Троянская война
Содержание:
- Открытие Трои, или Вслед за мечтой
- Гомеровский эпос: легенды о войне
- Раскопки Трои
- Возвращение Ахилла
- Троил и Крессида: история куртуазной любви
- Где находится Троя (Илион) Троя на карте Турции
- Культура и язык
- Где же находилась Троя
- Троянская война
- Примечания
- Комиксы и графические романы
- Похвалы
- Гибель Ахилла
- Гнев Ахилла
- Взятие Трои греками
- Предпосылки к войне
- Замечания
- Гнев Ахилла
- Сражение Менелая и Париса
- Последствия разрушения Илиона
Открытие Трои, или Вслед за мечтой
Руины легендарной Трои на холме Гиссарлык, слой Троя VII
Легендарную Трою на месте холма Гиссарлык открыл мечтатель-археолог XIX в. Генрих Шлиман при раскопках 1871–1873 гг. Бывший торговец был одержим мечтой — найти место, где происходили события «Илиады», и доказать их реальность. Для этого, еще до открытия Трои, он провел раскопки в других местах, упомянутых в тексте: на острове Итака и в Микенах, и нашел так называемую могилу Агамемнона — якобы одного из главных персонажей поэмы, предводителя ахейцев.
О том, что в Микенах похоронен этот герой Троянской войны, знали еще до Шлимана. Он просто поставил себе целью покончить раз и навсегда со спорами о месте погребения легендарного царя. Ранее предпринимались попытки отыскать Трою недалеко от пролива Дарданеллы, соединяющего Эгейское и Мраморное моря. Так, связь холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил еще в 1822 г. англичанин Чарлз Макларен. Сторонником его теории был Фрэнк Калверт, который и начал первым раскопки на Гиссарлыке — за несколько лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма, где работал Калверт, оказался в стороне от легендарной Трои. Генрих Шлиман, который был хорошо знаком с Калвертом, начал исследование второй половины Гиссарлыкского холма. Ему повезло, казалось, он нашел, что искал.
Реконструкция легендарной и неприступной цитадели Трои, музей Трои
Когда Шлиман поспешил сообщить общественности о своих находках, ученые, знавшие его как авантюриста, восприняли данное сообщение в штыки. Однако появились новые доказательства. В 1873 г. Шлиману удалось обнаружить на месте древнего города много медных и золотых украшений, которые он поспешил назвать «кладом Приама» (по имени троянского царя). Этот клад, кстати, сегодня экспонируется в Пушкинском музее в Москве. Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки — примерно на 10 веков старше описанных Гомером событий. Это, конечно же, не умаляло исторической ценности украшений, но возникал очередной вопрос: где же здесь правда? Ясно пока было только одно: Троя — огромный археологический памятник, а вероятно, и свидетель событий древней поэмы.
Главные события Троянской войны
Нельзя, наверное, в двух словах передать весь сюжет Троянской войны, описанный в «Илиаде» — колоссальном литературном памятнике древности, состоящем из 24 книг, или глав (по числу букв в греческом алфавите). Основной сюжет эпоса — осада Трои союзом ахейских племен (спартанцев, ахейцев, данайцев, микенцев и иных) из-за похищения троянским царевичем Парисом микенской красавицы Елены.
Осада длилась 10 лет, обе стороны потеряли лучших бойцов, но казалось, что троянцев ничто не сможет одолеть. Развязку ускорила смекалка. Ахейцы притворились сдавшимися и уплывающими прочь, но оставили на берегу в подарок троянцам гигантского коня, в котором укрылись 50 лучших бойцов. Троянцы затянули подарок в город и устроили праздник. Ночью ахейцы вылезли из статуи коня и захватили город. Разорением Трои и заканчиваются события «Илиады». Другая поэма, «Одиссея», описывает приключения нескольких героев «Илиады» (главный из которых Улисс) после Троянской войны.
Гомеровский эпос: легенды о войне
Эллины рассказывали легенды о войне под Троей, а около VIII века до н. э. были сложены поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В тот же период, между VIII и VI веками до н. э., появились другие поэмы о Трое: «Малая Илиада», «Эфиопида», «Разрушение Илиона», о возвращениях героев. Они сформировали канон историй о войне с Троей — похищение Елены, подготовка похода, 10-летняя война, захват города.
В Классическую эпоху сюжеты Троянского цикла стали источником вдохновения для трагиков. Например, для трилогии об Оресте Эсхила. С VI века до н. э. в Греции появляются первые исторические сочинения. Их авторы записывают и сюжеты мифов.
В Эллинистическую эпоху появляется жанр мифографии, когда писатели записывают мифологические сюжеты в прозе и иногда с разными вариантами. Традиция сохранилась и в римскую эпоху. В I-II веках н. э. был создан труд «Библиотека» (часто называют «Мифологическая библиотека»), ошибочно приписанный автору Эллинистической эпохи Аполлодору. В одной из книг изложена история Троянской войны от похищения Елены до судьбы сына Одиссея Телегона.
«Библиотека» Псевдо-Аполлодора — самое полное античное собрание историй о Троянской войне. За легендами о странствиях героев исследователи находят реальные факты о греческой колонизации на рубеже Микенской эпохи и Темных веков.
Раскопки Трои
Долгое время европейские ученые спорили, где находилась Троя. В начале XIX века английский историк Макларен предположил, что древний город находится под холмом Гиссарлык.
Уже в конце XIX века немецкий археолог Шлиман начал активные раскопки в этом месте. Именно он и стал тем человеком, который открыл древний город Трою для современников.
Сегодня археологические находки Шлимана хранятся в Пушкинском музее, Эрмитаже и других музеях мира. На месте холма Гиссарлык продолжаются раскопки, уже обнажены руины девяти древних крепостей из разных эпох.
Слои древнего города Трои
По результатам археологических раскопок было обнаружено несколько древних городов, каждый из которых был назван Троей. Всего археологи насчитывают девять слоёв древней Трои, не считая поселения времен неолита.
1. Троя I (3 тысячелетие до н.э.)
Это было небольшое поселение в виде крепости с простыми глиняными крепостными стенами и домами. Скорее всего, оно погибло в результате пожара. Обнаружены керамические изделия, схожие с найденными в Болгарии.
2. Троя II (2,5 тысячелетие до н.э.)
Это богатое поселение было обнаружено самим Шлиманом. В числе прочего, немецкий археолог нашел знаменитый клад Приама с множеством оружия, драгоценных украшений, золотой посуды и пр.
3. Троя III-IV-V-VI (2,3 – 1,3 тысячелетие до н.э.)
Эти слои рассказывают об упадке Трои, постигшем её землетрясении, а позже постепенном восстановлении и разрастании древнего города, превращении его в столицу сильного государства.
4. Троя VII (1,3 – 0,9 тысячелетие до н.э.)
Именно в эти времена произошла знаменитая Троянская война, которая и прославила этот древний город в веках. Об этой войне Гомер рассказал в своих «Илиаде» и «Одиссее». В итоге павшую Трою захватили фригийцы.
5. Троя VIII-IX (900 – 350 г.г. до н.э.)
В это время история Трои и Древней Греции тесно связана. В городе проживают греки, его посещает известный греческий царь Ксеркс, Троя он становится достаточно крупным центром эллинской культуры.
6. Троя X (300 г.г. до н.э. – 500 г.г. н.э.)
Позже Троей овладели персы, а потом город перешел под власть Александра Македонского. В период Римской Империи Троя потихоньку начала возрождаться, была освобождена от податей и значительно расширена.
Однако в V веке н.э. Трою захватили и окончательно разрушили пришедшие в Малую Азию турки. В VI веке навсегда исчезли последние поселения людей, живших на месте некогда легендарной Трои.
Возвращение Ахилла
Во время битвы знаменитый троянский герой Гектор убивает Патрокла, друга Ахилла. Эта потеря, ставшая личным горем для грека, даёт ему силы примириться с Агамемноном. Теперь он возвращается в войско, становясь грозой всех троянцев. Одно только появление Ахилла приводило в ужас прославленных троянских воинов.
В поединке с греками гибнут многие знаменитые троянцы. Однако Ахилл стремится отомстить своему главному противнику – Гектору. Он вызывает того на бой, и троянский воин, покинув стены Трои, оказывается один-на-один с “жутким” Ахиллесом.
Осознавая силу и превосходство своего противника, Гектор помчался прочь, однако Ахилл не отступал. Он одерживает победу над троянцем. По случаю погребения тел Патрокла и Гектора было установлено недолгое перемирие, во время которого воины каждой из сторон простились со своими соратниками.
Николай Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла», 1855 годМестонахождение: Национальный Художественный музей, Минск, Беларусь
Троил и Крессида: история куртуазной любви
В Античности знали имя царевича Троила, хоть он не был так же популярен как Гектор, Парис или Эней. Писали, что он пал от руки Ахиллеса в начале войны. В книге, приписанной Дарету Фригийскому, он изображен могучим воином, который после гибели Гектора встал во главе троянского войска, но в итоге все равно погиб в поединке с Ахиллесом.
Дарет упоминает в каталоге портретов Брисеиду, но в тексте она не появляется. Возможно, он не включил в финальный вариант рассказ о ней и забыл вычеркнуть ее имя из списка персонажей. Если бы он это сделал, мировая литература, возможно, потеряла бы несколько произведений.
О любви между царевичем и дочерью прорицателя первым написал Бенуа де Сент-Мор. Кстати, имя героини у разных авторов меняется — Брисеида, Хрисеида и, наконец, Крессида.
Царевич Троил во время празднества увидел вдову Крессиду и сразу влюбился в нее. Отец Крессиды прорицатель Калхас незадолго до этого перебежал к грекам. Молодая вдова не без колебаний приняла ухаживания царевича, которому помог ее дядя (у Боккаччо — кузен) Пандар. Калхас потребовал, чтобы ему отдали дочь, и Крессида оказалась в греческом лагере. Там она ответила на ухаживания героя Диомеда. Узнав об этом, Троил впал в отчаяние и нашел гибель в бою от руки Ахиллеса.
В XIV веке на основе романа Бенуа Джованни Боккаччо написал поэму «Филострато», которая содержала историю любви Троила и Крисеиды. В том же столетии на основе поэмы Боккаччо свою собственную поэму «Троил и Хрисеида» написал Джеффри Чосер. В начале XVII века Уильям Шекспир написал пьесу «Троил и Крессида».
Каждый из авторов — великий писатель, имеющий право на свое видение. Для Чосера история Троила и Крессиды — в первую очередь рассказ о любви
Война идет где-то на заднем плане, а основное внимание уделено переживаниям влюбленных. Шекспир использует популярный сюжет для рассуждений о любви, чести и благородстве.
Где находится Троя (Илион) Троя на карте Турции
Сказания о Троянской войне были широко известны в Греции с глубокой древности. Певцы-аэды повсюду распевали песни об этом событии. Примерно в VIII в. до н. э. было сложено несколько поэм.
До нас дошли две из них — «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается слепой поэт Гомер. «Илиада» рассказывает о событиях, произошедших на девятом году войны, а «Одиссея» — история долгого, десятилетнего возвращения домой итакийского царя, который вспоминает о некоторых эпизодах осады и гибели Трои, в том числе и о Троянском коне.
Во времена античности «Илиаду» и «Одиссею» знали все. Их списки были в доме у всех грамотных людей, многие богачи даже держали рабов, которые читали эти поэмы наизусть. Римская литература началась с перевода «Илиады» на латынь. И все в античности были убеждены, что это повествование о действительных событиях, в которых смешались деяния богов и героев.
«Троя» и «Илион» два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт).
Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями.
Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.
По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг.
Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив, а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту.
В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.
Культура и язык
На Гиссарлыке археологи не смогли найти письменные культурные памятники, датированные раньше бронзового века. Но в источниках хеттских племен указано, что троянцы использовали таблички для записей не из глины, а из дерева. Этот материал нельзя считать долговечным — он портится от влаги, легко сгорает и перегнивает.
Н. Казанский в 1980-х нашел обломки старинных сосудов, покрытых странными знаками. Символы были похожими на критское письмо, но сам археолог назвал его троянским. А некоторые специалисты с ним не согласились, они считают эти надписи только подражанием настоящим языкам.
И только в 1995 году в слоях VII поселения обнаружили печать с изображением лувийских иероглифов.
Где же находилась Троя
В течении многих веков сказания о греческих героях Ахилле и Аяксе, о троянском царе Приаме и Елене Прекрасной из Спарты, чье бегство со своим возлюбленным Парисом разожгло пожар войны, считались всего лишь легендами, приукрашенными Гомером и Вергилием, а в реальность существования Трои почти никто не верил.
Но всегда были люди, которые допускали, что гомеровская Троя – вполне реальный когда-то существовавший город. Первые серьезные попытки обнаружить древнюю Трою были предприняты в XIX веке. В 1871 г. немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман начал раскопки холма Гиссарлык на упомянутой в «Илиаде» равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман проник вглубь холма на 15 метров, пробившись сквозь семь культурных слоев, относящихся к разным эпохам и уводящих к бронзовому веку. 13 мая 1873 г. он обнаружил сокровища, явно относившиеся к высокоразвитой цивилизации, погибшей в огне пожаров.
То, что гомеровская Троя находилась на месте холма Гиссарлык ныне широко признано. Шлиман назвал найденные им сокровища по имени троянского царя «кладом Приама». Однако город Шлимана, как позже выяснили археологи, был небольшой цитаделью бронзового века, а возраст найденных Шлиманом сокровищ — примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий.
К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м²) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Этот город был разрушен пожаром примерно в 1250 г. до н. э., что приблизительно соответствует времени Троянской войны.
Троянская война
Город Троя или государство Троя, прежде всего, известно человечеству Троянской войной, подробно описанной Гомером в эпических «Илиаде» и «Одиссее», а также во многих догомеровских эпосах.
Ученые изучают эти эпосы, и как исторические трактаты, и как художественные произведения. Они давно отметили, что многие описанные в них события существовали в исторической реальности.
Гомер и более поздние авторы «Илиады» и «Одиссеи» при описании событий Троянской войны ввели в произведения действительно существовавших и вымышленных героев. А случилось война, по мнению историков, на рубеже XIII-XII вв. до н. э.
1. Повод для войны
Согласно эпосу, поводом для объявления войны послужило похищение Елены царевичем Трои Парисом. В результате этого происшествия цари Древней Спарты и Микен стали уговаривать других греческих царей идти войной на Трою.
По преданию под предводительством микенского царя Агамемнона на войну собралось 100 000 воинов, которые более чем на 1 000 кораблей добрались до Малой Азии и расположились в Троянской долине.
2. Начало войны
Царевич Парис не согласился отдать Елену и помириться. А войска Агамемнона не смогли сходу взять столь укрепленный город. Поэтому они остановились под Троей и для пропитания опустошали окрестные поселения.
Так продолжалось девять лет, ровно столько, сколько по предсказанию должна была длиться Троянская война. Войска Агамемнона от безделья начали ссориться между собой. Наконец, назначили время битвы троянцев с войском греческого царя.
3. Троянская битва
Битва началась с поединка между Парисом и Менелаем за честь похищенной Елены и ее сокровища. В итоге Парис потерпел поражение, и Менелай едва не убил его, после чего, наконец, началось первое сражение Троянской войны.
Троянцы начали выигрывать битву, и Агамемнон решил бежать с поля боя. Однако его войска снова потеснили войска Париса и подошли к стенам Трои. Троянцы не сдавались и ворвались в военный лагерь греков. Никто из участников битвы не уступал.
4. Троянский конь
На помощь Парису пришло войско эфиопов во главе с царем Мемноном, но в итоге эфиопский царь погиб от оружия противника. Ахилл и Одиссей поняли, что Трою можно взять не силой и храбростью, а только хитростью.
Для этого Элей построил огромного деревянного Троянского коня, внутрь которого спрятались Одиссей и самые храбрые воины Агамемнона. Остальное его войско сделало вид, что покинуло поле битвы и ушло на кораблях.
Троянцы вышли из города и осмотрели Троянского коня. По совету предателя они ввели его в Трою на акрополь и посвятили его Афине. Ночью из коня вышли Одиссей с воинами, они открыли ворота и вместе с вернувшимся войском овладели городом.
Примечания
- , с. .
- Ирина Портнягина. Троянская война | Античность // Энциклопедия для детей. Всемирная история / Глав. ред. Аксёнова М. Д.. — 4-е изд.. — М.: Аванта+, 2001. — Т. 1. — С. 116—118. — 688 с. — ISBN 5-8483-0003-8. — ISBN 5-8483-0001-1.
- Niese, «Die Entwicklung der Homerischen Poesie», 1882, Б.; Beloch, «Griechische Geschichte», I т., Б., 1893; русский перев. I т., М., 1897
- EdwART. Илиада // Античный мир. Словарь-справочник. — 2011.
- .
- «Vera Historia Romana», 1655, Рим
- Banier, «La Mythologie et les fahles expliquées par l’histoire», также произведения St.-Croix и др.
- «Deutsche Altertumskunde», т. I, стр. 8 − 73
- «Die Wanderung der äolischen Colonien nach Asien, als Veranlassung und Grundlage der Geschichte des troianischen Krieges» в «Allgem. Schulzeitung», 1831
- Emily Wilson. (англ.). Slate Magazine (12 December 2006). Дата обращения: 5 марта 2019.
Комиксы и графические романы
- Третий аргумент (1995), сербский графический роман, основанный на произведениях Милорада Павича , сценарий Зорана Стефановича и искусство Зорана Туцича , опубликованный в США журналом Heavy Metal Magazine (1998-2000)
-
Age of Bronze — продолжающаяся серия писателя и художника Эрика Шэновера , опубликованная Image Comics .
- Эпоха бронзы, том 1: Тысяча кораблей (2001), в выпусках № 1 — 9. ISBN 978-1-58240-200-0 .
- Age of Bronze volume 2: Sacrifice (2005), выпуск № 10-19. ISBN 978-1-58240-399-1 .
- Эпоха бронзы, том 3: Предательство, часть первая (2007). ISBN 978-1-58240-755-5 .
-
Marvel Illustrated
- Илиада (2008) (твердый переплет), ISBN 978-0-7851-2383-5 , сбор выпусков № 1-8, адаптированный Роем Томасом и Мигелем Анхелем Сепульведа из эпической поэмы.
- Одиссея (2009) (твердый переплет), ISBN 978-0-7851-1908-1 , сбор выпусков № 1-8, адаптированный Роем Томасом и Грегом Токкини из эпической поэмы.
- Троянская война (2009) (твердый переплет), ISBN 978-0-7851-3862-4 , сбор выпусков № 1–5, адаптированный Роем Томасом и Мигелем Анхелем Сепульведа на основе Epic Cycle и других древних источников.
- Приложение Trojan War (2013) ( приложение App Store (iOS) ), опубликованное Kichigai Editions.
Похвалы
Год | Награда | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2005 г. | Награды Академии | Лучшее достижение в дизайне костюмов — Боб Рингвуд | Назначен |
2008 г. | Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов | Лучший выпуск специального выпуска DVD (Режиссерская версия: Ultimate Collector’s Edition) | Назначен |
2005 г. | Премия ASCAP Film and Television Music Awards | Лучшие фильмы по кассовым сборам — Джеймс Хорнер | Победил |
2005 г. | Награды Японской Академии | Лучший зарубежный фильм | Назначен |
2004 г. | Награды Golden Schmoes | Самое большое разочарование года | Назначен |
2004 г. | Награды Golden Schmoes | Лучший боевик года (Гектор против Ахилла) | Назначен |
2004 г. | Награды Golden Trailer Awards | Лучшая музыка | Назначен |
2004 г. | Награды Golden Trailer Awards | Летний блокбастер 2004 г. (За «Величайшую войну») | Назначен |
2005 г. | Гарри Награды | Фильм, который больше всего способствовал пониманию и признанию истории общественностью | Назначен |
2004 г. | Награды Ирландского кино и телевидения | Лучший актер второго плана в кино / ТВ — Питер О’Тул | Победил |
2005 г. | Премия London Critics Circle Film Awards | Британский актер года второго плана — Брайан Кокс | Назначен |
2005 г. | Звуковые редакторы кинофильмов | Лучший звуковой монтаж в зарубежных фильмах | Назначен |
2005 г. | MTV Movie Awards | Лучшее мужское исполнение — Брэд Питт | Назначен |
2005 г. | MTV Movie Awards | Лучший бой — Брэд Питт , Эрик Бана | Назначен |
2004 г. | Stinkers Bad Movie Awards | Худший актер — Брэд Питт | Назначен |
2004 г. | Stinkers Bad Movie Awards | Самый раздражающий фальшивый акцент (мужской) — Брэд Питт | Назначен |
2004 г. | Награды Teen Choice Awards | Лучший киноактер: боевик — Брэд Питт | Победил |
2004 г. | Награды Teen Choice Awards | Лучший фильм: боевик | Назначен |
2004 г. | Награды Teen Choice Awards | Лучший киноактер: боевик — Орландо Блум | Назначен |
2004 г. | Награды Teen Choice Awards | Лучший фильм: Драка / Действие | Назначен |
2004 г. | Награды Teen Choice Awards | Лучший фильм: новый актер — Гаррет Хедлунд | Назначен |
2005 г. | Награды Общества визуальных эффектов | Выдающиеся вспомогательные визуальные эффекты в кинофильме | Назначен |
2004 г. | World Soundtrack Awards | Лучшая оригинальная песня, написанная для фильма («Помни меня») | Назначен |
2005 г. | Награды World Stunt Awards | Лучший бой | Назначен |
2005 г. | Награды World Stunt Awards | Лучший координатор трюков и / или руководитель 2-го подразделения — Саймон Крейн | Назначен |
Гибель Ахилла
Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».
Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею. Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.
Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов Мемнон, сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.
Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.
Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его. Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.
Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.
Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.
Гнев Ахилла
Греки не только грабили окрестных жителей, но и забирали в плен красивых девушек. Одной из них была Хрисеида, дочь Хриса, жрица Аполлона. Она приглянулась самому Агамемнону, и тот забрал ее себе. Несчастный отец пришел в лагерь ахейцев и умолял вернуть ему дочь за выкуп, но Агамемнон грубо прогнал его. Аполлон отомстил за обиду своего жреца. Он стал метать в греков золотые стрелы, отчего в лагере начался мор.
Прорицатель Калхас рассказал, что умилостивить Аполлона и прекратить мор можно, лишь отдав Хрисеиду отцу. Девушку вернули, и мор прекратился. Но Агамемнон потребовал, что вместо нее ему была отдана другая невольница — Брисеида, находившаяся у Ахилла. Ее забрали у героя и отдали Агамемнону.
Ахиллес, успевший полюбить девушку и возмущенный этим бесчестьем, объявил, что больше не будет участвовать в битве с троянцами. Его мать Фетида стала молить Зевса, чтобы тот покарал Агамемнона. После этого ход войны резко изменился. Троянцы стали брать верх.
Греческие воины были уже утомлены войной, и когда Агамемнон спросил, хотят ли они прекратить осаду, все радостно бросились к кораблям. Один из воинов, Терсит, кричал, что война выгодна лишь вождям, которые обогащаются от военной добычи. Соратников сумел удержать лишь хитроумный Одиссей, который побил Терсита и призвал продолжить войну во имя славы Эллады.
Греческое войско опять двинулась к Трое, откуда вышли ее защитники. Для прекращения войны был предложен было предложено провести поединок между Парисом и Менелаем. Могучий правитель Спарты победил противника, но Афродита спасла своего любимца от смерти и унесла его за стены Трои.
Исход поединка был уже ясен. По договору Менелаю должна была достаться Елена и богатый выкуп. Но вмешалась дела Афина, подговорившая пустить стрелу в победителя. Мир был нарушен, и битва началась вновь. Теперь победа встала склоняться на сторону троянцев, и греков оттеснили к кораблям. Тогда Агамемнон обратился к Ахиллу. Он просил его вернуться, обещал отдать Брисеиду и других пленниц. Но герой отказал послам.
Уговаривать Ахилла пришел его друг Патрокл, но он также отказал тому наотрез. Тогда Патрокл попросил героя хотя бы дать свои доспехи, чтобы вести в бой его войско. Он согласился при условии, что друг лишь оттеснит троянцев. Но тот нарушил уговор и погнался за врагами, после чего был убит Гектором. Греки с трудом отбили труп Патрокла, но доспехи Ахилла остались у троянцев.
Взятие Трои греками
Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в деревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город. Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба, пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.
Предпосылки к войне
Считается, что причиной конфликта стало похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, которая была женой царя Спарты Менелая. Елена была настолько хороша собой, что отец царь Тиндарей никак не мог решиться выдать ее замуж, опасаясь мести отвергнутых женихов. Тогда было принято неслыханное по тем временам решение, разрешить девушке самой выбрать себе суженого. Дабы избежать возможного конфликта, все потенциальные женихи связали себя клятвой не преследовать счастливца, на которого падет выбор царевны, и в последующем всячески помогать ему при необходимости. Елена остановила свой выбор на Менелае, и стала его женой.
Однако еще раньше три самых могущественных богини Олимпа – Гера, Афина и Афродита – поспорили из-за золотого яблока, подкинутого богиней раздора Эридой. На яблоке было всего одно слово – «прекраснейшей», но именно оно стало причиной дальнейших событий. Каждая богиня считала, что яблоко по праву принадлежит ей и не желала уступить соперницам. Боги-мужчины отказались ввязываться в женскую распрю, а вот человеку мудрости не хватило. Богини обратились с просьбой рассудить их к Парису, сыну царя Приама, правившего Троей. Каждая обещала что-то взамен: Гера – власть, Афина – военную славу, а Афродита – любовь любой женщины, которую тот пожелает. Парис выбрал Афродиту, нажив при этом себе и народу Трои двух могущественнейших врагов.
Троянский царевич прибыл в Спарту, где в отсутствие Менелая, уговорил бежать Елену с ним (по другим источникам похитил). Возможно, дело и не дошло до столь масштабного конфликта, если бы беглецы не прихватили с собой сокровища Менелая. Этого оскорбленный муж снести уже не смог и бросил клич все бывшим женихам Елены, связавшим себя когда-то клятвой.
Замечания
- Такие, как у царей Спарты ( Диодор 1: 5).
- FGrHist 70 F 223
- FGrHist 595 F 1
- Хронография FGrHist 241 F 1d
- FGrHist 566 F 125
- FGrHist 239, §24
- Bios Hellados
- Истории 2145.
- FGrHist 242 F 1
- FGrHist 76 F 41
- Обзорная таблица С. в Дитрих Коппенхёфер, Троя VII — попытка синопсиса, включая результаты 1995 г. , в: Studia Troica 7 (1997), стр. 341–346, особенно стр. 346, вкладка Оценки, сделанные для конца Трои VIIa устаревшие (1260 г. до н.э.) лежат между 1185 и 1140 гг. До н.э. До н.э., или — как исключение вниз — в конце уровня SH III C (начало XI в.) Сам Коппенхёфер берет в 1180 г. до н.э. Отсюда следует Сандарс и Гензель.
- Аполлодор Epitome Е.3.2
- Фукидид 1.11.
Гнев Ахилла
Так прошли первые девять лет Троянской войны. На десятый год Ахилл и Агамемнон поссорились. В плен к Агамемнону попала Хрисеида, дочь Хриса – жреца троянского храма Аполлона. Её отец молил вернуть ему дочь за богатый выкуп, но Агамемнон прогнал Хриса с ругательствами. Бог Аполлон разгневался за это унижение своего жреца и, метая в лагерь ахейцев золотые стрелы, вызвал там страшный мор. За девять дней от него умерло множество воинов. Прорицатель Калхас открыл грекам, что причиной эпидемии стал гнев Аполлона и что бога можно умилостивить, вернув Хрисеиду отцу. Но Агамемнон потребовал, чтобы потеря Хрисеиды была возмещена ему другой троянской невольницей, Брисеидой, которая находилась в плену у Ахилла. Хрисеиду вернули Хрису, мор в греческом войске прекратился, но Агамемнон на правах верховного вождя забрал Брисеиду у Ахилла, который уже успел полюбить эту пленницу. В ответ на это бесчестье Ахилл объявил, что больше не станет участвовать в битвах с троянцами. Его мать, богиня Фетида, стала молить Зевса, чтобы Агамемнон подвергся достойной каре. Фетида просила Зевса давать троянцам победы в битвах и тем вынудить ахейцев к смирению пред её сыном. Зевс согласился.
Сражение Менелая и Париса
На следующий день троянцы, узнав о расколе в греческом лагере, вышли на равнину, где им предстояло сражение с греками. Вот только каждая из сторон хотела избежать больших потерь, а потому решили, что исход битвы определит поединок Париса и Менелая. Победителю достанутся и Елена Прекрасная, и слава триумфатора.
Здесь хочу отметить, что Парис, в отличие от Менелая, никогда не демонстрировал блестящих навыков воина. Царевич был достаточно изнеженным и слабым, а потому неудивительно, что едва не погиб в бою со столь могучим противником. Спасением Париса стало появление Афродиты, что унесла его за стены Трои.
Жак Луи Давид «Елена Прекрасная и Парис», 1788 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Поражение потерпел Парис, а потому Менелай требовал вернуть ему супругу, Елену Прекрасную, однако троянский царевич наотрез оказывался выполнять условия этого договора.
Между греками и троянцами установилось хрупкое перемирие, однако оно было нарушено лучником Пандаром, что выпустил стрелу в Менелая. Это и можно считать началом решающей фазы военного конфликта.
Последствия разрушения Илиона
Только несколько человек из царской семьи троянцев остались в живых: Кассандра, Гелен, Андромаха, Навпрестиды, Асканий, Эней, Анхиз. Лаодика исчезла под землей, а Поликсена была принесена в жертву прямо на могиле Ахилла.
Менелай и Агамемнон вечером созвали всех солдат на собрание. Первый хотел немедленно вернуться в реальность — отплыть на родину. А второй настаивал на том, что нужно остаться и попросить прощения у Афины. Богиню разозлило поведение греческих воинов: Аякс совершил святотатство, он изнасиловал Кассандру. Половина солдат прониклась расположением духа Менелая и уплыла в Грецию. Вторая часть осталась в Трое.