Альтамира (пещера)
Содержание:
Ссылки [ править ]
- ^
- Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
- . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
- Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
- Verkaar, ELC (19 марта 2004). . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI . PMID . Проверено 31 декабря 2012 года .
- ^
- Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). . Дейли телеграф . Архивировано из 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
- . Архивировано из на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
- Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
- . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .
Первобытная «Сикстинская капелла»
Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.
А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»
Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)
Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)
Изображение бизона. (ethnomir.ru)
Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).
Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось
Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях
Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.
Пещера Коске
На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.
В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.
Темы африканского искусства
Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них — это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское — напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.
Вторая тема — это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.
Третья большая тема — это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.
Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!
В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?
Посещение пещер
Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.
В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.
Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.
В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .
В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..
В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.
Культурное влияние
Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.
Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.
Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожие на Флинтстоунов .
Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.
Линия современной посуды Primitive середины 20-го века, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.
Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.
Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .
Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.
В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный телекомпаниями Antena 3 и COPE .
В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .
Без кисти и карандаша
Пещера Альтамира тянется до завала на 270 метров, но некогда она уходила вглубь на 8-10 километров и имела систему разветвленных ходов. Спелеологи пытались пробиться в заблокированные ходы, но они оказались такими узкими, что им пришлось повернуть назад. Пещера имеет несколько «залов» и «комнат» с разным уровнем высоты потолков. Среди них так называемый Большой полихромный зал с расписным сводом площадью 180 квадратных метров, именно из-за этого расписного потолка Альтамиру и прозвали «Сикстинской капеллой каменного века» (в знаменитом творении Микеланджело тоже полностью расписан потолок).
Меньше по размеру «Зал тектиформ», залы «Ямы», «Хвост лошади», «Прихожая», «Галерея», «Зал черного бизона». На стенах пещеры изображены быки, бизоны, лошади, козлы, кабаны, мамонты, звери из семейства кошачьих, олени. А также символы, которые ученые пока что идентифицировать не могут. Все эти рисунки отличаются необычайной экспрессией, животные запечатлены в разных позах, но все время — в движении. Для прорисовки одних фигур делались прорези в камне, другие наносились без прорези. Одни рисунки сделаны только контурно, другие ярко раскрашены.
По мнению специалистов, рисунки принадлежат не только разным мастерам, но и разным культурам палеолита: мадленской (10-18 тысяч лет назад), солютрейской (17-21 тысяча лет назад), граветтской (22-28 тысяч лет назад), а некоторые могут относиться даже к более далекой ориньякской культуре — 26-32 тысячи лет назад. Радиоуглеродный анализ дает более скромный разброс дат — от 13 до. 17 тысяч лет назад.
В качестве красителей использовались охра, гематит, каолин, марганец, сосновый уголь. Краски разводились и наносились при помощи пальцев, обернутых в лоскуты меха, — прототип будущей кисти. Линии проводились угольными «карандашами». Некоторые рисунки плоскостные, другие имеют «трехмерный» эффект — для создания объема использованы неровности стен. Иногда эти неровности даже сделаны намеренно. Многие фигуры выполнены в натуральную величину. Некоторые словно не завершены (без ног, без головы), а другие имеют «кровавые» отметины. Всего в Альтамире около 150 фигур животных. Есть также схематически изображенные фигуры людей, отпечатки ладоней, непонятные точки и линии, расположенные группами.
Виды изображенных животных
Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.
Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах
Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.
Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.
Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Пещера Альтамира
Сантандер, Испания
Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.
Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.
Открытие
По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ), где-то мелькает 1868 год.
Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.
Мария де Саутуола
Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.
Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.
Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.
В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.
В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.
Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.
Что есть
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.
Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.
А посмотреть?
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.
Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.
Ещё у Альтамиры есть сайт.
Галерея
История
В 1879 году археолог-любитель Марселино Саутуола открыл миру древнюю пещерную живопись. Но его находка не вписывалась в рамки принятой истории, и уважаемые археологи не нашли ничего лучше, чем заявить, что это всего лишь подделка. Позже были найдены другие пещеры, с аналогичными рисунками. Сомневаться в их аутентичности уже не было возможности. И археологу Э. Картальяку ничего не оставалось, как лично принести извинения дочери Саутуолы. Увы, сам исследователь до этого признания не дожил.
Публичное открытие пещеры состоялось в 1968 году. И тут туристов начался приток туристов! В 1973 году их количество достигло 174 тысяч. Такая массовая атака повлияла на изменение микроклимата – древнее художественное искусство оказалось под угрозой. Пещеру несколько раз закрывали, потом открывали, ограничивая число посетителей. Очередь за билетом была длиной в несколько лет.
С 1985 годa пещера находится под защитой ЮНЕСКО. В музее Альтамира художники тщательно отреставрировали картины, чтобы все могли полюбоваться хотя бы копиями. Но надо отдать должное местным властям, руководству Национального музея и научному центру – они сделали все возможное для того, чтобы посещение туристов не навредило рисункам. С 2010 г. увидеть наскальную живопись времен палеолита может любой желающий.
Знаменитые рисунки
Картинные галереи, «фотовыставки» древних людей, поражающие воображение сюжетом, разнообразием, качеством проработки деталей:
- Пещера Магура (Болгария). Изображены животные, охотники, ритуальные танцы.
- Куэва-де-лас-Манос (Аргентина). В «Пещере рук» изображены левые руки древних обитателей этого места, сцены охоты, раскрашенные в красно-бело-черные цвета.
- Бхимбетка (Индия). Здесь «смешались» люди, лошади, крокодилы, тигры и львы.
- Серра-да-Капивара (Бразилия). Во множестве пещер изображены охота, сцены ритуалов. Самым старым рисункам не менее 25 тыс. лет.
- Лаас-Гааль (Сомали) – коровы, собаки, жирафы, люди в церемониальных одеждах.
- Пещера Шове (Франция). Открыта в 1994 году. Возраст некоторых рисунков, в том числе мамонтов, львов, носорогов, около 32 тыс. лет.
- Национальный парк Какаду (Австралия) с изображениями, выполненными древними аборигенами материка.
- Ньюспейпер-Рок (США, штат Юта). Наследие индейцев, с необычно высокой концентрацией рисунков на плоском скалистом утесе.
Наскальная живопись в России имеет географию от Белого моря до берегов Амура, Уссури. Вот несколько из них:
- Беломорские петроглифы (Карелия). Более 2 тыс. рисунков – охота, сражения, ритуальные шествия, люди на лыжах.
- Шишкинские писаницы на скалах в верховьях реки Лены (Иркутская область). Более 3 тыс. различных рисунков описаны в середине XX века академиком Окладниковым. К ним ведет удобная тропа. Хотя подъем туда запрещен, но желающих увидеть рисунки вблизи это не останавливает.
- Петроглифы Сикачи-Аляна (Хабаровский край). На этом месте было древнее стойбище нанайцев. На рисунках – сцены рыбалки, охоты, шаманские маски.
Надо сказать, что наскальная живопись первобытных людей в разных местах значительно отличается по сохранности, сюжетным сценам, качеству исполнения древними авторами. Но увидеть их хотя бы на фотографиях, а если повезет в реальности – это все равно, что заглянуть в далекое прошлое.
История открытия и признания Альтамиры
Картины Альтамиры были обнаружены в 1879 году при раскопках Марселино Санс де Саутуола . Пещера была известна с 1868 года, а Санс де Саутуола посещал ее с 1876 года. Он заметил наличие геометрических узоров на стенах, не придавая им никакого значения, но его дочь Мария, которой тогда было восемь лет, заметила первую наличие « тороса », нарисованного на потолке. Санс де Саутуола опубликовал в 1880 году «Краткие заметки о некоторых доисторических объектах провинции Сантандер».
Таким образом, исторически Альтамира является первым доисторическим графическим комплексом, который был обнаружен и опубликован
Важность этого открытия объясняет возникшие противоречия, поскольку ставит под сомнение некоторые научные идеи того времени. Действительно, с самого начала реализм представленных сцен вызывал сомнения в его подлинности: французский доисторик Эдуард Харле , ответственный за проведение инспекции для международного сообщества, опубликовал свой отчет в 1881 году и согласился с господствующей идеей, отрицая подлинность Альтамиры
Его признание в качестве художественного произведения, выполненного людьми палеолита, произошло в конце длительного процесса, который позволил прояснить видение доисторического периода.
Первым эти картины защитил тот, кто их открыл и опубликовал, М. Санс де Саутуола. Их подлинность не могла быть признана до его смерти, что однажды было подтверждено обилием подобных художественных произведений, найденных в нескольких европейских пещерах. В конце XIX — го века, особенно во Франции, были обнаружены наскальные рисунки , связанные неоспоримо к статуэток, стенных скульптур и резных костей, принадлежавших археологических уровней палеолита , все сопровождающие останки вымерших животных, по крайней мере , из региона ( мамонт , северный олень , степной зубр и др.).
Эмиль Картайак был ярым противником подлинности Альтамиры. С 1895 года , открытие гравюр и картин во французских пещерах Мут , Combarelles и Font-де-Гом , заставил его пересмотреть свою позицию. После посещения пещер он написал в обзоре L’Anthropologie (1902 г.) статью под названием «Пещера Альтамира. Mea culpa скептик ». После этой статьи палеолитический характер картин Альтамиры получил всеобщее признание.
В этом признании мы также должны подчеркнуть роль Жозефа Дешелетта , который в своем Руководстве по доисторической археологии квалифицирует Альтамиру как « Сикстинскую капеллу четвертичного искусства» . и отец Брей . Его работа о наскальном искусстве, впервые представленная в 1902 году на Конгрессе Французской ассоциации развития наук, опровергает мнение исследователей того времени.
Как только подлинность картин была установлена, дискуссия перешла к их значению и значению. Разногласия между исследователями касались точной датировки, загадочного предназначения этих произведений и их художественной и археологической ценности. Эти вопросы касались не только пещеры Альтамира, но и всего доисторического искусства.
Палеолит
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.
Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага.
Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».