Осетинские традиции

Семейные традиции

Кратко охарактеризовать осетинские семейные традиции можно как яркое воплощение всех национальных черт. В семейную обрядность входят свадебные, крестильные, погребальные и поминальные ритуалы.

Свадьба

Осетинской свадьбе предшествует период сватовства. Согласно обычаям, визиты сватов в дом невесты должны повториться три раза. Последний визит называется сговором. Если согласие получено, доверенные лица родителей жениха вручают семье невесты оговоренный выкуп (калым).

В день свадьбы в доме жениха собираются участники свадебного кортежа, который отправляется в дом невесты (обычно это свита из нескольких десятков человек). Невеста должна быть в платье, подаренном ей женихом. Осетинский свадебный наряд строгий, полностью закрывающий тело.

Торжество проходит одновременно в двух домах. Осетинские свадебные традиции требуют, чтобы жених и невеста до конца застолья не приближались друг к другу и не общались. Гражданская регистрация брака совершается в день свадьбы, но в некоторых случаях до или после нее.

Рождение детей

Если в осетинской семье рождается сын, первому сообщившему эту радостную весть преподносили подарок. Через несколько дней после рождения ребенка над ним совершается обряд укладывания в колыбель (авдаен). Смысл ритуала состоит в передаче новорожденного под опеку небесного святого Сафа ― покровителя семьи и детей. В наше время этот ритуал теряет актуальность.

Крещение новорожденного проводится согласно канонам православной церкви, и считается началом становления младенца на путь приближения к Богу. Обряд может быть выполнен в церкви или дома. Священник трижды окунает младенца в воду святой купели, произнося при этом установленные молитвословия.

Большое значение у осетинских семей придается выбору имени ребенка, обряд наречения именем служит отдельным праздничным ритуалом. Остальные обряды, которые проводятся в первые несколько месяцев после рождения ребенка, направлены на его ограждение от воздействия «злых сил».

Проводы в последний путь

Согласно общепринятым у кавказских народов правилам, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее будет его пребывание на небесах. Поэтому часто проводить умершего в последний путь приглашают профессиональных плакальщиц, услуги которых очень дороги.

Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме, где умер человек, до его погребения огонь разжигать нельзя. Поминальные трапезы раньше устраивали два дня после похорон, сегодня их проводят согласно христианским канонам: в день погребения, на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину.

Мусульманство в Осетии

Сведения о проповедовании и принятии некоторыми семьями Ислама свидетельствуют о его распространении на территории Алании еще в VII-X вв., после арабских походов. По некоторым данным, уже во времена Золотой Орды функционировали минареты, один из которых — Татартупский — был разрушен в 1980-е гг.

Однако в официальной истории осетин принято считать, что мусульманство стали принимать богатые феодалы (дигорцы, тагаурцы, куртатинцы) от кабардинских князей только в XVI-XVII вв. Причем бедные горцы в то время оставались христианами, но постепенно также перенимали исламские идеи. К началу XIX в. большая часть семей были мусульманами, исключение составляли только Алагирское и Туальское сообщества.

Во время Кавказской войны (1817-1864) пропаганда мусульманской религии стала превалировать и исходила со стороны Дагестана: приезд посланцев имама Шамиля помог распространить Исламские идеи еще на 4 горных сообщества.

Во второй половине XIX в. российское правительство, следуя антиисламской политике, вынуждает мусульман поселяться отдельно от христиан для предотвращения дальнейшего усиления влияния этой религии. В исламских селах появились свои имамы, которые получали образование в Дагестане и Кабарде, началось распространение арабской письменности, выпускались религиозные издания. Длившаяся почти 50 лет Кавказская война вызвала частичное переселение горцев и осетин в Турцию.

Активная антимусульманская политика во времена Российской империи продолжилась после революции 1917 г. коммунистическим правительством наравне с пропагандой атеизма. В советское время Ислам подвергался гонениям и запретам.

Начиная с конца 80-х годов XX века наблюдается рост влияния мусульманской религии, что выражается в принятии Ислама осетинами, которые произошли из мусульманских семей.

История

Склеп из склепов в некрополе близ села Даргавс, Северная Осетия

Предыстория (ранние аланы )

Осетины спускаются с алан , в сарматском племени ( скифская подгруппа иранской этнолингвистической группы). Аланы были единственной ветвью сарматов, сохранившей свою культуру перед лицом готского вторжения (ок. 200 г. н. Э.), И те, кто остались, построили великое королевство между реками Доном и Волгой, согласно Куну ( «Расы Европы») . Между 350 и 374 годами нашей эры гунны разрушили Аланское царство, и аланский народ раскололся пополам. Одна половина бежала на запад, где они участвовали во вторжении варваров в Рим, основали недолговечные королевства в Испании и Северной Африке и поселились во многих других местах, таких как Орлеан, Франция. Другая половина бежала на юг и поселилась на равнинах Северного Кавказа, где они основали свое средневековое царство Алания.

Средний возраст

В 8 веке консолидированное аланское царство, которое в источниках того периода упоминается как Алания , возникло в горах Северного Кавказа, примерно на месте современной Черкесии и современной Северной Осетии-Алании. На пике своего развития Алания была централизованной монархией с сильной военной силой и сильной экономикой, которая извлекала выгоду из Великого шелкового пути .

После монгольских нашествий 1200-х годов аланы были изгнаны со своей средневековой родины к югу от реки Дон в современной России. В связи с этим аланы переселились в сторону Кавказских гор, где образовали три этнографические группы; Железный, Дигоронский и Кударский. В людях Jassic были четвертой группой , которая мигрировала в 13 — м века в Венгрию .

Современная история

Коста Хетагуров

В более поздней истории осетины участвовали в осетино-ингушском конфликте (1991–1992 гг.) И грузино-осетинском конфликте ( 1918–1920 гг. , Начало 1990-х годов ), а также в войне в Южной Осетии между Грузией и Россией в 2008 году .

Ключевые события:

  • 1774 г. — Осетия входит в состав Российской империи .
  • 1801 г. — после восточно-грузинского царства Картли-Кахети , современная территория Южной Осетии становится частью Российской империи .
  • 1922 г. — образование Юго-Осетинской автономной области . Северная Осетия остается частью Российской СФСР , а Южная Осетия остается частью Грузинской ССР .
  • 20 сентября 1990 г. — образована независимая Республика Южная Осетия. Хотя он оставался непризнанным, он де-факто откололся от Грузии . В последние годы Советского Союза , этнические трения между осетинами и грузинами в бывшей грузинской автономной области Южной Осетии (упразднена в 1990 году) , а также между осетинами и ингушами в Северной Осетии превратились в ожесточенных столкновений , которые оставили несколько сотен убитых и раненых и создал большой поток беженцев по обе стороны границы.

Давняя вера осетин

Предки современных осетин были язычниками, которые поклонялись духам-покровителям и делали им жертвоприношения. В то же время они признавали существование единого Бога. Духов древние осетины рассматривали как помощников, задобрив которых можно получить желаемое. Всевышний в их преставлении – это непостижимая для человеческого разума совершенная личность, которая является творцом всего на земле и на небе.

Древние осетины не оставили после себя культовых сооружений, идолов или религиозных книг. Их верования основывались на единении человека с природой. Священные праздники проводились не в храмах, а под открытым небом. Религиозных лидеров, которым все должны были подчиняться, у осетин не было. Вместо них назначались старейшины, передававшие свою мудрость и накопленные знания новым поколениям.

В период существования язычества осетины регулярно проводили религиозные торжества. Такие торжества проходили в виде общих пиршеств, в которых за одним столом собирались представители разных сословий. Вкушая национальные блюда, люди вели беседы о духах, могущественных святых, называемых осетинскими дзуарами, общении с ними, о сокровенных знаниях, полученных от древних предков.

История происхождения

Происхождение осетин (самоназвание, ирон, дигорон) уводит в далекое прошлое. Аланы, предки современных осетин, впервые появились в I веке нашей эры вблизи Византии, занимая территории северо-восточных границ Римской Империи. «Суровые и воинственные», как их назвал в свое время Лукиан, аланы совершали набеги на соседние государства.

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Один из традиционных обрядов называется «Три пирога», который проводят обычно на свадьбах и других больших торжествах. На стол приносят три пирога и говорят молитвы. Одновременно подают и три ребра животного, которого заранее принесли в жертву. Число «3» соотносится с небом, солнцем и землей. На похоронах, согласно обычаям, ставят два пирога.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Религия

Религия в Северной Осетии-Алании по состоянию на 2012 год (Атлас Среда Арена)
Русское Православие 49,2%
Ассианизм и другие исконные вероисповедания 29,4%
ислам 15%
Другие христиане 9,8%
Атеизм и безбожие 3%
Другой православный 2,4%
Протестантизм 0,8%
Духовный, но не религиозный 0,8%
Прочие и необъявленные 0,6%

До X века осетины были строго язычниками. Они были частично обращены в христианство византийскими миссионерами в начале 10 века. К 13-му году в результате грузинского влияния и миссионерской работы постепенно большая часть населения Осетии была восточно-православными христианами .

Ислам был введен в XVI и XVII веках обращенными членами черкесского кабардайского племени (которые были приобщены к этой религии татарами в XV веке), захватившими территорию Западной Осетии, оккупированную дигорцами . Однако, как сообщается, ислам не смог успешно распространиться на остальную часть осетинского народа.

В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи , что значительно укрепило православие , отправив туда русских православных миссионеров. Однако большинство выбранных миссионеров были церковниками из восточно-православных общин, проживающих в Грузии, включая армян и греков , а также этнических грузин . Российских миссионеров не прислали, так как осетины сочли бы это слишком навязчивым.

Сегодня большинство осетин как из Северной, так и из Южной Осетии исповедуют восточное православие . Ассианизм ( Уацдин или Ассдин по-осетински), осетинская этническая религия, также широко распространена среди осетин с ритуальными традициями, такими как жертвоприношения животных, святыни, нехристианские святые и т. Д. В большинстве деревень есть храмы, известные как кувандон . По данным исследовательской службы « Среда» , Северная Осетия является основным центром осетинского язычества, и 29% населения сообщили о исповедании языческих верований в ходе российской переписи населения 2012 года. Популярность ассианизма растет с 1980-х годов.

По оценке 2013 года, до 15% населения Северной Осетии исповедуют ислам.

Воспитание детей

По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.

Задача осетина — воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:

Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.

Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:

  • стрельбу в цель;
  • метание камней;
  • вольную борьбу;
  • поднятие тяжестей;
  • перетягивание каната;
  • бег;
  • фехтование на шашках и кинжалах.

Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.

Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:

Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.

Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:

  • строгое соблюдение обычаев;
  • скромность;
  • послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
  • терпение.

Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

История осетин

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины — потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на нижнем Дону и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон — по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между грузинским царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, черкесами (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а кабардинцы окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866—67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав Грузии.

Антропология и генетика осетин

Мужчины-осетины

Нечасто эти две науки так сходятся в одном, как в осетинах!Обе заявляют, что осетины имеют своеобразный тип, сложившийся из нескольких компонентов.Изначально североевропеоидный, крупный, светловолосый тип иранцев, с широким и крупным лицом, резкими чертами, за период проживания на Кавказе получил мощное влияние аборигенных племен.Осетины могут иметь и типично кавказские черты, более астеническое сложение и темные волосы, однако у них очень часто встречаются люди которых можно скорее признать за прибалтов или немцев, чем за жителей юга. Это те, кто сохранил свой исходный тип, или в ком комбинация генов предков выдала тот, который был характерен скорее для прадедов…По данным генетики, у осетин доминирует не только типичная для иранцев группа R1A, но и ближневосточная G — не менее типичная для жителей Кавказа.То есть нынешний геном осетин далеко не у всех восходит к иранским кочевникам, причем не зависимо от общины и этнической группы: дигорцы и иронцы не отличаются в этом отношении.

Язык осетин

Осетинский язык, хоть и относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сильно отличается от иранского языка. Скорее всего, этот язык напрямую происходит от вымершего языка скифов и сарматов, которые взаимодействовали с аланами в древности.

Начиная с VIII века до нашей эры иранский язык получил распространение на обширной территории. Его разновидностями пользовались жители Персии, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. Из них только осетинская разновидность дошла до наших дней. Ближайшим родственником осетинского языка считается ягнобский язык, которым пользуются в Таджикистане.

О древнем происхождении осетинского языка свидетельствуют недавно найденные книги, написанные на древнем осетинском. В зависимости от этнической группы этот язык видоизменялся и обогащался диалектами.

По своему грамматическому строю он со временем стал похож на другие кавказские языки. Особенно это проявляется в фонетическом и лексическом разборе. Однако схожесть с иранскими языковыми семьями у осетинского языка прослеживается и сегодня. Первый осетинский алфавит на основе латинского письма был создан в 1920 году.

Старинный брачный обычай

У осетин издавна развиты традиции левирата. Этот обычай позволяет вдове вступить в брак лишь с родственником покойного супруга (чаще всего — братом). На сегодняшний день принципы левирата на большей территории Осетии ушли в прошлое, однако в прошлые века они играли значительную роль в жизни осетин.

Кстати, именно левират позволил историкам строить предположения о родственности осетин и евреев, которые также придерживаются подобных обычаев. Вопрос этот спорный, однако традиция эта имела под собой вполне логичную основу.

Осетины в традиционной национальной одежде, начало XX века

Историк Ф. И. Леонтович так объяснял принципы левирата:

И. Бламберг в “Кавказской рукописи” отмечает:

Для многих европейцев осетины и сегодня остаются загадкой. Это неудивительно, ведь такой древний народ сумел сберечь многие аспекты своей богатой культуры. В наши дни осетины гармонично сочетают современные достижения и уважение к наследию предков. Потомки великих воинов гордятся своим уникальным краем, беречь который считают своим долгом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector