Пещера альтамира

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b A. WG Pike et al., «Датировка палеолитического искусства в 11 пещерах в Испании серии U», Science 336, 1409 (2012), DOI : 10.1126 / science.1219957. «Мы представляем даты нарушения равновесия урановых рядов отложений кальцита, лежащих поверх или подстилающих предметы искусства, найденных в 11 пещерах, включая объекты Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Альтамире, Эль-Кастильо и Тито Бустильо, Испания. Результаты показывают, что традиция украшения пещер восходит, по крайней мере, к периоду раннего ориньяка, с минимальным возрастом 40,8 тысячи лет для красного диска, 37,3 тысячи лет для ручного трафарета и 35,6 тысячи лет для символа в форме ключицы. минимальный возраст показывает, что либо пещерное искусство было частью культурного репертуара первых анатомически современных людей в Европе, либо, возможно, неандертальцы также занимались росписью пещер ». Таблица 1: Возраст скорректирован на наличие детрита с использованием предполагаемого 232 Th /238 U активность1,250 ± 0,625 и 230 Th / 238 U и 234 U / 238 U в равновесии.
  2. ^ «Открытие Альтамиры» . Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Проверено 25 сентября 2018 года .
  3. Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). «Доисторические рисунки в пещере Альтамира в Испании открыты для немногих счастливчиков» . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
  4. ^ «Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании» . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
  5. ^ Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
  6. ^ Verkaar, ELC (19 марта 2004). «Материнская и отцовская линии в скрещивающихся видах крупного рогатого скота. Имеет ли Wisent гибридное происхождение?» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI10.1093 / molbev / msh064 . PMID 14739241 . Проверено 31 декабря 2012 года .
  7. ^ a b Консультации по путешествиям; Современная копия древних мастеров , The New York Times , 4 ноября 2001 г.
  8. Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). «На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20 000 лет» . Дейли телеграф . Архивировано из оригинального 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
  9. ^
  10. ^ «Испания вновь откроет доступ к доисторическим наскальным рисункам <Новости Испании | Expatica Spain» . Архивировано из оригинала на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
  11. ^ Visita ла Куэва де Альтамира
  12. ^ Песни для дьявола и смерти | Circle Six Архивировано 2 августа 2012 года в Archive.today.
  13. Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). «Los 12 Tesoros de España, resultados Definitivos y ganadores» . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
  14. ^ «Альтамира» . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»


Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

История обнаружения и признания

Пещеру нашел во время охоты Модесто Кубиллас — его собака застряла в трещине между скалами, он подошел, чтобы освободить ее. О своей находке Модесто сообщил местному богатому землевладельцу Саутуола; тем не менее, до 1875 пещера не посещалась, так как не вызвала особого интереса. Но летом 1879 землевладельцу пришло в голову исследовать полость с целью найти там кости или другие останки, подобные которым он увидел на выставке в Париже.

Он вошел туда с восьмилетней дочерью Марией, и девочка скоро воскликнула: «Смотри, папа, быки!» Также именно она первой дошла до бокового зала, где увидела еще несколько рисунков на потолке. Ее отец был поражен огромным количеством изображений животных; вскоре он опубликовал иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось о пещере. Позднее тезисы об этом историческом объекте были изложены в Мадридском университете профессором геологии Хуаном Виланова.

Живописная пещера подняла вокруг себя массу ученых споров. Открытие было настолько шокирующим, что у многих вызвало недоверие. Некоторые даже предполагали, что Саутуола сам всё это нарисовал и ввел в заблуждение научный мир; другие защищали его, говоря, что он сам был обманут. Согласно доступным на тот момент исследованиям, в указанные исторические периоды человечество еще не могло заниматься творчеством.

В 1880 Саутуола снова опубликовал издание, где разметил фотографии стен и потолка пещеры. В этот раз результаты были более впечатляющими — гуманист Мигель Феррера написал статью в известный научный журнал, где подтверждал подлинность изображений и подчеркивал их огромное значение. Тем не менее, по-прежнему многие приводили обратные доводы — один ученый даже весьма резко выразился, что эти рисунки тянут максимум на уровень ученика средней школы, и назвал всю эту историю мошенничеством. Однако в это время и на территории Франции начали находить подобные объекты. Этот факт заставил передумать многих рьяных противников подлинности пещеры.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках вы увидите различных животных. Напомним, изображены они в движении.

Время появления этих наскальных рисунков неизвестно. Но ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Культурное влияние

Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожие на Флинтстоунов .

Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.

Линия современной посуды Primitive середины 20-го века, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный телекомпаниями Antena 3 и COPE .

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .

Предметы, темы и узоры в наскальной живописи

Доисторическая наскальная живопись животных в Альбаррасине, Теруэль, Испания ( наскальная живопись Пиренейского Средиземноморья )

Пещерные художники используют различные техники, такие как отслеживание пальцев, лепка из глины, гравюры, барельефы, ручные трафареты и картины, выполненные в двух или трех цветах. Ученые классифицируют наскальное искусство как «знаки» или абстрактные знаки. Чаще всего на наскальных рисунках изображаются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также начертания человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые трепетанием пальцев . Наиболее часто встречаемые виды подходили для охоты людьми, но не обязательно являлись реальной типичной добычей, обнаруживаемой в связанных с ними отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости оленей, но этот вид вообще не появляется на наскальных рисунках, где лошади наиболее распространены. Рисунки людей были редкостью и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Геолог Киран Д. О’Хара в своей книге « Наскальное искусство и изменение климата» предполагает, что изображенные темы контролировались климатом. Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного сначала вырезался в скале, а в некоторых пещерах все или многие изображения выгравированы только таким способом, что несколько выходит за рамки строгого определения «наскальной живописи».

Точно так же крупные животные также являются наиболее частыми объектами многих небольших резных и гравированных частей из кости или слоновой кости (реже камня), относящихся к тем же периодам. Но к ним относится группа статуэток Венеры , которые не имеют аналогов в наскальных рисунках.

Трафареты для рук, сформированные путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают в результате характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с неокрашенной формой руки в центре, затем они могут быть украшены точками, тире и узоры. Часто они находятся в тех же пещерах, что и другие картины, или могут быть единственной формой живописи в определенном месте. На некоторых стенах много ручных трафаретов. Подобные руки тоже расписаны обычным способом. На нескольких руках показан полностью или частично отсутствующий палец, для чего был дан ряд объяснений. Изображения рук встречаются в аналогичных формах в Европе, Восточной Азии и Южной Америке.

Теории и интерпретации

Наскальные рисунки из Пещеры Зверей ( Гильф Кебир , Ливийская пустыня ) оценены в 7000 лет до н.э.

В начале 20 века, вслед за работами Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн   интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, чтобы увеличить изобилие добычи. Якоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь впервые, — это сила ожидания: дальновидное воображение. которого он еще не пришел «.

Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и в значительной степени основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были созданы шаманами палеолита . Шаман уходил в темноту пещер, входил в состояние транса, затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторой идеей вытягивания силы из самих стен пещеры.

Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественное, так и низкокачественное искусство и фигурки, выделяет среди художников широкий диапазон навыков и возрастов. Он предполагает, что основные темы в картинах и других артефактах (могущественные звери, рискованные сцены охоты и изображение женщин на фигурках Венеры ) — это работа мужчин-подростков, которые в то время составляли значительную часть человеческого населения . Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, декан Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, включая тех, что были вокруг пятнистых лошадей в Пеш-Мерле, принадлежали женщинам.

Посещение пещер

Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.

В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.

Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.

В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .

В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..

В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями

Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Описание внутреннего устройства

Древним охотникам пещера Альтамира служила одновременно убежищем и территорией для захвата. 13000 лет назад вход обрушился, и это помогло сохранить все наскальные рисунки практически в неизменном состоянии. Полость имеет 270 метров в длину и представляет собой коридор с многочисленными ответвлениями, заканчивающийся еще одной тесной галереей.

Пещера Альтамира

Температура и влажность воздуха в пещере на протяжении года остается практически неизменной — 13-14С и 94-97% соответственно. Изучение состава пещерных пород было проведение на основе куска от потолка, после чего были созданы две реплики для крупных музеев.

В настоящее время пещеру условно делят на несколько зон, таких как фойе, большой зал, игровая комната и прочие.

Датировка и периодизация [ править ]

Ассоциация животных в пещере Альтамира, автор Леруа-Гурхан.

Нет никакого научного согласия относительно датировки археологических артефактов, найденных в пещере, а также рисунков и картин, и ученые продолжают оценивать возраст наскального искусства в Альтамире.

В 2008 году исследователи, использующие уран-ториевое датирование, обнаружили, что картины были созданы в течение периода до 20000 лет, а не в течение сравнительно короткого периода.

Более позднее исследование, опубликованное в 2012 году, основанное на данных, полученных в результате дальнейших исследований уран-ториевого датирования, датировало некоторые рисунки в нескольких пещерах в Северной Испании, в том числе некоторые из булавовидных знаков в «Гран сала» Альтамиры. Самый старый найденный знак, «большой красный ключообразный символ Техо де лос Поликромос », был датирован 36,16 ± 0,61 тыс. Лет назад (исправлено), т.е. все еще в пределах ориньякского яруса . Лошадь с красными точками, также находящаяся в палате Техо-де-лос-Поликромос , была датирована
22,11 ± 0,13 тыс. Лет назад (начало Solutrean ), что свидетельствует о том , что росписи охватывают период более 10 000 лет.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector