Религия в казахстане

Большинство казахских мусульман — сунниты

Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях.

На территории современного Казахстана ислам стал государственной религией в государстве Карханидов.

Позже ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 — 1266) и Узбек (1312 — 1340). Огромный вклад в распространением ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави сыграл огромную роль в распространении ислама в Казахстане. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам в Казахстане распространялся медленно, так как большинство населения этой территории придерживалось тенгрианства, как традиционной религии степняков. В середине 15 века ислам становиться государственной религией Казахского Ханства.

После того, как Российская Империя завоевала территории в Средней Азии и современном Казахстане, ислам был признан официальной религией их населения, а исламское духовенство было признано и поддержано российскими властями.

70%
столько казахов — мусульмане

В настоящее время ислам восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности. При этом наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу.

Так, например, мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.

Центральная мечеть города Алма-Ата. Подавляющее большинство жителей современного Казахстана считают себя мусульманами. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

Насколько население исповедует ислам публично

Как всегда в вопросе религии, и Казахстан не исключение, есть разница между верой, которую принято проявлять публично, официальной религией государства и личными убеждениям отдельного человека. И социум влияет на то, как себя ведет каждый верующий.


пяти столпов ислама,

В Казахстане формально государственной религии нет, поэтому проявление веры — вопрос личной самоорганизации каждого верующего, его духовных убеждений.

На фотографии отборочный тур конкурса религиозной грамотности. Хотя в светском государстве духовное образование, как обязательное для всех, исключено. Но в Казахстане считается важным воспитывать в молодежи и прививать им как религиозную толерантность, так и сознание значимости веры в успешной личной жизни и для общества в целом. А саму веру рассматривать, как эффективный способ объединения граждан.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Файл:Kazakhstan atheists 2009.png Доля атеистов по районам и городам, 2009

Религиозная принадлежность населения Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Ответы респондентовоб отношении к религии Абсолютнаячисленностьтыс. чел. Доляв населении%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Этническаягруппа Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказалисьдать ответ Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другиенациональности 54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии, Бахаи, христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

История

На казахскую землю татары переселились в начале 17 века.

Татары относятся к тюркскому этносу. После распада Золотой Орды татары заняли территорию Среднего Поволжья. Казанское (или Булгарское) ханство многократно подвергалось религиозным притеснениям со стороны Русского царства, и татары были вынуждены бежать в Западную Сибирь и Северный Казахстан. Близость родства, гостеприимность казахов и единая вера привлекли татар в эти земли.

Дальнейшие волны иммиграции татар в Казахстан связаны с политикой России.

Вклад татар в жизнь Казахстана

Татары занимались мелкими ремеслами, торговли хлебом, кожей, мехами, текстилем и восточными пряностями.

Татары построили мечети, школы, медресе.

Для поддержания своей общины татары создали культурные центры, клубы, товарищества. Издавали газеты, книги в Семипалатинске, Уральске, Петропавловске. Работали в промышленности, рудниковых шахтах Караганды, Усть-Каменогорска, осваивали целину, строили совхозы в степях.

Искусство театра в Казахстане появилось с приходом татар.

Богатые татары занимались благотворительностью, самым известным благодетелем была династия Мусиных.

В Казахстане уживается более десятка этносов, но их взаимоотношения не выливаются в серьезные конфликты.

Веры

ислам

Ислам — наиболее распространенная религия в Казахстане; он был завезен в регион в 8 веке арабами. Традиционно этнические казахи — это мусульмане-сунниты, которые в основном следуют ханафитской школе. Казахи, включая другие этнические группы мусульманского происхождения, составляют более 90 процентов всех мусульман. Южный регион страны имеет самую высокую концентрацию самоидентифицированных практикующих мусульман.

христианство

Вознесенский собор в Алматы

Христианство в Казахстане — вторая по распространенности религия после ислама . Большинство христианских граждан — русские , и в меньшей степени украинцы и белорусы , которые принадлежат к Русской православной церкви . По данным национальной переписи населения 2009 года, примерно 26% населения Казахстана идентифицируют себя как христиане. 1,5 процента населения составляют немцы , большинство из которых исповедуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериан , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня и пятидесятников . Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрировали церкви в правительстве. По переписи 2009 года в Казахстане было 4 214 232 христиан. «Казахстан — это странное ядро ​​традиционалистского католицизма», — заявил католический писатель Росс Даутхат в 2018 году.

Вера бахаи

Вера Бахаи в Казахстане начался в религии в бывшем Советском Союзе . До этого Казахстан , как часть Российской империи , имел бы косвенный контакт с верой бахаи еще в 1847 году. После прихода пионеров бахаи община превратилась в крупнейшую религиозную общину после ислама и христианства, хотя только несколько процентов нации. К 1994 году было избрано Национальное Духовное Собрание Казахстана, и община начала умножать свои усилия по различным интересам. По оценке Ассоциации архивов религиозных данных (опирающейся на Всемирную христианскую энциклопедию ) в 2010 году бахаи насчитывали около 7000 человек.

Иудаизм

Синагога Хабад-Любавич в Алматы, изображенная на почтовой марке Казахстана в 2006 году.

Казахские евреи имеют давнюю историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреев — ашкенази и говорят по- русски .

буддизм

Буддизм существует в Казахстане с 17 века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными при раскопках. В настоящее время в Казахстане есть только две официально зарегистрированные буддистские организации: одна принадлежит к вон-буддизму , пришедшему из Кореи, а другая — к тибетскому буддизму.

индуизм

Индусы в Казахстане в основном принадлежат к секте ИСККОН и индуистам диаспоры из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, насчитывает всего 2732 человека из общего населения в 55,5 миллиона человек. Он состоит в основном из NRI.

Тенгрианство

Тенгризм — это центральноазиатская характерны шаманизм , анимизм , тотемизм , поли- и монотеизм и поклонение предкам . Это преобладающая религия тюрки , монголы , венгры , Хунну и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Göktürk каганата , Западный Тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазария) . В Irk Bitig Тенгри упоминается как Türük Tängrisi (Бог тюрков).

Тенгрианцы считают, что их существование поддерживается вечным голубым небом (Тенгри), плодородным духом матери-земли ( Умай ) и правителем, считающимся святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем мире и совершенствовать своего личного Ветряного Коня , или духа. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали тождественным персидскому Аспандиату и которому приносили в жертву лошадей, и Куара (чьи жертвы поражены молнией). Тенгрианство практикуется в Саха , Бурятии , Туве и Монголии параллельно с тибетским буддизмом и бурханизмом .

История

Ислам был принесен в Казахстан в 8 веке, когда арабы прибыли в Среднюю Азию. Первоначально ислам утвердился в южных частях Туркестана, а затем постепенно распространился на север. Ислам также пустил корни из-за ревностного подчинения со стороны правителей Саманидов , особенно в районах, прилегающих к Таразу, где значительное число коренных жителей обратилось в ислам. Кроме того, в конце 14 века Золотая Орда распространяла ислам среди татар и других центральноазиатских племен. В течение 18 века влияние России в регионе быстро увеличивалось. Во главе с императрицей Екатериной русские сначала продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион проповедовать казахам, которых русские считали «дикарями», игнорирующими мораль и этику.

Российская политика постепенно менялась в сторону ослабления ислама за счет введения доисламских элементов коллективного сознания . К таким попыткам относились методы восхваления доисламских исторических личностей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высококлассные российские военные учреждения. В ответ казахстанские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддерживая пантюркизм , хотя в результате многие из них подверглись преследованиям. Во время советской эпохи, мусульманские институты сохранились только в тех районах , где казахи значительно превосходили немусульманин из — за ежедневные мусульманские практики. В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии, гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми объектами социальных изменений.

В последнее время казахи постепенно прилагают решительные усилия к возрождению исламских религиозных институтов после распада Советского Союза . Несмотря на то, что казахи не являются сильными фундаменталистами, они продолжают отождествлять себя со своей исламской верой, и даже более преданно в сельской местности. Те, кто заявляет о своем происхождении от первых мусульманских воинов и миссионеров 8-го века, пользуются большим уважением в своих общинах. Казахстанские политические деятели также подчеркнули необходимость спонсирования просвещения об исламе. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает большое значение использованию «положительного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия».

Советские власти пытались поощрять контролируемую форму ислама при Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана в качестве объединяющей силы в центральноазиатских обществах, одновременно запрещая истинную свободу вероисповедания. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечетей и религиозных школ ускорилось в 1990-х годах при финансовой помощи Турции , Египта и, прежде всего, Саудовской Аравии . В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых строились заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей увеличилось до 2320 по состоянию на 2013 год. В 2012 году Президент Казахстана открыл новую мечеть Хазрет Султан в столице, которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии.

Уйгуры

История

Уйгуры – один из древнейших кочевых племен тюрков, занимавших территорию Восточного Туркестана на северо-западе современной КНР. Генетика уйгуров многокомпонентная и содержит смесь европейских и азиатских этносов.

Во второй половине 18 века уйгуры подверглись угнетению и жесткой эксплуатации со стороны соседнего Китая. После подавления китайцами очередного восстания уйгуров в 1860-х годах, первая волна уйгуров переселилась в Алматинскую область Казахстана. В советское время приток уйгуров в Казахстан увеличился, когда открылись границы между Китаем и СССР.

Умения

Древние мастера уйгуров занимались резьбой по дереву, украшая дома, детские игрушки, сундуки, посуду и мебель.

Гончарные мастера украшали глазурью посуду, светильники облицовочную плитку.

В кузнечном деле, изготовлении посуды и утвари применялась художественная обработка металла.

Мастера по выделке кожи шили пояса, обувь и конскую упряжь. Пояса украшали серебряными пластинами, камнями, узорами тиснения и вышивки.

Уйгурские ювелиры вырезали ажурную филигрань на своих изделиях из золота и серебра, украшали изумрудами, алмазами, бирюзой и жемчугом.

Войлочные, шерстяные и шелковые ковры уйгуров высоко ценились во всем мире.

Одежда

Уйгуры любили украшать голову, шею, плечи и руки ювелирными изделиями.

Национальная одежда уйгуров схожа с казахской: чапан или бешмет с тюбетейкой или меховой шапкой у мужчин, платья-туники с жилетом и шароварами у женщин.

Культура

Музыкальное творчество уйгуров знаменито шедевром мировой классики «Двенадцать мукамов», сочинявшееся на протяжении 15 веков.

Литература уйгуров состоит из фольклора, прозы, поэзии и религиозных текстов.

Жизнь уйгуров в Казахстане

Торговля, земледелие, ремесленничество – основные занятия уйгуров. В Казахстане насчитывается 14 уйгуроязычных школ, хотя уйгуры говорят на русском и казахском. Культурные центры уйгуров поддерживают сохранение традиций и обычаев народа.

Казахи

История

200 тысяч тюрков переселились из ханства кочевых узбеков Абулхаира на Сыр-Дарье в Жетысу на юго-восток Казахстана. Тяжелые налоги и повинности, феодальные междоусобицы и постоянные войны стали причинами откочевания племён под предводительством султанов Керея и Жаныбека. Так зародилось Казахское ханство в 1465 году.

Среди тюркских племен-переселенцев были аргыны, канглы, коныраты, половцы, албаны, дулаты, шапырашты и другие, которые образовали казахский род.

Казахами в те времена называли свободных, вольных людей, кочевников. Исследования генетиков показывают, что казахский этнос развивался во время существования Золотой Орды в период 13-15 веков.

Постепенно казахские племена из соседних государств Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства и Узбекского Улуса стали перекочевывать в Казахское ханство, расширяя его территорию. Так, Казахское ханство объединило кочующие племена в единую нацию на одной территории.

Сын Жаныбека – Касым продолжил расширять территорию. Численность населения достигла 1 млн человек, а армия составила 300 тысяч. Процветание Казахского ханства связано с правлением Хакназара – сына Касыма, который правил 30 лет. После его смерти политическая ситуация в Казахском ханстве стала сложной.

Начало 18 века. Единое ханство разделилось на три жуза: Великий, Средний и Младший. Деление территории ослабило государственную власть, казахи вступили в тяжелую 100-летнюю войну с Джунгарским ханством. Ханы жузов просили защиты у Российской империи, что привело к присоединению Казахского ханства к России и вассальной зависимости ханов. Казахи вели национально-освободительную борьбу с властью Российской империи, но свою независимость получили лишь в 1991 году.

Всего в мире насчитывается около 15 млн казахов: в Казахстане, Китае, России, Монголии, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Турции и Иране.

Образ жизни

Казахи вели кочевую или полукочевую жизнь, поскольку основным занятием их всегда было скотоводство: разведение овец, коз, коней, крупного рогатого скота и верблюдов. Земледелие стало развиваться после объединения с Российской империей.

Переносные юрты казахи покрывали войлоком из ягнячьей и овечьей шерсти.

Рукодельные казахские женщины из войлока шили одежду, обувь и ковры. Выделывали шкуры и заготовляли молочные продукты впрок. Элементы одежды и сумки щедро украшали камнями, кружевами, вышивками цветов, орнаментов и растительными мотивами.

Мужчины покрывали резьбой деревянные чаши и ковши для кумыса. В украшательствах использовали козьи рога. Плети, пояса, упряжки и питьевые фляги изготавливали из кожи. Степные ювелиры искусно обращали белое серебро в серьги, браслеты, перстни.

Одежда

Летняя одежда была хлопковой, шелковой или льняной, зимняя – из войлока или кожи, утепленной овчиной.

Национальная одежда мужчин-казахов – свободные шаровары с кожаными вставками, бархатный чапан, кожаный бешмет, тюбетейка или меховая шапка из лисы. Обувались в высокие сапоги – учиги – из кожи, утепленные овчиной. Женщины-казашки носили длинные юбки с халатом, хлопковые и шелковые платья с расклешённой юбкой, бархатный жилет. Голова покрывалась белым платком или шапочкой. Ботинки или туфли на низком каблуке имели остроконечный загнутый носок. В студии машинной вышивки https://bugi-wugi.ru вы можете заказать вышивку не только в национальном казахском стиле, но и любой тип вышивки по вашим вкусам.

Религия

Основная религия казахов – ислам суннитского вероисповедания. Несмотря на то, что ислам широко распространялся по всей Азии с 13 века, большая часть казахов не спешила принимать новую веру. Связано это с культом предков и кочевым образом жизни. Женщины не были затворницами, не скрывали свои лица и свободно общались с мужчинами.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости (с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

Буддизм

Поскольку Буддизм является одной из трех мировых религий, а также является официальной религией значительного числа казахов Монголии, то он разрешен официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, Буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 3 из которых представляют Корейский Дзен-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию Тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря расширяющимся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время Буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).

Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).

Последователи Дзен-буддизма.

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Однако интерес к нему среди казахов возрастает благодаря боевым искусствам которые может культивировать буддизм (таким как Шаолиньское УШУ, айкидо и т.д.). В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — Тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней национальной религией казахов между исламом и буддизмом одновременно, что может привести к возникновению новых форм буддизма махаяны интегрированных с исламом как пограничные формы Дзен.

Отношение к религии парламентских партий Казахстана[править | править код]

В парламенте Казахстана на 2016 год представлены три политические партии — Нур-Отан, Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия Казахстана «Ак жол». В их программах религиозные вопросы занимают очень скромное место, при этом отношение к религии заметно различается. В доктрине правящей Нур-Отан, принятой в 2013 году, не упоминается ни одна конфессия, хотя констатируется, что «вера и религия — это важный источник духовности, морали и толерантности». Оппозиционная Коммунистическая народная партия Казахстана стоит на позициях атеизма, в ее программе сказано: «коммунисты выступают за признание свободы совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети. При этом коммунисты ведут широкую атеистическую пропаганду, избегая унижений оскорбления чувств верующих в любой форме». Зато Демократическая партия Казахстана «Ак жол» обещает «поддерживать традиционные религии народов Казахстана (прежде всего ислам и христианство), защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений, противодействовать призывам к экстремизму и терроризму на религиозной, этнической и любой другой основе».

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector