Неграждане (латвия)

Тем временем…

Евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин разыскивает 13 миллионов от Евросоюза

В 2016 году евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин узнал о том, что Евросоюз выделил Латвии ни много ни мало – а 13 миллионов евро — на содействие интеграции неграждан в стране. После чего Мамыкин направил запрос министру внутренних дел Латвии Рихардсу Козловскису: «Очень хочу узнать, на что пошли 13 миллионов в деле интеграции неграждан. Может, МВД Латвии организовало массовые бесплатные курсы латышского языка? Может, организовало хотя бы рабочую группу по расширению прав неграждан? Может, пошлину за натурализацию заплатило для малоимущих неграждан, у которых есть желание стать гражданином, но нет денег? С нетерпением жду ответа»…

Война за паспорт

Неграждане — особая группа постоянных жителей Латвии. После обретения независимости власти предоставили гражданство только тем, кто жил в республике до 17 июня 1940 года, и их потомкам. Люди, переселившиеся в Латвийскую ССР из других республик СССР в 1940–1989 годах, и их дети стали негражданами. Благодаря этому националистам удалось избавиться от значительной части нелатышского электората.

Неграждане не имеют избирательных прав: не могут голосовать и быть избранными. Они также не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, работниками Службы государственных доходов и загсов.

Латвия_2

Во время экзамена по латышскому языку

Фото: logos.lv

Неграждане не могут купить землю без особого разрешения местных властей, в пенсионном стаже у них не учитываются годы работы в республиках бывшего СССР, им запрещено ношение огнестрельного оружия. Существенно меньше для неграждан список стран, куда можно поехать без визы. Всего между латвийскими гражданами и негражданами насчитывается 84 различий в правах. В 18 случаях привилегии по отношению к негражданам имеют иностранцы — граждане ЕС.

В начале 1990-х годов негражданами были треть населения страны. В 1993 году такой статус имели 870 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2019 года гражданство отсутствует у 220 тыс. человек — у каждого десятого жителя республики. Больше всего среди неграждан русских (144 тыс. человек). Больше всего проживает в столице страны — Риге (113 тыс. человек).

Для получения паспорта гражданина Латвии негражданам надо пройти процедуру натурализации. Для этого необходимо принести обещание верности Латвийской Республике, уплатить пошлину, сдать экзамены по латышскому языку, конституции, гимну и истории. Больше всего натурализовавшихся было в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Например, после вступления Латвии в ЕС в 2004 году граждане страны получили возможность ездить в Европу без виз. Это добавило ценности латвийскому паспорту. В результате в 2004 году процедуру натурализации прошли 16 тыс. человек, в 2005 году гражданами Латвии стали 19 тыс. неграждан.

Латвия_1

Специальный паспорт, существующий только в Латвии и выдаваемый лицам, которые имеют в Латвии статус «негражданина»

Фото: ТАСС/Владимир Старков

После этого темпы замедлились. После 2014 года число натурализовавшихся не превышает тысячу человек в год. Одна из причин — возраст неграждан. Примерно половину от всей массы составляют люди в возрасте от 60 лет и старше, еще четверть — люди 45–59 лет. Представителям старшего поколения труднее сдать необходимые экзамены. В первой половине 2000-х годов доля проваливших экзамен по латышскому языку составляла 10–15%. После 2009 года показатель колеблется в районе 35–40%.

Число неграждан сокращается не только из-за натурализации, но и за счет других факторов. Главный среди них — смертность. Но в любом случае вопрос правового статуса долго будет актуальным. Латвийский правозащитник Владимир Бузаев подсчитал, что к середине века в Латвии еще будет проживать примерно 34 тыс. неграждан.

Статус негражданина ведет к «новому отчуждению»

И все же речь идет о принципиальной проблеме — о том, насколько Эстония и Латвия считают своими людей, которые живут там вот уже несколько десятков лет. До сих пор к русскоязычным людям в балтийских государствах часто относятся с общим недоверием, считая, что они, мол, бывшие оккупанты, что они недостаточно лояльны по отношению к своим новым странам или недостаточно понимают трагедию балтийских наций после оккупации, прежде всего массовую депортацию эстонцев, латышей и литовцев при Сталине.

«25 лет тому назад статус негражданина был необходимым решением, чтобы стабилизировать ситуацию в Эстонии и Латвии, — говорит латвийский политолог Иварс Иябс (Ivars Ijabs) и приводит в пример другие постсоветские государства, которые до сих пор страдают от этнических сепаратистских конфликтов, например, Украину, Молдавию или Грузию. — Однако статус негражданина давно стал бессмысленным и порождает только новое отчуждение».

И все же Иябс не думает, что в Латвии скоро появится решение этой проблемы. «Если наша политическая элита не справится с тем, чтобы регулировать ситуацию 50-ти детей в год, тогда, пожалуй, не будет вообще никакого общего решения».

Безвизовые страны для граждан Латвии — весь список

Государство

Срок пребывания

Австралия

до 3 месяцев за один въезд eVisitor

Австрия

до 90 дней в полугодии

Албания

до 90 дней

Андорра

до 90 дней в году

Антигуа и Барбуда

до 3 месяцев в полугодии

Аргентина

до 90 дней в году

Армения

до 180 дней в году

Багамские острова

до 3 месяцев в полугодии

Барбадос

до 3 месяцев в полугодии

Белиз

до 30 дней

Белоруссия

до 5 суток (въехав и выехав через пограничный пункт «Минский Национальный аэропорт» и предъявив действительные документы для въезда. Не распространяется на лиц, которые через аэропорт «Минск» въезжают в страну из аэропортов России, а также лиц, которые выезжают из Белоруссии в аэропорты России)

Бельгия

до 90 дней в полугодии

Болгария

до 90 дней в полугодии

Боливия

до 90 дней с туристической целью въезда

Босния и Герцеговина

до 90 дней

Ботсвана

до 90 дней в году

Бразилия

до 3 месяцев в полугодии

Бруней

до 30 дней в полугодии

Вануату

до 90 дней в течение 180 дней

Великобритания

до 90 дней в полугодии

Венесуела

только с туристическими картами DEX-2

Венгрия

до 90 дней в полугодии

Восточный Тимор

до 90 дней в течение 180 дней

Гаити

до 90 дней

Гватемала

до 90 дней

Греция

до 90 дней в полугодии

Гренада

до 90 дней в течение 180 дней

Грузия

до года

Гондурас

до 30 дней

Гонконг

до 90 дней в течение 6 месяцев

Германия

до 90 дней в полугодии

Дания

до 90 дней в полугодии

Доминика

до 90 дней в течение 180 дней

Доминиканская Республика

до 30 дней с туристической целью въезда

Израиль

до 90 дней в течение 6 месяцев

Индонезия

до 30 дней

Ирландия

до 90 дней в полугодии

Исландия

до 90 дней в полугодии

Испания

до 90 дней в полугодии

Италия

до 90 дней в полугодии

Канада

до 6 месяцев в году

Казахстан

до 30 дней

Кипр

до 90 дней в полугодии

Кыргызстан

до 60 дней

Колумбия

до 180 дней в году

Kорейская Республика

до 90 дней в течение 6 месяцев

Косово

до 90 дней

Коста-Рика

до 90 дней в полугодии

Литва

до 90 дней в полугодии

Лихтенштейн

до 90 дней в течение 12 месяцев

Люксембург

до 90 дней в полугодии

Маврикий

до 3 месяцев в полугодии

Макао

до 90 дней в течение 6 месяцев

Македония

до 90 дней в полугодии

Малайзия

до 90 дней

Мальдивы

до 30 дней

Мальта

до 90 дней в полугодии

Марокко

до 3 месяцев в течение 6 месяцев

Мексика

до 90 дней в течение 6 месяцев

Молдова

до 90 дней в течение 6 месяцев

Монако

до 90 дней в течение 6 месяцев

Нидерланды

до 90 дней в полугодие

Нидерландские Карибские острова(Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба), Аруба, Кюрасао, Синт-Ма́ртен

до 30 дней на одном острове и не более 90 дней суммарно

Никарагуа

до 90 дней

Новая Зеландия

до 3 месяцев с целью въезда туризм

Норвегия

до 90 дней в полугодие

Объединённые Арабские Эмираты

до 90 дней в течение 180 дней

Панама

до 6 месяцев с туристической целью въезда

Парагвай

до 90 дней за один въезд

Перу

до 90 дней в течение 180 дней

Польша

до 90 дней в полугодии

Португалия

до 90 дней в полугодии

Румыния

до 90 дней в полугодии

Сальвадор

до 90 дней

Самоа

до 90 дней в течение 180 дней

Санмарино

до 90 дней

Свазиленд

до 60 дней

Сейшельские острова

до 3 месяцев в полугодии

Сенегал

до 90 дней

Сент-Винсент и Гренадины

до 90 дней в течение 180 дней

Сент-Лусия

до 90 дней в течение 180 дней

Сент-Киттс и Невис

до 3 месяцев в полугодии

Сербия

до 90 дней

Сингапур

до 90 дней

Словакия

до 90 дней в полугодии

Словения

до 90 дней в полугодии

Соединённые Штаты Америки

до 90 дней ESTA

Тайвань

до 30 дней

Тринидад и Тобаго

до 90 дней в течение 180 дней

Тувалу

до 90 дней в течение 180 дней

Тунис

до 90 дней

Турция

до 30 дней в полугодии

Украина

до 90 дней

Уругвай

до 90 дней в полугодии

Фиджи

с целью въезда туризм или бизнес

Филиппины

до 30 дней

Финляндия

до 90 дней в полугодии

Франция

до 90 дней в полугодии

Хорватия

до 90 дней в году

Черногория

до 90 дней

Чехия

до 90 дней в полугодии

Чили

до 90 дней

Швейцария

до 90 дней в полугодии

Швеция

до 90 дней в полугодии

Эквадор

до 90 дней

Эстония

до 90 дней в полугодии

Япония

до 90 дней за один въезд

Фонд интеграции и миграции организует в Пайде дебаты о «серопаспортниках»

Опубликовано: Kollane 08|08|2016 || Просмотров: 2315

На Фестивале мнений, который состоится 12-13 августа в городе Пайде (Эстония), Фонд интеграции и миграции «Наши люди» (MISA) совместно с пятью партнерами организует дебаты на тематической площадке «Потенциал государства». В пятницу, 12 августа, в обсуждении темы «Лица с неопределенным гражданством — головная боль или неиспользованный потенциал?» примут участие Пауль Эрик Руммо, Мари-Лийз Лилль, Олеся Лагашина, Хенри Лаупмаа и Владимир Свет.
Известно, что в Эстонии в настоящее время проживает свыше 80 000 человек с неопределенным гражданством (или 6 процентов населения). «Неграждане» — определение для лиц без гражданства в Латвии и Эстонии, имеющих особый статус. Он распространяется на лиц, проживающих в этих государствах, состоявших в гражданстве СССР, которые после его распада не получили никакого признанного гражданства, а также на их детей, не имеющих никакого гражданства.

«Негражданство» коренных жителей страны — фактически довольно странный, ранее неизвестный в мировой практике статус — неграждане не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без гражданства, а являются лицами с «oсобым правовым статусом». В качестве документа, удостоверяющего личность, им выдается особый «паспорт негражданина» (который выдается только им — «проездной документ лица без гражданства»).

Рекомендуется к просмотру: 

Идея Мадисона о серопаспортниках: пять лет на получение гражданства. Не сдал — вышлют из Эстонии.
Россия сняла возрастное ограничение на безвизовый въезд в страну неграждан из Эстонии
Россия готовится снять возрастное ограничение на безвизовый въезд в страну неграждан из Латвии и Эстонии

Примечания[править | править код]

  1. Закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» (латыш.)
  2. Решение ВС ЛР «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации»(латыш.)
  3. Latvijas Tautas frontes 2. kongress. Programma, statūti, rezolūcijas — Rīga, LTF izdevniecība, 1990 — 7. lpp.
  4. Распределение населения ЛР по гражданству и национальности на 01.01.2007. (латыш.)
  5. Решение Конституционного суда ЛР по делу № 2004-15-0106
  6. Конвенция ООН о сокращении числа апатридов
  7. Закон о политических партиях — см. ст. 26 (латыш.)
  8. Закон о финансировании политических организаций (партий) — см. ст. 4 (латыш.)
  9. Справка ЛКПЧ о различиях прав граждан и неграждан, 2006
  10. Визовая информация на сайте посольства РФ в Латвии
  11. Закон о гражданстве
  12. Статистика работы Управления натурализации ЛР, 2007 (латыш.)
  13. Reģionālo aspektu nozīme pilsonības jautājumu risināšanā — Rīga: LR Naturalizācijas pārvalde, 2003. — 66. lpp.
  14. Uzskati par starpetniskajām attiecībām Latvijā — Rīga: SKDS, 2005. — 12.—13. lpp.(латыш.)
  15. Бузаев В. В. Инициативы в отношении ликвидации массового безгражданства и его последствий, 2007
  16. Негражданам – право участия в выборах самоуправлений, обращение 19 общественных организаций, 01.07.2007.
  17. Проект поправок к закону о муниципальных выборах, 2007 (латыш.)
  18. Проект программы ЦС, раздел «Неграждане Латвии»
  19. Программа ЗаПЧЕЛ, см. пункт 7.3.
  20. Программа ТБ/ДННЛ (латыш.)
  21. ЛПП/ЛЦ за референдум о праве неграждан избирать самоуправления delfi.lv, 23.04.2007. (латыш.)
  22. Голосование в Сейме 26.04.2007.(латыш.)
  23. Пресс-релиз миссии ОБСЕ от 08.10.2006.: (англ.) (латыш.)
  24. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Права национальных меньшинств в Латвии См. тж. другие документы СЕ: доклад от 12.02.2004 (пкт. 24—65) и комиссара по правам человека(англ.)
  25. Комитет по правам человека ООН, заключительные замечания по Латвии, CCPR/CO/79/LVA, 06/11/2003(англ.) См. пкт. 16—18
  26. Резолюция Европарламента по поводу доклада Еврокомиссии по всестороннему мониторингу Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии на предмет готовности к вступлению в ЕС. P5_TA(2004)0180, 11/03/2004(англ.) См. пкт. 74. Пкт. 73, однако, признает соответствие латвийского законодательства о гражданстве международным стандартам
  27. Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств: версия 2004 г.(англ.) версия 2003 г. (русск.)

Натурализация

Неграждане могут натурализоваться при условии, что они постоянно проживают в Латвии не менее 5 лет, демонстрируют знание латышского языка, правильно отвечают на вопросы, касающиеся Конституции и истории Латвии, в том числе о том, что она была оккупирована Советским Союзом (вопрос обсуждается на латышском русском языке. пресса) и выучите слова государственного гимна Латвии . Гражданство не может быть предоставлено бывшим военнослужащим иностранных вооруженных сил , лицам, осужденным за пропаганду фашистских или коммунистических идей или разжиганию межнациональной розни, а также лицам, считающимся враждебными Латвийской Республике. Правительство может отказать в натурализации лицам, выполнившим требования, если они будут признаны нелояльными. Это было обжаловано в деле Петропавловскис против Латвии в Европейском суде по правам человека , но в 2015 году суд единогласно постановил, что такие отказы законны.

По состоянию на 30 июня 2010 года натурализовались 134 039 человек, в основном бывшие неграждане. Уровень натурализации достиг своего пика в 2004–2006 гг., Достигнув пика в 2005 г. (19 169 натурализовавшихся), и с тех пор существенно снизился во всех этнических категориях (2080 натурализованных в 2009 г.).

Опрос, проведенный и опубликованный в 2003 году Управлением натурализации, показал, что категории лиц, не являющихся гражданами страны, с наибольшей вероятностью натурализовались: социально активные, в возрасте от 25 до 50 лет, женщины, имеющие законченное высшее образование, служащие в местных или государственных органах власти, а также все, кто живет в Риге. и его окрестностях. Причины отказа от гражданства приводятся следующими причинами:

  1. 34,2% — люди автоматически заслуживают гражданство
  2. 26,2% — надеются, что натурализация будет упрощена
  3. 26,2% — путешествовать в Содружество Независимых Государств для неграждан легче
  4. 23,5% — опасения по поводу прохождения теста на знание латышского языка
  5. 21,6% — особой необходимости нет
  6. 20,5% — опасаются сдачи теста по истории Латвии
  7. 20,2% — стоимость комиссии
  8. 18,1% — мало времени
  9. 17,9% — натурализация унизительна
  10. Менее 9% — предпочтение гражданства, отличного от латвийского

Почему прибалтам так нужна категория «неграждане»?

Ещё в начале девяностых, во время запуска процесса приватизации в том числе в Прибалтике, неграждане участвовать в нём не имели права. Собственность бывшего Советского Союза на территории этих государств поделили граждане, латыши и эстонцы. Кроме того, «неграждане» Латвии до сих пор не участвуют в выборах разных уровней, они не имеют права занимать должности в государственных учреждениях, работать в полиции и силовых структурах. В остальном они обладают теми же правами, что и «первосортные» прибалты – впрочем, названных ограничений вполне достаточно для определения Латвии и Эстонии как государств, культивирующих ксенофобию и нацизм в русле государственной политики.

В Латвии, по разным оценкам, от 200 до 350 тысяч человек неграждане, в Эстонии – от 70 до 90 тысяч человек.

А в начале девяностых в Латвии проживало около 700 тысяч неграждан, в Эстонии – около 200 тысяч. Кто-то уехал в Россию, где процедура получения гражданства для таких «репатриантов» до сих пор максимально упрощена, кто-то прошёл процедуру натурализации и получил национальные гражданства балтийских стран. До последнего времени число неграждан в Латвии и Эстонии постоянно менялось – дети неграждан с рождения тоже являлись негражданами.

В Эстонии в 1990 году было 12 процентов неграждан, а в 2019 – 5 процентов от всего количества жителей этого государства. В Латвии эти цифры составляют соответственно 25 и 15 процентов.

Юридическое основание появления этой категории людей в Латвии, например – решение Верховного Совета Латвийской Республики от 15 октября 1991 года «О восстановлении прав граждан Латвийской республики и основных условиях натурализации». Согласно этому документу, гражданство Латвии получили лишь две трети жителей этой республики, все они были гражданами довоенной Латвии и их потомки. Причину такого решения Верховного Совета Латвийской республики (позднее – Сейма) депутаты называли безо всякого стеснения. Эта причина – недоверие нового руководства республики к трети населения Латвии как к избирателям.

«Теоретически у латышей была возможность бороться за свою независимость с оружием в руках,– вещает Андрей Пантелеевс, работавший в своё время председателем комиссии Сейма Латвии по национальной безопасности и являющийся лидером партии «Латвийский путь».– Это привело бы к кровавым столкновениям. Гораздо разумнее выглядел другой путь – попытаться легальными средствами проникнуть в существовавшие в то время структуры власти, а для этого необходимы были голоса, ведь тогда голосовали все жители Латвии. И мы лгали, что наша цель – так называемый нулевой вариант. Но это была сознательная ложь, которая помогла избежать человеческих жертв».

Статус неграждан Эстонской республики регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года. Больше никакой особой разницы между отношением к негражданам и их юридическим определением у Эстонии и Латвии нет.

Деление на неграждан

Важным элементом политики всех трех стран является негативное отношение к России и Китаю. Дело в том, что балтийские страны болезненно воспринимают период существования СССР и называют его «советской оккупацией». Более того, Эстония и Латвия в 90-е годы приняли революционные законы о гражданстве, где вводился термин «негражданин республики». В соответствии с этим, гражданами той же Латвии являются те, кто имел латвийское гражданство до 17 июня 1940 года, и их потомки. Простыми словами, все, кто поселился в Латвии во времена так называемой советской оккупации, признаются негражданами республики с ограниченным правовым статусом. Паспорт негражданина позволяет проживать как на территории Латвии, так и на территории Эстонии, однако без права голоса на выборах и возможности баллотироваться на политические должности.

Спустя 10 лет действия этого закона в Латвии насчитывалось более 18% населения, которое официально имело паспорт негражданина. Аналогичным путем пошла Эстония, где по состоянию на 2020 год проживает более 72 тысяч апатридов. Политолог Виктор Скринник считает, что именно принятие законов о гражданстве в Прибалтике и предопределило дальнейший вектор развития политики всего региона.

По праву можно сказать, что наиболее враждебная риторика в адрес России в свое время звучала от президента Эстонии Томаса Ильвеса и президента Литвы Дали Грибаускайте. В большей мере холодные отношения между Прибалтикой и Москвой связаны географическими факторами. Вильнюс, Таллин и Рига опасаются «крымского сценария» со стороны России, учитывая уязвимость их военного положения. Речь идет о так называемом Сувалкском коридоре — 100-километровой зоне между Калининградской областью и Беларусью. По подсчетам военных, российские войска могут в ходе наступления завладеть этим проходом менее чем за два часа, что полностью отрежет Прибалтику от сил НАТО

В связи с этим для Вильнюса крайне важно иметь дружеские отношения с Беларусью, которые бы служили гарантией невозможности реализации вышеупомянутого сценария. Однако в связи с недавними событиями в Минске, политики Балтии начинают говорить, что их государства плавно берут в кольцо авторитарные режимы

На этом фоне страны Прибалтики окончательно отказываются от сотрудничества с любыми государствами, которые считают недемократическими.

В конце марта этого года стало известно, что Литва выходит из инвестиционного формата сотрудничества с Китаем «17+1», и это беспрецедентный случай.  Кто выиграет от этого, а кто проиграет — покажет время.

Материал опубликован в газете «Вести» от 29 апреля №078. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

В каких ещё странах мира есть неграждане

В мире существует порядка 15 миллионов человек без гражданства. Это этнические и религиозные меньшинства, потомки мигрантов, дети беженцев.

От 10 до 15 миллионов человек в мире не являются гражданами ни одной страны. Почти все они лишены права на образование, здравоохранение, жилье и работу.

Так по рука об руку с какими странами идут Латвия и Эстония (по информации Reuters)?

  • Мьянма и Бангладеш. В 1982 году буддистское большинство Мьянмы приняло закон о гражданстве, который фактически превратил в лиц без гражданства большинство рохинджа, мусульман восточноазиатского происхождения. Этническое насилие заставило многих бежать из страны, но сотни тысяч рохинджа до сих пор остаются в Мьянме. В соседнем Бангладеш и других странах Азии живут около 900 тысяч рохинджа. Некоторых из них продают в рабства на плантации или рыболовные суда.
  • Кот-д’Ивуар. В Кот-д’Ивуаре живут 692 тысячи человек без гражданства. Многие из них — потомки мигрантов, в особенности из Буркина-Фасо, Мали и Ганы, которые в течение XX века приезжали работать на кофейных и хлопковых плантациях Кот-д’Ивуара. Как минимум четверть населения Кот-д’Ивуара — иностранного происхождения, и вопрос о том, кто является кот-д’ивуарцем, вызвал две гражданские войны в этой франкоязычной западноафриканской стране.
  • Таиланд. Почти 479 тысяч жителей страны — люди без гражданства, включая высокогорные племена Яо, Хмонг и Карен, живущие на границе с Мьянмой и Лаосом, и полукочевых «морских цыган» на побережье Андаманского моря.
  • Сирия. В 1962 году многие курды на северо-востоке страны были лишены гражданства — шаг, который Human Rights Watch называет частью плана по «арабизации» региона. До гражданской войны в Сирии было около 300 тысяч курдов без гражданства, многим из них президент Башар Асад обещал гражданство после восстания 2011 года. По данным ООН, количество людей без гражданства в Сирии упало до 160 тысяч человек, но, скорее всего, потому, что многие бежали от войны. Эксперты предупреждают, что дети, рожденные сирийскими женщинами в Ливане и Иордане, могут оказаться людьми без гражданства.
  • Кувейт. После получения страной независимости в 1961 году многие представители кочевых бедуинских племен не получили гражданства. Их потомки известны как «бидун», на арабском «без» (гражданства). По данным ООН, в Кувейте живут 92 тысячи «бидун», но, по некоторым оценкам, их число гораздо больше. Они часто не имеют доступа к образованию, здравоохранению и работе.
  • Непал. Хотя Непал уверяет, что у него нет населения без гражданства, эксперты полагают, что число людей без гражданства может исчисляться сотнями тысяч. Часть проблемы — закон, запрещающий женщинам, вышедшим замуж за иностранцев, передавать гражданство детям. Также гражданства нет у людей, изгнанных из Бутана в 1990-х.
  • Доминиканская Республика. Согласно решению суда от 2013 года, вкупе с предыдущими поправками к закону о гражданстве, направленными на борьбу с нелегальной миграцией, без гражданства остались, по данным ООН, 134 тысячи человек гаитянского происхождения, рожденных в Доминиканской Республике.
  • Ирак. В Ираке примерно 47 тысяч жителей без гражданства, включая «бидун», палестинских беженцев и курдов-файли, исторически живущих на ирано-иракской границе. Как минимум 150 тысяч курдов-файли потеряли гражданство в 1980-х годах при режиме Саддама Хусейна, и хотя с тех пор некоторым из них вернули гражданство, другие остаются лицами без гражданства.
  • Европа. В Центраьной и Восточной Европе живут десятки тысяч рома (цыган) без гражданства. После распада Чехословакии и Югославии новообразованные государства заявили, что рома должны получить гражданство какой-нибудь другой страны. Рома в Косове и Боснии потеряли гражданство, бежав от боевых действий. Семьи рома часто не регистрируют рождение детей или не оформляют право на собственность, предпочитая передавать дома родственникам в частном порядке. Из-за этого им сложно доказать, откуда они родом.
  • Колумбия. До 25 тысяч детей, рожденных венесуэльцами, бежавшими в Колумбию от политического и экономического кризиса у себя в стране, рискуют оказаться лицами без гражданства. Для получения гражданства Колумбии у ребенка должен быть хотя бы один родитель-колумбиец.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector