Что открыл васко да гама: морской путь путешественника
Содержание:
- Подготовка экспедиции
- Прибытие в Индию
- Второе посещение Индии
- Интересные факты
- Васко да Гама значение открытия. Васко да Гама открытия кратко
- Предыстория
- Ключевые факты биографии
- Васко да Гама индия. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию
- Как все начиналось
- Васко да Гама: интересные и кровавые факты
- Второе посещение Индии
- Происхождение
- Начало экспедиции Васко да Гамы
- Путешествие Васко да Гама
- Первое плавание
Подготовка экспедиции
Путешествие Бартоломео Диаша дала возможность построить четыре корабля, соответствующих требованиям длительного путешествия. Одним из них, флагманским парусником «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама. Три остальных – «Сан-Рафаэл», «Берриу» и транспортное судно шли под руководством брата Васко Паулу, Николау Коэльо и Гансало Нуниша. Проводником путешественников был легендарный Перу Алекер, ходивший еще с самим Диашем. Кроме моряков, в состав экспедиции входили священник, писарь, астроном и несколько толмачей, знающих туземские наречия.
Кроме разнообразной провизии и питьевой воды, судна были оснащены и многочисленным оружием. Алебарды, арбалеты, пики, холодные клинки, пушки были призваны защищать экипаж в случае опасности.
В 1497 году после длительной и тщательной подготовки экспедиция под руководством Васко да Гама покинула родные берега и двинулась навстречу вожделенной Индии.
Прибытие в Индию
Знания португальцев об Индии, скорее всего, ограничивались сочинениями Марко Поло и сообщениями П. де Ковельяна, отправленного Лиссабоном на разведку в дальние страны в 1487 году. Они имели общие понятия о нравах, политическом строе и обычаях региона, но цивилизация Индии в глазах участников экспедиции мало чем отличалась от цивилизации Востока в целом.
В XV Индия представляла собой пестрое сообщество султанатов и независимых областей, отличавшихся обычаями, религией, политическим строем. На севере жили мусульманские народы индоевропейской языковой семьи, а юг населяли дравиды, создавшие индуистскую империю Виджаянагар.
18 мая, когда с кораблей стали видны горы Западные Гаты, Васко да Гама повернул флотилию на юго-юго-восток, в Каликут. В то время это был один из крупнейших индийских портов и столица небольшого государства, правитель которого покровительствовал арабам.
20 мая португальцы прибыли в Каликут и еще неделю ждали аудиенции у правителя. Во дворце Васко да Гама не стал распространяться об истинной цели похода, вместо этого он рассказал о желании найти на Востоке единоверцев для установления контактов.
Впрочем, местные власти также не доверяли чужестранцам и налаживать с ними торговые отношения не собирались. Вероятно, свою роль сыграли давние партнерские и дружеские контакты каликутцев с арабскими купцами — конкурентами европейцев.
Васко да Гаме дали понять, что его дары для местного повелителя недостаточно дороги, последующее общение с индийскими властями проходило холодно. Кроме того, от португальцев потребовали сдать паруса и рулевые устройства, а отпущенных на берег моряков не пускали на корабли и фактически превратили в заложников.
Впрочем, за три с лишним месяца нахождения в Индии португальцы смогли продать кое-что из европейских товаров и купить пряности и драгоценные камни. Искать другой порт Васко да Гама посчитал излишним, так как Каликута была крупнейшим торговым центром.
Второе посещение Индии
После возвращения из Индии Васко получил славу, признание и почести, но ему постоянно было недостаточно. В это время он женился на Катарине ди Атаиде, за время совместной жизни у них появилось шестеро сыновей и дочь.
Уже в 1499 году да Гама снова отправляется в плавание. В этот раз он взял с собой 20 кораблей. За время путешествия было убито много мусульман, Васко делал это лишь для подтверждения своей власти. Возвращается экспедиция в октябре 1503 с хорошими новостями: Мануэль I увеличивает мореходу пенсию, семья да Гамы живёт на уровне королей. Но графский титул всё ещё кажется путешественнику недостижимым.
Интересные факты
Возвратившись из первого плавания в Индию, Гама взял в жены Катарину ди Атаиди, которая была дочерью алкайда Алвора. Они имели 6 сыновей и 1 дочь. Эштеван да Гама в 1540-42 гг. был губернатором Португальской Индии. Криштован да Гама участвовал в нескольких морских экспедициях. Мужская линия да Гама прекратилась в 1747 г.
Однажды во время путешествия да Гама выменял у туземцев изделия из слоновой кости на обычные красные шапки.
В Бразилии существует ФК «Васко да Гама». На Гоа есть город, названный в честь мореплавателя. В 1935 г. имя знаменитого адмирала получил один из кратеров Луны.
В 1998 г. отмечалось 500-летие 1-го путешествия да Гамы в Индию. В этом году в Лиссабоне был открыт самый длинный мост в Европе, названный в честь великого адмирала.
Васко да Гама значение открытия. Васко да Гама открытия кратко
Один из первых путешественников и первооткрывателей, Васко да Гамма, родился в 1460 году, а скончался в 1524 году. Родом Васко да Гамма из Португалии. Как известно, Португалия была в свое время центром путешествий и первых открытий, поскольку имела свободный доступ к морю и высокоразвитую культуру мореплавания, научные открытия и пылких португальцев с жаждой приключения в крови.
Васко да Гамма первый, кто открыл Индию. По счастливому стечению обстоятельств, эта миссия досталась именно ему, ведь изначально ее намеревалась поручить отцу известного первооткрывателя.
В первую свою экспедицию Васко да Гамма отправился в 1497 году. Было выслано три корабля, чтобы достичь берегов Индии. Путешествие проходило возле берега Африки, с остановкой в Мозамбике.
В 1468 году, наконец достигнув своей цели, Васко да Гамма вместе со своей командой высадились в порту города Каликут, и после недолгого пребывания вдалеке от родины, снова отправились в путь, чтобы принести в Португалию все свои картографические зарисовки и палитру опыта.
Самым знаменательным открытием Васко да Гаммы, как стало известно, был именно торговый путь из Португалии в Индию, но чем знаменательно было, что путь этот пролегал именно вдоль побережья Африки, что имеет весьма двойственное значение для дальнейшей истории морских путешествий, поскольку путь через Африку одновременно небезопасный, но также полон новшеств и удобств по времени.
Как известно, еще сам Васко да Гамма столкнулся с сомалийскими пиратами на обратном пути. Им вместе с командой даже пришлось с потерями отбиваться от них, а также остановится в одной из незапланированных точек на карте своего путешествия – возле мыса Доброй Надежды, откуда даже выслать один из кораблей, спасая своих раненных товарищей. Благо, увенчался тот сложный путь успехом, однако, опасность столкнутся с сомалийскими пиратами до сих пор довлеет над плечами торговых суден.
Васко да Гамма, по прибытии в родную Португалию, был удостоен наградами и признан правительством Португалии 15-го века. Это было не единственное путешествие известного первооткрывателя – Васко да Гамма неоднократно отправлялся в путешествие по уже проложенному торговому пути, возможно, из-за политических соображений, а, может, поддаваясь духу приключений, но все же три раза в общем он отправлялся в море на корабле, чтобы увековечить свое имя стальными воздаяниями в памяти.
Васко да Гамма стоит в ряду с самыми известными первооткрывателями эпохи мореплавателей. Если сравнить его с Колумбом, то Васко да Гамме повезло в большей степени, ведь его идею сразу же признало правительство, учредив официальной миссией его исследования и все культурные достижения, которые он привез на родину. В тот же период были многочисленные миссии найти сухопутный путь в Индию, вернее, проложить максимально качественный и удобный путь по суше, однако, достижение Васко да Гаммы стало самым резонирующим и популярным, в отличии от всех остальных концептуальных попыток, которые так и не увенчались успехом на протяжении многих столетий.
Предыстория
Индия была торговым партнером Европы с древнейших времен. Самые искусные золотые украшения, богатые ткани, драгоценные камни, пряности, невиданные плоды — это далеко не полный перечень того, в чем остро нуждалась Европа, вернее её правители, короли, герцоги, князья.
Исторически сложилось так, что посредниками в торговле с Востоком выступали арабы. Путь в сказочную страну был им отлично известен, а после возникновения ислама и многочисленных войн в Азии, Индия и вовсе стала частью мусульманского мира.
На протяжении тысячелетия все товары с Востока приходили в Византию, умевшую ладить с соседями, а иногда и надавить на них. Времена расцвета прошли, и теперь соседи уже с удовольствием давили на дряхлеющую и постоянно уменьшающуюся империю.
С приходом монголов, которые смысла в торговле с Европой не видели, всё усложнилось еще больше. Старые караванные пути пустовали, товары в Старый Свет попадали через множество посредников, что, разумеется, цены на индийские изыски совсем не уменьшало.
Сама Европа остро нуждалась в золоте, которого становилось катастрофически мало. Общий язык с мусульманами сумели найти только хитроумные венецианцы и генуэзцы, взвинтившие цены настолько, что товары из Индии стали доступны только королевским особам, да и то не из каждого монаршего дома.
Ключевые факты биографии
Происхождение Васко было, в какой-то мере, знатным. Он – третий из пяти сыновей рыцаря Эштевана де Гама. Помимо него самого, его брат, Паулу де Гама, тоже принимал участие в знаменитых плаваниях к Индии.
Хотя эта фамилия и не была слишком знатной, она всё же имела вес, так как некоторые предки данной семьи служили королю Афонсу третьему, а также отлично показали себя в сражениях с маврами. Именно благодаря этим битвам один из предков и получил звание рыцаря.
Несмотря на то, что Васко да Гама был рожден в городе Синиш, исследователи полагают, что образование он получал в достаточно крупном городе Эворе, который находится недалеко от Лиссабоны. Также считается, что одним из его учителей был известный астроном, первый человек, сконструировавший астролябию из металла, Авраам Бен Шмуэль Закуто.
Ещё с юности Васко обращал свой взгляд на морские просторы – он участвовал в сражениях, захватывал по приказу короля французские суда. Именно благодаря этим событиям мир впервые услышал о существовании будущего известного мореплавателя.
В те времена множество людей пыталось отыскать морской путь до Индии. Дело в том, что Португалия не имела удобных маршрутов, которые позволяли бы ей торговать с другими странами. Проблемы экспорта и некоторые другие аспекты делали поиск пути настоящей задачей века. Это позволяет понять, что открыл Васко да Гама.
Васко да Гама индия. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию
рассказа, где говорится о том, к то и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV веке и об у спехах португальских мореплавателей до знаменитого плавания Васко да Гамы.
Она началась в 1495 г. Васко да Гама (на гравюре) разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, тогда как Бартоломеу Диаш руководил строительством кораблей с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной воды, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за запасами воды через многомесячные промежутки причаливать к портам. Дневной паек моряка, впервые отправившегося в Индию:
- 0,5 фунта сухарей (227 г);
- 1 фунт солонины (450 г, солонина — продукт, полученный путём длительной выдержки мяса в поваренной соли для длительного его хранения при положительных температурах);
- 0.5 фунта риса или сыра (227 г) только в пост вместо мяса;
- 1,25 пинты вина ( 0.7 л);
- 2,5 пинты воды (1.4 л);
- 1/12 пинты уксуса (68 мл);
- 1/24 пинты оливкового масла (136 мл).
Еще в трюме имелись: бобы, мука, чечевица, чернослив, лук, чеснок и сахар. Не забыли положить и товары для африканских аборигенов: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.
Так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.
Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») — старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэлью и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии из четырех судов при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.
Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Отплытие в неизвестность
Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.
Через неделю корабли достигли Канарских островов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у островов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье, где он был назначен губернатором Гвинеи.
Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно, а именно приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от берега Африки на расстояние в 800 морских миль (1481 км). Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались уже не совсем свежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. Таким образом был открыт новый путь с попутными воздушными потоками из Европы к мысу Доброй Надежды, что на самой южной оконечности Африканского континента. Корабли таким образом гарантированно избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И в наши дни редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.
Как все начиналось
В начале 90-х годов прошлого века, в Лиссабоне заговорили о необходимости строительства дополнительного моста через Тежу. Пробки через мост им. «25 Апреля» стали невыносимыми и к апрелю 1994 года завершился тендер. Право на строительство досталось консорциуму Lusoponte.
Что удивительно, из бюджета страны на строительство моста Вашку да Гама и последующее его обслуживание, не было выделено ни цента. Зато компания застройщик получила право сделать платным проезд на обоих мостах Лиссабона, из-за чего поначалу было множество забастовок, перекрытые дороги, а действующее правительство проиграло на выборах.
Интересные факты о строительстве:
- Общая протяженность моста 17,2 км, из которых 10 — проходят над рекой;
- Было использовано 100 000 тонн стали 730 000 тонн бетона;
- Самый высокий пролёт находится на 50 метрах от уровня реки;
- К работам было привлечено 3300 человек;
- Во время строительства погибло 11 человек, когда строительная люлька сорвалась с высоты 45 метров (10 апреля 1997).
Возведение моста состояло из двух этапов: подготовка и строительство. Каждый из которых составил всего по 1,5 года. Мост построили всего за 3 с небольшим года.
При скрупулёзном проектировании учли множество факторов: от сейсмологической устойчивости конструкции, до шарообразной формы поверхности Земли.
Благодаря всем расчетам, мост Васко да Гама способен выдержать силу ветра в 250 км/ч и землетрясение по силе в несколько раз превышающее ныне известные.
Эстуарий реки Тежу в районе, где монументальный мост пересекает водную гладь, является заповедной зоной.
Сюда ежегодно прилетает на зимовье около 50 тысяч птиц (фламинго, утки и др.), поэтому при проектировании учли и экологические нюансы. Например, ночное освещение моста сделано таким образом, чтобы направленный свет ламп минимально попадал на реку.
Грандиозное строительство завершилось не менее грандиозным празднованием, которое попало в книгу Рекордов Гиннеса целых три раза.
- 22 марта 1998 года на мосту был накрыт стол длиной 5050 м, за которым уместилось 15 тысяч человек;
- На угощение португальские повара приготовили самую большую в мире фейжоаду (блюдо из фасоли и различных видов мяса);
- После чего 1 литром моющего средства было отмыто 15 тысяч тарелок.
Официальное движение по мосту началось спустя неделю, после массового гулянья — 29 марта 1998 года.
Васко да Гама: интересные и кровавые факты
Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.
Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:
- Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
- При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
- Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
- Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
- Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
- За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
- Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
- В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
- Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.
Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.
Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.
Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.
В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.
Второе посещение Индии
После возвращения из Индии Васко получил славу, признание и почести, но ему постоянно было недостаточно. В это время он женился на Катарине ди Атаиде, за время совместной жизни у них появилось шестеро сыновей и дочь.
Уже в 1499 году да Гама снова отправляется в плавание. В этот раз он взял с собой 20 кораблей. За время путешествия было убито много мусульман, Васко делал это лишь для подтверждения своей власти. Возвращается экспедиция в октябре 1503 с хорошими новостями: Мануэль I увеличивает мореходу пенсию, семья да Гамы живёт на уровне королей. Но графский титул всё ещё кажется путешественнику недостижимым.
Происхождение
Васко да Гама родился в 1460 (по другой версии — в 1469 году) в семье алкайда города Синиш, португальского рыцаря Эштевана да Гама (1430—1497) и Изабель Содре (порт. Isabel Sodré). Васко да Гама был третьим из пяти сыновей Эштевана да Гама и Изабель Содре (в предполагаемом порядке старшинства): Паулу да Гама, который тоже впоследствии участвовал в плавании в Индию вместе с Васко, Жуан Содре (взявший фамилию матери), Васко да Гама, Педро да Гама и Эйрес да Гама. Известно также о единственной дочери Эштевана и Изабель — Терезе да Гама. Род да Гама был хоть и не самым знатным в королевстве, но все же довольно древним и заслуженным — так, один из предков Васко, Алвару Анниш да Гама, служил во время Реконкисты королю Афонсу III, и, отличившись в боях с маврами, получил рыцарское звание.
Начало экспедиции Васко да Гамы
Новую экспедицию к побережью Индии организовали во времена короля Мануэля I. Он отдает распоряжение начать подготовку к путешествию, выделив для этих целей три судна — «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу». Помощь им должен был оказывать корабль транспортного назначения. Для повышения шансов на успешную экспедицию в качестве штурмана был назначен моряк, который совершил путешествие совместно с Б. Диашем. Экспедицию обеспечили самыми современными для того периода навигационными приборами, предоставили наиболее точные карты, которые были в Португалии.
Экспедиция, которую возглавил Васко да Гама, вышла из порта Лиссабона в июле. Часть путешествия суда шли в сопровождении корабля Б. Диаша. К ноябрю путешественники добрались до острова Святой Елены. Здесь планировалось остановиться на небольшой отдых. К тому же требовалось проведение ремонтных работ на кораблях.
Однако путешественники были встречены местными жителями недоброжелательно. Они напали на экспедицию, ранив при этом с самого Васко да Гаму в нижнюю конечность. Поэтому экспедиции пришлось двинуться дальше, обогнув с большими сложностями мыс Доброй Надежды в конце ноября. Корабли встали на якорь в бухте Мосселбай. Их состояние было далеко от идеала. Транспортное судно получило множественные повреждения и не могло эксплуатироваться в дальнейшем. В то же время местное население более благожелательно отнеслось к европейцам, продав им необходимое количество провианта.
Экспедиция еще несколько раз была вынуждена прибегать к краткосрочным остановкам, добравшись в 1498 г. до города-порта Малинди. Здесь жители положительно восприняли путешествующих, содействие им оказал и местный руководитель. Удача улыбнулась португальцам, которые на рынке встретили купцов из Индии.
Васко да Гама смог нанять лоцмана, который помог преодолеть воды Индийского океана. Помогла путешественникам и погода. Муссон в попутном направлении способствовал продвижению кораблей, которые вскоре достигли индийских берегов. Экспедиция причалила в порту Каликут. Местный правитель благодушно встретил португальцев и дал разрешение на организацию торговой фактории.
Путешествие Васко да Гама
Экспедиция Васко да Гама в Индию стала действительно большим шагом для всей Европы
Идея налаживания торговых связей со страной принадлежала императору Мануэлу I, и он стал тщательно выбирать командующего, который сможет совершить такое важное путешествие. Это должен был быть не только хороший офицер-мореплаватель, но и отличный организатор
Первым на эту роль был выбран Бартоломео Диаш, но все вышло по-другому.
Был создан флот из 4 кораблей для вод Африки и Индийского океана, собраны лучшие карты и приборы для точнейшей навигации. Обер-штурманом назначили Перу Аленкер – человека, уже ходившего к мысу Доброй надежды, а это первая часть пути. Задача же экспедиции была проложить путь из Африки в Индию по морю. На кораблях были священник, астроном, писарь и переводчики разных языков. С питанием все было отлично: еще при подготовке корабли забили сухарями, солониной, кашей. Вода, рыба и вкусности добывались во время стоянок на разных побережьях.
8 июля 1497 экспедиция начала свое движение из Лиссабона и отправилась в длительное морское путешествие вдоль берега Европы и Африки. Уже в конце ноября команде удалось с трудом обогнуть мыс Доброй Надежды и направить свои судна на северо-восток, к Индии. На пути они встречали и друзей, и врагов, приходилось отбиваться бомбардами или наоборот – заключать соглашения против врагов. 20 мая 1498 корабли вошли в первый город Индии Каликут.
Открытие Васко да Гама морского пути
Настоящей победой для географии того времени стало открытие пути в Индию Васко да Гама. Когда в августе 1499 года он вернулся на родную землю, его встречали по-королевски – очень торжественно. С тех пор путешествия за индийскими товарами стали регулярными, да и сам знаменитый мореплаватель еще не раз туда отправлялся. Кроме того, другие стали верить, что так можно добраться и до Австралии. В Индии мореплаватель был уже не простым гостем, а получил титул и колонизировал некоторые земли. Например, популярный курорт Гоа оставался португальской колонией до середины 20 века.
Маршрут на карте
Если исследовать путешествие Васко да Гама на карте, то можно увидеть все его остановки на пути к Индии, которых было немало в Африке и арабских странах. Всем участникам экспедиции приходилось нелегко: кто-то болел, некоторые голодали, корабли постоянно требовали ремонта. Остановки длились по несколько дней, а команда с каждым разом становилась все меньше и меньше. В итоге из 170 членов экипажа вернулись только 55. По тем временам это было очень даже неплохо, к тому же товары из Индии принесли выручки в 60 раз больше, чем было потрачено на всю экспедицию.
Первое плавание
Король Португалии Мануэл I прекрасно понимал, насколько важно как можно быстрее наладить прямую связь с Индией. Для новой морской экспедиции были построены четыре прекрасно оснащенных маневренных судна
Командование флагманским кораблем «Сан-Габриэл» было поручено Васко да Гама.
Богатые запасы провизии, щедрое жалованье всем членам экипажей, наличие разнообразного оружия – все это свидетельствовало о самой тщательной подготовке к предстоящему путешествию, которое стартовало в 1497 году.
Португальская армада держала курс на мыс Доброй Надежды, обогнув который, мореплаватели планировали быстро достичь индийское побережье.
Во время всего пути путешествие преподносило им немало неприятных сюрпризов: внезапные нападения на воде и на суше, тяжелые погодные условия, цинга, поломки кораблей. Но, несмотря на все сложности, экспедиция Васко да Гамы впервые достигла берегов Индии 20 мая 1498 года.
Рис. 3. Торговля с индийцами.
Большие человеческие жертвы и потеря двух кораблей армады смогли с лихвой окупиться удачной торговлей с индийцами. Первый опыт оказался весьма успешным – доходы от продажи экзотических товаров, привезенных из Индии, в 60 раз превысили расходы на морское путешествие.