Нарвские триумфальные ворота в санкт-петербурге

Александровский дворец в Царском Селе

Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2

Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село. 

Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии. 

Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:

  • «Юноша, играющий в бабки» отлит по модели Н. С. Пименова;
  • «Юноша, играющий в свайку» – по модели А. В. Логановского.

Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.

После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

Иоанновские ворота

Рекомендовать место

5

Иоанновские ворота находятся в Иоанновском равелине Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Цель возведения этой брамы — обеспечить проход с Иоанновского моста через Петровские ворота внутрь крепости.

Проект Иоанновских ворот разработал военный инженер Б. Х. фон Миних, строительство шло с 1738 по 1740 год под руководством Х. Де Марина. Дата окончания строительства – 1740 год – была запечатлена над самим проёмом ворот. Интересно, что во время перестройки из камня Петропавловской крепости, Иоанновские ворота были последним возведенным сооружением — завершением всей работы. Тимпан ворот имеет картуш, украшенную императорской короной в ореоле воинских атрибутов – барабанов, знамён и алебардов.

Парадный фасад был декорирован двумя парами колонн. Внутренний фасад ворот декорирован рустом и розетками.

Смольный институт

Где: Смольный пр-д, д. 1

Джакомо Кваренги считал Смольный институт лучшей постройкой своей жизни. 

Необычное название произошло от смоляного двора, который когда-то здесь находился. На нем хранилась смола для судов, строившихся на Адмиралтейский верфи. Петр I, часто посещавший это место, распорядился срубить себе дом, а позже его преемница Екатерина I, восхищенная панорамой, велела построить здесь дворец.

Уже по указанию императрицы Елизаветы Петровны был основан Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым закрепилось название «Смольный». 5 мая 1764 года по высочайшему указу Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. Но здание не подходило для этих целей из-за планировки, поэтому Кваренги поручили построить новое здание Смольного института для Воспитательного Общества Благородных девиц, а Ю. М. Фельтену отдали строительство специального здания для Мещанского училища, позже названного Александровским институтом. 

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги возвел постройку южнее монастыря. Корпус с боковыми крыльями образовали традиционную П-образную композицию с парадным двором, напоминающую план классических усадеб. Центр выделен портиком с колоннадой ионического ордера. Цокольный этаж обработан горизонтальным рустом, торцовые фасады боковых корпусов – пилястрами.

Источник фото

На втором этаже архитектор запланировал учебные помещения, на верхнем этаже – жилые комнаты учениц. Несмотря на огромные размеры, в институте сложно заблудиться. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор, который бесконечно тянется вдоль всего основного корпуса. 

В правом северном флигеле, находились квартиры начальницы и правительницы Смольного Института, под ними – малая столовая для начальницы, правительницы, классных дам и преподавателей. Под столовой, в подвальном помещении, располагался кухонный корпус с выходом в малый хозяйственный двор. В левом южном флигеле находились помещения хозяйственного назначения и кухонный комплекс, выделенные в отдельные дворовые постройки. 

План Кваренги. Источник фото

В южном крыле Смольного Кваренги разместил Актовый зал, который считается одним из лучших спроектированных им интерьеров. Два ряда коринфских колонн разделили зал на три части – нефы. Стены и колонны отделаны белым мрамором. Дверь обрамлена архивольтом, наружным обрамлением арки, выделяющим ее из плоскости стены, а поверх него размещены фигуры Славы. Оригинальные люстры, похожие на античные светильники, созданы по рисункам великого зодчего. В Актовом зале проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев
Фото из выпускного альбома 1889 г.
Источник фото

Именно здесь В. И. Ленин сообщил собравшимся о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов и были приняты первые декреты Советской власти:

  • «Декрет о мире»;
  • «Декрет о земле»;
  • «Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства». 

До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства.

Смольный, 1917 г. Источник фото

Большое значение придавал архитектор окружающей среде. Со стороны главного подъезда он спроектировал большую площадь, которая позволяла охватить взглядом все здание, а с противоположной стороны заложил регулярный сад.

Въезд на территорию Смольного оформили два пятиколонных портика тосканского ордера, образующих пропилеи, парадный проход, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке. На фризах колоннад можно прочитать надписи «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».

Сегодня в здании Смольного института находятся резиденция губернатора Петербурга и городская администрация. Внутри можно посетить музейные экспозиции, которые отражают всю историю здания, – Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.

Поделиться статьей:

Этапы реставрации

Детали оформления ворот

Скульптурная группа и аттик ворот

Гений славы

Дверь во внутренние помещения

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.

В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.

28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.

Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек

В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война[].

В 1932 г. была проведена значительная реставрация.

Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

Во время войны памятник сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбиты детали скульптур и украшений, разрушен карниз), что потребовало проведения полной реставрации в 1949—1951 годах (архитектор И. Н. Бенуа, скульптор А. Е. Громов). С осени 1949 года проводились обследования и обмеры (руководитель Б. А. Розадеев), с января по осень 1951 года воссозданы утраченные детали медных скульптур и орнаментов (способом выколотки, чеканщики К. П. Кротов и др.), выправлены вмятины, восстановлена внешняя листовая обшивка; выровнены пробоины и вздутия (вызванные взрывами) гранитной облицовки цоколя, заменены ступени крыльца (гранитчики под руководством В. Е. Бочарова); очищены поверхности и возобновлена их «патиновая» окраска (бригада маляров К. Д. Мауричева); воссозданы оформление и каркас карнизов аттика и ордера (кровельщики Алексеев и др.); позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году (бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова).

Очередные реставрации ворот также проводились в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

Дом Толстого

Этот проект также является изобретением великого зодчего Федора Ивановича Лидваля. Не стоит слушать истории о том, что этот дом когда-то принадлежал русскому писателю-классику. На самом деле это здание было построено для военнослужащего Петра Толстого в начале двадцатого века.

Спроектированные арки Лидваля стали самой известной частью здания. На почтовых карточках и книжных изданиях часто изображали именно большие, с колоннами по обеим сторонам арки. Путь, проходящий через несколько арок, получил народное название «улица архитектора Лидваля». Найти это сооружение можно на улице Рубинштейна, дом семнадцать.

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.

Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Экспозиция музея Нарвские ворота в СПб

Если соблюдать правила дорожного движения, то пройти к
Нарвским воротам можно через подземный переход. В центре подземного перехода
имеется выход к основанию ворот.

Выход из подземного перехода к Нарвским воротам

Вас встречают два древнерусских витязя с венками.

Русские витязи с венками в руках

Вход в музей находиться в левой колонне, получается, что
входим во внутрь колонны .

Вход в музей Нарвские ворота

Так как это колонна, то место для размещения помещений музея
не много. На первом этаже находиться касса и тут же располагается винтовая
железная лестница, ведущая наверх, непосредственно в выставочный зал.

Винтовая лестница в музеи Нарвские ворота СПб

Подниматься по этой лестнице можно только по одному
человеку,  придется подняться примерно на
5 этаж жилого дома.

И вот вы наверху, перед вами открывается небольшое помещение, где и располагается  выставка музея Нарвские ворота в Санкт-Петербурге.

Небольшое помещение музея

Музей не имеет постоянную экспозицию. Экспозиции периодически меняется, к различным знаковым датам. В наше посещение экспозиция была посвящена  220 лет со дня рождения А.С.  Пушкина и отражение в его творчестве войны 1812 года и ее участников.

Оказывается, что в 90 произведениях Пушкина упоминаются события и участники войны 1812 года.

В противоположном углу, от основной экспозиции,  размещен солдат русской армии войны 1812 года. Около него можно было сделать фото, при этом использовать головные уборы русской армии.

Солдат русской армии войны 1812 года

Так же из экспозиции можно было узнать, как менялась округа около Нарвских триумфальных ворот или Нарвской триумфальной арки.

Репродукция из музея Нарвские воротаСледующее фото репродукция из музея Нарвские ворота

На противоположной стороне от входа где мы вошли имеется другой выход, установлен стол с печатной продукцией музея. На столе разложены книги об истории Петербурга, которые можно купить. Цены на книги от 100 рублей до 450 рублей.

Книги об истории Петербурга

На фото видна дверь другого выхода из музея.

На этом осмотр экспозиции музея окончен и пора обратно на улицу по той же лестнице, что и поднимались наверх.

Лестница на спуск

Хочется отметить, что когда посетителей мало, то вы поднимаетесь и спускаетесь по одной лестнице, а когда много, то спускаетесь по другой лестнице, которая расположена в другой колоне.

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.

После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Ассигнационный банк

Где: Садовая ул., д. 21

В XVIII веке Российская империя постоянно вела военные действия, которые значительно били по государственной казне. Особенно было в ходу серебряные монеты, так как они ценились на европейских рынках и были средством международных расчетов. Из-за этого казна стала испытывать дефицит серебра, а использование монет в таком количестве доставляло физические неудобства. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег – ассигнаций, которые по замыслу могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься в качестве законного платежного средства.

Так в 1769 году был основан Ассигнационный банк, а в 1782 году императрица Екатерина II повелела построить дня него специальное здание. 5 мая 1783 года был утвержден проект Кваренги, но первоначальный замысел менялся во время строительства несколько раз. 

Для банка выделили весь освободившийся после сгоревшего Морского рынка участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками.

Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы учреждения.  Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили.

Центральная часть фасада здания со стороны Садовой ул.Источник фото
 

Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. Считается, что за основу была взята ограда Летнего сада. Копия, выполненная Кваренги, хранится в собрании Национального музея в Варшаве. 

Чертежи оградыИсточник фото

С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании выпускали ассигнации, а в 1843-м банк закрыли за ненадобностью – как раз тогда в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1860-х годах в железных павильонах-беседках во дворе со стороны Садовой публично сжигали износившиеся бумажные деньги. Это событие привлекало много зрителей.

3 июня 1930 года здесь открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (ныне – Университет Экономики и Финансов), который занимает здание и сейчас.  

В 1967-м году в связи со 150-летием со дня смерти зодчего перед бывшим Ассигнационным банком установили памятник-бюст Кваренги скульптора Л. К. Лазарева. И это вполне логично. По мнению ряда исследователей, работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге.
 

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.

Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Нарвские триумфальные ворота

Еще один важный памятник архитектуры – Невские триумфальные ворота, выполненные в стиле Ампир. Найти их можно на площади Стачек.

Проект был разработан Джакомо Кварнеги, выполнен из дерева и алебастра. Первая арка увидела свет в 1814 году. Ее открытие приурочили к победному возвращению русской армии после победы в войне 1812 года.

Конструкция арки, выполненная из дерева и алебастра, быстро ветшала. И по личному указу императора Николая І в 1827 году начали проводить реконструкционные работы. Перед архитектором В.П. Стасовым была поставлена задача полностью перестроить ворота, художниками-скульпторами выступали: И. Леппе, П. Клодт и другие.

Реконструкция была завершена в 1834 году, об этом есть соответствующая надпись на самих воротах. По случаю открытия новых ворот была выпущена бронзовая медаль. Принимала работу зодчих все императорское семейство.

В данный момент Невские триумфальные ворота – это один из филиалов известного Музея городской скульптуры. В самих воротах есть несколько помещений, в них работают залы Музея воинской славы. Он был учрежден в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда.

Петр I — ворота в Европу

Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день. Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России. Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.

Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости. После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны. Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.

Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.

Реставрационные работы

Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.

Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).

Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.

Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).

Где ещё увидеть творения Клодта

На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм

Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.

Поделиться статьей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector