Уйгуры — кто это и где они живут? уйгуры в китае и «лагеря перевоспитания»

Как было уничтожено ханство?

На вопрос, «почему пало Джунгарское ханство», ответить крайне просто. Историки утверждают, что государство, которое на протяжении сотни лет вело захватнические и оборонительные войны, может сохранять себя только за счет сильных и дальновидных лидеров. Как только в веренице правителей появляются слабые и неспособные взять власть в свои руки претенденты на титул, это становится началом конца любого подобного государства. Парадоксально, но то, что выстраивалось великими военачальниками на протяжении долгих лет, оказалось полностью нежизнеспособно в междоусобной борьбе аристократических родов. Джунгарское ханство погибло на пике своего могущества, практически полностью потеряв создавший его когда-то народ.

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Когда появилась напряженность?

Напряженность между уйгурами и китайским правительством возросла в 1990-х годах, когда усилилась поддержка сепаратистских групп в Синьцзяне. Группы были вдохновлены развалом Советского Союза и появлением независимых мусульманских государств в Центральной Азии. Правительство Китая подавило публичные демонстрации, а активисты ушли в подполье.  

Китай был обвинен в усилении репрессий против уйгуров в разгар Олимпийских игр в Пекине в 2008 году, но в 2009 году напряженность резко возросла. В этом году в столице региона Урумчи произошли беспорядки, а китайские официальные лица заявили, что около 200 человек были убиты, большинство из них – хань-китайцы.

Пекин утверждал, что подавление сопротивления было необходимо, чтобы остановить насилие и распространение сепаратистских настроений.

Вторая волна напряженности пришлась на 2016 год и была связана с приходом в Синьцзян Чэнь Цюаньгуо — нового секретаря партии, который и здесь придерживался той же жесткой политики, которую ранее использовал в Тибете.

С тех пор правозащитные организации обвинили Китай в том, что он поместил миллион уйгуров  в трудовые лагеря «на перевоспитание».

В ответ Китай заявляет, что уйгуры — «центрах профессионального образования», чтобы остановить распространение религиозного экстремизма и всплеск терактов.

Происхождение и расселение уйгуров

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в Монголии, в бассейне Байкала, другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из Индии (буддизм) и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в Монголии и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке монголами. Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты киргизами, жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Сувениры

Кунгур – город с богатым прошлым и потому привлекательный для туристов. Любители сувениров наверняка не уедут отсюда с пустыми руками.

Как ни странно, но самые лучшие Кунгурские сувениры – съедобные. В первую очередь – это «вязовские пряники».

Их производством занимается семья Вязовых, возродившая уникальную старинную рецептуру приготовления традиционного лакомства. В натуральности ингредиентов можно не сомневаться, а еще пряники долго остаются свежими и не черствеют.

Еще один вкусный подарок из Кунгура – это лимонад, который производят на заводе «Пикон». Напиток изготавливается по старым советским рецептам и напоминает многим «вкус детства». Кроме лимонада завод выпускает сладости, которые с удовольствием покупают и местные жители, и туристы.

Популярные сувениры с различной символикой, которые можно сохранить на «долгую память» – это изделия из камня, керамики, лозы. В магазине «Кунгурские народные промыслы» можно самим поучаствовать в создании оригинального сувенира на память.

Первые из присягнувших

Джунгарами (или зюнгарами) ойрады стали только в начале XIII века, когда связали свою судьбу с всесильным вождём монголов Чингисханом. Не дожидаясь, пока хан обратит войско против них, вождь ойрадов Худуха-беки в 1207 году явился к хану, изъявляя знаки покорности. Хан высоко оценил поступок Худухи-беки, выдал за сына вождя свою дочь Чечекен, за второго сына — дочь Джучи Холуйкан, а дочь Худухи-беки Огул-Тутмыш стала женой Менгу-хана. Словом, ойрады породнились с правящим домом. Эта практика продолжалась и в дальнейшем. Это принесло им почести и хорошие должности, в империи хана они считались очень уважаемыми людьми. Все мужчины союза четырёх племён дружно влились в армию хана. Вот тут-то ойрады постепенно и превратились в джунгаров. По тогдашней военной традиции ханское войско делилось на центр, правое крыло и левое крыло, иначе полки правой руки и левой руки — барунгар и зунгар. Ойрады входили в состав правого крыла, то есть барунгар, которое, в свою очередь, тоже делилось на три части — здесь ойрады занимали левый фланг (зунгар). А поскольку вся жизнь в тогдашней Монгольской империи была связана с войной, то для избавления от путаницы их стали называть по месту в войске — зунгары (джунгары).

Мы дружим с разными народностями и ценим культуру каждого

Я состою в исторической общине «оттуз оғул», в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней» или «тридцать джигитов», и являюсь ее лидером — «жигит-беши». В союз вступают мужчины одной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза.

«Мяшряп» — старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе — это вечер отдыха. Здесь не только отдыхают и веселятся. Это круг друзей, готовых прийти на помощь и в радости, и в беде. Иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

Уйгурская кухня богата и разнообразна. Чаще всего в семье готовят мясные блюда — лагман, ган фан, самса, сяй. Любим чай с молоком и добавлением соли — аткян чай. Такой чай пьют с добавлением сливочного масла и с лепешками.

Многие уйгурские музыкальные инструменты переплетаются с инструментами других народов, например, сюнай. Мой дедушка играл на них, и я тоже хочу научиться. На свадьбах и других мероприятиях мы любим танцевать под национальную музыку.

На праздники мы надеваем национальные головные уборы и пояс из длинного куска ткани с узором — бәлваг. В зависимости от мероприятия выбирается цвет пояса.

О планах

В планах вырастить детей, обеспечить достойную старость родителям, способствовать тому, чтобы наша семья была сплоченной.

В этом году я подтянул киргизский и уйгурский языки, в планах изучение других.

Хочу, чтобы подрастающее поколение имело возможность изучать родной язык. У нас есть проекты, которые мы планируем реализовать в ближайшее время. Хочу иметь отношение к развитию и сохранению уйгурской культуры в Кыргызстане.

Уйгуры — древний народ

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру. Самый большой набор музыкальных инструментов принадлежит именно уйгурам. Народ также знаменит традиционной кухней, которая включает более 1000 блюд.

Все традиции соблюдаются на протяжении многих веков. Уйгуры в разных городах не отличаются друг от друга — мы сразу узнаем друг друга и общаемся.

Например, есть историческая традиция «мяшряп» — вечер отдыха. Она начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирает мужчин одного возраста, которые живут рядом и имеют общие интересы. Традиция важна, потому что люди пожилого возраста прививают традиции и обычаи младшему поколению. Избранный лидер — жигит-беши — помогает в любых жизненных ситуациях.

Я на протяжении 10 лет хожу в национальной тюбетейке и в России, и в Казахстане. Это часть национального костюма.

О планах

Полгода я живу в Казахстане, полгода в России. Мы ездим по поселкам Казахстана, общаемся со старейшинами. Они рассказывают нам о жизни, мы снимаем видеоматериалы. Также в этом году я посетил Кыргызстан. Планируем продолжать работу в этом направлении и написать книгу. 

Эпоха образования Джунгарского ханства

Государство ойратов в том виде, в котором оно существовало на протяжении столетия, образовалось не сразу. В конце четырнадцатого века четыре крупных ойратских племени после серьезного вооруженного конфликта с монгольской династией договорились о создании собственного ханства. Оно вошло в историю под названием Дербен-Ойрат и выступило прообразом сильного и мощного государства, которого и добивались кочевые племена.

Если рассказывать кратко, Джунгарское ханство образовалось приблизительно в семнадцатом веке. Однако ученые расходятся во мнении о конкретной дате этого знаменательного события. Одни считают, что государство родилось в тридцать четвертом году семнадцатого столетия, а другие утверждают, что это произошло практически на сорок лет позже. При этом историки называют даже разных личностей, которые возглавили объединение племен и положили начало ханству.

История

Древний мир

В конце I века Бань Чао завоевал территорию современного Синьцзяна и присоединил его к китайской империи Хань. В империи были созданы административные структуры для управления регионом, которые продолжали функционировать и при государствах-правопреемниках после гибели империи Хань.

Средние века

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик, IX—XIII вв.

Возможно тохарский или согдийский монах (слева) с буддийским монахом (справа). Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклика, датируемая IX или X веком (Уйгурское Турфанское идыкутство).

В VI веке возник Тюркский каганат, который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона — Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан, и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат, центр которого находился на территории современной Монголии. К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых были манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам.

Вошедшее в состав Монгольской империи Уйгурское государство идыкутов, в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Новое время

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в  г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

XIX—XXI века

Эмблема Восточного Туркестана.

Неофициальный флаг Восточного Туркестана.

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825—1828, 1857, Йеттишар 1862—1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931—1937, с 1943—1949 гг. до нашего времени).

На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Исламская республика (1933—1934);
  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944—1949).

В данное время на территории Восточного Туркестана образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР.

Герб и гимн

Город несколько раз за свою историю менял герб. Единственный символ, который оставался на нем неизменным – рог изобилия с хлебными колосьями. Последний вариант герба был утвержден в 1994 году.

Так что же означает герб Кунгура? Изображение очень лаконично, оно подчеркивает, что местные жители активно занимаются сельским хозяйством.

На голубом фоне, символизирующем плодородную землю, нарисован полный рог изобилия, из которого высыпаются хлебные колосья.

Кунгур – город, который может похвастаться и собственным гимном. В 1980-х годах жители города С. Шамурин и П. Фадеев написали песню под названием «Кунгур». Позже композиция получила новую аранжировку и стала неофициальным гимном города.

Официальный гимн есть у Пермского края, в состав которого входит Кунгурский район. Текст и музыку к нему написал Сергей Иванов. Статус гимна утвердило Законодательное собрание в 2017 г.

Расселение в современном мире и численность

Общая численность сейчас приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен.

Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

Россия

Эмырен Заитов, 66 лет, родной город — Санкт-Петербург, агроном, радиоинженер

О переезде

В 1881 — 1884 годах мои предки переехали в Казахстан. Я родился в городе Жаркент Талдыкурганской области, а в 1978 году впервые приехал в Ленинград. Я влюбился в этот город, поэтому спустя четыре года окончательно сюда переехал. Не жалею о своем выборе.

О жизни в России

Я состою в Национально-культурном объединении уйгуров России — представитель города Санкт-Петербург. Ассоциация была создана в 1995 году, в нее входят множество городов. Мы поддерживаем общение с уйгурами из других стран — Австралии, Канады, Турции, Америки и Европы.

В 2016 году уйгуры России собирались в Москве и приняли решение о создании автономных сообществ в регионах.

Я занимаюсь изучением и сбором материалов об истории уйгуров. У меня есть пять сайтов: один из них — Излиримиз — в переводе «наши следы». Там я публикую материалы, связанные с уйгурами, почетными гражданами разных республик.

О культуре

Уйгуры — древний народ.
Мы трепетно относимся к традициям, быту, воспитываем детей, придерживаясь обычаев, отдаем их в уйгурские школы, сохраняем язык. Есть сайты, где можно обучиться уйгурскому языку и письму.

Казахстан

Ильшат Иминов, 28 лет, родной город — Алматы, слесарь механического склада, @iminovilshat

О переезде

Моя семья со стороны отца переехала в Казахстан в 1962 году из КНР во время массовой иммиграции уйгуров. Казахский народ с теплотой принял их.

О жизни в Казахстане

Я родился в Алматы, учусь в Казахском университете путей сообщения, работаю, занимаюсь общественной деятельностью.

Я член республиканского этнокультурного центра уйгуров Казахстана, заместитель председателя регионального общественного объединения «Союз уйгурской молодежи Казахстана».

О культуре

Уйгурский культурный центр занимается развитием и поддержкой культуры, языка, образования, спорта среди уйгурского населения, а также благотворительными акциями.

Мы занимаемся поддержкой и пропагандой уйгурских школ в Алматы и Алматинской области. В 63 школах области обучается более 10 000 уйгуров, а в Алматы есть три специализированные школы.

Современные обряды и обычаи уйгуров своеобразны и интересны. Они во многом сохраняют традиционные элементы.

Наиболее ярко проявляются обычаи в уйгурской свадьбе. У уйгуров нет платы за невесту — калыма, но жених несет все расходы по проведению свадебных торжеств. Свадьба сопровождается танцами и народными песнями. Прежде чем ввести невесту в дом жениха, ее трижды обводят вокруг горящего костра.

Уйгуры поддерживают все обряды, связанные с воспитанием детей: рождение, наречение, торжественное укладывание ребенка в колыбель — «бошук-той», сороковины — «кирик суы», ритуальное обрезание — «сундет той».

Мои родители тесно общаются с другими уйгурами, раз в неделю собираются вместе, поддерживают друг друга.

У казахов и уйгуров много общего. Например, происхождение. У обоих народов принято, чтобы девушки были скромными, а молодежь уважала старших. 

Название

Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:

  • по версии тюркского филолога Махмуда Кашгари, Александр Македонский называл противостоящих ему в Центральной Азии всадников «худхуранд», что переводится как «подобные соколу, от которых ни один зверь не может ускользнуть». Со временем это слово сократилось до «худхур», которое позже превратилось в «уйгур»;
  • историк Абулгази в своей летописи «Родословное древо тюрков» вывел этот этноним из тюркских корней и писал, что словом «уйгур» племена назвал легендарный герой и прародитель огузских племен Огуз-хан. В переводе с тюркского он означает «сторонник, присоединившийся, идущий вслед».

Жилище

Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.

Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.

Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.

Формирование общности

Казаки, пришедшие в Восточную Сибирь, столкнулись с довольно многочисленными аборигенами. Европейская Россия географически находилась дальше, а приток населения с запада в осваиваемые районы был не такой интенсивный, как в Западную Сибирь. Проблему нехватки женщин казакам приходилось решать путём браков с туземками.

«Везде в Иркутской губернии и особенно в Забайкальской области, постоянно совершается естественно-исторический процесс местного этнографического видоизменения русской народности, вследствие постоянного сожительно-бытового смешения русского населения с бурятским племенем», – отмечал в 1891 году исследователь Сибири Николай Ядринцев.

Одной из контактных групп стали казаки, которые поселились в XVII веке на реке Онон и стали брать в жёны обуряченных тунгусок. Доктор филологических наук Раиса Жамсаранова связывает появление сообщества гуранов с «исчезнувшими» православными тунгусами князя Гантимура».

Другая ветвь гуранов – это кударинские казаки, которые вели свой род от русских и карымов (так называли обрусевший род бурятов-цонголов, пришедший из Монголии). Наконец, к гуранам, по некоторым свидетельствам, относили себя и албазинцы – потомки казаков на Амуре, сильно смешавшиеся с китайцами.

Два народа – в одном

Знакомясь с историей манси, сразу замечаешь, насколько сложным был процесс формирования этого народа. Изначально манси жили не на своей современной родине, а на западных склонах Уральских гор. Как предполагают историки, манси стали результатом объединения двух культур, что сложились в том регионе. Одну из них несли уральские племена, зародившиеся её в неолите, а другая принадлежала угорским народам.

Я хочу отметить, что последние двигались к юго-западному направлению, покоряя новые территории. Из-за этого родственными народами стали не только племена Урала, но и венгры, что живут на значительном расстоянии от исторической родины.

Вероятно, и манси не смогли бы сформироваться как народ, если бы не великое кочевье, что создали угорские племена. Согласно сведениям археологов, к X веку нашей эры манси развивали свою культуру, обживая Уральские горы, однако эта идиллия продлилась недолго. В XI веке на Урал приходят другие народы, которым манси заметно уступали в силе.

Главными противниками местных жителей стали коми, а вслед за ними появились и русские, что понемногу оттесняли мансийцев. Многим племенам приходилось отступать к восточным и северным землям, что, конечно, были далеко не так богаты и пригодны для жизни, как горные склоны. Так и вышло, что манси оказались в Зауралье, однако их не слишком смущали природные сложности и жёсткий климат. Главное – они были хозяевами на этих территориях.

Кто такие уйгуры и откуда они произошли?

Уйгуры – древнейший народ, история которого корнями уходит в далекое прошлое.

Предками уйгуров были жители Восточного Туркестана, а первое упоминание об уйгурах, найденное в летописях, относится к 1 веку нашей эры.

По результатам многочисленных исследований, расовая принадлежность данного народа неоднозначная, и представляет собой смесь европейской и монголоидной рас приблизительно в равных пропорциях.

Уже к 5 веку уйгурский народ создал довольно богатое культурное наследие и собственную письменность. Основными занятиями уйгуров на заре их зарождения были: земледелие, кочевое скотоводство, рыболовство, охота, а также бытовые ремёсла, но при этом, как и в любом другом народе, находились талантливые люди, которые сделали вклад в историю и культурное процветание.

Выглядели древние уйгуры как представители монголоидной расы, но сегодня их овал лица и цвет кожи больше приближён к европейскому, при этом сохранился тёмный цвет волос и глаз. Данные изменения свидетельствуют о кровосмешении уйгурского народа с другими национальностями.

Кстати, становление монгольской культуры во многом обязано уйгурам – более развитому соседу. Некоторые историки даже считают, что основные достижения монголов в письменности, архитектуре, литературе, их традиции и религиозные взгляды, полностью были позаимствованы у уйгурского народа.

До 18 века уйгуры занимали собственную процветающую территорию, пока их государство не было захвачено правителями Китая. После захвата, вплоть до середины XX века, данный народ подвергался угнетениям и всевозможным лишениям, и только в 1955 году Китай предоставил уйгурам территорию, ныне называемую Синьцзян-Уйгурским автономным районом, и всячески постарался помочь новым членам общества ассимилироваться в своём государстве.

Остальные расположились в близлежащих государствах: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Россия, Туркмения. Уйгурский язык, который относится к тюркской языковой группе, по-прежнему существует, однако он значительно изменился в ходе непростой истории данного народа и приобрёл пару десятков диалектов и наречий, поэтому в основном современные представители уйгуров говорят на языке страны, в которой проживают.

Изготавливать данное оружие разрешено лишь семьям оружейников, которые занимаются этим многие века, и каждое поколение обучает своих наследников семейному ремеслу. А ещё одна интересная традиция гласит, что младший или единственный сын непременно должен остаться в доме родителей, в то время как старший после женитьбы обязан покинуть отчий дом. Заключать браки уйгуры могут только со своими единоверцами.

За столь длительную историю уйгурским народом были созданы около десяти государств, множество архитектурных памятников, литературных произведений, художеств, миниатюрной живописи и другие достижения, история которых дожила до наших дней и вызывает неподдельное восхищение каждого, кто ею интересуется.

В некоторых источниках рассказывается, что древние уйгуры создали более 60 музыкальных инструментов, которых ранее не видел мир, а их фольклор, поэзия и проза были очень популярны во все времена.

Однако, противостояние между правительством Китая и уйгурами по-прежнему имеет место. Случаи притеснения данного древнего народа то и дело просачиваются в прессу и имеют довольно резонансное мнение со стороны других членов общества. А завершить этот рассказ хочется цитатой одного известного пацифиста из мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!».

История Кунгура

Город по праву может праздновать два дня рождения, т.к. имеет две официальные даты своего основания. В 1648 году появился острог на пустующих землях, где сливались воедино реки Кунгур и Ирень.

Русские поселенцы купили эти территории у иренских татар и стали обустраиваться на новом месте. Но вскоре произошло башкирское восстание и поселок был полностью разрушен.

В 1663 году произошла повторная попытка основать город. На этот раз место, где находится город Кунгур, выбрали между реками Сылва и Ирень. Эта попытка оказалась более удачной.

Теперь, чтобы защититься от вражеских нападений, на холме выросла настоящая крепость. Она не раз помогала местным жителям отбиваться от противника во время крестьянского бунта (1703) и восстания войска Пугачева (1774).

Удачный выбор места, где соединяются сразу три реки: Сылва, Шаква, Ирень, а также близость Сибирского тракта, способствовали развитию торговли. Плодородные земли вокруг создавали условия для занятий сельским хозяйством, а окружающие леса поддерживали интерес к лесному хозяйству и охоте.

И все-таки Кунгур стал известен, прежде всего, как купеческий город. Здесь процветала торговля продукцией местных крестьян и ремесленников. Это были товары из кожи, хлеб. Высоко ценились изделия камнерезного промысла. Но ничто так не прославило город, как торговля чаем.

Именно этот напиток сделал Кунгур «чайной столицей» России. Самые зажиточные торговцы занимались продажей чая в другие регионы, именно здесь чайные листья стали впервые фасовать в маленькие мешочки и коробки. Это сделало напиток доступным для всех слоев населения, а не только для богачей. Отсюда началась культура чаепития в России.

С приходом Советов Кунгур несколько потерял статус главного торгового центра пермской области. Особняки и фабрики перешли в руки государства. Церкви были перепрофилированы и отданы в распоряжение госорганизаций, а некоторые просто уничтожены.

Из промышленных предприятий в городе функционировал кожевенный завод. Во время ВОВ здесь выпускали продукцию для нужд фронта. Местные жители также работали на заводах, которые были эвакуированы в Кунгур из других городов.

И все-таки после войны город продолжал развиваться. При этом жители очень бережно относились к старине и старались сохранить тот дух древности, который еще в нем оставался.

Теперь ставка делается на развитие туризма. В Кунгуре есть все для того, чтобы сюда приезжали туристы не только из разных уголков России, но и из-за рубежа. В городе делается все для того, чтобы там было на что посмотреть.

Численность население города Кунгура составляет ок. 65 тысяч человек. Из них более 90% – русские, остальные – татары, башкиры и другие национальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector