 10765 |
1990 | 17705 | 21937 | 13594 |
1991 | 18407 | 21859 | 13850 |
1992 | 18983 | 24008 | 15497 |
1993 | 17007 | 22591 | 14302 |
1994 | 18344 | 23738 | 15612 |
1995 | 19949 | 27176 | 18831 |
1996 | 20978 | 27094 | 20616 |
1997 | 23303 | 24386 | 22343 |
1998 | 24894 | 25113 | 24009 |
1999 | 25617 | 24782 | 25860 |
2000 | 25087 | 22456 | 25762 |
2001 | 24891 | 22529 | 27419 |
2002 | 27165 | 24291 | 31504 |
2003 | 31206 | 29775 | 39641 |
2004 | 36749 | 33929 | 45766 |
2005 | 37888 | 35035 | 48822 |
2006 | 40388 | 36756 | 53005 |
2007 | 46194 | 41817 | 60592 |
2008 | 43023 | 45605 | 60648 |
2009 | 35214 | 42037 | 50544 |
2010 | 36334 | 40773 | 46309 |
2011 | 38916 | 42649 | 48829 |
Год | Великобритания | Франция | Ирландия |
1971 | 112.9 | 112.3 | 116.3 |
1972 | 115 | 122.6 | 124 |
1973 | 113.7 | 129.9 | 117.7 |
1974 | 108.2 | 108 | 106.8 |
1975 | 119.2 | 126.2 | 119.2 |
1976 | 96.2 | 103.1 | 100 |
1977 | 112.8 | 110.4 | 118.3 |
1978 | 127 | 123.5 | 127.3 |
1979 | 129.8 | 121 | 128.6 |
1980 | 128.4 | 114 | 116.7 |
1981 | 95 | 87.7 | 95.2 |
1982 | 95.3 | 95 | 105 |
1983 | 94.9 | 95.7 | 100 |
1984 | 94.2 | 94.9 | 95.2 |
1985 | 105.7 | 104 | 105 |
1986 | 122.8 | 139.8 | 138.1 |
1987 | 123 | 120.9 | 117.2 |
1988 | 121.4 | 109 | 108.8 |
1989 | 100.9 | 100.6 | 102.7 |
1990 | 117.9 | 123.5 | 126.3 |
1991 | 104.2 | 100.1 | 102.1 |
1992 | 103.4 | 110.3 | 112.2 |
1993 | 89.8 | 94.5 | 92.7 |
1994 | 108.2 | 105.5 | 109.8 |
1995 | 109 | 114.9 | 121.4 |
1996 | 105.4 | 100.1 | 110.3 |
1997 | 111.4 | 90.3 | 109.3 |
1998 | 107.1 | 103.4 | 108.5 |
1999 | 103.2 | 99.1 | 109 |
2000 | 98.3 | 91.1 | 101 |
2001 | 99.6 | 100.9 | 108.2 |
2002 | 109.6 | 108.5 | 117 |
2003 | 115.4 | 123.4 | 128.2 |
2004 | 118.3 | 114.7 | 117.6 |
2005 | 103.6 | 103.9 | 108.6 |
2006 | 107.2 | 105.6 | 110.3 |
2007 | 115.1 | 114.5 | 116.1 |
2008 | 93.7 | 109.7 | 101.5 |
2009 | 82.4 | 92.7 | 84.5 |
2010 | 103.8 | 97.5 | 92.8 |
2011 | 107.8 | 108.4 | 106.8 |
Валовый внутренний продукт (ВВП) Великобритании и стран-соседей, %, 2011 г.
Горнодобывающая промышленность
Более трех столетий главной отраслью добывающего сектора была каменноугольная промышленность. Вследствие конкуренции на мировом угольном рынке, а также со стороны углеводородного сырья, ее значение сокращается. В 2017 г. было добыто всего 9,6 млн т угля, хотя в 1970-е гг. еще добывали порядка 120 млн т в год. Половину добычи дает Йоркширский бассейн, 1/6 Нортумберлен-Даремский с лучшими коксующимися углями и 1/10 Южно-Уэльсский.
С конца 1960-х гг. развивается нефтегазодобывающая промышленность. Добыча нефти и газа ведется в прибрежных водах Северного моря (98 %) и на континенте (2 %). В 2017 г. добыча нефти составила 46,6 млн т, газа — 41,9 млрд м3. Отмечается ежегодное снижение добычи углеводородов. Так, с 2008 г. добыча нефти сократилась в 1,5 раза, природного газа — в 1,7 раза.
Собственных добываемых ресурсов углеводородов не хватает, и их импортируют. Поставки нефти идут из Норвегии (около 50 %), Алжира, Нигерии, России, Экваториальной Гвинеи, Саудовской Аравии, природного газа по трубопроводам — в основном из Норвегии. Поставщиками сжиженного природного газа являются Алжир, Катар и Тринидад и Тобаго.
Нефть и газ перерабатываются на предприятиях нефтегазоперерабатывающей промышленности. В стране действует 9 НПЗ суммарной мощностью первичной переработки 90,1 млн т нефти в год. Крупнейший НПЗ (мощность 13,1 млн т нефти в год) расположен в г. Фаулей и принадлежит компании ExxonMobil. Крупные НПЗ построены также у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса, в заливе Ферт-оф-Форт. Переработка газа осуществляется на 12 ГПЗ общей мощностью 138 млрд м3 в год. Наиболее крупные заводы: два в Бэктоне (общая мощность 39,5 млрд м3 в год) и один в Изингтоне (25,9 млрд м3 в год).
Полностью прекращена добыча рудных полезных ископаемых и прежде всего железных руд. Великобритания, как и другие развитые европейские страны, перешла на привозное сырье.
Главные отрасли британской промышленности
Несмотря на постепенное снижение вклада в ВВП Соединенного Королевства от деятельности различных отраслей промышленности, на количестве произведенных продуктов это не отразилось. Так, Великобритания не только полностью обеспечивает свои внутренние потребности продукцией машиностроения, станкостроения, электротехнической, легкой и пищевой промышленности, но и ежегодно наращивает экспорт в другие страны.
По объему промышленного производства — 508,6 млрд долларов и 21,11 % задействованного трудоспособного населения – Великобритания в Европе уступает только Германии (1,1 трлн. долларов при 27,13 % занятых в промышленности).
Промышленность Великобритании отличает постепенное угасание старых вредных для экологии отраслей (металлургической, угледобывающей) и быстрое развитие новых, нацеленных на экспорт, — машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, биотехнологической, аэрокосмической, химической, электронной и электротехнической, легкой промышленности. Именно в них наиболее активно внедряются новейшие технологии и более совершенное оборудование, используются прогрессивные методы управления.
Производство сельскохозяйственной и морской продукции
Сельское хозяйство Великобритании сегодня одно из самых продуктивных и механизированных в мире. По объему сельхозпродукции Соединенное Королевство занимает 6-е место.
Несмотря на то, что в сельскохозяйственных отраслях задействован лишь 1 % трудоспособного населения, они обеспечивают три четверти потребностей страны в высококачественных продуктах.
Для занятий сельским хозяйством пригодно 76 % всех земель. Традиционные животноводческие районы — Северная и Западная Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия (коневодство). Земледельческие районы — плодородные земли восточной и юго-восточной Англии с более теплым климатом.
Наиболее развитые сельскохозяйственные отрасли:
- Животноводство. Большое развитие получило мясомолочное скотоводство, беконное свиноводство, птицеводство, производство овечьей шерсти.
- Растениеводство: 60 % земель — пастбища с многолетними травами, 28 % – под зерновыми культурами, 12 % — под техническими.
- Рыболовство и аквакультура. В последние 10 лет наблюдается устойчивый рост производства аквакультуры. По объему выловленной рыбы Великобритания занимает 2-е место в Европе (после Испании) и первое — по выращенному атлантическому лососю, моллюскам, ракообразным. Британские рыбаки активно поддерживают выход государства из ЕС, поскольку это позитивно скажется на росте производства продукции и закроет конкурентам доступ к рыбным ресурсам Великобритании.
Добыча полезных ископаемых
Соединенное Королевство располагает многими видами полезных ископаемых, в том числе цветных металлов, железа.
- Во-первых, в Британии находятся самые большие запасы каменного угля в Западной Европе – более 200 млрд тонн.
- Во-вторых, начиная с 1960-х гг. на шельфе в западной части Северного моря были обнаружены значительные запасы нефти и природного газа. Разработка этих месторождений позволила Великобритании занять 16-ю позицию в списке мировых производителей нефти и значительно сократить импорт углеводородов.
- В-третьих, имеются большие запасы каменной и калийной соли (Чешир и Дарем).
- В-четвертых, в Корнуэлле разведаны и добываются открытым способом большие запасы каолина — белой глины, из которой производят фарфор (2-е место в мире после США).
- И, наконец, Британия обладает большим количеством нерудных строительных материалов: песка, глины, гравия.
Великобритания не может похвастаться значительными запасами дефицитных ресурсов. Но и не может пожаловаться на их полное отсутствие.
Сфера услуг и ее составляющие
Наиболее высокими темпами развивается в Соединенном Королевстве сфера услуг. Ведущими отраслями являются:
- Финансовая – с консультационными, управленческими, страховыми, юридическими, бухгалтерскими услугами.
- Информационная – консультирование в области IT-технологий.
- Деловые услуги – иссследования рынка, реклама, управленческие услуги.
- Сфера развлечений и туризма, включая гостиничные услуги. В 2021 г. иностранные туристы принесли британской экономике 51 млрд долларов США (5-е место в мире).
- Образовательные услуги — изучение английского языка, среднее и высшее образование.
- Транспортные услуги. Лондон является крупнейшим транспортным хабом в мире. В Королевстве большое развитие получили воздушный и морской транспорт; все части государства связаны автомобильным и железнодорожным сообщением.