Минск. собор петра и павла
Содержание:
- История Петропавловского собора
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей
- Интересные факты о здании
- Назначение здания в наши дни
- Экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам
- Величественная торжественность и царственное своеобразие
- Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
- Достопримечательности легендарного собора
- Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
- Великокняжеская усыпальница
- Как добраться до Петропавловской крепости
- История собора[]
- Колокольня и шпиль Петропавловского собора
- Особенности архитектуры и внутреннего убранства
- Образованный иудей и простой рыбак
- Собор в Минске
- Как добраться
- Петропавловский собор.
- Интерьер
- Влияние исторических перемен и веяния времён
- Бастионы Петропавловской Крепости
История Петропавловского собора
Постройка была возведена во времена правления Петра I. После создания крепости в 1703 году император решил, что обновленная местность должна быть украшена религиозным сооружением. По задумке Петропавловский собор сделали очень высоким, чтобы он превзошел уже существующие достопримечательности.
Здание стало сердцем Санкт-Петербурга. Название сформировалось по аналогии с крепостью, которая находилась рядом. Строительство началось в знаменательный день (праздник, посвященный двум апостолам, Петру и Павлу). Дата выпала на 29 июня (10 июля).
Весной 1704 года объект освятили и провели торжественное служение в связи с победой Шереметева в сражении со шведскими судами, которое происходило на Чудском озере. В первоначальном виде собор был деревянным, но даже тогда он выглядел изумительно. Место стало очень символическим для жителей Петербурга.
В 1712 году появилось каменное здание, внутри которого располагалась деревянная постройка. Работа проходила под руководством известного архитектора Трезини. Шпиль устанавливался по задумке голландского мастера (Харман ван Болос). В процессе строительства была создана колокольня, а затем выполнение работ затянулось на несколько лет из-за отсутствия достаточного количества рабочих.
Оформление собора завершилось в 1720 году. Некоторые элементы (например, украшение шпиля) появились позднее, после того, как погиб Петр I. Высоту сооружения измерили, она составляла 112 метров. До 1742 года собор считался кафедральным, а в дальнейшем был отдан придворному ведомству.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей
С самого начала строительства храма Пётр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.
Пётр Первый похоронен у южной стены собора.
К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.
В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.
В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.
Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.
В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой её мужа — императора Александра III.
С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать её историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.
Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.
Интересные факты о здании
- В 1757 году объект восстанавливали после ращрушительного пожара. Мастера смогли восстановить роскошный вид Петропавловского собора после того, как огонь уничтожил некоторые элементы конструкции.
- В 1777 году шпиль сломался из-за бури, поэтому здание снова пришлось ремонтировать. Антонио Ринальди изготовил изящную фигуру ангела с крестом для украшения Петропавловского собора. Спустя несколько десятилетий, в 1830 году, декоративный элемент пришлось подвергнуть реставрации из-за повреждения.
- В 1858 году части постройки, выполненные из дерева, заменили на металлические. Конструкция приобрела форму пирамиды, у которой стало 8 граней. Прежняя высота объекта увеличилась (значение достигло 122 м).
- В 1924 году Петропавловский собор стал музеем и объектом старинного культурного наследия Санкт-Петербурга. Многое из внутреннего убранства было отдано другим организациям.
- После войны собор снова отреставрировали и передали Музею истории города (в 1954 году).
Назначение здания в наши дни
Сейчас объект служит усыпальницей всех российских императоров и императриц, а также великих князей и считается главной достопримечательностью города. На территории были погребены:
- Петр Великий;
- Елизавета Петровна;
- Екатерина Вторая;
- Александр III;
- Мария Федоровна;
- и все остальные императоры и императрицы
Прах некоторых князей был перемещен на территорию в последние годы (например, в 2006 году исполнили указание матери Николая II, которая хотела быть погребенной рядом с мужем).
В настоящее время музей открыт для посещения по договоренности, в нем проводятся службы и важные мероприятия по праздникам. Мы поможем вам попасть в историческое место на выгодных условиях, организуем комфортный отдых во время поездки. Обращайтесь!
Экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам
Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны
Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор был самым высоким сооружением в Северной столице до строительства небоскрёба Лахта центр. Высота — 122,5 метров, высота шпиля — 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.
На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны. В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолётах.
Достопримечательности легендарного собора
Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.
В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.
Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.
Усыпальница царственных особ: слухам не до сна
Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.
Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.
Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.
В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Великокняжеская усыпальница
К концу 19 столетия
храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведениеВеликокняжеской Усыпальницы , соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной какХрам Св.Александра Невского .
Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора
Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато
. Здесь можно видеть и сердобольскийгранит , и белый итальянскиймрамор , темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.
Усыпальницу окружили чугунной решеткой
, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.
Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу
Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер
. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище13 великокняжескихРомановых . Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.
После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции
. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооруженияИсторическому музею , и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.
В 90-е годы 20 столетия
захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князьВладимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).
И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный
, а по средам — выходной. В другие же дни собор работаетс 10.00 до 18.00 .
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Как добраться до Петропавловской крепости
Петропавловка расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.
Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость. Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.
Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.
История собора[]
Файл:Church of Saints Apostles Peter and Paul, Miensk.jpg
Так выглядит собор сегодня
Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.
В 1793—1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии.
В 1870—1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов.
В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива.
После Второй мировой войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР.
7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла.
С 1997 г. в храме вновь ведутся работы по восстановлению его интерьера.
Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения.
При храме существуют три братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.), братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.) и спортивно-исторический клуб св. Довмонта Псковского, образовавшиеся в 1998 г.
Файл:Viln.Great martyr.JPG
Икона Виленских мучеников в храме
Колокольня и шпиль Петропавловского собора
В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.
Константин
Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.
Ангел с огромными крыльями, расположенный на шпиле, символизирует величие и безграничность веры. На фасаде с восточной стороны изображена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (Титов). Западная часть заполнена пилястрами.
Над крышей размещены яркие символы:
- массивный барабан;
- восьмиконечная корона;
- золотистая башня.
Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.
Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:
- яшма;
- родонит;
- мрамор.
Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:
- Петр Зыбин;
- Антонио Квадри;
- Игнацио Росси.
Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.
Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:
- апостолы Петр и Павел;
- мученики Борис и Глеб;
- Владимир и Ольга (Рюриковичи).
Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.
Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.
Образованный иудей и простой рыбак
Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака.
«Ловец человеков»
Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:
- Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
- он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
- не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
- когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.
Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?
Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.
«Апостол язычников»
Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.
Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.
Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.
Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.
Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
«Два светлых ока»
Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться.
Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.
Собор в Минске
Собор святых апостолов Петра и Павла, Минск.
Собор Петра и Павла — это один из самых старых храмов белорусской столицы, он известен с 1612 г., когда пожертвования на него собрали 52 дворянина Минского воеводства (Белоруссия тогда находилась в составе Польши). Это был главный храм иноческой обители, посвященной Апостолам. Строительство каменного здания продолжалось около 20 лет. После вхождения территории в состав Российской империи Петропавловский – кафедральный для Минской епархии.
Интересный фактИнтересно, что с 1790-х собор стал Екатерининским, то есть переосвящен в честь великомученицы, небесной покровительницы Екатерины II, принявшей живое участие в реставрации собора.
Еще одна реконструкция приходится на 1870-е, когда появились уникальные росписи. К сожалению, они были утрачены после закрытия (1933).
Службы здесь начались лишь с декабря 1941 г. Тогда главный престол еще раз переосвятили как Петропавловский. Однако действовал храм лишь до конца оккупации. Несколько послевоенных десятилетий он был даже жилым домом.
Богослужения
Только, по возвращении здания верующим, с 1991 г. начались здесь первые богослужения. Сейчас они проходят с 8 и 17 ч. Великим Постом перед началом службы проводятся духовные беседы примерно в течение часа.
Как добраться
Петропавловский собор расположен на территории одноимённой крепости, лежащей на Заячьем острове в историческом центре Северной столицы.
Ближайшей к нему станцией метро является «Горьковская», которая находится в 15 минутах ходьбы от Петропавловской крепости. В пользу этого маршрута говорит то, что он пролегает через Александровский парк.
Маршрут от станции «Спортивная» проходит по набережной Макарова, через Биржевой мост, от которого поворачивают направо в сторону крепости.
От станции «Адмиралтейская» идут в сторону Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Затем пересекают одноимённый мост, проходят мимо стрелки Васильевского острова к Биржевому мосту.
Совет: туристам, впервые приехавшим в Северную Пальмиру, следует воспользоваться последним маршрутом, во время которого можно увидеть основные городские достопримечательности.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — удивительное место, где тесно переплетается духовная и мирская жизнь. Побывать в нём следует верующим православным людям и туристам, интересующимся историей России и рода Романовых.
Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Петропавловский собор.
Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
Интерьер
Главной деталью интерьера Петропавловского храма является иконостас, внешний вид которого напоминает Триумфальную арку. Его разработкой занимался лично царь Пётр, а эскизы создал Доменико Трезини. Деревянный каркас из лиственницы, украшенный деталями из древесины липы, создавали московские мастера под руководством Ивана Зарудного. Оригинальной частью этого сооружения являются скульптуры, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, царей Давида и Соломона, фигуры ангелов.
Потолок и стены над большими окнами украшены написанными на холстах картинами с изображением библейских сюжетов. Красивая резьба и позолоченная скульптура располагается на кафедре проповедника и царском месте, которые находятся напротив иконостаса.
Интересно: так как собор является усыпальницей российских монархов и их родственников, то в залах собора располагается множество белых мраморных надгробий, среди которых выделяются могилы Александра II и его супруги, обозначенные саркофагами из розового и зелёного камня.
Влияние исторических перемен и веяния времён
С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.
Бастионы Петропавловской Крепости
Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.
Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.
Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.
Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.
Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.
В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.
В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.
Сюда лучше приходить с экскурсией – посетить одиночные камеры, и карцер, а также посмотреть на восковые фигуры надзирателей.
Нарышкин бастион
Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.
Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.
Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира.